Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Социальная структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Большинство из людей одинаково представляют себе, что значит быть больным. Организм поражается каким-то вирусом, или подвергается токсическому отравлению, а возможно, в нем возникает опухоль или новообразование. В результате человек плохо себя чувствует и не может выполнять свои обязанности. При плохом самочувствии мы обычно обращаемся к врачу, если это не что-то пустяковое вроде легкой простуды. Врач ставит диагноз и назначает лечение - прописывает лекарства, направляет в больницу или предлагает сделать операцию. Сложнее с психическими заболеваниями. Нам они представляются каким-то нарушением обмена веществ в организме или психологическим расстройством личности. Независимо от того, является ли заболевание физическим или психическим, как только решено, что мы больны, мы освобождаемся от некоторых своих повседневных обязанностей: не надо рано вставать, идти в школу или на работу и помогать по дому; нам позволяют капризничать и раздражаться. Как только мы чувствуем себя лучше, мы возвращаемся к привычному образу жизни и выполнению повседневных обязанностей (Парсонс, 1951). Некоторые социологи уже лет двадцать возражают против этой традиционной точки зрения. Они совсем иначе подошли к этой проблеме, полагая, что болезнь совсем не обязательно вызвана именно внутренним расстройством организма. Они поставили вопрос о том, не могут ли предрасположенность к болезням или по крайней мере болезненное самочувствие человека быть связанными с его положением в обществе. Рассмотрим два исследования, проливающие свет на эту необычную точку зрения. В конце 60-х годов большая группа социологов взяла интервью у жительниц Нью-Йорка, получавших пособие по безработице. Сначала каждой из них был задан вопрос: "Считаете ли Вы свое здоровье в общем отличным, хорошим, удовлетворительным, слабым?" Затем в процессе интервью каждой женщине был задан вопрос, собирается ли она вскоре приступить к работе или предполагает не работать более или менее постоянно. Было выявлено, что женщины, намеревавшиеся постоянно получать пособие, оценивают свое здоровье ниже, чем те, которые были намерены скоро начать работать. На основе результатов этого исследования Коул и Лежон (1972) сделали вывод, что люди, находящиеся на соцобеспечении, /70/ как правило, считают себя неудачниками. (Этот вопрос подробно рассматривается в 9-й главе.) Более того, чувствуя себя неудачниками, они стремятся найти этому оправдание и ссылаются на слабое здоровье. Таким образом, они пытаются доказать, что не виноваты в своих неудачах. Эта точка зрения может вызвать сомнение, поскольку можно сказать, что люди, постоянно получающие пособие, действительно больны и у них нет надежды когда-нибудь начать работать. Но Коул и Лежон обнаружили связь между жалобами на плохое здоровье и статусом постоянного клиента соцобеспечения даже тогда, когда контролировали "объективные" показатели болезни, такие, как число посещений врачей за год. На основе этого исследования авторы взяли на себя смелость сформулировать следующую гипотезу: "Чем в большей степени человек чувствует себя неудачником, тем ниже он оценивает состояние своего здоровья". Другое исследование проводилось учеными Национального центра по изучению общественного мнения в Чикаго. Респондентам, включенным в выборку, был задан вопрос, чувствуют ли они себя обычно "очень счастливыми", "достаточно счастливыми" или "не особенно счастливыми"? Кроме того, им было задано много вопросов о работе, семейном положении и других аспектах их общественного статуса. В ответах на вопрос о счастье наблюдались любопытные различия. Как правило, мужчины и женщины отвечали одинаково, но обнаружилось, что мужчины и женщины, состоявшие в браке, значительно чаще считали себя счастливыми, чем одинокие, разведенные, разлученные или овдовевшие. Также выяснилось, что молодые люди считали себя счастливыми в большей мере, чем пожилые: как и люди с более высоким уровнем образования по сравнению с менее образованными. Наконец, уровень занятости также оказывал влияние на ответы, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 3-1. В частности, работающие считали себя более счастливыми, чем неработающие, и, по сообщению Коула и Лежона, самыми несчастливыми оказались не работающие поневоле - безработные мужчины и женщины (Брэберн, Капловиц, 1965). Эти два исследования свидетельствуют о том, что положение людей в обществе играет очень важную роль, оно в значительной мере влияет даже на внутреннее психологическое состояние человека (в 9-й главе отмечается, каким образом род занятий людей усиливает их предрасположенность к самоубийству). Данная глава посвящена анализу социальной среды. Сначала мы рассмотрим понятия статуса и роли. Затем узнаем, как на основе статусов и ролей формируются такие /71/ институты, как суд, медицина, образование и семья; мы также выясним, Таблица 3-1. Пол, уровень занятости и счастье
каким образом эти институты организуют социальную структуру. Наконец, мы перейдем к анализу общества - самого крупного элемента социальной среды.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.202.155 (0.01 с.) |