Пределы допустимости экспериментов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пределы допустимости экспериментов



В связи с экспериментом Уилкокса и Митчелла, когда группе предлагалось исключить одного из ее членов, возникают некоторые проблемы, касающиеся экспериментов вообще и вызывающие беспокойство. С одной стороны, наверное, очень трудно проанализировать определенную черту характера человека, исследуемую в процессе эксперимента, - в данном случае чувство собственного достоинства. Обязательно ли уменьшившийся размер подписи является показателем снижения чувства самоуважения? Некоторые люди действительно по этой причине уменьшают свою подпись. Однако другие могут ее увеличить, чтобы компенсировать утраченное чувство собственного достоинства. Размер подписи не был единственным показателем уровня самоуважения в исследовании Уилкокса и Митчелла; испытуемым был также задан ряд вопросов, помогающих проанализировать эту переменную. Но не исключена вероятность, что вопросы, на которые отвечают испытуемые, не всегда являются надежным критерием исследуемых черт личности. /162/ Эксперименты в какой-то мере могут нам помочь определить, как ведут себя индивиды и целые группы в лабораторных условиях. Но можно ли на их основе судить о поведении людей за пределами лаборатории? Убедительным доводом против достоверности этого эксперимента является и тот факт, что испытуемые, принимавшие участие в эксперименте Уилкокса и Митчелла, знали, что находятся не в спасательной шлюпке. Они могли участвовать в эксперименте, но не чувствовать личной причастности к нему. В самом деле, эта проблема касается всех групп, образованных исключительно в экспериментальных целях. Большинство из участвующих в экспериментах в качестве испытуемых, просто выполняют то, что от них требуется. Они знают, что эксперимент закончится через определенное время, обычно он длится лишь несколько часов. Более того, лабораторные группы, как правило, являются однородными по возрасту, образованию и социальному положению. Поскольку в качестве испытуемых выступают студенты колледжей, экспериментальные группы часто создаются из образованных молодых людей в возрасте 18-20 лет, представителей средних слоев общества. Выводы, основанные на исследовании таких групп, нельзя применить к группам старшего возраста или шайкам, состоящим из представителей низшего слоя.

В связи с этими экспериментами возникают также этические проблемы. Следует ли вмешиваться в личную жизнь человека и исследовать его чувство собственное достоинства даже в лаборатории? В конце концов сообщение, что именно этого человека лишили места в спасательной шлюпке, может глубоко взволновать его, особенно если он обладает слабой защитной реакцией. В конце эксперимента испытуемым, конечно, сообщают, что в действительности их не исключали из группы. Но ведь человека уже обидели, и он испытал неприятные чувства.

Эти вопросы напоминают нам о том, что манипуляция с людьми ради науки может быть связана со вторжением в их личную жизнь, оскорблением их личности и ослаблением их чувства самоуважения. Есть различные мнения о серьезности данной проблемы, но, наверное, этот вопрос будет волновать исследователей в течение многих лет.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Во время проведения серии своих классических экспериментов Роберт Бэйлс и Филипп Слэйтер (1955) образовали несколько групп из студентов-юношей Гарвардского университета. Члены каждой группы должны были несколько раз проводить собрания и выступать в роли руководителей, стремящихся достичь общего решения. Обсуждение продолжалось 40 минут, а затем группе давали задание "принять общее решение". В это время за испытуемыми наблюдали. В конце каждой сессии членам группы задавали следующие вопросы:

1. Кто внес наилучшие предложения для решения проблемы? Пожалуйста, назовите этих лиц по порядку в соответствии с ценностью высказанных ими идей. Включите себя.

2. Кто в наибольшей мере руководил дискуссией и способствовал ее эффективности? Пожалуйста, назовите этих лиц по порядку. Включите себя. /163/

3. В какой мере вы почувствовали личную симпатию к каждому из других членов группы? Оцените каждого из них по шкале (от 0 до 7), где 0 означает: "Я отношусь к нему нейтрально", а 7 подразумевает: "Он мне очень нравится".

