ТОП 10:

ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ



До сих пор мы рассматривали главным образом, что представляет собой коллективное поведение и как оно проявляется. Но в нашем веке социальных мыслителей также интересует вопрос "почему". Почему люди участвуют в коллективном поведении? Какие мотивы побуждают их к этому? Мы рассмотрим несколько теорий, кратко изложенных в табл. 19-2. /586/

Таблица 19-2. Теории коллективного поведения

Теория Теоретик Основная мысль
Заражение Лебон В толпе формируется иррациональное поведение
Конвергенция Олпорт Участники собираются и действуют в соответствии с уже существующими предрасположенностями
Возникновение норм Тэрнер Определенные нормы и оценки включаются в регулирование коллективного поведения
Политический протест Школьник Участники выражают недовольство существующим политическим и социальным устройством
Прирастающая ценность Смелзер Коллективное поведение есть стремление изменить господствующие социальные условия, оно развертывается путем прохождения шести последовательных этапов

Лебон и теория заражения

Французский социальный мыслитель Лебон наиболее известен как автор теории поведения толпы. Она была выдвинута примерно в начале XX в., когда в Европе происходили глубокие перемены.

Разрушались "старые порядки" в политической, социальной и религиозной жизни, а также поддерживающие их монархии. Лебон оказался среди тех, кто ощущал опасность этих перемен и угрозу некой новой эры массовых беспорядков. Короче говоря, в теории Лебона отражены консервативные взгляды того времени.

В основе теории лежит мысль о том, что с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы. Разумные люди превращаются в жестоких, обезумевших зверей, способных на поступки немыслимые вне толпы. Лебон полагал, что в толпе формируется коллективный разум. Он выделил три разные источника коллективного поведения:

1. Чувство анонимности придает силу человеку, находящемуся в толпе;

2. Заражение (или эпидемия - ред.) распространяется в толпе словно вирус, передаваясь от одного к другому (отсюда название этой теории и аналогичных объяснений - теория заражения);

3. В толпе люди становятся легко внушаемыми, словно загипнотизированные. Они принимают на веру и послушно исполняют указания фанатичных лидеров. /587/

Лебон подчеркивал важную роль лидера в условиях толпы, он полагал, что власть и престиж лидера оказывают почти магическое воздействие на толпу.

Критики выделили несколько проблем в теории Лебона. В ней не определены специфические условия, при которых "заразительные" эмоции распространяются в толпе. Также не учитываются пределы их воздействия, т.е. не объясняются случаи, когда заражение воздействует лишь на небольшую часть толпы (Мильграм, Точ, 1969).

Несмотря на критику, мысли Лебона представляют интерес. Он предсказал важную роль толпы в наше время. Кроме того, Лебон охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем успешно применяли лидеры наподобие Гитлера, например, использование упрощенных лозунгов. Многие его идеи подтверждены современными исследованиями в области социальной психологии, особенно о влиянии толпы на отдельного человека. Однако другие теории и исследования поставили под сомнение главную мысль Лебона о том, что приличные люди могут стать извергами, когда они становятся частью толпы.

Теория конвергенции

Согласно теории конвергенции (вытекающей из концепции Лебона), толпа сама по себе не является причиной необычного поведения людей, но она влияет на определенные типы людей и способствует проявлению поведения, к которому они уже предрасположены. Теория конвергенции часто используется для объяснения таких вещей, как поклонение рок - "звезде", когда очарование "звезды" воздействует лишь на некоторых людей. Другими словами, только люди, которые предрасположены к поведению такого рода, реагируют на воздействие толпы. Одна из проблем, связанных с теорией конвергенции, состоит в том, что она не может объяснить, почему линия коллективного поведения часто меняется. Если все члены толпы собрались по одной и той же причине, почему восстание иногда приостанавливается или демонстрация неожиданно прекращается. Тэрнер и Киллиан (1972) подчеркивают, что главный недостаток этой теории - недооценка сложности человеческой психологии. Почему поступки человека определяются каким-то одним, а не другим скрытым предрасположением? Почему он склонен к поклонению герою, а не к агрессивности? Тэрнер и Киллиан также полагают, что в теории конвергенции особо подчеркивается роль индивида и утверждается, что каким бы глубоким ни было влияние /588/ группы, не все ему поддаются. Эта мысль противоречит точке зрения Лебона о беспомощности толпы, контролируемой сильным лидером.

