ТОП 10:

Схема 8-2. Соотношение населения США, проживающего в центральных городах, пригородах, и сельских районах, 1984 г.



Источник. U.S. Bureau of the Census, 1986.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОРОД

Для центральных городов США характерны некоторые общие черты и тенденции. Исторически сложилось так, что на особенности их развития большое влияние оказал социоэкономический статус их жителей. Статистические данные свидетельствуют, что среди жителей центральных городов преобладают люди, имеющие сравнительно низкий достаток, уровень образования и профессиональной подготовки, в то время как индивидуумы с более высокими доходами и уровнем образования предпочитают жить в пригородах. В 1973 г. Шноре показал, что такая миграция обусловлена особенностями центрального города. Он обнаружил, что социоэкономическое различие между пригородами и центральными городами становится значимым лишь в тех случаях, когда города становятся крупными, старыми и неспособными расширяться (Шноре, 1973).

С 30-х годов наметилась тенденция переселения групп цветного населения в центральные города. В 1980 г. в них проживало 58 процентов негров и лишь 25 процентов белых. Однако в 70-е годы значительно возросла миграция /250/ негров в районы пригородов. В связи с этим возникла следующая проблема: в то время как растет миграция негров среднего достатка в пригороды, в городах остаются главным образом бедные (схема 8-3). Это приводит к обострению финансовых и социальных проблем центрального города.

Население городов отличается многообразием образа жизни. Ганс (1962) выделил пять категорий жителей городов, различающихся по образу жизни, обусловленному их классовой принадлежностью.

Космополиты. Люди этой категории проявляют интерес к высокой культуре. Они активно участвуют в культурных мероприятиях города. Кроме того, они стремятся к контактам с представителями своего круга из других городов. Хотя большинство космополитов принадлежат к богатой элите, нередко покровители искусств общаются с нищими художниками.

Не состоящие в браке и состоящие в браке, но не имеющие детей. Речь идет об активных молодых людях. Они обеспечены работой, активно участвуют в социальной жизни, часто посещают дискотеки и участвуют в различных культурных мероприятиях. Некоторые из них в конце концов вступают в брак, в то время как другие всю жизнь остаются свободными и не связывают себя детьми.

Этнические поселения. В них живут группы иммигрантов: итальянцы, испанцы, греки, корейцы и т.д. Они сохраняют многие обычаи своей родины. Хотя их кварталы не отличаются фешенебельностью, они удобнее для жилья, чем захламленные трущобы. Фактически эти группы представляют собой высокоорганизованные общности (часто экономически несколько отсталые), гармонически вписывающиеся в городскую структуру.

Обездоленные. К этой категории относятся безработные, бродяги, нищие, пожилые люди. Все они доведены до крайней бедности. Многие больны физически /251/ или психически, лишены заботы и поддержки семьи и друзей. Обездоленные обычно живут в трущобах или ночлежках.

"Попавшие в капкан". Подразумеваются жители ночлежек или инвалиды. По своему социальному статусу они оказались на дне общества и почти потеряли надежду снова вернуться к нормальной жизни. Некоторые члены этой группы владеют нищенским имуществом, почти полностью обесценившимся. Экономические факторы мешают "обреченным" гражданам вырваться из перенаселенных или разрушающихся районов города. Эта категория включает много пожилых людей, которые не могут себе позволить переехать в другое место. Люди, живущие на фиксированные доходы (имеются в виду пенсии, социальные пособия), не могут поддерживать комфортный образ жизни из-за растущей дороговизны товаров и услуг, доступных для них в прошлом.

ПРИГОРОДЫ

Пригороды существуют в Америке по крайне мере в течение века. Однако наиболее интенсивно они стали развиваться лишь после второй мировой войны. Фредерик Льюис Аллен (1952) выделил пять основных этапов истории пригородов.

Первый этап начался приблизительно в конце XIX в. и продолжался после первой мировой войны. В то время владельцы загородных домов начали ежедневно ездить в город на работу поездом из так называемых спальных районов. Пригороды значительно расширились в период с 1900 по 1920 г.