4. В конце последнего собрания, учитывая результаты всех сессий, подведите итоги и определите, кто из членов группы, по вашему мнению, проявил себя как лидер во время дискуссии? Как вы оцениваете роль других членов группы? Включите себя. (T.Parsons and R.F.Bales. Family, Socialization and Interaction.- N.Y.: 1955.)

В течение собраний исследователи регистрировали позитивные и негативные эмоциональные реакции каждого члена группы. Они также отмечали, в какой мере каждый участник эксперимента задавал вопросы или вносил предложения по решению проблем, стоящих перед группой.

По ходу собраний стала выявляться поразительная картина. Наблюдатели и члены группы одновременно отметили возникновение двух типов лидеров. Один был лидером в инструментальном смысле. Этот человек проявлял активность в смысле ориентации группы, обмена мнениями и внесения предложений. Второй тип представлял человек, которого высоко ценили в группе. Бэйлс и Слэйтер назвали представителей этих двух типов "идейным вдохновителем" и "самым уважаемым" в группе или инструментальным и экспрессивным лидером.

Исследователи с удивлением обнаружили, что в любой данной группе один и тот же человек никогда не является одновременно идейным лидером и самым уважаемым. Более того, эти два лидера склонны взаимодействовать друг с другом в большей мере, чем с другими членами группы. При этом взаимодействие происходит скорее на основе взаимной поддержки, а не конкуренции. Таким образом, складывается модель двойного лидерства. Один лидер руководит деятельностью группы, а другой имеет дело с ее эмоциональными потребностями. Осуществляя данные функции, два лидера неосознанно создают своего рода коалицию.

Маргарет Филлипс (1965) сделала попытку обобщить результаты исследования Бэйлса и Слэйтера. Она считает, что инструментальный и экспрессивный аспекты жизни группы оказывают важное влияние на ее успех. Инструментальный аспект связан со стремлением к достижению цели, с решением задачи; экспрессивный аспект определяет эмоциональное удовлетворение группы. Филлипс также предполагает, что центральную роль в инструментальном аспекте играет так называемый "лидер-отец", в то время как экспрессивный аспект /164/ сосредоточен вокруг "лидера-матери". (Однако следует отметить, что каждый лидер может быть мужчиной или женщиной: экспрессивными лидерами в группах Бэйлс и Слэйтера были мужчины, поскольку эти группы состояли только из мужчин.) Это исследование свидетельствует о том, что инструментальный и эмоциональный аспекты человеческой жизни являются базисными, и все группы должны прийти к соглашению о необходимости двух лидеров.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других. Социологи изучают этот процесс на двух уровнях: микро- и макроуровне.

2. Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие крупные структуры, как правительство и торговля, и такие институты, как религия и семья. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на обоих уровнях.

3. Основой теории обмена стало представление Хоуманса о социальном взаимодействии; он уделил главное внимание воздействию вознаграждений и затрат на поведение людей. Согласно этой теории, поведение человека обусловлено четырьмя следующими принципами: а) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; б) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию; в) если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий; г) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится прилагать усилия ради их удовлетворения.

4. Согласно теории взаимодействия, сформулированной Мидом и Блумером, известной под названием символического интеракционизма, все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации. В соответствии с этой теорией, существуют два вида действий: незначимые, или автоматические рефлексы, и значимые действия, основанные на интерпретации стимулов. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом и выборе ответной реакции благодаря осмыслению этого символа. Коммуникация становится возможной именно благодаря тому, что люди придают одинаковые значение данному символу. /165/

5. Этнометодология - это изучение правил, регулирующих контакты между людьми и обычно принимаемых на веру. Исследования в этой области свидетельствуют о том, что на общение оказывают глубокое воздействие невысказанные предположения и сложные цепочки значений.

6. Термин "управление впечатлением" введен Гоффманом для обозначения способа регулирования взаимодействий между людьми, основывающегося на выражении выгодных для них символических значений. Теория взаимодействия, сформулированная Гоффманом, иногда называемая драматургическим подходом, трактует социальные ситуации как драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создавать определенные впечатления. Люди, отмеченные дурным клеймом, могут испытывать трудности в процессе управления впечатлениями.

