Пространственное распределение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространственное распределение



Как уже было сказано, распределение населения является одним из важных аспектов экологии городов. Он связан с анализом пространственного расселения и отношений между различными социальными слоями.

Теория централизации

Согласно одной из теорий распределения населения, общности людей образуются, когда они вынуждены торговать в определенном центральном месте, вместе работать на крупной фабрике или осуществлять централизованное управление обширной территорией. Эта концепция названа теорией централизации и предложена Вальтером Кристаллером (1966). Речь идет о модели района, на территории которого разбросаны небольшие фермы, но не крупные сельские поселки. Со временем фермеры решают, что целесообразно выбрать центральное место для торговли. Именно так возникают общности торговцев.

На основе этой теории можно объяснить также распределение крупных сел на территории округа. Некоторые из них производят определенные продукты и продают их другим селам. По мере развития торговли в данной местности и во всей округе источник производства самой ценной продукции (например, каменного угля) становится главным центром экономической жизни округа.

Теория централизации помогает осмыслить механизм распределения населения в различных формах. С ее помощью можно анализировать образование не только торговых и городских центров, но и торговых поселений на берегах рек и морей и даже развитие таких столичных городов, как Вашингтон, Берлин и Москва, которые являются крупными политическими и административными центрами, откуда правительственные чиновники управляют страной. /256/

Гипотеза концентрических зон

Теория централизации имеет дело с распределением поселков и городов в пределах округа. Социологи создали ряд теорий, объясняющих развитие внутригородских структур. Представляет интерес гипотеза концентрических зон, предложенная Эрнестом Бургессом (1925). Согласно этой гипотезе, развитие города сопровождается формированием концентрических колец, или зон. В каждом кольце сосредоточены определенные экономические и жилые структуры. В городе имеются следующие основные зоны, начинающиеся от центра.

1. Центральный деловой район. В этой зоне расположены основные коммерческие предприятия, магазины и увесели тельные заведения. Те, кто здесь служит, и потребители проживают в других районах.

2. Смешанная зона. В ней имеются жилые дома и коммерческие предприятия. Именно здесь обычно формируются этнические общности: "маленькая Италия", "китайский квартал" и т.п.

3. Рабочий район. В нем находятся жилые дома рабочих. Они более добротные, чем дома в смешанной зоне. Жилые кварталы рабочих отличаются стабильностью, в них постоянно проживают многие семьи.

4. Жилая зона представителей среднего класса. Здесь сосредоточены главным образом односемейные особняки. В них живут чиновники и люди интеллигентного труда. Эти дома отличаются высоким качеством и изысканностью. Среди них имеется небольшое число многоквартирных домов и отелей.

5. Привилегированная зона. В этом районе проживают главным образом представители высшего - среднего и высшего класса, а также высокопоставленные администраторы и творческая элита. В сущности это скорее пригород, а не город.

Иногда в этой классификации представлены еще две зоны.

6. Сельскохозяйственные районы, расположенные вблизи города.

7. Районы, удаленные от городов. Хотя гипотеза концентрических зон имеет важное значение, ей свойственны некоторые недостатки. Прежде всего следует отметить, что она неполно объясняет основные формы развития городов. Уолтер Фири (1945) критиковал ее за то, что в ней не приняты во внимание "эмоциональный и символический аспекты", придающие особую самобытность некоторым районам. По мнению Фири, эти факторы влияют на выбор места жительства. /257/

Теория секторов

Теория секторов, предложенная Хомером Хойотом (1939), основное внимание уделяет анализу длительных изменений, происходящих в городах. В то время как Бургесс ввел модель внешнего расширения городов, осуществляющегося посредством образования ряда расширяющихся колец, Хойот принял за основу их развития секторы или квадранты, по своей форме похожие на кусочки пирога. Направление расширения городских территорий обычно соответствует специфике транспортных путей и уже застроенных районов. Развитие секторов в определенном направлении продолжается в течение примерно 30 лет или еще дольше. Теория секторов значительно дополняет несколько упрощенную концепцию концентрических зон.

Теория многоядерности

Модели Бургесса и Хойота предполагают существование одного центрального делового района. Зоны и секторы рассматриваются с точки зрения их направления или ориентации по отношению к центру. Однако во многих современных городах имеется несколько деловых центров, а также промышленных и жилых районов. Учитывая новые тенденции развития городов, Чонси Хэррис и Эдвард Улльман (1945) предложили теорию множества центров, или теорию многоядерности.