Теория возникновения норм

Лебон считал коллективное поведение очень необычным. Он рассматривал коллективное умонастроение, как состояние ума, формирующееся только в толпе, а не в повседневной жизни. Теория конвергенции отличается от концепции Лебона тем, что в ней коллективное поведение рассматривается как аспект повседневной жизни. Толпа с ее необычным поведением не имеет особого значения - оно возникает в результате объединения людей с одинаковыми предрасположенностями.

Теория возникновения норм связана главным образом с именем Ральфа Тэрнера (1964) и основана на предположении о том, что поведение нескольких индивидов становится нормой для всей группы. Это происходит потому, что в группе действуют процессы коммуникации (например, слухи), способствующие формированию общей оценки ситуации и общих норм поведения. Они, в свою очередь, становятся основой коллективного поведения. Другими словами, все знают, каких поступков от них ожидают и это реализуется в соответствующем поведении. Оно также препятствует проявлению других типов поведения и служит для оправдания более сдержанных людей, которые не следуют за группой. Эта теория помогает понять, каким образом в толпе формируется ощущение единства. Тэрнер (1980) рассказывает о человеке, который, делая покупки, находился в подвальном помещении универсального магазина. Вдруг внимание всех людей находящихся в зале привлекло громкое шипение. Продавцов и покупателей моментально охватила паника, и они побежали из подвала через два больших выхода. Их бегство показалось человеку удивительным, и даже забавным, сам он страха не чувствовал и подозревал, что причина шума - разбитая головка огнетушителя. Затем он быстро обнаружил, что шум происходит из-за утечки в контейнере с водородом, используемым для надувания шаров. Решив, что газ не представляет угрозы для здоровья, он не разделял страх сотен людей, разбегавшихся в панике. Однако он побоялся оказаться единственным неправильно оценившим ситуацию. Он подумал о безопасности дочери: "Если бы в самом деле что-то с ней случилось и причинило ей вред, все эти люди не преминули бы сказать, что я подло подверг ее опасности". Проводив дочь в /589/ безопасное место, человек этот снова прошелся по залу, ища сына, но в это время свист прекратился. Затем он увидел человека в одежде Санта-Клауса, который в это время тоже оставался в зале. "Я вдруг снова обрел спокойствие: еще кто-то правильно оценил ситуацию". Когда послышался свист, среди большинства людей быстро распространилось предчувствие "опасности". Оценивая ситуацию, люди так глубоко подвержены влиянию окружающих, что, когда группа ведет себя не разумно, каждый из ее членов безоговорочно поддается ее воздействию. Поэтому человек почувствовал огромное облегчение, когда правильность его оценки подтвердилась кем-то еще.

Процесс формирования норм или общих оценок постоянно имеет место в повседневной жизни при взаимодействии людей в группах. Таким образом, теория возникновения норм объясняет коллективное поведение, не приписывая его, как у Лебона, некоему иррациональному умонастроению или предрасположенности, как это утверждает теория конвергенции.

Коллективное поведение как политический протест

Мы рассмотрели "иррационалистическую" теорию Лебона, выражающую широко распространенную мысль о том, что в действиях толпы и массовом поведении (и некоторых массовых движениях) участвуют главным образом подонки общества - люди, которых считают неполноценными, девиантами или патологическими личностями. Теоретики, поддерживающие эту точку зрения, а часто и широкая публика полагают, что толпы состоят из представителей низших слоев общества: преступников, бродяг, безработных и т.п.

Последние исследования опровергают это мнение. Радикальный переворот, который происходил в США летом 1967 г., исследовала Национальная консультативная комиссия по гражданским беспорядкам. Комиссия провела обширные исследования участников беспорядков в Детройте и Нью-Йорке, а также тех, кто не принимал в них участия. Было выявлено, что типичные нарушители порядка не соответствовали образу подонка. Они были склонны к миграции не больше, чем обычные люди, не участвовавшие в беспорядках. В экономическом отношении те и другие находились примерно на одинаковом уровне. Большинство участников беспорядков не были безработными, хотя занимались низкооплачиваемым трудом и ощущали дискриминацию на работе. Они имели несколько более высокое образование, чем рядовые негры, проживающие в центральных частях городов. Обычно участники волнений /590/ в значительной мере проявляли расовую гордость. На самом деле многие из участников беспорядков боролись за гражданские права, но относились с большим недоверием к политическим лидерам и политической системе. Вообще говоря, агрессивные толпы не обязательно состоят из представителей какого-то одного класса, хотя в студенческих беспорядках 60-х годов участвовали многие выходцы из среднего класса.

