ТОП 10:

ХАРАКТЕР ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫХ ОБЩЕСТВАХ



В промышленно-развитых странах труд стал значительно сложнее, чем в племенных обществах, изученных Малиновским. В связи с модернизацией экономики трудовые роли глубоко меняются, часто в этой сфере происходят бурные перемены. На Кубе молодая женщина, которая работала прислугой до революции, сейчас стала оператором на телеграфе. В Каракасе мужчина средних лет, окончивший 8 классов, работает механиком в одной из крупнейших нефтяных компаний Венесуэлы. Десять лет назад он жил в маленьком городке и зарабатывал на жизнь сбором кофейных бобов для местного плантатора, в свободное же время занимался ремонтом автомобилей.

Экономист Симон Кузнец отметил ряд перемен, обычно сопровождающих развитие экономики. Наблюдаются переход от сельскохозяйственного к несельскохозяйственному труду, расширение сферы услуг (например, повышение спроса на секретарей, банковских служащих, страховых агентов и т.п.) в большей мере, чем увеличение производства товаров, объединение многих местных небольших предприятий в крупные. ( Как показано в табл. 16-3, эти тенденции, вероятно, сохранятся и в будущем.) Составляя прогноз на 1995 г., Министерство труда США сравнило тенденции к максимальному возрастанию и максимальному снижению спроса на /503/ определенные профессии, наблюдающиеся в наши дни и предполагаемые в будущем. Самым большим спросом пользуются почти все профессии, связанные с обслуживанием, особенно в области медицины, вычислительной техники, а также права и деятельности правоохранительных органов. В связи с дальнейшим развитием технологии, вероятно, понизится спрос на стенографисток и почтовых служащих; заметное снижение спроса на рабочую силу произойдет в сельском хозяйстве и промышленности.

Какое воздействие оказывают эти структурные изменения на людей? Сначала мы рассмотрим роль рабочих в производстве товаров. Затем перейдем к анализу других ролей в крупных экономических организациях и в сфере услуг. /504/

Таблица 16-3. Оценка максимального повышения и снижения спроса на разные профессии в период с 1984 по 1995 г.

Профессии, на которые спрос быстро растет Увеличение занятости, % Профессии, спрос на которые максимально снижается Изменение уровня занятости, %
Сотрудники правоохранительных органов 97,5 Стенографисты -40,3
Программисты вычислительных машин 71,7 Операторы и механики машин по изготовлению обуви -31,5
Специалисты по вычислительным системам и электронной обработке данных 68,7 Операторы по управлению железнодорожным движением -26,4
Медицинские ассистенты 62,0 Специалисты по ремонту железнодорожных вагонов -2
Специалисты по ремонту оборудования и обработке данных 56,2 Операторы и механики по эксплуатации печей или котлов -20,9
Инженеры в области электротехники и электроники 52,8 Сапожники и мастера по изделиям из кожи -18,6
Техники и технологи по электротехники и электронике 50,7 Домработницы -18,3
Операторы вычислительных машин (кроме периферийного оборудования) 46,1 Специалисты по ремонту и установке оборудования на станциях, наладчики телефонной связи -17,4
Операторы по периферийному оборудованию 45,0 Операторы швейных машин, закройщики -16,7
Агенты бюро путешествий 43,9 Операторы текстильного оборудования, наладчики, установщики, операторы по вводу оборудования в действие и по подъемным машинам -15,7
Физиотерапевты 42,2 Механики по эксплуатации оборудования, текстильных станков -14,8
Ассистенты врачей 40,3 Служащие статистического бюро -12,7
Сотрудники, занятые продажей ценных бумаг и оказанием финансовых услуг 39,1 Механики по производству грузовиков и тракторов -11,9
Техники и технологи механического оборудования 36,6 Служащие крупных контор -11,5
Юристы 35,5 Сельскохозяйственные рабочие -11,2
Тюремные служащие (начальники и надзиратели) 34,9 Члены профессорско-преподавательского состава колледжей и университетов -10,6
Бухгалтеры и контролеры 34,8 Консультанты по управлению фермерским и домашним хозяйством -9,6
Инженеры – механики 34,0 Специалисты по установке волочильных станков и формовочных машин, выполненных из металла и пластмассы -9,1
Дипломированные медицинские сестры 32,8 Операторы и наладчики гладильных машин, текстильного оборудования и станков по изготовлению одежды -8,8
Сотрудники частной или государственной службы трудоустройства 31,7 Почтовые работники -8,5
Примечание. В таблицу включены профессии узкого профиля, насчитывавшие в 1984 г. 25 000 или более специалистов. Прогнозы на 1995 г. основаны на данных об умеренном спросе на профессии. Источник: U.S. Departament of Labor, 1986.