Расположение различных районов города по отношению друг к другу обусловлено многими причинами. Потребности некоторых сфер деятельности наилучшим образом удовлетворяются в определенных районах. Например, предприятия тяжелой промышленности должны иметь доступ к железной дороге и автомагистралям в связи с необходимостью получать новые материалы и перевозить готовую продукцию. Поэтому заводы часто сосредоточены вблизи транспортных центров. Кроме того, предприятиям примерно одинакового профиля бывает выгодно находиться поблизости друг от друга. Например, покупателей антикварных изделий или бриллиантов легче найти, если соответствующие магазины сосредоточены в одном месте.

Иногда в городах возникают конфликты по поводу использования земли. Стоимость земли в значительной мере влияет на характер ее использования. На территории, прилегающей к коммерческому району наподобие Чикагской окружной дороги, невыгодно строить промышленные и жилые здания – это /258/ слишком дорого. Но она вполне пригодна для сооружения административных зданий. Все эти принципы вносят некоторую упорядоченность в сложную динамику развития городов, хотя она не всегда соответствует моделям, предложенным Бургессом и Хойотом (Уилсон, Шульц, 1978).

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ГОРОДАХ

Изучение моделей развития городов дает лишь поверхностное представление о специфике городской жизни. Существенные различия в уровне жизни горожан, такие факторы, как шум и загрязненность, конечно же, влияют на ее качество. Однако из этого не следует, что жизнь в городе хуже, чем в сельской местности. Издавна сложилось некое предубеждение против американских городов. Хотя большинство населения США давно уже живет в общностях численностью более 2500 человек, все еще существует мнение о некой порочности городской жизни и жителей городов. В прошлом такое предубеждение поддерживали даже социологи Чикагской школы, исследовавшие проблемы города; вероятно, это способствовало некоторому преувеличению мрачных сторон жизни в городе.

ТЕОРИЯ ВИРТА

В часто цитируемом очерке "Урбанизм как образ жизни" (1938) Льюис Вирт дал определение урбанизма исходя из трех характеризующих это понятие черт: размера территории городов, плотности и гетерогенности населения. Большинство городских общностей были крупными, густонаселенными и гетерогенными. По примеру Маркса, Дюркгейма, Вебера и других мыслителей Вирт исследовал, каким образом названные факторы воздействуют на формирование мировосприятия жителей городов. Вирт придавал главное значение двум факторам: 1) психологическим эффектам городской жизни; 2) их воздействию на социальную структуру (и соответственно на индивида, поведение которого формируется под ее влиянием).

Жители небольших городов, приезжая в большой город, иногда испытывают состояние шока - множество новых впечатлений "бомбардирует" их со всех сторон. Мимо с пронзительным визгом проносится машина "скорой помощи", прохожие толкают в бока, в небе с ревом пролетают реактивные самолеты - все эти впечатления доводят человека до оцепенения. По мнению Вирта, чтобы не сойти с ума, жители городов /259/ должны приспосабливаться к этой "бомбардировке". Они становятся равнодушными, бесцеремонными и бесстрастными по отношению к другим. Однако им удается лишь в какой-то мере приспособиться к сложному окружающему миру. Повышенная эмоциональная нагрузка неизбежно вызывает чувство тревоги и нервное напряжение - происходит своего рода "психическая перегрузка". Вирт описал еще более мрачные эффекты городской жизни. Ослабление связей между людьми приводит к тому, что в трудные моменты жизни они не получают поддержки, оказываются в одиночестве и глубоко страдают. В то же время в городах люди чувствуют себя свободнее и имеют возможность жить так, как им хочется.

Анализ социальной структуры городов, представленный Виртом, несколько усложнен. Под влиянием экономических процессов, связанных с индустриализацией и развитием капитализма, произошло значительное расслоение городского населения. В городе имеется множество районов, где живут люди разных рас, этнического происхождения и достатка. В нем также созданы парки, зоны развлечений, коммерческие центры и т.п. Еще более важно отметить, что люди проводят свою жизнь в нескольких ограниченных сферах. Имеются в виду дом, работа, бар, клуб и т.д. Такая фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество ограниченных пространств называется дифференциацией.

