Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные потребности и социальные институты

Поиск

Одной из важных черт института является его соответствие "социальной потребности". Люди, видимо не могут существовать без коллективных объединений - общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Мы затрагиваем эти аспекты социальной жизни во 2, 4 и 16-й главах. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи /79/ ввели понятие " социальных потребностей", или "социальных функций".

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания.

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер (1897), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в "активной обороне" (речь идет о военном деле) для борьбы с "окружающими врагами и грабителями", потребность в деятельности, поддерживающей "основные средства существования" (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

4. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.

5. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей, согласно /80/ классификации Г.Ленски и Дж.Ленски. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. Медицинские институты содействуют защите членов общества и их биологическому воспроизводству (с помощью акушерства и педиатрии). И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

РЕСУРСЫ И ИНСТИТУТЫ

Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Рассмотрим, например, экономические институты, связанные с производственной деятельностью коммерческих фирм, производственных предприятий, семейных ферм и других организаций. Экономисты считают, что для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:

1. землю или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;

2. труд или мотивация и навыки людей;

3. капитал или богатство, вкладываемое в средства производства;

4. организацию или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.

Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.

Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей. Так, в семье существуют роли мужа, жены, матери, /81/ отца, сына, дочери, сестры, двоюродной сестры, дяди и тети. Все эти роли связаны с множеством прав и обязанностей, определяющих характер интеракции (взаимодействия) людей, которые включены в определенный институт: матери - сына, двоюродной сестры - двоюродного брата, дяди - племянницы и т.д. В учебных институтах многие роли тоже точно определены: учитель, ученик, администратор, секретарь, сторож; для их усвоения требуются определенные образцы взаимодействия людей, исполняющих именно эти роли.

Однако данная характеристика институтов в какой-то мере вводит в заблуждение. Институты представлены как совершенно устойчивые и неизменные образования. Поэтому в заключение этой главы следует подчеркнуть разнообразие форм и изменчивость институтов. В примитивных и земледельческих обществах экономические потребности удовлетворяются главным образом с помощью института семьи и системы родственных связей, в рамках которых осуществляется основная производственная деятельность. Например, в крестьянских семьях родители, дети и подчас другие родственники сами работают на своих фермах; им даже в голову не приходит использовать труд "наемного работника", который не является членом семьи или родственником. В коммерческом и промышленном обществе роль семьи в производственной деятельности значительно снижается, она ограничивается ведением домашнего хозяйства и заботой о детях; производство товаров и услуг осуществляется главным образом такими организациями, как фабрики и конторы, которые отделены от семьи.

Следует также подчеркнуть, что институты очень редко остаются устойчивыми в течение длительного времени. Условия, воздействующие на них, постоянно меняются. Что касается института медицины, то с развитием новых технологий, например усовершенствованных сканирующих устройств и почечного диализа, не только возникли новые роли (скажем, специалистов по медицинской технике), но изменились даже традиционные отношения между практикующим врачом и пациентом: они перешли в отношения между многочисленным персоналом больницы и пациентом. Реанимационная технология не только кардинально изменила возможности врачей спасать жизнь пациентов, но и стала причиной возникновения множества этических проблем, связанных с ответственностью за жизнь человека. Кто решит, например, отключать ли реанимационное оборудование, если пациент безнадежно утратил почти все свойства живого организма, - члены /82/ его семьи, врач или должностное лицо, выступающее в качестве посредника, скажем судья?

Или другой пример: в связи со снижением рождаемости и ростом средней вероятной продолжительности жизни населения нынешняя семья с двумя-тремя детьми, которые наверное доживут до взрослого возраста, значительно отличается от прежней семьи с восемью - двенадцатью детьми, многие из которых умирали после рождения или в детстве.

Подчеркивая важность изменчивости институтов, мы подробно проанализируем причины и следствия этого процесса в 13-17-й главах (где рассматриваются институты семьи, религии, образования, экономическая и политическая системы). В заключительной главе мы снова вернемся к теме социальных изменений, включая изменения институтов.

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Сбор "фактов" в ходе опросов

Самым распространенным источником информации для социологов, по всей видимости, является опрос, в котором интервьюер задает отобранным из генеральной совокупности людям один или несколько вопросов, например об их отношении к абортам. После того как это отношение выяснено, его часто объясняют различными характерными особенностями респондентов: их вероисповеданием, возрастом и социальным положением.

