ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДОВ



В связи с развитием городов возникли неожиданные и никем не предусмотренные экологические и социальные проблемы. Говоря об экологических проблемах, мы имеем в виду опасность нарушения или полного уничтожения взаимосвязи между людьми и естественной средой их обитания. Угроза истощения запасов нефти представляет собой экологическую проблему, то же самое касается загрязнения рек и озер, что может привести к гибели рыб и подводных растений. Помимо этого, американское общество беспокоят и другие экологические проблемы, непосредственно связанные с ростом городов. В данном разделе мы рассмотрим пять следующих проблем: заторы уличного движения, потребление энергии, загрязнение воздуха, переработка отходов и воздействие шума на жителей городов.

Заторы уличного движения

Мы уже отмечали интенсивное развитие пригородов после второй мировой войны и переселение многих групп населения из центральных городов - это движение несколько замедлилось в связи с тенденцией к джентрификации, наблюдавшейся в последнее время. В результате субурбанизации были созданы новые жилые районы и предприятия торговли в пригородных зонах, более широко стали пользоваться личными автомобилями. Это по-разному сказалось на работе городского транспорта в городах. Более старые города, такие, как Бостон и Филадельфия, оказались не в состоянии выдержать гигантское скопление транспорта, их улицы буквально задыхались от машин. Говорят, что в Бостоне "стало невозможно добраться из одной части города в другую". Более молодые города, расширившиеся за счет пригородов после второй мировой войны, смогли справиться с повышенной нагрузкой - в них строились новые автомобильные дороги и автострады. Лучший пример этого - Лос-Анджелес, где образована крупная сеть автомагистралей, способная пропускать миллионы автомобилей. Но, с другой стороны, в таких городах стало экономически нецелесообразно развивать системы массового городского транспорта. /265/

Потребление энергии

Процесс субурбанизации происходил в период, когда бензин стоил сравнительно дешево. Жители пригородов имели возможность без затруднений приобретать недорогое топливо для своих домов и автомобилей. Но с 1973 г. стоимость нефти и природного газа значительно возросла, поэтому большие автомобили (так называемые "пожиратели горючего"), производимые в Детройте, подорожали и перестали пользоваться спросом. Такие автомобили стали непрактичными из-за высокой стоимости импортируемой нефти и растущего дефицита топлива. Эта ситуация в какой-то мере нормализовалась после незначительного снижения цен на топливо в начале 80-х годов, кроме того, возрос спрос на малолитражные автомобили более высокого качества. Однако стоимость энергии, необходимой для отопления огромных жилищных комплексов в наших городах, останется серьезной проблемой и в будущем.

Загрязнение воздуха

Концентрация автомобилей и промышленных предприятий в городах стала причиной загрязнения воздуха - это происходит, когда пыль, дым, испарения в соединении с влагой образуют смог. Загрязнение представляет опасность не только для человеческих легких и жизни вообще, оно оказывает вредное воздействие на растительный и животный мир, вызывает разрушение зданий и наносит ущерб некоторым сферам деятельности людей, например туризму (Дасманн, 1972).

Утилизация отходов

К отходам относятся металлические контейнеры, бутылки, брошенные автомобили, неиспользованные куски кирпича и бетона, мусор и другие ненужные предметы. Они не только портят пейзаж, но стремительно занимают все больше земли во многих городах. Использование таких отходов представляет собой проблему, поскольку они скапливаются в огромном количестве. Долгосрочное решение этой проблемы, например переработка отходов, представляется слишком дорогостоящим. Однако, если другие источники энергии не подешевеют, превращение мусора в топливо может стать сравнительно экономичным. /266/

Воздействие шума

В современных городах отмечается высокий уровень шума. Гул метро, рев реактивных самолетов, гудки автомобилей и грузовиков, оглушительная музыка дискотек вызывают раздражение людей и даже причиняют им боль. Хотя все по-разному реагируют на шум, в той или иной то мере он мешает всем жителям города (Дасманн, 1972).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ

Перед властями многих городов стоит проблема непомерно растущих расходов, в то время как источники доходов сокращаются. Центральные города вынуждены тратить больше денег, чем другие поселенческие общности, по многим причинам. Поскольку в основном они возникли раньше, чем пригороды, требуются средства на восстановление старых и строительство новых зданий. Кроме того, эксплуатация и ремонт уличного оборудования, мостов, систем канализации, водоснабжения и других видов городской собственности тоже поглощают огромные средства.

