ТОП 10:

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ



Наряду с учителями на формирование личности учащихся и их успехи оказывают влияние группы сверстников. Хотя группа сверстников давно уже признана как важная социальная сила, эта точка зрения нашла дальнейшее подтверждение в исследовании, проведенном Джеймсом Коулманом в конце 50-х годов. Коулман изучил социальную структуру 10 средних школ, отличавшихся по количеству и составу учащихся. Он обнаружил, что такие качества, как спортивное мастерство мальчиков, а также приятная внешность и личное обаяние девочек, способствовали популярности и высокому социальному статусу среди учащихся (Коулман, 1961). А вот хорошие оценки и успехи в освоении знаний довольствовались низкой популярностью.

Аналогичная картина наблюдается и на уровне колледжей. Мартин Троу (1966) сравнил четыре типа своего рода "культур", сложившихся в колледже; каждая из них имела свои собственные ожидания. Он выделил четыре категории студентов и назвал их "коллегиалами", "профессионалами", "академиками" и "нонконформистами". "Коллегиалы" любят устраивать вечеринки и заниматься спортом; книги и хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение. "Профессионалы" стараются хорошо учиться, но их мало волнует "академическая" деятельность профессоров, ведь она не повлияет /446/ на карьеру студентов в будущем. Согласно классификации Троу, в эту категорию входят студенты медицинских факультетов; их интерес к учебе питается стремлением получать хорошие оценки и хорошо устроиться в будущем. "Академики" увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в дальнейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями колледжей. Наконец, "нонконформисты", или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением относятся к господствующим ценностям "обывательского" общества.

Классификация студентов, предложенная Троу, интересна и полезна, но следует учитывать неустойчивость выделенных типов студентов. Часто в результате политических и экономических перемен один из них может стать преобладающим по сравнению с другими (Вуд, 1976). Эта тенденция наблюдалась в период с 20-х по 80-е годы. В 20-е годы преобладал "коллегиальный" тип. В то время получили широкое распространение студенческие братства, женские землячества и объединения студентов колледжей. В 30-е годы наметилась противоположная тенденция. Это было время политического нонконформизма, отражавшего социальные и личностные проблемы, вызванные великой депрессией. В 50-е годы, когда солдаты, охваченные стремлением к достижениям, возвращались с полей сражений второй мировой войны, научные и профессиональные интересы выдвинулись на первый план.

Период 60-х годов был отмечен движением за гражданские права и выступлениями студентов против войны во Вьетнаме. Снова наметилась заметная тенденция к политическому и эстетическому нонконформизму. Наконец, в 70-е годы, когда закончилась вьетнамская война и возникли экономические трудности, резко повысилось значение профессиональных интересов. Студенты были настолько озабочены своей будущей работой, что преподаватели начали жаловаться на их равнодушие к науке и аполитичность. Произошла глубокая перемена в настроении студентов - ведь в 60-е годы профессора были недовольны их слишком активным участием в политических делах! Рискованно предсказывать, какими станут студенты в 90-е годы, поскольку, как мы только что убедились, их настроения и интересы резко меняются. Однако, можно с уверенностью предположить, что в недалеком будущем их по-прежнему будут волновать вопросы работы, особенно если конкуренция на рынке труда останется такой же острой, как в наши дни. Но, если США вступят в войну, осуждаемую народом, и правительство объявит призыв студентов на военную службу, легко предвидеть повторение ситуации в духе 60-х годов.

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Вернемся к одной из основных функций образования - социализации. Мы уже узнали, что взаимодействие между студентами колледжа, выросшими в различном этническом, социальном и экономическом окружении, оказывает влияние /447/ на усвоенные ими ценности, жизненные позиции и поведение. Например, они становятся более терпимыми к другим группам (Павалко, 1968). В связи с этим возникает любопытный вопрос. Способствует ли образование однородности или многообразию жизненных позиций и типов поведения? Как показывают несколько научных исследований, среди молодых людей обычно легче формируются различные мнения по социальным и политическим вопросам, чем среди людей более старшего возраста (Гленн,1968).