7. Фрейд считал, что индивиды образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Согласно Фрейду, это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, но обусловлено тем, что мы отождествляем лидеров с могущественными, богоподобными личностями, какими в детстве казались нам наши отцы.

8. Неформальные роли или совокупности ожиданий, определяющие, как должен вести себя тот или иной человек, могут сформироваться на основе поведения этого индивида в определенной ситуации. Очень часто, когда мы лучше узнаем друг друга, эти роли могут закрепляться и становятся неотъемлемыми от индивида.

9. Группой называется совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом определенным образом, чувствуют свою принадлежность к данной группе и воспринимаются другими как члены этой группы. Мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обосновано ли это мнение.

10. Первичная группа состоит из небольшого количества людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Примерами первичных групп являются семьи, группы друзей или любая группа, между членами которой сложились глубокие эмоциональные отношения. В отличие от нее вторичная группа образована из людей, между которыми сложились лишь слабо выраженные эмоциональные отношения; их взаимодействие подчинено достижению определенной цели. Индивидуальные, неповторимые черты личности не имеют значения для функционирования вторичной группы. Иногда /166/ первичные группы формируются из индивидов внутри вторичной группы.

11. Несмотря на господство вторичной группы в современном обществе, первичная группа продолжает оставаться важным связующим звеном между человеком и более формальной, организационной стороной жизни. На основе глубоких исследований ученые открыли так называемый хоторнский эффект, заключающийся в том, что сам факт исследования группы, возможно, оказывает влияние на поведение ее членов. На основе этого и других открытий они сделали вывод, что "человеческие факторы" в сфере труда играют важную роль.

12. Группа - основа выживания самых высокоорганизованных приматов, включая людей. Помимо социализации, группы осуществляют много других функций. Инструментальная группа образуется ради выполнения определенной работы, в то время как экспрессивная группа создается для удовлетворения эмоциональных потребностей ее членов.

13. Важную роль играет размер группы. Диады (группы из двух человек), триады (группы из трех), группы с четным числом членов и с нечетным составом функционируют по - разному, характерными для них способами. Группы, состоящие из пяти человек, обычно не сталкиваются с проблемами, которые отравляют жизнь других групп.

14. В больших и малых группах способы распределения власти тесно переплетаются со способами коммуникации. В больших группах обычно центром коммуникации является лидер. Такие динамические процессы, как давление на членов группы, способствующее их конформизму, исключение из группы и формирование ролей, периодически повторяются в группах. /167/

Предыдущая | Содержание | Следующая

 

 

Глава 6. Организации

Вот какие слова "определения" можно собрать из разговоров с управленческим персоналом авиационного завода "Дуглас" в Лос-Анджелесе. Но, наверное, такой "словарь" характерен для любой современной организации.

"Программа" - любое задание, которое нельзя выполнить с помощью лишь одного телефонного звонка.

"Источники информации" - туман, напущенный учрежденческими бумагами.

"Консультант" (или "эксперт") - любой заурядный субъект с портфелем, работающий на расстоянии свыше 50 миль от дома.

"Усовершенствовать деятельность" - печатать больше копий ненужных документов и включать в бумаги побольше фамилий.

"На рассмотрении" - никогда об этом не слышал.

"Срочно рассматривается " - мы все еще ищем эту справку в кипе документов.

"Переговоры" - стремление к встрече умов без надежды пробиться через черепную коробку.

"Служащий, на которого можно положиться" - парень, которого вы только что впервые увидели.

"Осведомленный служащий " - парень, беседовавший с тем, которого вы только что впервые встретили.

"Служащий с безупречной репутацией" - тот, кто первым распускает слухи.

"Мы готовим отчет" - нам нужно больше времени для ответа.

"Зайдите ко мне" или "Давайте обсудим" - зайдите ко мне в кабинет, потому что я скучаю в одиночестве.

"Направлено на ваше рассмотрение" - пусть эта кипа документов полежит у вас (Дундес, Пэтжер, 1975).