Однако этим не исчерпываются основные расходы городской казны. Самые большие затраты связаны с развитием социального обеспечения, образования и правоохранительных органов. Средние и зажиточные слои общества все еще продолжают стремиться в пригороды, хотя в последнее время наблюдается тенденция возвращения в город. В результате этого огромное число жителей городов составляют бедняки - представители этнических и расовых меньшинств, а также пожилые люди, живущие на фиксированные доходы. Расходы на содержание школ в городских гетто, оплата дополнительных сил полиции в связи с высоким уровнем преступности в городах и выплата денежных пособий непропорционально растущему числу граждан становятся тяжелым бременем для городской казны. Это бремя оказывается еще тяжелее в таких городах, как Нью-Йорк, где расположено множество музеев, исследовательских центров, библиотек и посольств. Хотя соседние округа и даже вся страна в целом получают прибыли от этих учреждений, город часто несет основные расходы на их содержание. Примерно 30 процентов доходов городов составляют налоги на собственность. Но в пределах городов имеется много видов собственности, не подлежащих налогообложению: церкви, правительственные здания и университеты. В городах налогом облагаются в первую очередь коммерческие и промышленные предприятия. В результате развития /267/ торговли и расширения коммерческого сектора за счет налогов увеличиваются средства, направляемые в городскую казну. К сожалению, многие коммерческие предприятия переводятся из городов в пригороды. Эта тенденция усилилась под влиянием таких факторов, как более низкие налоги в пригородах, красивая природа и нежелание размещаться вблизи центров железнодорожного и водного транспорта.

Такие же факторы в значительной мере способствовали миграции предпринимателей и людей, ищущих работу, с севера и среднего запада на юг и юго-запад страны. Наконец, руководителей многих крупных магазинов привлекла заманчивая перспектива приблизиться к потенциальным потребителям, и они покинули центральные города, чтобы обосноваться в пригородах. Это привело к сокращению доходов от налогов городов и росту безработицы, в связи с чем появилась необходимость в создании новых дорогостоящих общественных учреждений.

Перечисления средств от налогов, полученных финансовыми органами штатов и федеральными органами, частично восполнили эти затраты, но их оказалось недостаточно, чтобы предотвратить растущий дефицит городского бюджета. За последние 10 лет значительно возросла помощь городам со стороны властей (штатов и федеральных), но она не соответствует растущим расходам. Более того, центральным городам было выделено меньше средств из федерального бюджета и бюджета штатов, чем пригородам и сельским районам, поэтому главными источниками пополнения городской казны служат местные налоги. Учитывая такое соотношение затрат и доходов, перспектива обновления центральных городов страны не представляется радужной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале этой главы мы заглянули в маленький ирландский поселок сельского типа. Его жители занимаются главным образом сельским хозяйством, социальная структура отличается простотой, состав его населения и культура однородны, издавна он был оторван от внешнего мира; и все же в его жизнь проникли некоторые черты крупных промышленных городов. В конце главы мы перенеслись в огромные города, интенсивно развивавшиеся в течение последних десятилетий. Они совсем непохожи на крошечный ирландский поселок, затерянный в глуши, - в них созданы сложные системы разделения труда и социальной организации, сформировались /268/ многие расовые и этнические общности, для них характерно многообразие культур и космополитизм.

Учитывая коренное различие между сельскими и городскими общностями, можно сделать вывод, что человечество в своем развитии прошло огромный и сложный путь. Наверное, следует задать вопрос: а стоило ли проходить этот путь? На него нельзя ответить однозначно. Развитие городов способствует росту благосостояния людей, совершенствованию культуры, глубокому духовному обновлению и многообразию социальной жизни - это недостижимо ни в одном сельском поселке. В то же время в городах существуют целые группы несчастных и обездоленных людей, множество экологических и социальных проблем. Безусловно, городская жизнь будет усложняться, и будущим поколениям предстоит, с одной стороны, затратить много времени и сил на борьбу с пороками современных городов и, с другой стороны, реализовать благоприятные возможности, заложенные в их развитии.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Поселенческую общность можно определить как совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют многие виды деятельности для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.