Однако было установлено, что данные, полученные на основе опроса, оказываются ошибочными по нескольким причинам. Прежде всего люди склонны на одни вопросы отвечать более точно, чем на другие. Респонденты точно указывают, сколько денег они платят за газ, электричество, квартиру, автомобили и медицинское обслуживание. Но они часто уменьшают сумму, которую тратят на спиртные напитки. Они склонны завышать уровень своей должности и размер своей зарплаты; обычно они хвалятся, что много путешествуют на самолетах, что не соответствует действительности; к тому же они, как правило, переоценивают достоинства своих детей. Что касается сексуальной жизни, то мужья и жены, которые ею довольны, обычно одинаково отвечают на вопрос о частоте сношений, недовольные же - по-разному. Люди обычно более охотно сообщают о своих, так сказать, "нейтральных" болезнях вроде астмы и сердечных заболеваний, чем о недугах, в какой-то мере считающихся неприличными - например, об умственных расстройствах или заболеваниях мочевых путей и половых органов.

На ответы людей оказывают влияние также особенности интервьюера. Так, ответы на политические вопросы интервьюер может иногда "приспособить" к своим взглядам, поэтому возникает сомнение в валидности результатов исследования. Отвечая на вопросы, люди часто учитывают пол, расовую и классовую принадлежность интервьюера, поскольку стремятся к взаимопониманию с ним. Например, если интервьюер негритянского происхождения обращается к неграм с вопросами, связанными с расовыми проблемами, то он получит более откровенные ответы, чем белый социолог. Если интервьюер "похож на еврея" или носит "еврейскую фамилию", отвечающие обычно /83/ скрывают свои антисемитские настроения, в то время как они выражают их более откровенно, беседуя с интервьюером нееврейского происхождения. Другими словами, люди стремятся сказать интервьюеру то, что, по их мнению, он или она желает от них услышать. Все это указывает на опасность искажения реальности в результатах опросов, и становится ясно, что данный метод не является абсолютно объективным способом сбора фактического материала, что еще раз подтверждает как трудно выявить, что действительно думают люди по тому или иному поводу.

Приняв некоторые меры, можно свести к минимуму искажения данных полученных в результате опроса. Исследователи могут собрать дополнительные данные, которые можно сверить с информацией, подученной из ответов респондентов. Если к работе привлечены интервьюеры разного возраста, пола и социального происхождения, можно сравнить полученные ответы и определить, в какой мере повлияли на них различия между интервьюерами. При анализе результатов опроса в них могут быть внесены соответствующие коррективы. Такими способами можно повысить эффективность метода выборочного опроса.

ОБЩЕСТВО

В этой книге мы рассмотрим много различных видов социальных организаций помимо институтов. К ним относятся социальные группы, формальные организации, группы людей, связанных соседскими отношениями, общины и общественные классы. Социальная организация, объединяющая все это, называется обществом; оно формируется на основе интеграции всех групп, хотя этот процесс может быть стихийным и далеко не безупречным.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Что такое общество? Хотя это слово с легкостью используется в повседневном общении (мы говорим об "американском", "французском" или "японском" обществе, не пытаясь объяснить, что под этим подразумевается), ученые с трудом, определяют сущность этого понятия. Прежде всего у него много различных значений. Когда мы говорим о "профессиональном обществе", то имеем в виду группу людей, имеющих одинаковую профессию, которые создают организацию на основе общих интересов. Говоря о "высшем обществе" или "обществе завсегдатаев кафе", мы подразумеваем стихийно организованную группу людей, представителей определенного социального слоя, имеющих общие ценности и образ жизни. Но это понятие приобретает совершенно иное значение, когда мы говорим об "американском обществе", имеющем определенные географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. /84/

В ходе дальнейшего изложения мы сосредоточим внимание именно на последнем значении данного термина. Анализируя его, Марш (1967) пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

1. постоянная территория - например, Франция в своих государственных границах;

2. пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

3. развитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни (основные элементы культуры рассматриваются во 2-й главе);

4. политическая независимость - общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием, такие колониальные общества, как Бельгийское Конго до получения этой страной независимости, нельзя считать таковыми.)

Как отметил Марш; даже такое обстоятельное определение общества, кажется несколько спорным. Что значит критерий "развитая культура"? Можно утверждать, что страны, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, например США, Индия и Югославия, в действительности не имеют общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением, а являются лишь совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью (см. 2-ю главу, где рассматриваются вопросы политической интеграции и многообразия культуры). Понятие "политическая независимость" также вызывает некоторые вопросы. Например, Канада и Мексика считаются политически независимыми от США, но, поскольку для развития их экономики необходимы значительные инвестиции, поступающие в основном из Америки, в действительности они не являются независимыми. В еще большей мере это относится к странам Центральной Америки, таким, как Панама и Сальвадор.

