Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологические и социальные проблемы городовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В связи с развитием городов возникли неожиданные и никем не предусмотренные экологические и социальные проблемы. Говоря об экологических проблемах, мы имеем в виду опасность нарушения или полного уничтожения взаимосвязи между людьми и естественной средой их обитания. Угроза истощения запасов нефти представляет собой экологическую проблему, то же самое касается загрязнения рек и озер, что может привести к гибели рыб и подводных растений. Помимо этого, американское общество беспокоят и другие экологические проблемы, непосредственно связанные с ростом городов. В данном разделе мы рассмотрим пять следующих проблем: заторы уличного движения, потребление энергии, загрязнение воздуха, переработка отходов и воздействие шума на жителей городов. Заторы уличного движения Мы уже отмечали интенсивное развитие пригородов после второй мировой войны и переселение многих групп населения из центральных городов - это движение несколько замедлилось в связи с тенденцией к джентрификации, наблюдавшейся в последнее время. В результате субурбанизации были созданы новые жилые районы и предприятия торговли в пригородных зонах, более широко стали пользоваться личными автомобилями. Это по-разному сказалось на работе городского транспорта в городах. Более старые города, такие, как Бостон и Филадельфия, оказались не в состоянии выдержать гигантское скопление транспорта, их улицы буквально задыхались от машин. Говорят, что в Бостоне "стало невозможно добраться из одной части города в другую". Более молодые города, расширившиеся за счет пригородов после второй мировой войны, смогли справиться с повышенной нагрузкой - в них строились новые автомобильные дороги и автострады. Лучший пример этого - Лос-Анджелес, где образована крупная сеть автомагистралей, способная пропускать миллионы автомобилей. Но, с другой стороны, в таких городах стало экономически нецелесообразно развивать системы массового городского транспорта. /265/ Потребление энергии Процесс субурбанизации происходил в период, когда бензин стоил сравнительно дешево. Жители пригородов имели возможность без затруднений приобретать недорогое топливо для своих домов и автомобилей. Но с 1973 г. стоимость нефти и природного газа значительно возросла, поэтому большие автомобили (так называемые "пожиратели горючего"), производимые в Детройте, подорожали и перестали пользоваться спросом. Такие автомобили стали непрактичными из-за высокой стоимости импортируемой нефти и растущего дефицита топлива. Эта ситуация в какой-то мере нормализовалась после незначительного снижения цен на топливо в начале 80-х годов, кроме того, возрос спрос на малолитражные автомобили более высокого качества. Однако стоимость энергии, необходимой для отопления огромных жилищных комплексов в наших городах, останется серьезной проблемой и в будущем. Загрязнение воздуха Концентрация автомобилей и промышленных предприятий в городах стала причиной загрязнения воздуха - это происходит, когда пыль, дым, испарения в соединении с влагой образуют смог. Загрязнение представляет опасность не только для человеческих легких и жизни вообще, оно оказывает вредное воздействие на растительный и животный мир, вызывает разрушение зданий и наносит ущерб некоторым сферам деятельности людей, например туризму (Дасманн, 1972). Утилизация отходов К отходам относятся металлические контейнеры, бутылки, брошенные автомобили, неиспользованные куски кирпича и бетона, мусор и другие ненужные предметы. Они не только портят пейзаж, но стремительно занимают все больше земли во многих городах. Использование таких отходов представляет собой проблему, поскольку они скапливаются в огромном количестве. Долгосрочное решение этой проблемы, например переработка отходов, представляется слишком дорогостоящим. Однако, если другие источники энергии не подешевеют, превращение мусора в топливо может стать сравнительно экономичным. /266/ Воздействие шума В современных городах отмечается высокий уровень шума. Гул метро, рев реактивных самолетов, гудки автомобилей и грузовиков, оглушительная музыка дискотек вызывают раздражение людей и даже причиняют им боль. Хотя все по-разному реагируют на шум, в той или иной то мере он мешает всем жителям города (Дасманн, 1972). ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ Перед властями многих городов стоит проблема непомерно растущих расходов, в то время как источники доходов сокращаются. Центральные города вынуждены тратить больше денег, чем другие поселенческие общности, по многим причинам. Поскольку в основном они возникли раньше, чем пригороды, требуются средства на восстановление старых и строительство новых зданий. Кроме того, эксплуатация и ремонт уличного оборудования, мостов, систем канализации, водоснабжения и других видов городской собственности тоже поглощают огромные средства. Однако этим не исчерпываются основные расходы городской казны. Самые большие затраты связаны с развитием социального обеспечения, образования и правоохранительных органов. Средние и зажиточные слои общества все еще продолжают стремиться в пригороды, хотя в последнее время наблюдается тенденция возвращения в город. В результате этого огромное число жителей городов составляют бедняки - представители этнических и расовых меньшинств, а также пожилые люди, живущие на фиксированные доходы. Расходы на содержание школ в городских гетто, оплата дополнительных сил полиции в связи с высоким уровнем преступности в городах и выплата денежных пособий непропорционально растущему числу граждан становятся тяжелым бременем для городской казны. Это бремя оказывается еще тяжелее в таких городах, как Нью-Йорк, где расположено множество музеев, исследовательских центров, библиотек и посольств. Хотя соседние округа и даже вся страна в целом получают прибыли от этих учреждений, город часто несет основные расходы на их содержание. Примерно 30 процентов доходов городов составляют налоги на собственность. Но в пределах городов имеется много видов собственности, не подлежащих налогообложению: церкви, правительственные здания и университеты. В городах налогом облагаются в первую очередь коммерческие и промышленные предприятия. В результате развития /267/ торговли и расширения коммерческого сектора за счет налогов увеличиваются средства, направляемые в городскую казну. К сожалению, многие коммерческие предприятия переводятся из городов в пригороды. Эта тенденция усилилась под влиянием таких факторов, как более низкие налоги в пригородах, красивая природа и нежелание размещаться вблизи центров железнодорожного и водного транспорта. Такие же факторы в значительной мере способствовали миграции предпринимателей и людей, ищущих работу, с севера и среднего запада на юг и юго-запад страны. Наконец, руководителей многих крупных магазинов привлекла заманчивая перспектива приблизиться к потенциальным потребителям, и они покинули центральные города, чтобы обосноваться в пригородах. Это привело к сокращению доходов от налогов городов и росту безработицы, в связи с чем появилась необходимость в создании новых дорогостоящих общественных учреждений. Перечисления средств от налогов, полученных финансовыми органами штатов и федеральными органами, частично восполнили эти затраты, но их оказалось недостаточно, чтобы предотвратить растущий дефицит городского бюджета. За последние 10 лет значительно возросла помощь городам со стороны властей (штатов и федеральных), но она не соответствует растущим расходам. Более того, центральным городам было выделено меньше средств из федерального бюджета и бюджета штатов, чем пригородам и сельским районам, поэтому главными источниками пополнения городской казны служат местные налоги. Учитывая такое соотношение затрат и доходов, перспектива обновления центральных городов страны не представляется радужной. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В начале этой главы мы заглянули в маленький ирландский поселок сельского типа. Его жители занимаются главным образом сельским хозяйством, социальная структура отличается простотой, состав его населения и культура однородны, издавна он был оторван от внешнего мира; и все же в его жизнь проникли некоторые черты крупных промышленных городов. В конце главы мы перенеслись в огромные города, интенсивно развивавшиеся в течение последних десятилетий. Они совсем непохожи на крошечный ирландский поселок, затерянный в глуши, - в них созданы сложные системы разделения труда и социальной организации, сформировались /268/ многие расовые и этнические общности, для них характерно многообразие культур и космополитизм. Учитывая коренное различие между сельскими и городскими общностями, можно сделать вывод, что человечество в своем развитии прошло огромный и сложный путь. Наверное, следует задать вопрос: а стоило ли проходить этот путь? На него нельзя ответить однозначно. Развитие городов способствует росту благосостояния людей, совершенствованию культуры, глубокому духовному обновлению и многообразию социальной жизни - это недостижимо ни в одном сельском поселке. В то же время в городах существуют целые группы несчастных и обездоленных людей, множество экологических и социальных проблем. Безусловно, городская жизнь будет усложняться, и будущим поколениям предстоит, с одной стороны, затратить много времени и сил на борьбу с пороками современных городов и, с другой стороны, реализовать благоприятные возможности, заложенные в их развитии. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Поселенческую общность можно определить как совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют многие виды деятельности для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. 2. Первые города возникли примерно пять-шесть тысяч лет назад в долинах рек - это создавало благоприятные условия для развития торговли и контактов с другими народами, способствовало обмену идеями по вопросам социальной жизни и в области технологии. Древняя городская жизнь достигла наибольшего расцвета в эпоху Римской империи - города строились или расширялись по всей территории от Британии до Ирака. Многие крупные современные города были основаны как порты Европы. В последнее время основное влияние на процесс урбанизации оказала индустриализация. Развитие промышленности и тенденция к ее концентрации в городах способствовали миграции сюда большого числа сельских жителей в поисках более высокооплачиваемой работы. 3. Урбанизация в США тесно связана с индустриализацией. В XVIII и XIX вв. большинство населения страны было сосредоточено в промышленных городах Северо-Востока. В XX в. население и промышленность выходят за пределы городских центров. Это явление называют распространением городов. /269/ 4. При классификации различных поселенческих общностей учитываются такие факторы, как размер территории, зависимость от других общностей, возраст членов общности, состав ее населения и образ жизни. Социологи делают упор на противоположность между традиционными и современными общностями, хотя различие между ними не является абсолютным. 5. Центральный район состоит из одного или более городов с прилегающими к нему пригородами. Согласно статистическим данным, люди с более низким достатком, уровнем образования и профессиональной подготовки преобладают в городах, в то время как люди с более высокими доходами и уровнем образования переселились в пригороды. Ганс выделил пять основных групп среди горожан, различающихся по образу жизни в зависимости от их социального положения: космополиты; не состоящие в браке и состоящие в браке, но не имеющие детей; члены этнических поселенческих общностей; обездоленные; обреченные. 6. В Америке пригороды существуют по крайней мере в течение столетия; их развитие стало наиболее интенсивным после второй мировой войны. Аллен определил пять основных этапов субурбанизации: на первом этапе (1900-1920 гг.) жители пригорода ездили в город на трамвае; второй связан с широким распространением личных автомобилей (1920-1930гг.); на третьем - развитие пригородов было неравномерным (1930 г. - конец второй мировой войны); на четвертом - в пригородах стали строить дома из сборных конструкций; пятый этап сопровождался миграцией в пригороды коммерческих предприятий. Хотя не существует особого образа жизни, характерного для жителей пригородов, главное для них - дом и семья. 7. В последнее время в городах происходит процесс джентрификации, противоположный субурбанизации. Джентрификация предполагает строительство в городе жилых домов улучшенного качества и переселение в них белых семей с высоким уровнем доходов. 8. В результате расширения американских городов имели место развитие и слияние городских зон и образование множества городских общностей, названной конурбацией. Среди негативных последствий конурбации следует назвать трудность координации политических мер по решению важных проблем городов. 9. Парк и Бургесс рассмотрели два процесса, в которых осуществляется стремление различных групп населения переселиться в другие районы города. Инвазией называется /270/ переселение группы в район, где проживала другая группа; сукцессия происходит, когда одна группа заменяет другую и становится господствующей. 10. Согласно теории централизации (одной из теорий распределения населения), скопление людей наблюдается, если они вынуждены располагаться в определенном центральном месте, чтобы торговать, работать на крупной фабрике или осуществлять централизованное управление обширной территорией. В соответствии с гипотезой концентрических зон модель развития города представляет собой расширяющийся ряд колец, или зон, сосредоточенных вокруг центрального делового района. Согласно теории секторов, развитие города определяется направлением транспортных коммуникаций и спецификой уже застроенных районов. Теория многоядерности учитывает наличие в некоторых городах нескольких деловых центров. 