Кроме того, "иррационалистический" подход, по-видимому, не очень точно объясняет другие типы коллективного поведения. Школьник (1969) полагал, что расовые беспорядки и студенческие демонстрации 60-х годов были вызваны чувством несправедливости и недовольства политическими и экономическими институтами американского общества. Точка зрения на коллективное поведение (особенно толпы) как форму политического протеста резко отличается от "иррационалистической" теории. Согласно этому подходу, поведение толпы - форма политической борьбы. Люди, участвующие в массовых агрессивных действиях, рассматриваются без учета отмеченных выше психологических проблем. Предполагается, что они политически сознательные личности, недовольные "системой". С этой точки зрения действия толпы представляются крайней мерой в условиях, когда недоступны санкционированные обществом средства выражения политических позиций. Представители низшего класса и других групп, исключенных из общества, лишены возможности встречаться с должностными лицами на, скажем, вечеринках или во время игры в гольф. Поскольку им недоступны эти средства, они обычно склонны к "неинституциональному" коллективному поведению.

Теория прирастающей ценности (Смелзер)

В отличие от психологической теории Лебона теория коллективного поведения как политического протеста утверждает, что коллективное поведение обусловлено главным образом социальными условиями, а не психологическими факторами. Теория прирастающей ценности, предложенная Смелзером, тоже основана на социологических факторах, но идет дальше теории политического протеста. В ней сделана попытка разработать систему, которая может объяснить, каким образом формируется коллективное поведение, т.е. вероятность и направленность такого поведения. Смелзер придает важное значение анализу определенных социальных условий и поведения людей, облеченных властью (например, полиции). /591/

Смелзер рассматривает коллективное поведение как попытку изменить социальную среду. Люди пытаются это сделать на основе так называемого обобщённого верования (Смелзер, 1975). Например, веру людей в то, что космическое пространство населяют какие-то неведомые существа, можно назвать обобщённым верованием.

Теория Смелзера напоминает экономическую концепцию прибавочной стоимости. Эту концепцию можно объяснить на примере превращения железной руды в сталь, а затем в автомобили. Данный процесс состоит из последовательных этапов. К ним относятся добыча руды, выплавка из нее стали, закаливание стали, придание ей формы, соединение стальных элементов с другими частями, окрашивание автомобиля, передача его торговым работникам и продажа. С каждым этапом стоимость автомобиля увеличивается. И все они должны быть определенным образом связаны между собой. Например, неокрашенный автомобиль нельзя доставлять к продавцу. Все этапы необходимы для выработки конечного продукта (Смелзер, 1962). Другими словами, готовый автомобиль - конечный результат труда, а каждый новый этап, на котором возрастает его ценность, - одна из причин, обусловивших конечный результат.

Смелзер применяет эту концепцию для объяснения причин и возможных последствий коллективного поведения. Он анализирует шесть его элементов. Мы рассмотрим их в связи с беспорядками в Уоттсе.

1. Структурные факторы, способствующие коллективному поведению. Мы имеем в виду основные условия, благоприятствующие коллективному поведению. В период беспорядков в Уоттсе существовала напряженность между полицией и неграми, в то время как во всей стране наблюдались массовые социальные и политические волнения.

2. Структурная напряженность. Разрушение доверия между полицией и негритянской общиной создавало своего рода структурную напряженность. В более широком масштабе этому способствовало противоречие между верой американцев в принцип равных возможностей и дискриминацией, которую каждый день ощущали на себе жители Уоттса.

3. Усиление и распространение обобщённого верования. Для осуществления коллективного поведения люди должны оценить ситуацию и решить, как на нее реагировать. Среди негров в Уоттсе сложилось обобщённое верование, что полиция относится к ним с предубеждением и враждебностью. Это послужило основой для истолкования ими ситуации. /592/

4. Активизирующие факторы. Недоверие жителей Уоттса к полиции усилилось, нескольку на их глазах происходил насильственный арест Фрая и полицейский преследовал женщину, казавшуюся беременной. Такие инциденты могут активизировать действия толпы.

5. Мобилизация к действиям. Чтобы приступить к действиям, толпа должна стать организованной. В Уоттсе после ареста Фрая женщина плюнула в полицейского, и толпа начала бросать камни в полицейские машины. Полиция была готова принять меры.