В приведенном отрывке высмеиваются современные организации, где господствуют бумажная волокита, демагогия, жульничество, некомпетентность и глупость. Это смешно, потому что похоже на правду. Но в какой мере такая пародия соответствует действительности? Это одна из тем, которые мы рассмотрим в данной главе, - эффективность и неэффективность деятельности организации. Мы также попытаемся точно определить, что представляет собой бюрократия, и сравнить ее с другими видами организаций. Кроме того, мы выясним, почему организации играют такую важную роль в современной жизни, и покажем, что в будущем, вероятно, их сущность не изменится. /168/

ОРГАНИЗАЦИИ ПОВСЮДУ

Большинство из нас начинают свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, анестезиологи, санитарки и другие; все вместе они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет определенную структуру и порядок работы. После окончания школы, нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело и с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. После ухода на пенсию нам предстоит столкнуться с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения; не исключено, что мы окажемся в больнице или даже в доме для престарелых. Даже когда человек умирает, организации не оставляют его на произвол судьбы. Им занимаются похоронные бюро, банки, юридические конторы, налоговые агентства и суды, где наследники улаживают дела покойного.

Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучение, оказание помощи пожилым и т.п. осуществлялись в семье или членами общины. Но в промышленных странах жизнь значительно усложняется и возникает потребность в создании множества организаций. Поэтому необходимо подробно рассмотреть сущность организаций и их формы.

ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

В 5-й главе мы уже говорили о различиях между первичными и вторичными группами. Между членами первичных групп (семья, группа друзей) устанавливаются личные отношения, затрагивающие многие стороны их индивидуальностей. В отличие от этого вторичные группы образуются для достижения определенных целей. Их члены играют, например, строго определенные роли, и между ними почти отсутствуют эмоциональные отношения. Основным типом вторичной группы является организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Универсальные магазины, издательские фирмы, университеты, почтамт, армия и т. п. - этот список можно продолжать бесконечно. /169/

ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

В реальной жизни трудно провести четкое различие между двумя образованиями: первичной группой и формальной организацией. Например, некоторые группы подобны организациям, так как они существуют для достижения определенных целей, но по своей структуре напоминают первичные группы. Таковы харизматические группы. Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой; члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой. Типичная харизматическая группа - Христос и его ученики.

Сущность харизматических групп в непостоянстве их организационной структуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например, должностей вице-президента или секретаря и т.п.), существующей до тех пор, пока существует группа вне зависимости от ее состава в любое данное время. Роли членов таких групп определяются в соответствии с их отношением к лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе - все зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы. Поскольку личные отношения могут быть очень изменчивыми, структура группы также нестабильна. Более того, в харизматических группах отсутствуют устойчивые внутригрупповые нормы, в отличие от более структурированных организаций, лидеры которых с помощью сложившихся правил и норм укрепляют свою власть.

Поскольку харизматические группы неустойчивы, обычно они сохраняются до тех пор, пока их лидеры обладают притягательной силой. Однако, поскольку лидеры небессмертны, складываются правила, в соответствии с которыми избираются их преемники. Рано или поздно эти последователи убеждаются, что для сохранения группы на длительное время недостаточно одной лишь веры. Имеет значение также, какими способами члены группы зарабатывают на жизнь. Часто группа решает эту проблему, облагая налогами своих членов или продавая некий товар. В ходе формирования определенных правил, методов и традиций складывается иерархия должностных лиц, например, священников, генералов, других официальных лиц. Таким образом происходит формирование значительно более упорядоченной организации.

Макс Вебер назвал такой процесс рутинизацией харизмы. Это происходит во множестве групп. Например, Росс (1980) исследовал три организации, которые были образованы для оказания помощи населению городов Среднего Запада, пострадавших от ураганов. Хотя эти три группы во многих /170/ отношениях отличались друг от друга, поразительно, что, прежде, чем стать организациями, они прошли одинаковые стадии. На стадии "кристаллизации" каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решения о мерах по их удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии "признания", когда лидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своих целей и совместных усилий; таким образом они получали признание со стороны других. Это приводило к третьей стадии, названной "институционализацией", когда деятельность начинала осуществляться общепринятым способом. К этому времени устанавливаются устойчивые формы взаимодействия между членами группы и с представителями других организаций. Интересно отметить, что в результате этого процесса каждая группа становилась более упорядоченной; для осуществления ее целей требовалось меньшее число людей, поэтому группа уменьшалась.