Воздействие технологии и организации труда

В связи с усовершенствованием производства и распределения товаров, благодаря техническому прогрессу, изменяется роль рабочего. Машины способны выполнять повторяющиеся операции быстрее и надежнее, чем люди. Вследствие использования трактора и молотилки понизился спрос на сельскохозяйственных рабочих, и в то же время возросли урожаи зерновых. Автоматизация способствовала ликвидации многих производственных операций, например клепки и сварки (раньше они выполнялись на линии поточной сборки). Благодаря развитию технологии отпала необходимость не только в некоторых видах труда, это "привело также к сокращению многих квалифицированных рабочих. Вместо рабочих производственными процессами стали управлять менеджеры высокого ранга. В доиндустриальные времена большинство рабочих сами устанавливали режим работы, принимали основные решения об использовании тех или иных инструментов и сырьевых материалов и контролировали качество и количество выпускаемой продукции (это касалось любой работы, например, изготовления подков и укладывания сена). Однако в настоящее время большинство рабочих должны выполнять требования менеджеров, контролирующих скорость и режим их работы (часто с помощью компьютеров). Такая ситуация оказывает влияние и на работников сферы обслуживания, и на производственных рабочих. Например, медицинские сестры жалуются, что администрация больниц требует от них лишь "впихивать пилюли". Они чувствуют, что знания, полученные в медицинском училище, невозможно применить в огромном обезличенном учреждении (Браверман, 1974).

Воздействие различных типов технологии и организации труда на работника представляет огромный интерес для социологов. Одно из возможных последствий - процесс отчуждения, включающий следующие три элемента: 1) чувство беспомощности - рабочим не принадлежат инструменты, которыми они пользуются, они не приобретают необходимые ресурсы и не продают произведенные ими товары; 2) ощущение бессмысленности своей работы - в изготовление конечного продукта рабочий вносит лишь одну операцию (например, налаживает электропроводку для освещения автомобиля) и подчас лишен контакта с другими рабочими; 3) чувство отстраненности - во многих профессиях утрачивается возможность продвигаться по службе, проводить время со своими товарищами по работе; рабочий не испытывает гордости и удовлетворения от процесса созидания. /506/

Роберт Блаунер (1964) еще глубже исследовал особенности отчуждения. Отправной точкой его анализа была идея о том, что причина отчуждения не сами условия работы, а скорее социальные структуры, складывающиеся в различной трудовой обстановке. Блаунер подчеркивал значение уровня развития технологии, характера разделения труда и особенности бюрократии. Для проверки своей гипотезы он изучал ситуации, сложившиеся в четырех различных отраслях промышленности: автомобильной, текстильной, химической и полиграфической. Блаунер рассмотрел структуру каждой отрасли, чтобы выявить, в какой из них наблюдалось более заметное отчуждение работников. Далее он интервьюировал работников с тем, чтобы проверить выдвинутые гипотезы.

Как и предполагал Блаунер, самый высокий уровень отчуждения наблюдался среди рабочих автомобильной промышленности, а самый низкий - среди печатников. Рабочие на линии поточной сборки лишь в незначительной мере контролируют условия своего труда; им приходится выполнять скучную монотонную работу, и они в малой степени отвечают за конечную продукцию. Более того, рабочие автомобильной промышленности почти лишены возможности общаться друг с другом в рабочее время. Они не входят в профессиональное объединение, члены которого должны отвечать определенным требованиям. Профсоюзы занимаются главным образом повышением зарплаты и улучшением условий труда.

В отличие от них печатники принадлежат к ремесленному союзу, имеющему давнюю историю. Они сами определяют режим работы и наглядно видят результаты своего труда. Они испытывают удовлетворение, превращая рукопись в отпечатанный продукт, пригодный для широкого распространения. Печатники работают в небольших цехах, где новичками руководят опытные специалисты.

Эта ситуация, возможно, изменилась за годы, прошедшие после исследования Блаунера. Автоматизация печатного производства, предпринятая в 1979-1980 гг. американскими, британскими и немецкими газетами, вызвала недовольство печатников, которое проявилось в длительных забастовках.