Кроме того, на основе, опыта приобретенного в колледже, студенты усваивают более либеральные взгляды по спорным политическим вопросам. Согласно результатам изучения политических взглядов студентов из некоторых колледжей, большинство студентов, выросших в окружении республиканцев, считали, что колледж повлиял на их политические убеждения. Вследствие этого они были готовы выйти из республиканской партии и присоединиться к демократам или независимым (Росс, 1968).

Интенсивность и длительность контактов студентов с членами других групп также воздействуют на их религиозные и социальные взгляды. Меняется их формальное религиозное поведение - например, они реже посещают церковь или синагогу, но чаще курят, употребляют спиртные напитки и усваивают привычку нерегулярно спать. Это свидетельствует о некоторой утрате религиозности студентов, в то же время в период учебы в колледже их социальные позиции становятся более независимыми (Астин, 1972).

В учебных заведениях с ярко выраженной профессиональной ориентацией, где главное внимание уделяется овладению будущей профессией, наблюдается противоположная тенденция. Анализ взглядов выпускников медицинского, юридического и других факультетов показал, что, как правило, до поступления в университет они имеют различные жизненные позиции, но в процессе учебы у них формируются устойчивые ценности и убеждения, которые традиционно разделяют представители их профессии. Например, у студентов-отличников медицинских факультетов формируется преданность своему делу и консервативные политические взгляды, что характерно для практикующих врачей. Эта перемена обусловлена изоляцией студентов и отсутствием влияний извне. Аспиранты общаются в основном с представителями своего факультета; тяжелая нагрузка оставляет им мало времени для других занятий (Павалко, 1968; Вегнер, 1976). /448/

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Других исследователей интересовало, как студенты, отличающиеся друг от друга по социальному происхождению, расовой принадлежности и полу, приспосабливаются к учебному процессу. Были выявлены существенные различия в воздействии этих факторов на образование.

Социальный класс

Как уже упоминалось, методы тестирования и профориентационные мероприятия часто ставят в более благоприятное положение детей из высших классов и проводят к ущемлению интересов и недооценке способностей выходцев из низших классов, даже когда у них одинаковые способности (Холлингшед, 1949). Такое пристрастное отношение часто объясняется тем, что учителя усвоили ценности среднего класса, поэтому осознанно или бессознательно поощряют взгляды и поведение, соответствующие их собственным. Учителя лучше понимают учащихся, выросших в близкой им среде. Как правило, они лучше относятся к таким детям и готовы тратить больше времени, чтобы оказать им помощь в учебе. В результате возникает своего рода косвенная дискриминация учащихся из низших классов (Бэнкс, 1968). Эта дискриминация наряду с низким уровнем социальных и материальных условий, в которых они растут, мешает этим детям добиться успеха в средней школе.

Выходцы из низших классов оказываются в неблагоприятном положении и в том случае, если более зажиточные родители переводят своих детей из государственных школ в частные.

Другая глубокая проблема, отражающая взаимосвязь между классовой принадлежностью и образованием, состоит в неграмотности взрослых. За последние два века образование получило такое широкое распространение и так прочно вошло в жизнь американцев, что порой мы забываем, как много неграмотных людей все еще существует в нашем обществе. Можно говорить о двух типах неграмотности: условной неграмотности, т.е. просто неумении читать или писать, и функциональной неграмотности, т.е. низком уровне грамотности, не удовлетворяющем требованиям повседневной жизни (имеется в виду приобретение покупок, написание письма, выполнение работы или голосование).

Грамотность часто оценивается по неким общепринятым образцам. Например, в 1971 г. на основе опроса, проведенного /449/ Харрисом, было выявлено, что 15 процентов взрослых с большим трудом читают даже такие простые вопросы в анкете: " Сколько времени Вы проживаете по Вашему теперешнему адресу?" или "Какого цвета Ваши глаза?" (Харрис и помощники, 1971; цит. приведена в работе: Хантер, Хармон, 1979). Грамотность может оцениваться также по количеству законченных классов. Но независимо от метода оценки можно с уверенностью сказать, что неграмотные преобладают среди представителей самых обездоленных классов: бедноты, жителей гетто, работников немеханизированных фермерских хозяйств, а также среди безработных и тех, кто находится в заключении (Хантер, Хармон, 1979).