При обсуждении специфики перехода от групповой к организационной структуре у вас, возможно, возникла мысль о том, что существует много форм организаций. Если так, то вы рассуждали правильно. Одна из таких форм - добровольная ассоциация, напоминающая неформальную группу; прямо противоположна ей - тотальная организация.

ДОБРОВОЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Добровольные ассоциации распространены во всем мире. К ним относятся религиозные группы, например, Всемирный съезд сионистов или Женский христианский союз, профессиональные общества вроде Американской социологической ассоциации и Американского института планирования, а также ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например Клуб собаководов или Общество охраны и поощрения вокальных квартетов среди парикмахеров Америки.

Добровольной ассоциации свойственны три основные черты: 1) она образована для защиты общих интересов ее членов; 2) членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требований к определенным людям (что наблюдается при призыве на военную службу) и его не присваивают от рождения (как, например, гражданство). В результате лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров; 3) организация этого типа не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами (Силлс, 1968). /171/

США считаются страной добровольных ассоциаций. По подсчетам экспертов, более 75 процентов взрослых американцев входят по крайней мере в одну добровольную группу (Силлс, 1968). Еще в 1835 г. Алексис де Токвиль писал, что "ни в одной стране мира принцип ассоциации не применяется так успешно и не охватывает столько людей, как в Америке" (1835/1945. С. 148). Члены добровольных ассоциаций работают бесплатно. Там отсутствуют твердая структура и система принудительной власти. Способность привлекать людей и собирать деньги - основная причина их большого влияния в американском обществе.

Добровольные ассоциации часто превращаются в сложные организации, называемые бюрократией. В качестве примеров можно привести Армию спасения, бойскаутов и Общество Красного Креста. Мы рассмотрим характерные особенности бюрократии в следующем разделе, но перед этим выясним особенности организации тотального типа, принципы деятельности которой прямо противоположны добровольной ассоциации.

УЧРЕЖДЕНИЯ ТОТАЛЬНОГО ТИПА

Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов ее членов. Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого формулируется государственными, религиозными и другими организациями. Примеры таких учреждений - тюрьмы, военные училища и т.п.

Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Часто они находятся под надзором охранников. Охранники осуществляют контроль над многими сторонами их жизни, включая питание, жилье и даже индивидуальную заботу. Не удивительно, что для поддержания порядка и зависимости обитателей этих заведений от охранников издается множество постановлений. В результате формируется сильная группа охранников и слабая группа тех, кто им подчиняется.

Эрвин Гоффман (1961), который ввел термин "тотальные учреждения", выделил несколько типов таких организаций: 1) больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, нищие, больные); 2) тюрьмы (и концентрационные лагеря), предназначенные для людей, считающихся опасными для общества; 3) военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для определенных целей; 4) мужские и женские монастыри и /172/ другие убежища, куда люди уходят от мира, обычно по религиозным причинам. Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жестоких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлой жизнью и подчинения нормам заведения.

Гоффман описывает, как новые курсанты, или "увальня", знакомятся с жизнью военного училища: "Полный разрыв с прошлым должен быть достигнут за относительно короткий срок. Поэтому в течение двух месяцев "увальню" не разрешается уходить с территории военной базы или поддерживать социальные контакты с гражданскими лицами. Эта полная изоляция способствует созданию скорее серой безликой массы, чем группы индивидов с разными взглядами и статусами. В первый же день курсанту выдается военная форма, на обсуждение уровня благосостояния и семейных связей налагается табу. Хотя курсантам платят очень мало, им запрещено получать деньги из дома. Роль курсанта должка вытеснить вес другие роли, к которым привык индивид. Сохраняются лишь немногие черты, раскрывающие перед внешним миром прошлый социальный статус человека" (с.15).