Согласно исследованию Блаунера, среди рабочих текстильной промышленности отмечен средний уровень отчуждения. Имея дело с гигантскими ткацкими станками, они сталкиваются с теми же трудностями, что и работники автомобильной промышленности. Их труд подвергается строгому надзору; ритмика их работы контролируется руководителями; их персональная роль в изготовлении простынь и полотенец не более значительна, чем роль рабочего в выпуске спортивных автомобилей на автозаводе. /507/

Однако само размещение фабрики, обследованной Блаунером, оказалось в некотором отношении благоприятным. Она была расположена в небольшом южном городке, где семейная жизнь отличалась стабильностью, люди регулярно посещали церковь, и в их сознании глубоко укоренились традиционные ценности.

Рабочие химических предприятий были в большей мере удовлетворены своим трудом, чем работники текстильной или автомобильной промышленности. Хотя они не устанавливают норму выработки, им позволено вносить свои предложения. Часто они образуют сплоченную команду квалифицированных работников, которые должны считаться с мнениями друг друга. В какой-то мере они могут самостоятельно принимать решения и менять стиль работы, но руководители контролируют их деятельность. Возможность самостоятельно принимать решения и социальная сплоченность создают удовлетворенность работой.

Постепенное ослабление роли протестантской трудовой этики (о которой говорилось в 15-й главе) и отчуждение от результатов труда способствовали распространению попрошайничества среди трудоспособных подростков, введению четырехдневной рабочей недели, высокому уровню прогулов и саботажу на линиях поточной сборки в знак протеста против "ускорения" (повышения норм выработки). Обеспокоенное устойчивостью этой тенденции, представлявшей угрозу для производительности труда во всей стране, Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения учредило специальную комиссию по изучению условий труда в США. Эта комиссия рассмотрела результаты исследований об удовлетворенности работой и сделала вывод (в книге, озаглавленной "Труд в Америке"), что удовлетворенность существенно зависит от престижности работы, занятия. Например, рабочий по уборке мусора зарабатывает не меньше, чем служащий полиции. Однако, поскольку мусорщик не располагает ни властью, ни уважением окружающих, он в меньшей мере удовлетворен своей работой.

Неудовлетворенность работой вызывает и два других фактора: строгий надзор и ограничение возможностей принимать самостоятельные решения. Кроме того, неудовлетворенность возникает, когда рабочий не чувствует себя хозяином на работе. Два последних вывода подтверждают подчеркнутые Блаунером беспомощность и бессмысленность как ощущаемые элементы отчуждения труда.

Изучение состояния психического здоровья среди рабочих автомобильной промышленности, проведенное Артуром /508/ Корнхаузером (1965), показало, что условия труда сказываются здесь очень заметно. Корнхаузер определял степень психического здоровья путем интервьюирования, учета мнений психологов из медицинской клиники и анализа сообщений супругов. Большинство рабочих не отличались крепким психическим здоровьем, уровень которого находился в тесной зависимости от исполняемой работы. Как правило, более квалифицированные, ответственные и высокооплачиваемые работники чувствовали себя лучше. Факторы, воздействовавшие на людей до поступления на работу (например, образование), почти не влияли на их психическое состояние. Корнхаузер сделал вывод, что повседневная обстановка на работе оказывает самое глубокое действие на чувство удовлетворенности своей деятельностью и психическое здоровье.

Результаты исследований, проведенных в незападных странах, ставят эти выводы под сомнение. Исследуя факторы, способствующие формированию "современных" взглядов среди рабочих, Инкелес и Смит (1970) опросили 6000 мужчин из различных стран. Для определения состояния их психического здоровья проводилось комплексное обследование физических симптомов, связанных с расстройством психики. Социологи не обнаружили устойчивой связи между условиями труда на фабрике и стрессовым состоянием рабочих. Другой исследователь изучал ситуацию среди рабочих автомобильной, промышленности США, Италии, Аргентины и Индии. Создалось впечатление, что во всех этих странах рабочие вполне довольны своей работой и образом жизни. Существенная связь между развитием технологии и отчуждением не была выявлена (Форм, 1969).

Психические нагрузки, испытываемые управленческим персоналом

Мы уже упоминали, что по мере экономического развития общества в нем значительно расширяется круг деловых организаций. Администраторы и менеджеры должны координировать деятельность тысяч, даже десятков тысяч работников. При расширении организаций управленцы испытывают напряжение, поскольку им приходится брать на себя много новых обязанностей. Эти обязанности можно разделить на две категории: сбор и передача информации и улаживание конфликтных ситуаций.