Другие социологи (Аберле, Коэн, Дэвис, Леви и Саттон, 1950; Парсонс, 1966) считают, что определяющей характеристикой общества является "самообеспеченность". Этот критерий близок к "политической независимости", упомянутой Маршем. Однако его также следует прояснить. Самообеспеченное общество необязательно само производит все товары и услуги. Многие общества, включая Японию, Великобританию и Норвегию, в большей мере зависят от внешней торговли. /85/ Однако каждое государство (т.е. его правительство) должно обладать валютой, необходимой для оплаты импорта. Таким образом, говоря о "самообеспеченном" обществе, мы имеем в виду сохранение его платежеспособности и возможность оплачивать долги.

Несмотря на трудности, различные критерии в самом деле помогают нам хотя бы приблизительно определить сущность понятия "общество". Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями "культура", используемым социальными антропологами, и "национальное государство, которым пользуются ученые - политологи. Однако "культура" необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о "еврейской культуре", хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль; в этом случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

С другой стороны, термин "национальное государство", близкий понятию "общество", обязательно предполагает наличие таких элементов, как формальный правительственный аппарат и некое национальное единство. Но в то же время можно назвать такие общества, которые не являются государствами - например, кочевые племена на территории Ближнего Востока.

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

Трудность определения сущности понятия "общество" показывает, что оно является очень широким и гибким. Обществом можно назвать пятьдесят жителей поселка, затерянного в далеком тропическом лесу, и современный Китай с его огромными городами и сотнями миллионов человек населения.

Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.)

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское /86/ общество) или языка (франкоязычное общество). Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоят старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

2. Садоводческие общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства /87/ эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

4. Промышленные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи. Как мы узнаем в 13-й главе, в ходе индустриализации семья утрачивает многие присущие ей функции, которые в новых /88/ условиях осуществляют другие институты - например процесс социализации в основном регулируется учебными институтами.

"ГЕМАЙНШАФТ" И "ГЕЗЕЛЬШАФТ"

Описание экономических, политических и родственных особенностей четырех типов обществ позволяет сделать вывод, что различные социальные институты связаны между собой, т.е. они по-особому согласуются между собой. Многие теоретики-обществоведы разделяют данную точку зрения, в частности, с этих позиций они пытаются определить основные различия между допромышленным и промышленным обществами. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство из них писали свои научные труды во время промышленной революции, которая преобразовала экономический, политический и социальный институты западного общества.

Одно из наиболее важных исследований противоположности между допромышленным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины "Гемайншафт" (Gemeinschaft) и "Гезельшафт" (Gesellschaft) (они переводятся как "общинность" и "общество"), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин "Гемайншафт" относится к сельской общине, а термин "Гезельшафт" - к городскому промышленному обществу. Каковы основные различия между "Гемайншафт" и "Гезельшафт"?

1. Если говорить об индивидуальной мотивации, "Гемайншафт" стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа "Гезельшафт" основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

2. В сфере социального контроля общество типа "Гемайншафт" придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как "Гезельшафт" есть общество, основанное на формальном праве.

3. В области разделения труда общество типа "Гемайншафт" отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей - обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа "Гезельшафт" характерны /89/специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей.

4. В обществе типа "Гемайншафт" культура формируется на основе религиозных ценностей, а в "Гезельшафт" — на светских.

5. Главными социальными институтами в "Гемайншафт" являются семья, соседи и община; в "Гезельшафт" складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

Дихотомия Тенниса (и другие подобные исследования) подверглась критике в двух направлениях. Во-первых, это большое упрощение. Общества типа "Гемайншафт" тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других допромышленных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы "Гезельшафт" и "Гемайншафт", т.е. последнее никуда не исчезает.

Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу. Фактически вся эта дихотомия может быть поставлена под сомнение в связи с углубляющейся интернационализацией обществ и усилением их взаимозависимости. Таким образом, все более важное место занимает межнациональный аспект изучение, т.е. сравнительный анализ. Мы вернемся к этой критике в 7-й и 9-й главах, а также ознакомимся с более глубоким исследованием названных выше различий, проведенным в последние годы в связи с современными исследованиями социальных изменений (20-я глава).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Статусом называется позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным, определяет положение человека в обществе. Статус, полученный от рождения, называется приписанным; статус, обретенный благодаря тому, что человек осуществил, называется достигнутым статусом.

2. Роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, на пример законы, являются формальными, другие, скажем /90/ умение вести себя за столом, - неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (деньги или уважение).