Жизнь в таких условиях создает крепкие связи между обитателями подобных учреждений. Их язык, ритуалы и опыт становятся страстно защищаемой субкультурой. Вероятно, эта глубокая взаимосвязь - одно из немногих средств их самозащиты от тирании. Однако в особенно унизительных ситуациях наблюдался противоположный результат. Беттлгейм (1947) рассказал, что жертвы зверств в нацистских концентрационных лагерях иногда заимствовали мировоззрение своих палачей, отождествляли себя с ними и проявляли садистские наклонности по отношению к самим себе. Это явление известно под названием "идентификация с агрессором".

БЮРОКРАТИИ

Добровольные ассоциации и тотальные учреждения представляют собой лишь два типа организаций. В них осуществляется небольшая часть всей организованной деятельности, которая имеет место в индустриальных обществах. Коммерческие фирмы, правительственные органы, профсоюзы и колледжи - тоже организации, но они не адекватны этим двум моделям (хотя переутомленные сотрудники учреждения и студенты колледжа иногда чувствуют себя как обитатели тотальных учреждений). Такие организации называются бюрократиями * (*В русском разговорном языке мы называем такие организации учреждениями, административными управлениями и просто организациями. (Ред.)), для них характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающееся в иерархии власти.

Обсуждая бюрократии или административные структуры, мы снова обращаемся к Максу Веберу. Он придавал особое значение стремлению к рационализации современного общества. Вебер изучал роль этого процесса в преобразовании разных сфер общества, включая искусство, религию, политику, экономику и систему уголовного права. При этом происходит отказ от стихийных, личностных, традиционных способов деятельности. Она становилась более систематизированной - организованной согласно правилам, установленным на основе рационального анализа. Для понимания указанного различия сравним традиционные отношения между хозяином и слугой с отношениями между предпринимателем и человеком, работающим по найму на современном промышленном предприятии. Между хозяином и слугой складываются отношения, основанные на взаимном доверии; более того, хозяина и слугу соединяет целый ряд неписаных соглашений, передаваемых из поколения в поколение в течение веков. Отношения же между предпринимателем и сотрудником, работающим по найму, в современных условиях определяет обезличенный договор, часто при посредничестве нескольких начальников среднего уровня (например, мастера, инспектора и т.д.); при этом служебные обязанности четко регламентированы.

Вебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип, или модель. Модель никогда не соответствует в точности специфической ситуации реального мира. Однако она может служить для обобщения социальных явлений. (В 15-й главе, например, мы увидим, что церковь, вероисповедание и секта - идеальные типы, или модели, религиозной организации.)

Вебер выделил семь основных характерных черт идеального типа бюрократии.

1. Разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами. В современной коммерческой фирме имеется описание обязанностей директора, управляющего делами, продавцов и т.д.

2. Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше- и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою /174/ очередь, являются начальниками других сотрудников. В современных коммерческих фирмах существует система вертикальной зависимости (сверху вниз): совет директоров, главные руководители предприятий, руководители среднего уровня и нижестоящие начальники, осуществляющие контроль за деятельностью рядовых служащих.

3. Публичный офис (канцелярия или "бюро") - основа бюрократии), где собраны письменные документы и, вероятно, справочник, в котором регистрируются и сохраняются сведения о деятельности учреждения.

4. Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации. Требования к рядовому делопроизводителю сравнительно просты, но некоторые программы подготовки руководящих работников длинны и сложны.

5. Штатные сотрудники, посвятившие все свои силы деятельности организации, для них это главное занятие.

6. Правила, достаточно общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы. Их нетрудно усвоить и выполнять. Зачастую они весьма детальны; например, на некоторых предприятиях время и продолжительность перерывов, когда работники могут выпить кофе, строго регламентированы.

7. Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам. Это не обязательно означает преданность лишь руководителю организации, или любому другому ее сотруднику (Эйзенштадт, 1968).

