ТОП 10:

ПРАВИЛО ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА



В обществах существуют различные правила выбора местожительства молодоженов. В США большинство из них предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. Как мы уже упоминали, согласно обычаям ирландских крестьян, молодая жена входит в семью мужа и оказывается под властью свекрови. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них. /401/

Неолокальное местожительство, считающееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мэрдоком (1949), молодожены переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительствосчиталось нормой в обществах, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.

РОДОСЛОВНАЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА

Если бы человеку удалось подсчитать всех людей, с которыми он связан кровным родством (включая предков и самых дальних родственников), этот список был бы огромен. Правила определения родословной сокращают этот список и указывают, какие родственники играют важную роль в вашей жизни. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии. Как считается в сельской местности Ирландии, основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. Хотя жена в какой-то мере поддерживает отношения со своими родственниками и ее ребенок в какой-то мере наследует ее гены, дети становятся членами семьи мужа.

В некоторых случаях, например среди жителей Тробриандских островов, родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Как принято на Тробриандских. островах, молодожены живут в поселке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. Уклад семейной жизни на Тробриандских островах опирается на родственные связи по мужской и женской линии.

В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. Однако при такой системе могут возникать проблемы. Многочисленные обязанности по отношению ко многим родственникам, например, /402/ необходимость их посещать, дарить им подарки по торжественным случаям и одалживать деньги, могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от многих дядюшек, тетушек, а также двоюродных братьев и сестер.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СЕМЬИ

В то время как антропологи и социологи уделили много внимания сравнению семейных структур в разных обществах, большинство работ в области социологии семьи посвящено анализу семьи в странах Запада: ее сущности, места в обществе и перемен, происходящих в ней с течением времени. Данная тема, как и другие разделы социологии, рассматривается главным образом на основе функционализма и теории конфликта.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Как уже упоминалось в 1-й главе, сторонники функционализма обычно анализируют общество с точки зрения влияния отдельных его частей на функционирование единого целого. Семья или одна из частей общества рассматривалась в плане ее функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. Сторонники функционализма придают особое значение изменению функций семьи в последние два века; большинство из них утверждают, что в этот период западная семья утратила присущие ей функции (Огборн, Нимкофф, 1955). Рассмотрим следующие примеры.

Экономические функции

В любом обществе семья играет основную экономическую роль. В крестьянском сельском хозяйстве и ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудится вне дома, и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи. Хотя жена иногда работала, ее основная обязанность заключалась в воспитании детей. /403/

Передача статуса

В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоев общества.

Наследственная монархия представляет собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землей и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремеслам; таким образом профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

Революции, происходившие в XIX и XX вв., осуществлялись с целью уничтожения привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе и в США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона. Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти тоже ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи все еще имеют преимущества, когда встает вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которые обеспечивают высокий статус. Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать "знакомства", способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили свое значение, став менее устойчивыми и надежными, чем прежде.

Социализация

Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Самой важной тенденцией стало введение системы массового среднего образования. Уже в возрасте 4 или 5 лет дети воспитывались не только дома, глубокое влияние на них оказывал учитель. Развитие системы дошкольных учреждений и добровольных ассоциаций для детей (например, отрядов скаутов и летних лагерей) увеличило число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей. /404/

Социальное благосостояние

В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию "благосостояния" людей, например заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению ликвидировали необходимость для семьи полностью брать на себя помощь ее членам в периоды экономических трудностей. Точно так же социальные пособия, больницы и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

Большинство сторонников функционализма согласны, что эти перемены произошли в течение двух веков, но их значение является предметом споров. Некоторые, например Огборн и Нимкофф (1955), считают, что такого рода перемены способствуют разрушению семьи. Они говорят о многих социальных пороках, например о возрастании преступности среди молодежи, увеличении числа разводов, ослаблении власти родителей, что свидетельствует о распаде семьи как социальной силы. Другие исследователи, в частности Парсонс и Бейлз (1955), утверждают, что семья, частично утратившая присущие ей функции и ставшая более специализированным институтом, осуществляющим главным образом социализацию детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение, играет более эффективную роль, чем прежде, в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых в современном промышленном обществе.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Функционалистская концепция семьи господствовала в американской социологии в 50-е и 60-е годы. Однако с тех пор по многим причинам она поставлена под сомнение, и постепенно доминирующее положение стала занимать теория конфликта. Функционализм критикуют главным образом за то, что для него части общества — элементы отлаженного механизма, постоянно приспосабливающиеся друг к другу. Хартманн (1981) осмелилась высказать иные критические замечания. Она утверждает, что с точки зрения функционализма /405/ семья - "социальная сила" наравне с экономической переменой, социальным классом и т.п. Вследствие этого "предполагается, что среди членов семьи существует единство интересов; подчеркивается роль семьи как единого целого и обычно не учитываются различия интересов или конфликты между членами семьи" (с.368).