11. Вирт характеризовал урбанизацию, исходя из размеров территории, плотности и гетерогенности городского населения. Он придавал основное значение двум факторам, определяющим мировосприятие жителей городов: психологическим эффектам городской жизни и их воздействию на социальную структуру. Согласно Вирту, экономические процессы способствуют фрагментации городской жизни на обособленные сферы, соответствующие различным видам деятельности. Этот процесс, названный дифференциацией, ослабляет социальные связи, и индивид чувствует себя все более одиноким в равнодушном мире. 12. Точка зрения Вирта подверглась критике со стороны теоретиков, которые выражают более оптимистическое отношение к жизни в городе. Сторонники композиционной теории считают, что небольшие группы, в которые входят жители городов, как бы изолируют их от порочных эффектов городской среды. Согласно теории субкультур, городская среда непосредственно воздействует на личную жизнь людей; кроме того, она благоприятна для создания и укрепления социальных групп и субкультур. 13. В результате эмпирического исследования городской среды установлено, что по мере усиления урбанизации люди в меньшей мере стремятся навещать соседей и участвовать в деятельности формальных организаций, однако родственные и дружеские связи остаются устойчивыми. В городах более ярко выражена тенденция к этническому самосознанию и сплоченности, чем в сельской местности. В то же время жители городов более терпимы к представителям других рас, этнических групп и образов жизни. /271/ 14. В ходе развития городов возникли непредвиденные социальные и экологические проблемы. К экологическим проблемам относятся заторы уличного движения, потребление энергии, загрязнение воздуха, утилизация отходов и вредное воздействие шума. Обострение социальных проблем городов вызвано быстрым ростом городских расходов и сокращением источников доходов. Миграция людей со средним и высоким уровнем доходов, а также коммерческих и промышленных предприятий в пригороды стала причиной сокращения доходов от налогов и роста безработицы в городах, в связи с чем возросла необходимость в создании новых общественных учреждений. /272/ Предыдущая | Содержание | Следующая
Раздел II. Социальное неравенство Для постороннего человека Алтер Роуд в Детройте выглядит как обычная городская улица. Однако местные жители называют ее "Берлинской стеной" или же "линией Мейзон-Диксон". Это объясняется тем, что Алтер Роуд отделяет восточную часть Детройта - нищее гетто от фешенебельного, богатого пригорода Гросс Пойнт. В "Уолл-стрит джорнэл" (1982) корреспондент Аманда Беннетт характеризует общности, проживающие по разные стороны Алтер Роуд: "В восточной части Детройта живут бедные, главным образом негры; Гросс Пойнт населяют богатые, сплошь белые. Помещения школ, где учатся дети жителей детройтского Ист-Сайда, охраняются полицейскими. Привилегированные дети из Гросс Пойнт посещают уроки игры на скрипке, имеют собственные компьютеры. Для жителей восточной части Детройта "пособие" означает выживание; для тех, кто обитает по другую сторону улицы Алтер Роуд, это слово обычно ассоциируется с мошенничеством. Различия настолько поразительны, что друзья детройтцев, приезжающие из других мест, бывают шокированы, когда их проводят по улице Алтер. В восточной части города свалки брошенных автомобилей, много сгоревших зданий, на стенах которых нацарапаны всяческие надписи и рисунки. По замусоренным улицам слоняются толпы ничем не занятых людей. На расстоянии всего лишь тысячи футов открывается другая картина - аккуратно подстриженные живые изгороди и окрашенные ставни напоминают о другом мире, где есть газонокосилки, служанки, гаражи на два автомобиля и благотворительные вечера. Как говорит сенатор-демократ Джон Келли, представляющий обе группы, с одной стороны, здесь - "западный Бейрут", с другой, - сказочная страна "Диснейленд". /273/ Экономический спад в начале 80-х годов по-разному повлиял на эти две общности. Беннет пишет: "Образ жизни изменяется на всех уровнях. На одной стороне Алтер Роуд безработный вынужден прекратить членство в теннисном клубе. На другой стороне безработная женщина не может себе позволить съесть гамбургер. В Гросс Пойнт представитель торговой фирмы, занятый неполный рабочий день, сдает свою летнюю дачу, в то время как в Детройте проститутка при недостаточной занятости повышает цену своих услуг. В Детройте нищие безработные пьяницы распивают одну бутылку на всех. Одни жители Гросс Пойнт со стыдом обращаются за пособием, другие беззастенчиво устремляются на вечеринки в поисках влиятельных работодателей". Огромные различия между этими двумя группами ярко свидетельствуют о существовании "имущих" и "неимущих". Эта ситуация является одной из самых важных проблем, волнующих социологов. Они исследуют ее путем анализа трех переменных: неравенства, стратификации и классов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.229 (0.01 с.) |