Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка точек зрения маркса и парсонсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку Маркс и Парсонс исходят из разных предположений о природе общества, их политические теории коренным образом отличаются друг от друга. В то время как Маркс полагал, что капиталистический социальный строй подавляет общественную природу человека, Парсонс рассматривал его как средство цивилизации людей. Маркс подчеркивал, что политические системы могут служить средством поддержки капиталистической идеологии, а Парсонс придавал главное значение благотворному влиянию таких систем. И Маркс, и Парсонс считали, что политическая система подчинена ценностям, возвышающимся над нею. Согласно Марксу, политическая система защищает позиции или способствует осуществлению классовых интересов тех, кто стоит у власти, т.е. тех, кто владеет средствами производства. Как полагает Парсонс, политические процессы подчинены ценностям всего общества. Обширные исторические данные подтверждают оба толкования. Наверное, здравый смысл подсказывает, что в будущем теоретикам следует стремиться найти объяснения с учетом особенностей каждой модели, а не оспаривать преимущества той или иной теории. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ТОТАЛИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА Руководители тоталитарного государства стремятся держать страну и ее народ под своим полным контролем. Они стараются помешать любой другой группе встать между /530/ правительством и гражданами. Однако не все тоталитарные режимы одинаковы - социалистическая Куба совершенно не похожа на нацистскую Германию. Среди коммунистических стран Югославия Тито и Китай Мао Цзэ-дуна отличались друг от друга и от СССР. Но для них характерны некоторые общие черты. Фридрих и Бжезинский (1965) выделили шесть типичных особенностей тоталитарных государств. 1. Широкое использование идеологии. Тоталитарные общества стремятся дать объяснение каждого аспекта жизни. Общественные цели, одобряемые образцы поведения, даже враги характеризуются в упрощенной, иногда искаженной форме. Идеология должна приспосабливаться к социальным переменам, но тоталитарные режимы стремятся сохранить господство одной идеологии. 2. Однопартийные системы. Тоталитарные государства представляют собой однопартийные системы, возглавляемые диктаторами или коллективным руководством. Официально признанная партия считается единственной законной партией в стране, монополизирующей правительство. Она проникает во все сферы жизни и полностью управляет обществом, от нее исходят власть, престиж, деньги. 3. Террор. Террор применяется для поддержания государственной власти. Пытки и допросы могут использоваться против внутренних и внешних врагов режима. 4. Контроль средств массовой информации. Тоталитарные государства осуществляют контроль за средствами массовой информации, поэтому оппозиционеры принуждены уйти в подполье. Массам предлагается лишь официальная точка зрения на события, и поощряется поведение, угодное для режима. 5. Контроль запасов оружия. Тоталитарные государства монополизируют применение оружия. 6. Контроль над экономикой. Под контролем находятся все отрасли экономики. Это может означать наличие государственных экономических планов, устанавливающих задания для каждого промышленного и сельскохозяйственного предприятия. Таким образом тоталитарные системы стирают грань между сферами общественного и личного и подрывают личную инициативу. Кроме того, государство стремится полностью подчинить себе граждан и добиться их преданности, подавляя и контролируя все другие институты общества, даже первичные группы вроде семьи и друзей. Опираясь на партию и средства массовой информации, режим оказывает влияние на семейную жизнь, группы молодежи, образование, трудовую деятельность и общественную жизнь. В этом отношении тоталитарное /531/ государство напоминает общество "Большого брата", изображенное Джорджем Оруэллом в романе "1984". В тоталитарном обществе почти отсутствуют свободы, права человека или возможность выражать свое несогласие. НЕТОТАЛИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА Авторитарные государства В авторитарных государствах власть переходит в руки монарха или диктатора, который правит, используя силу. Диктаторские режимы в Латинской Америке, режим Франсиско Франко в Испании и правление Хайле Селассие I в Эфиопии - примеры авторитаризма в XX в. Лидеры, наверное, стремятся добиться такой преданности своих подданных, как в период правления "Папы Дока" (Дювалье) на Гаити и Эвиты Перон в Аргентине, но подразумевается верность определенному человеку, а не долгосрочным целям и даже государству. При авторитарных режимах политические партии и идеология играют некоторую роль, но они осуществляют контроль в меньшей мере, чем в тоталитарных обществах. Для подавления диссидентов или критики средства массовой информации могут подвергаться цензуре, наряду с вооруженной силой может использоваться террор. Однако эти режимы значительно слабее, чем тоталитарные. Они в большей мере применяют традиционные способы управления. Стараясь силой сохранить свою политическую власть, они вряд ли способны осуществить значительные социальные перемены. Кроме того, здесь в меньшей мере пытаются вторгаться в личную жизнь своих подданных, поэтому при авторитарных правлениях яснее выражена граница между общественной и личной сферами, чем в тоталитарных государствах. Демократические государства В буквальном смысле демократия означает "власть народа", но в крупных и сложных обществах правление всего народа невозможно. Поэтому современная демократия стала ассоциироваться с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям, которые подлежат переизбранию. Представительная демократия существует в таких разных странах, как Индия, Франция, /532/ США, Канада и др. Для этих государств характерны следующие общие черты. 1. Индивидуализм. Вера в высокую значимость личности - основной принцип демократического сознания. Он стал основой законодательных систем, утверждая равенство всех людей перед законом и обществом. 