Теория конфликта подходит к объяснению семейной структуры на различных уровнях. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Как правило, члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть. Сафилиос-Ротшильд (1976) утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье. Как считает Сафилиос-Ротшильд, поскольку жена обычно в большей мере проявляет любовь по отношению к мужу, брак можно рассматривать как своего рода обмен: жена отдает любовь за доступ к социально-экономическим благам, которых больше у мужа.

Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в "большом" обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Например, в результате использования детского труда дети в семьях рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем положение женщин из среднего класса.

Современный вариант теории конфликта, касающийся семьи, предложен Хартманн (1981). Она называет его "марксистско-феминистским". По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья - "место борьбы". В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом. /406/

Какие же это конфликты? Примеры представлены в табл. 13-2. К ним относятся споры по поводу того, кто должен зарабатывать деньги, выполнять домашнюю работу, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и т.д. Хартманн считает, что развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Труд за деньги является способом перераспределения некоторой доли богатства капиталистов в пользу рабочих, а в семье осуществляется главным образом перераспределение богатства мужчин, в результате чего какую-то долю этого богатства получают женщины. Согласно этой точке зрения, помимо всего прочего, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Как считает Хартманн, более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы.

В теории семьи, как и в других областях, противоречие между сторонниками функционализма и теории конфликта преувеличивается. Ни один серьезный исследователь не стал /407 бы отрицать, что семья выполняет многие важные функции, но для нее еще характерны

Таблица 13-2. Семья в состоянии конфликта

Источник конфликта Конфликты внутри семьи Конфликты между семьями и более крупными организациями
Производственные споры Домашняя работа: Кто должен ее выполнять? Каким образом? По каким стандартам? Следует ли женщинам работать вне дома или мужчинам заниматься домашним хозяйством? Производство в секторе домашнего хозяйства против производства, организованного капиталистами и государством: следует ли питаться на ходу в кафе или готовить еду дому? Что предпочтительнее: совместно воспитывать детей дома обоим родителям или отдавать их в центры ухода за детьми, организуемые государством?
Споры по перераспределению материальных средств Зарплата: каким образом тратить деньги? Кто решает этот вопрос? Следует ли тратить зарплату мужа на предметы роскоши или удовлетворение потребностей семьи? Налоги: Кто должен принимать решения об использовании средств, имеющихся в семье – члены семьи или представители государственного аппарата?
Источник: Hartmann,1981, p. 370.

внутренние конфликты, способствующие появлению конфликтов в более широком плане. Задача социологов - определить относительное значение многих факторов и разработать теории, объясняющие их влияние на семьи и отдельных людей.

АМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ

Американская семья является нуклеарной, моногамной, частично патриархальной, частично эгалитарной, нормой для нее считаются неолокальное местожительство и двустороннее родство. Эти термины характеризуют семью, но не дают полного представления о подлинной семейной жизни в США. Для большинства супружеских пар процесс образования новой семьи начинается с романтической любви.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ

Обозреватель "Сан-Франциско кроникл" обратился к группе молодых людей из района Бэй Ареа с вопросом: "О каком приключении Вы мечтаете всю жизнь?" Одна из женщин дала следующий характерный ответ: "Я уже все придумала. Поехать в Париж, встретить там свою любовь и вместе с любимым плыть на лодке под парусом - у них там река течет в самом центре города. Мне хочется, чтобы это было как в фильмах. Думаю о Париже и представляю, как стою на эстраде, сооруженной из столиков и пою знаменитые французские песенки, все вокруг счастливы и любят друг друга" ("Сан-Франциско кроникл". 12 января 1980 г.).