2. Первые города возникли примерно пять-шесть тысяч лет назад в долинах рек - это создавало благоприятные условия для развития торговли и контактов с другими народами, способствовало обмену идеями по вопросам социальной жизни и в области технологии. Древняя городская жизнь достигла наибольшего расцвета в эпоху Римской империи - города строились или расширялись по всей территории от Британии до Ирака. Многие крупные современные города были основаны как порты Европы. В последнее время основное влияние на процесс урбанизации оказала индустриализация. Развитие промышленности и тенденция к ее концентрации в городах способствовали миграции сюда большого числа сельских жителей в поисках более высокооплачиваемой работы.

3. Урбанизация в США тесно связана с индустриализацией. В XVIII и XIX вв. большинство населения страны было сосредоточено в промышленных городах Северо-Востока. В XX в. население и промышленность выходят за пределы городских центров. Это явление называют распространением городов. /269/

4. При классификации различных поселенческих общностей учитываются такие факторы, как размер территории, зависимость от других общностей, возраст членов общности, состав ее населения и образ жизни. Социологи делают упор на противоположность между традиционными и современными общностями, хотя различие между ними не является абсолютным.

5. Центральный район состоит из одного или более городов с прилегающими к нему пригородами. Согласно статистическим данным, люди с более низким достатком, уровнем образования и профессиональной подготовки преобладают в городах, в то время как люди с более высокими доходами и уровнем образования переселились в пригороды. Ганс выделил пять основных групп среди горожан, различающихся по образу жизни в зависимости от их социального положения: космополиты; не состоящие в браке и состоящие в браке, но не имеющие детей; члены этнических поселенческих общностей; обездоленные; обреченные.

6. В Америке пригороды существуют по крайней мере в течение столетия; их развитие стало наиболее интенсивным после второй мировой войны. Аллен определил пять основных этапов субурбанизации: на первом этапе (1900-1920 гг.) жители пригорода ездили в город на трамвае; второй связан с широким распространением личных автомобилей (1920-1930гг.); на третьем - развитие пригородов было неравномерным (1930 г. - конец второй мировой войны); на четвертом - в пригородах стали строить дома из сборных конструкций; пятый этап сопровождался миграцией в пригороды коммерческих предприятий. Хотя не существует особого образа жизни, характерного для жителей пригородов, главное для них - дом и семья.

7. В последнее время в городах происходит процесс джентрификации, противоположный субурбанизации. Джентрификация предполагает строительство в городе жилых домов улучшенного качества и переселение в них белых семей с высоким уровнем доходов.

8. В результате расширения американских городов имели место развитие и слияние городских зон и образование множества городских общностей, названной конурбацией. Среди негативных последствий конурбации следует назвать трудность координации политических мер по решению важных проблем городов.

9. Парк и Бургесс рассмотрели два процесса, в которых осуществляется стремление различных групп населения переселиться в другие районы города. Инвазией называется /270/ переселение группы в район, где проживала другая группа; сукцессия происходит, когда одна группа заменяет другую и становится господствующей.

10. Согласно теории централизации (одной из теорий распределения населения), скопление людей наблюдается, если они вынуждены располагаться в определенном центральном месте, чтобы торговать, работать на крупной фабрике или осуществлять централизованное управление обширной территорией. В соответствии с гипотезой концентрических зон модель развития города представляет собой расширяющийся ряд колец, или зон, сосредоточенных вокруг центрального делового района. Согласно теории секторов, развитие города определяется направлением транспортных коммуникаций и спецификой уже застроенных районов. Теория многоядерности учитывает наличие в некоторых городах нескольких деловых центров.

11. Вирт характеризовал урбанизацию, исходя из размеров территории, плотности и гетерогенности городского населения. Он придавал основное значение двум факторам, определяющим мировосприятие жителей городов: психологическим эффектам городской жизни и их воздействию на социальную структуру. Согласно Вирту, экономические процессы способствуют фрагментации городской жизни на обособленные сферы, соответствующие различным видам деятельности. Этот процесс, названный дифференциацией, ослабляет социальные связи, и индивид чувствует себя все более одиноким в равнодушном мире.