Второй этап развития пригородов, продолжавшийся в 20-е годы, ознаменовался широким использованием личных автомобилей. В тот период автомобили получили широкое распространение; было построено много автодорог, предназначенных для жителей пригородов, работающих в городе.

На третьем этапе (примерно с 1930 г. до конца второй мировой войны) наблюдалось неравномерное развитие. Во время кризиса 1929-1930 гг. и войны пригороды расширялись медленнее, чем на более ранних этапах.

Четвертый период, начавшийся после второй мировой войны, отличался особой интенсивностью; этому способствовало внедрение сборных конструкций жилых домов для демобилизованных фронтовиков и их семей. Если до тех пор дома в пригородах сооружались сравнительно медленно, то после войны здесь стало осуществляться массовое жилищное строительство. Аллен подчеркивает, что семейная жизнь для владельцев загородных домов является основной ценностью.

Последний, пятый этап развития пригородов отмечен проникновением сюда коммерческих предприятий. В связи с ростом населения пригородов в них были переведены многие городские коммерческие предприятия, и местные жители получили новые рабочие места и услуги, в прошлом сосредоточенные в городе.

В настоящее время в пригородах живут в основном люди, получившие хорошее образование и имеющие приличные доходы. В 1981 г. 59 процентов семей, проживающих в пригородах, зарабатывали по крайней мере 20 000 долл. в год. В центральных городах насчитывалось 42 процента семей с таким доходом. Почти 60 процентов взрослых жителей пригородов и около 50 процентов жителей городов закончили по крайней мере среднюю школу. Эвери М. Гэст (1976) выявил связь между социальным статусом людей и тем, насколько далеко от дома находится их работа. Чем выше социальный статус, тем дальше от города предпочитают жить; эта тенденция проявляется особенно /252/ отчетливо в старых городах. Согласно данным переписи населения, многие представители технократии и сотрудники административного аппарата живут в пригородах.

Хотя и не существует особого образа жизни, характерного лишь для жителей пригородов, можно с уверенностью сказать, что главный смысл жизни для них олицетворяют дом и семья. Большинство семей, живущих в пригородах, имеют одного или несколько детей. Ганс (1962) считает, что жители пригородов стремятся к "добродетельной жизни". Больше всего их привлекает особая прелесть жизни в пригородах: красивые дома, хорошие школы, покой и гармония, радующие душу.

ДЖЕНТРИФИКАЦИЯ

В 70-е - начале 80-х годов пресса всей страны восторженно приветствовала "новый расцвет" центральных городов, которому препятствовало в течение десятилетий после второй мировой войны переселение людей в пригороды. Этот процесс, названный джентрификацией, противоположен субурбанизации (расширению пригородов); с ним связана тенденция к расширению строительства жилых домов улучшенного качества в городах; их заселяют семьи белых высокого достатка. Этот процесс распространился почти по всей стране - джентрификация происходит в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Рочестере, Дейтоне и Миннеаполисе - Сент-Поле.

Точно определить причины этого процесса трудно, но важным фактором является стремление пожилых зажиточных супружеских пар жить в центральной части городов; их дети уже выросли и живут отдельно, кроме того, они чувствуют себя неуютно в слишком просторных загородных домах. Такой образ жизни привлекает также все большее число одиноких людей и супругов, не имеющих детей; совместное владение жильем представляется им более удобным (см. главу 13).

У некоторых людей признаки джентрификации вызывают тревогу, так как это приводит к росту стоимости земли в центре городов; в результате бедные вынуждены уезжать из своих районов в связи с разрушением дешевых жилых домов и строительством новых фешенебельных зданий.

Как отмечает один из наблюдателей, "в первую очередь уезжают пожилые, носители контркультуры, негры и другие бедные представители национальных меньшинств" (Бессер, 1979. С.31). Однако на основе сравнительного анализа данных переписи населения 316 американских городов Хониг (1980) показал, что интеллигентные семьи (т.е. "джентри") предпочитают жить не внутри городов, где преобладают бедные и представители национальных меньшинств, а в более фешенебельных районах, где издавна живут главным образом владельцы частных особняков и люди интеллектуального труда. Отсюда Хониг делает вывод, что джентрификация не является причиной разрушения бедных районов и "интеллигентные семьи по-прежнему избегают жить среди тех, кто не принадлежит к их кругу" (Там же. С.648).