2. Конституционная форма правления. Что касается Великой хартии вольностей, Прав человека или Конституции США, то демократические формы правления основаны на совокупности законов и законодательных традиций (писаных и неписаных), которые стоят над личностью, правительством и обществом. На основе конституции формируется основное законодательство страны, определяются главные принципы распределения и ограничения политической власти. Конституции устанавливают полномочия правительств. Кроме того, они определяют методы управления общественной жизнью. Далее конституции обычно устанавливают принципы разделения полномочий между различными ветвями власти, членами правительства, таким образом, чтобы обязанности власть предержащих были ограничены и четко установлены. 3. Общее согласие тех, кем управляют. Главная черта демократических обществ состоит в том, что взрослое население само выбирает своих правителей и представителей на периодически проводимых выборах. Эти выборы способствуют подотчетности тех, кто стоит у власти, и ограничивают срок их полномочий. 4. Лояльная оппозиция. Подразумевается, что политический механизм включает двухпартийную или многопартийную системы. В соответствии с демократическими ценностями оппозиция не означает нелояльность, граждане должны иметь право высказывать свое мнение. Поэтому демократические правительства не контролируют средства массовой информации и редко прибегают к вооруженной силе для подавления политической оппозиции. Демократические общества формируются на различной экономической основе. Их правительства выполняют множество ролей - от управления государством "всеобщего благополучия" (например, в США) до реализации социалистической программы (например, в Швеции). Демократические институты существуют не только в процветающих странах, например, они имеются и в Индии. Но, как мы узнаем по ходу этой главы, процветание и развитие промышленности, вероятно, благоприятствуют созданию демократического правительства. /533/ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В США Перед лицом сложности социальной жизни и технологии в XX в. многие люди чувствуют свою политическую беспомощность. "Я голосовал за Картера, а победил Рейган, выступающий против внесения поправки по вопросу о правах человека". Создается впечатление, что участие в выборах и другие виды политической деятельности ничего не значат. Однако у людей все же формируются четкие политические взгляды, и они участвуют во многих аспектах политической жизни. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Согласно Американской конституции, нельзя стать президентом до 35 лет, членом Конгресса до 30 лет, членом Палаты представителей до 25 лет. Право голоса в настоящее время предоставлено не с 21 года, а с 18 лет. Подобные возрастные ограничения существуют в большинстве стран, хотя в действительности между ними наблюдаются глубокие различия. К моменту получения права участвовать в выборах у большинства избирателей уже есть определенная политическая позиция и убеждения, сформировавшиеся на основе детского и юношеского опыта. Политическая социализация - процесс усвоения идей, взглядов и образцов поведения в детстве и юности, которые обусловлены политическим окружением. Она находит выражение в становлении черт личности: доверии, компетентности и отношении к власти. В семьях, где поощряется самостоятельность, выполняются общепринятые правила и поощряются взаимопонимание и уважение друг к другу, дети быстро усваивают принципы доверия и самоконтроля (Реншон, 1975). В возрасте от 9 до 13 лет начинается важный этап формирования политических взглядов. Девятилетние и десятилетние дети склонны отождествлять правительство с личностями вроде президента. Они доверяют правительству и полагают, что оно действует на благо народа. Дети старшего возраста усваивают более абстрактные понятия. Обычно они отождествляют правительство с институтом вроде Верховного суда (Хесс, Торни, 1967). Большинство из них уже отдают предпочтение определенной политической партии или называют себя независимыми (Гринштейн, 1965). Но с возрастом с детьми происходит одна из самых поразительных перемен - дети утрачивают доверие к правительству (Хесс, Торни, 1967). /534/ Глазные агенты политической социализации - семья, школа и сверстники. Среди них семья, наверное, оказывает самое глубокое воздействие. Родители и дети обычно преданы одной партии, имеют общие политические пристрастия и в одинаковой мере доверяют правительству (Дженнингс, Ними, 1974). Школа закрепляет взгляды, усвоенные дома. Политические знания, полученные в школе, не оказывают существенного влияния на политические убеждения, исключение составляют лишь учащиеся из неблагополучных семей. Курсы по основам гражданского права, вероятно, углубляют их познания в области политики, крепнет их уверенность в правильности собственного выбора. Совместное влияние семьи и школы в детские годы способствует проявлению некоторых различий в политической позиции мальчиков и девочек. Исследуя 11-летних детей, Иглитцин (1974) обнаружил, что при выборе политической карьеры мальчики обычно желали стать мэрами, а девочки чаще предпочитали должность судьи или руководителя педагогического совета. Когда их спрашивали, почему они голосовали за того или иного кандидата, девочки были склонны выбирать мирно настроенных, честных и откровенных людей, а мальчики отдавали предпочтение кандидатам, стремившимся упрочить экономическое благосостояние страны. В целом мальчики были лучше осведомлены по вопросам политики, чем девочки. Группы сверстников тоже оказывают влияние на формирование политических убеждений. Иногда их воздействие сильнее, чем влияние семьи. Исследуя средние школы, Мартин Левин (1961) обнаружил: когда увеличивалось число учащихся из семей республиканцев, школьники из семей демократов проявляли готовность стать приверженцами республиканской партии. В классическом исследовании Теодора Ньюкома (1958) анализировались политические убеждения студенток Беннингтона, женского колледжа в Вермонте. В Беннингтоне сложился либеральный политический климат, но студентки из богатых семей обычно проявляли консервативные взгляды. Ньюком установил, что студентки Беннингтона постепенно отказывались от взглядов своих родителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.01 с.) |