Расовое и этническое происхождение

После исторического решения Верховного суда, который объявил расовую сегрегацию в школах неконституционной, в американском обществе резко обострилась борьба между сторонниками интеграции (например, теми, кто поддерживал использование с этой целью автобусов для перевозки школьников) и теми, кто осуществлял сегрегацию де-факто (т.е. сегрегацию по месту жительства). Некоторые исследования показывают, что процесс интеграции имеет позитивное воздействие на общество. Когда дети из группы "большинство", обладающие хорошими и плохими способностями, учатся вместе с детьми из групп "меньшинства", успевающими на таком же уровне, учителя отказываются от традиционного предубеждения, что якобы не успевают в учебе только представители этнических меньшинств. У них развивается своего рода "дальтонизм" в отношении успехов детей разных рас. Что касается самих учащихся, то в смешанных классах создаются благоприятные условия для общения детей, принадлежащих к различным расам и этническим группам (Шофилд, Сагар, 1979) (см. главу 10).

Если говорить о результатах обучения, то картина получается совсем неутешительной. Данные, опубликованные в 1982 г. Службой по оценке пригодности к образованию, показали, что черные в среднем почти на 100 очков отстают от белых по тестам способностей к учебе. Кеннет Кларк объясняет это различие низким качеством обучения в государственных школах, посещаемых неграми. "Их низкие показатели отражают социальную сегрегацию и низкий уровень этих школ. К детям относятся так, словно они непригодны для обучения. С самых первых классов их подготавливают к неудаче" (Кларк, 1982. С.31).

Некоторые данные, подтверждающие точку зрения Кларка, были представлены в докладе Национального центра статистики в области образования в Вашингтоне (округ Колумбия) в 1978 г. (Грэйн, Махард, 1978). Что касается статистических данных, полученных в период с 1972 по 1975 г., то в этом докладе сообщалось, что на Севере негритянские учащиеся, посещающие школы с преобладанием белых, имеют более высокие показатели по тестам достижений в учебе и чаще поступают в колледжи, чем негры, которые учатся в школах, где преобладают черные (такая ситуация не наблюдается на Юге). И на Юге, и на Севере чем меньше учителей-негров в школе, тем ниже оценки негритянских школьников и тем меньше их принимают в колледжи. Этот последний вывод свидетельствует о том, что успешная интеграция отвечает интересам и учителей и учащихся. /450/

Пол

Половые роли также оказывают влияние на процесс образования. В ходе обучения с начальных классов до аспирантуры постепенно возрастают различия между опытом учащихся мужского и женского пола. Подобно членам групп "меньшинства", женщины подвергались дискриминации в системе образования. В прошлом высшее образование в основном было для них закрыто. Лишь когда для развития экономики потребовались "знания женщин" (например, в области обучения и воспитания), им было разрешено поступать в американские колледжи и университеты. В настоящее время возрастает число женщин, работающих в областях, в которых обычно преобладали мужчины, - имеются в виду право, медицина и промышленность. Однако их экономическое и социальное вознаграждение все еще ограничено. Исследования показывают, что женщины, имеющие научные степени наравне с мужчинами, обычно не занимают одинаковые с ними должности с такой же зарплатой. Из многих областей женщин фактически вытеснили.