В настоящее время для контроля над рыночными процессами руководители должны воспринимать обширный объем информации. Необходимо знакомиться с отчетами, докладными /509/ записками и письмами, поступающими из многих источников, и использовать их. Кроме того, руководители должны читать журналы и публикации по своей специальности. Они имеют дело не только с огромным потоком информации, но помимо этого должны уметь делегировать обязанности соответствующим людям и следить за соблюдением сроков. Когда возникают проблемы, они вынуждены разбираться в них и принимать решения. Нужно рассматривать жалобы и принимать меры. Руководящим работникам частных предприятий приходится также конкурировать с другими фирмами. Они должны иметь дело с потребителями, акционерами, банкирами и руководителями профсоюзов (Сэйлз,1964).

Социологи выявили три причины психического напряжения, обычно сопровождающего деятельность руководителя. Во-первых, руководитель сталкивается с противоречивыми требованиями и не в силах все их удовлетворить. Во-вторых, ему приходится принимать важные решения в сжатые сроки, часто не располагая достаточной информацией. В-третьих, эта роль предусматривает беспристрастное отношение к подчиненным. Предполагается, что администраторы практичны, иногда безжалостны и даже бесчеловечны. Иногда в интересах дела приходится увольнять даже работников, внушающих симпатию. Это тоже вызывает огромное психическое напряжение (Шнайдер, 1969; Саттон и др., 1956).

Каким образом управленцы выдерживают такие нагрузки? Как им удается сохранять уверенность в правильности принимаемых решений? Многие из них постепенно обретают невероятную веру в свои силы, которая позволяет уверенно действовать даже в сложных ситуациях. Неповторимый собственный имидж становится воплощением этой веры. Например, некоторые считают себя "людьми действия", обладающими практическим умом, отвергающими абстрактные и бесполезные "теории". Другие склонны полагаться на предчувствия или интуицию. Они неожиданно принимают решения, которые обычно оказываются правильными. Третьи считают себя практически мыслящими людьми, имеющими дело с мечтателями. Такое самовнушение положительных установок помогает руководителям выдерживать самые скользкие ситуации и придает им силу, когда подчиненные или эксперты ведут себя вызывающе. Некоторые реакции, вызванные напряжением, присущим роли руководителя, объясняются необходимостью принимать решения, не заботясь об их "гуманности". Считается, что человечность - слишком большая роскошь, которую не может позволить себе администратор. В деловом мире сложились некоторые приемы смягчения /510/ "бесчеловечности" руководящих работников. Например, нам всем знакомы ситуации, когда некомпетентного руководителя "выталкивают наверх" и переводят на "более высокую" должность. Других перемещают "в сторону", что на самом деле означает понижение в должности (Гоулднер, 1965).

Психические нагрузки профессионалов

Одна из характерных черт постиндустриального общества - широкое распространение профессиональной деятельности. Значительно возросла численность специалистов в области вычислительной техники, медиков, психотерапевтов и т.п. Специалисты различных профессий и технического профиля составляют большой процент рабочей силы. Их количество увеличивалось за счет численности рабочих, занятых в промышленности и сельском хозяйстве. Даниел Белл (1974) предсказывает, что к концу века специалисты в области технологии и другие станут крупнейшей профессиональной группой в американском обществе.

Термин "профессионал" означает, что человек хорошо знает и любит свое дело. Все профессионалы, включая воспитателей детских садов, юристов и владельцев похоронных контор, придерживаются определенных принципов. В то же время они находятся "на службе" и работают за деньги. Хотя некоторые профессионалы (например, священники или профессора колледжей) не получают деньги непосредственно от своих клиентов, всегда возникает своего рода противоречие между профессиональными стандартами и личными интересами. Чтобы ослабить это противоречие, идея личного интереса отвергается в официальных заявлениях профессиональных групп. Так, Американская медицинская ассоциация поддерживает идею, что врачи служат пациентам не ради денег, а потому, что верны клятве Гиппократа.