Наверное, парижанок рассмешил бы этот романтический образ. Ведь они почти не отличаются от американок - работают учителями, машинистками, официантками. Но если бы репортер из "Кроникл" отправился в Париж, вероятно, он встретил бы молодых парижанок, мечтающих о долгих объятиях и бесконечных прогулках на лодке... по итальянским озерам.

Итальянцы, французы, американцы и другие жители Запада усвоили такие представления о любви, которые являются частью их культуры. Под влиянием этих представлений формируются ожидания влюбляющихся людей. Кроме того, они помогают людям определить свои чувства. Некоторые из этих представлений далеко не новы. Они возникли в среде придворных XI-XII вв. почти 900 лет назад из феодального /408/ идеала абсолютной преданности вассала господину (Свидлер, 1980).

В XVIII в. эти представлений о любви усовершенствовались под влиянием новых идей. Поиск любви стал решающим этапом развития личности. Для женщин из среднего класса, обычно остававшихся дома, когда мужчины уходили на работу, любовь "стала главным смыслом жизни, решающим событием, от которого зависели все жизненные блага: средства к существованию, продвижение по социальной лестнице и успех, игравшие для среднего класса решающую роль" (с.123). Таким образом поиск настоящей любви олицетворяет самосознание личности. В нем выражаются стремление человека найти свое место в социальной жизни, нравственная оценка своей подлинной сущности.

В романах Джейн Остин так описывается познание своего "Я": в чувстве любви как бы происходит слияние двух душ, раскрываются черты характера героини, которые способен оценить только ее возлюбленный. А осознание его достоинств способствует нравственному совершенствованию героини. Поскольку любовь пробудила лучшие качества влюбленных, в браке оба вознаграждены по справедливости. Согласно мифу о любви, в мире, где люди часто бывают глубоко одиноки, любовь способна разрушить все наносное и проникнуть в самую глубину души. Поэтому в любви люди познают друг друга и свой собственный внутренний мир" (с. 124).

Брак в США основан на любви в большей мере, чем в любом другом обществе. В большинстве других обществ (особенно в прошлом) браки устраивались семьями жениха и невесты. Например, в Англии в XVII в. брак был своего рода обменом между семейными кланами, иногда предполагалось наличие приданого, равного небольшому состоянию. Поэтому судьба семьи зависела от брака, благодаря которому могло бы полностью сохраниться семейное имущество (Постер, 1980, с. 179). В таком контексте брак заключался отнюдь не на основе любви.

БРАК В США

Среди американцев заключается самое большое число браков по сравнению с другими промышленными странами (10,6 на каждую 1000 человек в 1981 г.). Высокие уровни браков наблюдаются также в Советском Союзе (10,7 человек в 1978 г.), Египте (9,5 человек в 1979 г.) и Японии (6,8 человек в 1979 г.). Так было всегда. Более 90 процентов членов каждой возрастной когорты с начала 1800-х годов в конце концов вступали в брак.

Однако за последние 40 лет в этом отношении произошли огромные изменения. Это нашло отражение главным образом в поведении молодых людей в /409/ возрасте от 20 до 24 лет. Как показано на схеме 13-1, число мужчин и женщин этого возраста, никогда не вступавших в брак, начало снижаться в начале второй мировой войны и достигло низкого уровня к концу 1960 г. В то время средний возраст людей, впервые заключавших брак, составлял для мужчин 22,5 года, а для женщин 20,2 года (Глик, Нортон, 1979). В течение последующих 20 лет эти показатели неуклонно повышались, и к 1984 г. более половины американцев в возрасте от 20 до 24 лет никогда не вступали в брак.

Пол Глик и Артур Нортон (1979) приводят несколько причин этой тенденции. В период вьетнамской войны многие юноши поздно женились, собираясь поступить на военную службу или продолжить свое образование. Женщины обычно продолжали учиться в школе, а затем шли работать, чтобы обеспечить себя. Более того, в конце 60-х - начале 70-х годов дети, родившиеся в период бума рождаемости после второй мировой войны, достигли совершеннолетия и претендовали на рабочие места. Поскольку многие люди предпочитали вступать в брак после того, как они прочно встанут на ноги - устроятся на работу и смогут позволить себе создавать семью и растить детей, - жесткая конкуренция на рынке труда способствовала снижению уровня браков.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.011 с.)