12. Точка зрения Вирта подверглась критике со стороны теоретиков, которые выражают более оптимистическое отношение к жизни в городе. Сторонники композиционной теории считают, что небольшие группы, в которые входят жители городов, как бы изолируют их от порочных эффектов городской среды. Согласно теории субкультур, городская среда непосредственно воздействует на личную жизнь людей; кроме того, она благоприятна для создания и укрепления социальных групп и субкультур.

13. В результате эмпирического исследования городской среды установлено, что по мере усиления урбанизации люди в меньшей мере стремятся навещать соседей и участвовать в деятельности формальных организаций, однако родственные и дружеские связи остаются устойчивыми. В городах более ярко выражена тенденция к этническому самосознанию и сплоченности, чем в сельской местности. В то же время жители городов более терпимы к представителям других рас, этнических групп и образов жизни. /271/

14. В ходе развития городов возникли непредвиденные социальные и экологические проблемы. К экологическим проблемам относятся заторы уличного движения, потребление энергии, загрязнение воздуха, утилизация отходов и вредное воздействие шума. Обострение социальных проблем городов вызвано быстрым ростом городских расходов и сокращением источников доходов. Миграция людей со средним и высоким уровнем доходов, а также коммерческих и промышленных предприятий в пригороды стала причиной сокращения доходов от налогов и роста безработицы в городах, в связи с чем возросла необходимость в создании новых общественных учреждений. /272/

Предыдущая | Содержание | Следующая

 

Раздел II. Социальное неравенство
Глава 9. Неравенство, стратификация и класс

Для постороннего человека Алтер Роуд в Детройте выглядит как обычная городская улица. Однако местные жители называют ее "Берлинской стеной" или же "линией Мейзон-Диксон". Это объясняется тем, что Алтер Роуд отделяет восточную часть Детройта - нищее гетто от фешенебельного, богатого пригорода Гросс Пойнт.

В "Уолл-стрит джорнэл" (1982) корреспондент Аманда Беннетт характеризует общности, проживающие по разные стороны Алтер Роуд: "В восточной части Детройта живут бедные, главным образом негры; Гросс Пойнт населяют богатые, сплошь белые. Помещения школ, где учатся дети жителей детройтского Ист-Сайда, охраняются полицейскими. Привилегированные дети из Гросс Пойнт посещают уроки игры на скрипке, имеют собственные компьютеры. Для жителей восточной части Детройта "пособие" означает выживание; для тех, кто обитает по другую сторону улицы Алтер Роуд, это слово обычно ассоциируется с мошенничеством. Различия настолько поразительны, что друзья детройтцев, приезжающие из других мест, бывают шокированы, когда их проводят по улице Алтер. В восточной части города свалки брошенных автомобилей, много сгоревших зданий, на стенах которых нацарапаны всяческие надписи и рисунки. По замусоренным улицам слоняются толпы ничем не занятых людей. На расстоянии всего лишь тысячи футов открывается другая картина - аккуратно подстриженные живые изгороди и окрашенные ставни напоминают о другом мире, где есть газонокосилки, служанки, гаражи на два автомобиля и благотворительные вечера. Как говорит сенатор-демократ Джон Келли, представляющий обе группы, с одной стороны, здесь - "западный Бейрут", с другой, - сказочная страна "Диснейленд". /273/

Экономический спад в начале 80-х годов по-разному повлиял на эти две общности. Беннет пишет: "Образ жизни изменяется на всех уровнях. На одной стороне Алтер Роуд безработный вынужден прекратить членство в теннисном клубе. На другой стороне безработная женщина не может себе позволить съесть гамбургер. В Гросс Пойнт представитель торговой фирмы, занятый неполный рабочий день, сдает свою летнюю дачу, в то время как в Детройте проститутка при недостаточной занятости повышает цену своих услуг. В Детройте нищие безработные пьяницы распивают одну бутылку на всех. Одни жители Гросс Пойнт со стыдом обращаются за пособием, другие беззастенчиво устремляются на вечеринки в поисках влиятельных работодателей".

Огромные различия между этими двумя группами ярко свидетельствуют о существовании "имущих" и "неимущих". Эта ситуация является одной из самых важных проблем, волнующих социологов. Они исследуют ее путем анализа трех переменных: неравенства, стратификации и классов.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.31.204 (0.012 с.)