6. Социальный контроль. Развитие событий в какой-то мере зависит от действий представителей власти, способствующих или препятствующих любому проявлению коллективного поведения. По-видимому, в Уоттсе действия властей (полиции и национальной гвардии) вызвали ситуацию, когда простой протест вылился в крупные беспорядки.

Важно помнить, что конечный результат зависит от характера взаимодействия этих детерминант с предшествующими событиями. И любая из них ограничивает возможности действий на следующем этапе (Смелзер, 1962). Например, если бы среди негров не сложилось обобщённое верование в жестокость полиции, люди, ставшие свидетелями ареста Фрая, вели бы себя по-другому.

Теория Смелзера подверглась критике по ряду причин. Главная проблема связана с её применением к ситуациям реальной жизни. По мнению критиков, шесть этапов, выделенные Смелзером, не соответствуют некоторым случаям коллективного поведения. Например, исследователи выразили разные предположения о том, какой тип структурного поведения привел к ситуации, сложившейся в Уоттсе, и даже какой фактор вызвал само восстание. Арест? Слух о беременной женщине? Трудно доказать правильность или ошибочность теории Смелзера из-за сложности большинства случаев коллективного поведения. Это ограничивает возможности формирования гипотез на ее основе (Мильграм, Точ, 1969).

В этом разделе мы рассмотрели несколько теорий коллективного поведения, выдвинутых с конца XIX в. до наших дней. Каждая из них так или иначе подверглась критике. Видимо, потому, что они объясняют разные аспекты коллективного поведения. Очевидно, некоторые теории более полезны, чем другие, при объяснении определенных типов поведения. Например, теории, делающие упор на иррациональные психологические факторы, могут помочь объяснить причины массовых самоубийств среди приверженцев культа Джоунза, происшедших в Гайане в 1978 г. /593/

Социальные протесты, перерастающие в демонстрации или беспорядки, можно глубже всего понять в свете теорий, подчеркивающих роль "рациональных" факторов. Мы имеем в виду теории конвергенции, политического протеста или прирастающей ценности. Наверное, наиболее целесообразно рассматривать эти различные теории как фрагменты некой таинственной картины. В каждом из них в какой-то мере запечатлелась сложная и загадочная стихия человеческого поведения.

МЕТОДЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Обращение к истории

Французская революция 1789-1794 гг. оказала гипнотическое воздействие на историков и вызвала взволнованные споры, продолжающиеся уже почти 200 лет. Отчасти эти дебаты затрагивали проблемы движущих сил революции в период с 1789 по 1794 г. Кем были эти люди, которые собрались для захвата Бастилии, огромными, разъярёнными толпами двигались к королевскому дворцу в Версале и восторженно приветствовали казнь Людовика XVI и юной королевы?

Некоторые историки видят в этих людях героев - простолюдинов, которые помогли возвестить новую эру демократии. Другие считают, что в эти толпы входили лишь подонки французского общества: бродяги, преступники, бездельники, безработные. До недавнего времени ученые обоих направлений отстаивали свои взгляды, располагая лишь скудной информацией, сводившейся к воспоминаниям случайных свидетелей, высказываниям журналистов и политиков того времени. Все эти пресловутые источники были ненадежными.

В конце 50-х годов историк Джордж Руде (1959) попытался в какой-то мере пролить свет на данную проблему, учитывая точку зрения сторонников Густава Лебона о "подонках". Но Руде стремился к поиску новых, более надежных источников информации. Он обнаружил их в архивах полиции, сохранившихся со времени французской революции. Эти архивы содержали данные о людях, которые были убиты, ранены, арестованы или просто допрошены. Французская полиция славится вниманием к подробностям, и в период революции были собраны весьма многосторонние данные. Проводились длительные допросы людей, вызванных в полицию, и в протоколах зарегистрированы род занятий, адрес, место рождения, возраст, степень грамотности и сведения о совершенных преступлениях (если они имели место) всех допрошенных.

Руде тщательно изучил эти архивы и собрал данные о некоторых участниках революционные масс. Его интересовало, кто был в них вовлечен, почему люди участвовали в революционных действиях и кто ими руководил. Исследование Руде по-новому высветило теорию Лебона и обнаружило ее серьезные недостатки. Он показал, что толпы не состояли из людей одного типа, в них входили представители различных социальных групп. Большинство составляли торговцы и ремесленники. Благодаря талантливому исследованию Руде были получены новые важные знания о составе революционных толп и в какой-то мере опровергнуты консервативные взгляды Лебона, но методы /594/ Руде имеют свои собственные недостатки. Были ли убитые, раненые и арестованные подлинными представителями толпы как единого целого? Как утверждает Руде, выборка включала лишь меньшинство участников. Может быть, закоренелые преступники (и другие правонарушители в прошлом) лучше умели прятаться от полиции, чем другие представители толпы? И даже если бы их арестовали, давали бы они правдивые показания?