Все это, вместе взятое, делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. В свою очередь, предсказуемость и координация - основные факторы, способствующие повышению эффективности и производительности труда. С их помощью можно понять, когда работники намерены создавать лишь видимость работы или замышляют прекратить ее, какие механизмы они собираются при этом использовать и т.д. И хотя сочетание перечисленных выше элементов придает довольно обезличенный характер конечным результатам деятельности, для бюрократии это в большинстве случаев предпочтительнее, чем дезорганизация, неповиновение, неэффективность./175/

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Исторически сложилось так, что бюрократии обычно возникали в процессе развития национальных государств, когда царил мир и увеличивалась потребность в достижении социального порядка. Это не означает, что бюрократия лишь современное проявление. Хотя в наше время эта тенденция нашла более широкое распространение, чем когда-либо в прошлом, бюрократии существовали в Древнем Египте и Китае, в Римской империи и других странах. В Римской империи, в период так называемого римского мира (pax romana), двести лет не было войн с соседями. Это было время повсеместного экономического процветания, сложной системы военной администрации, контроля землевладельцев над сельскохозяйственным производством (Антонио, 1979), другими словами - бюрократии.

В XYIII и XIX вв. в период промышленной революции бюрократическое управление стало распространяться на Западе. Создание новых производств требовало более сложных методов получения и применения сырьевых ресурсов, капиталовложений и более рационального использования рабочей силы. Формы правления стали сложнее в связи с налогообложением и усилением контроля.

Бюрократия порождает бюрократию. Одна из причин - стремление раздробить задачу на ряд более мелких. Усиление специализации в любой деятельности предъявляет строгие требования к уровню квалификации работников. Как они приобретают квалификацию? Поступают в школы, академии, колледжи и университеты, которые сами по себе тоже являются бюрократиями. Кроме того, организации часто становятся настолько крупными, что превращаются в монополии. Более мелкие фирмы не способны конкурировать с ними. Каким образом общество реагирует на этот процесс? Оказывая поддержку свободной конкуренции, правительство создает контролирующие органы, которые обычно становятся бюрократиями. Мы поступаем в том же духе; когда промышленные отходы загрязняют окружающую среду, создаем специальные органы по защите среды. Когда совершенствуется техническая оснащенность вооруженных сил, увеличиваем число военных специалистов и формируем новые бюрократии. По-видимому, расширению бюрократии нет пределов.

ПОЧЕМУ БЮРОКРАТИЯ?

Слово "бюрократия" обычно употребляется в негативном смысле. Она ассоциируется с чиновниками, заполняющими десятки ненужных бланков, и клиентами, томящимися в /176/ бесконечно длинных очередях только для того, чтобы в ответ на их просьбу им заявили, что просьбу нельзя удовлетворить в соответствии с существующими правилами, и люди будут вынуждены снова стоять в очереди к очередному чиновнику. Но существуют другие, более позитивные аспекты бюрократической организации, благодаря которым она играет такую важную роль в современном обществе *. (* А.Гидденс, один из видных современных теоретиков в области социологии, считает, что бюрократии должно быть уделено столь же важное значение в объяснении социальных и экономических процессе” современных обществ, как и экономике, культуре и социальным отношениям. (A.Giddens. Social theory and modern sociology. Cambridge. Polity Press. 1987. Pp. 22-29.) Мощью партийно-хозяйственной бюрократии СССР во многом объясняются те трудности, которые претерпевают государства СНГ в процессе модернизации экономики и политической жизни (ред.))

Продуктивность

Бюрократия способствует переходу от неспециализированного труда, когда один работник мог выполнять множество различных заданий, к труду специализированному, при котором каждый работник решает свою определенную задачу. Вебер сравнил этот сдвиг с переходом от ручного к механизированному производству. Бюрократия смогла обеспечить небывалый уровень четкости, скорости, непрерывности и производительности труда. Вебер сделал вывод, что бюрократия получила распространение главным образом потому, что "она всегда отличалась чисто техническим превосходством по сравнению с любой другой формой организации" (1946. С. 214). Поскольку широко распространенное представление о бюрократии ассоциируется с неэффективностью, вызванной бумажной волокитой, утверждение Вебера кажется странным. Мы рассмотрим вопрос о неэффективности бюрократии в других разделах этой главы. Здесь же мы сосредоточимся на анализе концепции Вебера, считающего бюрократию идеальной формой организации, деятельность которой может успешно осуществляться на основе определенных правил или, говоря словами Вебера, "без учета человеческого фактора".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.072 с.)