3. Парсонс составил классификацию ролей, исходя из пяти основных характеристик: 1) некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают откровенное выражение чувств; 2) есть роли приписанные, а бывают — достигнутые; 3) некоторые роли ограниченны, а другие носят диффузный характер; 4) одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения; 5) разные виды ролей связаны с различной мотивацией.

4. Ни одна роль (формальная или неформальная) не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее по ведение представляет собой результат свойственного данной личности способа толкования ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологии подчеркивают гибкость связи между поведением индивида и ролевыми ожиданиями.

5. Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

6. Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не создавая долговременных коллективов. Маркс считал, что люди создают условия для удовлетворения своих материальных потребностей только благодаря организованной совместной деятельности, без этого общество не могло бы существовать. Спенсер придавал важное значение потребности в "активной обороне", нуждам в "общем обеспечении жизненных ресурсов" координации различных видов деятельности. Г.Ленски и Дж.Ленски выделяли шесть основных элементов, необходимых для существования общества: а) общение между его членами; б) производство товаров и услуг; в) распределение; г) защита членов общества; д) замена выбывающих членов общества; е) контроль их поведения.

7. Для производства товаров необходимы четыре вида общественных ресурсов: земля, труд, капитал и организация. /91/ Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, на основе которой формируются более или менее устойчивые ролевые модели поведения.

8. Слово "общество" имеет много различных значений. Марш попытался определить условия, при которых социальное объединение становится обществом. К этим условиям относятся: а) постоянная территория; б) пополнение общества главным образом благодаря деторождению; в) развитая культура; г) "политическая" независимость. Г.Ленски и Дж.Ленски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

9. Теннис исследовал особенности связей людей в допромышленном, традиционном и современном обществах и ввел термины "Гемайншафт" и "Гезельшафт". "Гемайншафт" обозначает крестьянскую общину, в то время как "Гезельшафт" относится к индустриально-городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: а) в обществе типа "Гемайншафт" люди живут в соответствии с общинными обязанностями, тогда как "Гезельшафт" основано на стремлении к личной выгоде; б) "Гемайншафт" основано на традиционных обычаях, в то время как "Гезельшафт" придает основное значение формальным законам; в) "Гемайншафт" предполагает ограниченную специализацию, тогда как в "Гезельшафт" формируются специализированные профессиональные роли; г) "Гемайншафт" опирается на религиозные, а "Гезельшафт" - на светские ценности; д) главными институтами общества первого типа являются семья и община, основой второго становятся крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

10. Помимо понимания структуры и динамики отдельных обществ, необходимо более глубокое знание международных общественных систем, особенно в связи с усиливающейся интернационализацией современного мира, олицетворяющей прогресс XX в.

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР [ HERBERT SPENCER ] (1820-1903)

Философ и ученый XIX в. Герберт Спенсер сыграл важную роль в развитии нескольких научных дисциплин, включая социологию и антропологию. Он родился в Дерби, в центральном административном округе Англии, и /92/ получил домашнее образование под руководством отца и дяди. С раннего возраста он проявлял интерес к науке, а в 17 лет начал работать на железной дороге, соединявшей Лондон и Бирмингем, где через несколько лет получил профессию инженера. Затем началась его многолетняя редакторская и писательская деятельность. Исследуя окаменелости, найденные во время прокладки железнодорожного полотна, Спенсер заинтересовался процессом эволюции. На него оказала глубокое влияние теория эволюции Дарвина. Он пришел к убеждению, что ее можно было бы применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом, "естественный отбор" происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции в результате углубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).

Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т.е. институт) нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно точке зрения Спенсера, такая взаимозависимость является основой социальной интеграции.

В отличие от большинства ученых-обществоведов тех лет и более позднего времени Спенсер не был реформатором. Он полагал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным) - такая философия получила название "социальный дарвинизм". Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предприятий и экономических институтов; по его мнению, конкуренция при невмешательстве со стороны правительства способствовала бы вытеснению неприспособленных. Спенсер был убежден, что на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто некое естественное и устойчивое равновесие интересов. Естественная гармония может быть только нарушена при вмешательстве правительства в социальный процесс. /93/

Глава 4. Социализация

В популярном фильме 1982 г. "Офицер и джентльмен" Ричард Гере сыграл роль Мэйо, циничного молодого человека, почти лишенного нравственных принципов, который захотел быть летчиком. Ко времени окончания училища военно-морской авиации он становится не только летчиком, но офицером и даже джентльменом.

Перевоплощение Мэйо явилось результатом процесса, называемого социализацией. Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.014 с.)