Как это объяснить? Одной из причин, вероятно, является тенденция, распространенная среди школьных учителей и администрации начальной и средней школы, обращать больше внимания на математику и естественные науки при обучении мальчиков. В результате женщины могут отставать от мужчин и труднее усваивают программы колледжей по научным дисциплинам; кроме того, они считают себя непригодными для некоторых видов деятельности, например для работы инженером или специалистом в области ядерной физики (Дим, 1978). Как упоминалось в 11-й главе, существуют и другие стереотипы, способствующие профессиональному разделению девочек и мальчиков. Эти стереотипы могут проявляться в школе при организации уроков труда, когда мальчики работают с деревом и металлом, а девочек обучают готовить еду и шить. Мальчики и девочки отдельно занимаются спортом. Скрытое влияние на детей оказывает пол учителя. В начальной школе обычно преобладают учительницы, в старших классах, где нужен более высокий уровень знаний, и в высшей школе обычно преподают мужчины. Административные должности, как правило, также занимают мужчины. Поэтому школьницы и студентки лишены наглядных ролевых моделей, которые пробудили бы у них стремление продолжать учебу в колледже или аспирантуре (Дим, 1978). /451/

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ

Политическая обстановка оказывает огромное влияние на образование. Это влияние сказывается на всех уровнях от местного до общегосударственного.

Педагогические советы школ

На местном уровне политическое влияние на начальную и среднюю школу осуществляет педагогический совет школы. Но педсоветы не всегда выступают от имени одной группы. В некоторых общностях члены педсоветов могут представлять несколько различных групп. Одна группа может ратовать за строгую дисциплину, другая - за составление специальных программ для "одаренных и талантливых" детей, а третья считает целесообразным ознакомление родителей с учебными планами. На заседании совета каждый выступает от имени своей группы, но конечный результат может стать компромиссом, не удовлетворяющим ни одну сторону.

В отличие от США в Великобритании не придается такое важное значение местному уровню управления в системе образования. В начале 1900-х годов местные школьные педагогические советы были там ликвидированы и заменены правительственными органами, осуществляющими контроль на всех уровнях. В настоящее время эти органы по-прежнему определяют политику школ в прикрепленных к ним районах.

Государственные законодательные органы

Вмешательство правительства в американское образование не ограничено местным уровнем; государственные законодательные органы тоже оказывают на него воздействие. Например, во многих штатах имеются советы регентов, которые составляют стандартные учебные планы и экзаменационные тесты для тех, кто заканчивает среднюю школу или колледж (Оттен, 1968). Влияние государства также проявляется в бюджетах школ.

В большинстве регионов государство оплачивает основную часть расходов, требуемых для осуществления учебных программ. Если эти фонды не поступают, программы должны быть сокращены.

Федеральное правительство

Многие американцы считают, что федеральное правительство разрушило власть педагогических советов, принимая законы, ослабляющие контроль местных органов над начальными и средними школами. Например, в последнее время были приняты федеральные постановления о том, что дети с физическими и умственными недостатками должны учиться в одних классах с другими детьми, - данное решение требует больших затрат, поэтому в прошлом /452/ во многих общностях родителей просили обучать таких детей частным образом. Школы также должны гарантировать равные возможности в получении образования для тех, кто не говорит по-английски, и других учеников из групп "меньшинства". Постановление Верховного суда об отмене сегрегации также противоречит интересам общества во многих частях страны.

Создание правительственных фондов коренным образом влияет на деятельность колледжей с четырехгодичным курсом обучения и университетов. Например, приблизительно треть бюджета девяти университетских городков Калифорнии финансируется за счет федерального правительства. Очевидно, это крупная материальная помощь, влияющая на количество студентов, которых можно принять, и на тип финансовой помощи, которую они могут получить. Кроме того, дотации федерального правительства на проведение научных исследований, обычно предоставляемые членам профессорско-преподавательского состава и направляемые руководству университета, оказывают влияние не только на типы и количество проводимых исследований, но и определяют число аспирантов, которых можно подготовить для их осуществления.

ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться жизненного успеха. Это означает, что образование дает возможность преодолеть многие несправедливости, от которых страдали прошлые поколения. Но социологи, изучившие соотношение между продолжительностью и качеством обучения и социальной мобильностью, поставили это утверждение под сомнение. Какова на самом деле взаимосвязь между образованием человека и его шансами воспользоваться благами, которые может предложить американское общество?







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.006 с.)