Мы никогда не узнаем ответы на эти вопросы, поэтому их следует учитывать при оценке метода Руде. Конечно, его подход стал открытием, в огромной мере обогатившим наши знания о той эпохе. Ведь когда-то единственным источником информации о революционных массах были сообщения, полученные не из первых рук.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Мы начали эту главу с обсуждения беспорядков в Уоттсе - случае коллективного поведения. Но мы подчеркивали, что это событие не было "громом среди ясного неба". Оно произошло в условиях социального движения в более широком масштабе. Конец 50-х - начало 60-х годов ознаменовались огромными успехами организаций борцов за гражданские права, возглавляемых главным образом Мартином Лютером Кингом. Начиная с 1961 г. студенческий комитет по координации ненасильственных действий провел на Юге общественные кампании по регистрации избирателей, что способствовало активизации движения за права негров. Наряду с усилением студенческих волнений и выступлений против войны во Вьетнаме эти движения способствовали созданию атмосферы протеста, в которой могли произойти различные беспорядки, в том числе и события в Уоттсе (Обершалл, 1978). А сейчас мы обратимся к более широким социальным движениям, представляющим собой организованные коллективные усилия, способствующие или препятствующие социальным переменам.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В нашем обществе, как и в других странах мира, существует множество социальных движений. Иногда кажется, что все американцы участвуют в каком-нибудь движении. Одни требуют запрета на продажу спиртных напитков или легализации торговли марихуаной. Другие выступают за разрешение абортов и их запрещение. Существуют фашистские и коммунистические движения, движения за права женщин и за мир. Люди объединяются для защиты окружающей среды, спасения китов, тюленей и африканских слонов. Есть движение за гражданские права и сопротивление принятию законодательства /595/ о гражданских правах. Одни требуют положить конец дискриминации гомосексуалистов при приеме на работу, другие призывают не допускать гомосексуалистов на должности школьных учителей. Если вы пройдете вокруг территории какого-нибудь крупного колледжа, вас могут попросить подписать петиции в поддержку десятков движений. Кроме того, социологов заинтересовали религиозные культы и секты, мессианские движения, а также организации, стремящиеся спасти мир от той или иной угрозы. В этой главе мы сосредоточим свое внимание главным образом на политических движениях, поскольку перемены в религиозной жизни уже обсуждались в 15-й главе.

Социальные движения настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми разными способами. Они могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым стремятся их сторонники. Некоторые движения (например, культы) энергично борются за изменение поведения своих членов, в то время как другие (антивоенные движения) направляют свои усилия вовне и стремятся изменить окружающее общество. Кроме того, движения можно классифицировать в соответствии с кругом их интересов. Например, существуют религиозные, политические и расовые движения, а также движения за реформы в области образования. Респектабельность и доступ к законным средствам политической борьбы могут также служить основой классификации. Таким образом, движения могут быть весьма разными - от групп, пользующихся хотя бы символической общественной поддержкой, до объединений, применяющих незаконные средства и подвергающихся жестокому подавлению (Тэрнер, Киллиан, 1972).

Другая распространенная система классификации делает упор на цели движения. Например, классификация движений по соотношению между их целями и существующим положением вещей в обществе. Некоторые группы (например, те, которые одобряют использование атомной энергии в мирных целях), желают жить в условиях статус-кво, другие (выступающие против любого использования атомной энергии) стремятся к переменам.

Термины "радикальный", "прогрессивный", "либеральный", "правый", "левый" часто употребляются для определения основных целей групп, но их значение довольно неясно. Иногда на движения навешивают ярлыки - их считают "реформаторскими" или "революционными". Реформаторское движение ведет к ограниченным переменам, например движение за спасение китов. Когда цель связана с крупными переменами /596/ и значительным изменением существующих ценностей, движение является революционным. В качестве примера можно привести движение сторонников ислама в Иране, которое способствовало свержению шаха в 1978 г.

Ни одну систему классификаций социальных движений нельзя считать незыблемой. Социологи изучают многие аспекты социальных движений, и выбор системы классификации отчасти зависит от того, какой аспект они намерены исследовать.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.018 с.)