БОЛЬШОЙ ГОРОД С ПРИГОРОДАМИ

До XX в. города, в США имели четкие границы. За их пределами простирались малонаселенные поля и леса. Гигантский рост городов в XX в. способствовал расширению их границ, и таким путем окружающие пригороды присоединялись к городам. /253/ В некоторых районах происходило слияние пригородов и создавалась непрерывная сеть городских общностей, названная конурбацией. В качестве примера можно привести огромное заселенное пространство, простирающееся между Сан-Диего и Лос-Анджелесом.

Учитывая образование новых городских формаций, Бюро переписи населения вместо традиционной классификации местностей, включающей поселки, малые и крупные города, ввело термин "стандартный центральный статистический район" (СЦСР).

СЦСР представляет собой центральный город с населением не менее 50 000 человек или крупный город вместе с пригородами (в целом их население также составляет не менее 50 000 человек). Стандартный центральный статистический район включает сельские поселения, расположенные вокруг городов, а также округа, экономически связанные с ними. Примерами таких городских формаций являются Сан-Диего (штат Калифорния), Колумбус (штат Огайо) и Эри (штат Пенсильвания).

Конурбация вызывает некоторые неблагоприятные последствия. Среди них следует отметить трудность координации политических мер для решения серьезных проблем городов. Рассмотрим три важные проблемы, касающиеся окружающей среды городов.

1. Мы упоминали о территории протяженностью 400 миль, простирающейся от Бостона до Вашингтона (округ Колумбия) - здесь расположены Провиденс, Нью-Хейвен, Нью-Йорк, Ньюарк, Филадельфия и Балтимор. Хотя эти города соединены между собой широкой сетью транспортных и коммуникационных систем, они подведомственны десяткам различных политических органов управления, деятельность которых не согласована; ни один из них не способен решить такие вопросы, как строительство современных автомагистралей и предотвращение заторов уличного движения. Для решения этих проблем необходимы усилия нескольких ведомств.

2. В Южной Калифорнии и многих других частях страны особое беспокойство вызывает проблема загрязнения воздуха - местности, являющиеся источниками загрязнения, оказывают вредное влияние на другие районы. Например, предприятия города Риверсайда лишь в очень небольшой мере загрязняют его воздух, но он считается одним из самых загрязненных городов южной Калифорнии. Даже Палм-Спрингс, издавна считающийся благословенным раем для курортников и славящийся чистым воздухом, подвержен действию смога, образующегося на обширной территории между Лос-Анджелесом и Сан-Диего. Однако ни один политический орган (города или округа) не уполномочен решить эту проблему.

3. Одна из проблем, волнующих жителей побережья залива Сан-Франциско, связана с его усыханием, вызванным тем, что он постепенно засыпается землей, на которой строятся коммерческие и промышленные предприятия. Залив мелководный, поэтому создавать вдоль его края дополнительные участки относительно легко. Местные жители вели активную борьбу за спасение залива, но их усилия почти всегда заканчивались поражением. Дело в том, что на побережье залива расположены десятки городов, самостоятельно решающих вопрос о побережье залива. Многие из них не считают целесообразным прекращать застройку, так как дополнительные участки земли сулят крупные прибыли и подлежат налогообложению. Ни одно политическое ведомство не способно найти комплексное решение этого вопроса. Учитывая эту ситуацию, можно предположить, что в будущем наряду с обычными социальными проблемами перед жителями городов возникнут новые, обусловленные дальнейшим развитием социальной и экономической структуры городов, решение которых оказывается вне компетенции местных /254/ властей. В будущем можно предвидеть ослабление политического значения города как такового и повышение полномочий новых государственных, региональных и национальных органов власти, поскольку общество стремится к созданию политической структуры, способной справиться с новыми проблемами.

ГОРОДСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

Один из основных подходов к изучению жизни городов сформировался в Чикагском университете в 20-е годы. Он опирается на экологические исследования. Точно так же как биолог стремится понять, каким образом растения и животные выживают в естественных условиях, социолог исследует развитие городов, сферы деятельности их жителей и происходящие в них процессы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.173.236 (0.008 с.)