Согласно Вирту, дифференциация вносит глубокие изменения в жизнь людей. Во-первых, она способствует ослаблению социальных связей. Поскольку в городе живет множество людей с различным мировоззрением и ориентированных на различные ценности, достижение всеобщего единства невозможно. Утрачивается сплоченность небольших групп, особенно семьи. Множество таких институтов, как школа, работа и церковь, отнимают время и энергию людей, поэтому они уделяют меньше внимания семье. Это приводит к тому, что человек лишается возможности получить поддержку в моменты кризисов и чувствует себя все более одиноким в равнодушном и жестоком мире.

Отсутствие общих норм становится причиной аномии. Формальные организации вроде полиции с помощью угрозы применения силы способны заставить людей соблюдать лишь минимум норм, но они не могут укрепить их сплоченность, которая считается естественной в небольших по размеру и плотности населения общностях с более однородным составом членов (Фишер, 1976). /260/

КОМПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Согласно теории Вирта, дифференциация, происходящая в общностях, достигающих определенного размера, плотности населения и отличающихся неоднородным составом членов, постепенно разрушает первичные связи между людьми и небольшими первичными группами. Сторонники композиционной теории, в частности Герберт Ганс (1962), подвергли сомнению эту точку зрения. Ганс не придает столь важного значения тем аспектам человеческой жизни, которые выдвигает на первый план Вирт. Жизнь людей протекает главным образом в небольших группах: в семье, среди друзей, соседей и т.п., вокруг них образуются так называемые социальные миры. Эти "миры" изолируют людей от окружающей среды города и препятствуют разрушительным процессам, о которых писал Вирт. Анализ таких переменных, как общественный класс, этап жизненного цикла и этническое происхождение, значительно важнее для понимания социальной жизни жителей городов, чем изучение экологических факторов. Другими словами, информация о том, что белая женщина состоит в браке и хорошо обеспечена, дает более ясное представление о ее образе жизни, чем сведения о размере, плотности и составе населения города, в котором она живет.

ТЕОРИЯ СУБКУЛЬТУРЫ

Третий подход к этой проблеме описан в теории субкультуры, предложенной Кледом Фишером (1976). В ней сочетаются элементы обеих концепций, рассмотренных нами. Согласно этой теории, окружающая среда города действительно оказывает влияние на личную жизнь людей. В этом отношении Фишер поддерживает точку зрения Вирта. Однако в отличие от Вирта он утверждает, что в городах складываются благоприятные условия для создания и укрепления социальных групп. Крупные общности способствуют формированию различных и почти не связанных между собой субкультур.

Городская среда благоприятна для развития субкультур отчасти вследствие дифференциации, которой Вирт придавал такое важное значение и которая в самом деле оказывает глубокое влияние на формирование субкультур. В городе образуется огромное число групп, связанных общими интересами; каждая из них может стать центром субкультуры. Лишь в большом городе модельеры, или сербы и хорваты, скрипачи или лесбиянки имеют возможность тесно общаться между собой и создавать первичные группы. В самом деле, большие города не только привлекают представителей различных взглядов /261/ и способствуют дифференциации; в них имеется достаточно людей, объединенных общими интересами - они создают клубы, выпускают информационные бюллетени и поддерживают деятельность других организаций, укрепляющих сплоченность групп.

Подобно Вирту, сторонники теории субкультуры считают, что для городской среды характерна тенденция к социальному конфликту. Однако источником конфликта является не распад групп, а скорее противоречие между устойчивыми субкультурами. Когда в общественном транспорте молодые латиноамериканцы включают на полную громкость портативные радиоприемники, они наверняка вызывают раздражение белых взрослых пассажиров. Здесь налицо отсутствие общих норм. Этот конфликт свидетельствует также о жизнестойкости двух субкультур, воспитывающих различные музыкальные вкусы. Данная тенденция характерна для поведения жителей городских трущоб, исследованных Ситтлсом (1968). Он показал, что на всех уровнях повседневной жизни (имеются в виду посещение церкви, хождение по магазинам и контакты в свободное время) они стремятся к общению только с представителями своей расы или этнической общности - с латиноамериканцами, франкоязычными канадцами, итальянцами и неграми; лишь изредка они нарушают этот неписаный закон и "допускают в свою жизнь" членов других групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.106 (0.014 с.)