Многие профессионалы имеют высокий статус, преданы своему делу и чувствуют удовлетворение от работы (Орзак, 1972). Полупрофессионалы (например, помощники учителей и техники-рентгенологи) имеют "промежуточный" статус и могут испытывать некоторый дискомфорт на работе. Техники являются наглядным примером озабоченности своим положением. Они оказались между высоким статусом инженеров и низким статусом квалифицированных рабочих. Они могут обладать квалификацией не ниже, чем у инженеров, но зарабатывают меньше денег, пользуются меньшим престижем и имеют меньше шансов продвигаться по служебной лестнице. Вероятно, существует несколько способов решения этой проблемы. /511/ По-видимому, они меняют работу чаще, чем требуется, стремятся выглядеть более высокопоставленными, чем на самом деле, - для этого они нанимают секретарей и поддерживают дружеские связи с инженерами. Иногда они даже пытаются получить должности инженеров (Эван, 1964). "Чтобы избавиться от тревоги по поводу статуса, полупрофессионалы часто стремятся стать профессионалами. Например, в течение ряда лет агент по страхованию жизни может достичь такого профессионального статуса, при котором он сам устанавливает требования и руководит организацией" (Тэйлор, Пеллегрин, 1972).

В общем, что касается человеческих выгод и затрат, технический прогресс привел к противоречивым результатам. С одной стороны, понизилась необходимость в физическом труде благодаря использованию других источников энергии. Кроме того, большинство работников стали больше зарабатывать. Однако промышленный прогресс создал ряд серьезных проблем. Во-первых, в ранний период развития промышленности огромное количество фабричных рабочих было занято неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом. Технический прогресс ликвидировал многие виды такого труда, и рабочие были вынуждены наспех переквалифицироваться. Однако новая работа часто еще больше ограничивала их возможности контролировать содержание своего труда. Более того, узкая специализация, взаимозависимость между профессиями и возникновение сложных организаций стали причиной ролевых конфликтов, вселявших чувство тревоги.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ДОСУГА

В нашем веке повысилась роль досуга. Четырехдневная рабочая неделя и гибкий режим работы получают все более широкое распространение. Повысился уровень жизни, и люди стали тратить больше времени на отдых, а также потребление товаров и услуг, связанных с досугом. Во всяком случае так нам кажется. В действительности же безработица, инфляция и общее снижение уровня развития экономики оказали влияние даже на процветающий американский образ жизни. Тем не менее нельзя отрицать, что большинство американцев много отдыхают.

На особенности проведения досуга, конечно же, оказывает влияние классовая и профессиональная принадлежность. Например, люди более высокого достатка посвящают больше времени участию в культурных мероприятиях. Американцы более низкого достатка предпочитают спортивные зрелища (Кларк, 1956). В табл. 16-4 показаны особенности проведения досуга среди американцев. /512/

Таблица 16-4. Как американцы проводят свой досуг

Занятия Затраты времени, %
Еда
Просмотр телевизионных передач
Слушание радио
Чтение книг
Прослушивание музыки дома
Ремонт предметов домашнего обихода
Общение вне дома, например присутствие на званных обедах, танцах, проведение или посещение вечеров
Занятия сексом
Участие в деятельности церкви или клуба
Отдых на свежем воздухе, например туризм, рыбная ловля, охота или занятия греблей
Творческие хобби, например фотография, резьба по дереву и др.
Занятия спортом: гольфом, теннисом, плаванием
Попытка заработать дополнительные деньги
Продолжение образования
Просто выезд из привычного места ради перемены обстановки
Сон в дневное время
Пять видов занятий, связанных с наибольшими затратами времени и период досуга, требуют лишь незначительных усилий. Источник: ABC New – Harris Survey, 1979.

Иногда представляется, что, чем больше отличаются друг от друга работа в учреждении и занятия в часы досуга, тем лучше. Однако порой взаимосвязь между работой и отдыхом оказывается более сложной. Например, Блум (1953) исследовал, как обычно проводят свой досуг рабочие консервной фабрики. Устав от монотонной, доводящей до безумия работы в течение недели, они с удовольствием занимаются рыбной ловлей во время уик-энда. Наслаждаясь свежим воздухом и полной свободой, они оказываются в условиях, абсолютно противоположных обстановке, которая их окружает на работе. Однако и на отдыхе они все же заняты. Достигается золотая середина между состоянием, которое приходятся поддерживать на работе, и полным расслаблением. Как полагает Блум, слишком радикальная перемена и полное освобождение от привычной трудовой нагрузки тоже нежелательны. /513/







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.125.29 (0.009 с.)