ТОП 10:

ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ



В одном из направлений социологической теории особое значение придаётся позитивной функции образования в обществе. Более полувека назад Эмиль Дюркгейм подчеркивал, что основная функция образования - передавать ценности господствующей культуры. Но поскольку культурные цели и ценности разных обществ (и даже внутри одного общества) существенно отличаются одна от другой, в содержании образования также наблюдаются глубокие различия. В то время как жители древних Афин придавали основное значение изучению изящных искусств, в Древнем Риме главная цель образования состояла в подготовке военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе главное внимание уделяли усвоению христианского учения, а в эпоху Ренессанса возродился интерес к литературе и искусствам. В настоящее время в системе образования делается упор скорее на естественно-научные дисциплины, чем на искусство. Кроме того, придается важное значение развитию личности. Воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов, сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок. Но образование способствует и переменам. Многие исследования, ускорившие освоение ядерной энергии, проводились на физических факультетах американских университетов. Результатом их стало изменения смысла слова война в современном мире. Благодаря специальным программам обучения негров и женщин для всех стало очевидным, что группы меньшинств оказывают сильное влияние на развитие общества, чему обычно не придавали значения (Парелиус, Парелиус, 1978). Таким образом, благодаря образованию культурные ценности сохраняются и передаются от одного поколения к следующему. В то же время оно способствует социальным изменениям, происходящим в связи с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Школы предназначены для того, чтобы приобщить детей к ценностям, господствующим в обществе, но одновременно они становятся также средством социального контроля. В США образование считается обязательным. Это означает, что по закону дети обязаны проводить в школе несколько часов в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году. Они получают знания на основе стандартизированных учебников. /428/ Дети находятся под присмотром в классе и за его пределами - на спортивных площадках и во время других организованных внешкольных занятий, например игр и танцев. Почти весь день их поведение контролируется главным образом учителями и другими представителями школьных властей. Большинство учащихся признают правильность заведенного порядка, подчиняются власти, высоко ценят успех и усваивают другие привычки и убеждения, внушаемые в школе. Таким образом, образование наряду с религией, семьей и законодательной системой представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФИЛЬТРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

В США и других странах образование оказывает сегодня важное влияние на все виды деятельности человека. Некоторые учащиеся средней школы в дальнейшем продолжают учебу в колледже, другие поступают в техникумы и училища, третьи никуда не поступают. Среди студентов колледжей многие выбирают профессии в области права, медицины, коммерции, торговли и других видов умственного труда. Те, кто имеет лишь диплом об окончании средней школы, обычно получают менее квалифицированную и ниже оплачиваемую работу, например, устраиваются рабочими на фабрику или садовниками. Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Иные выпускники колледжей в конце концов работают таксистами и барменами, в то время как люди с невысоким уровнем образования достигают вершин успеха в спорте, на эстраде и в некоторых видах бизнеса. Тем не менее для большинства людей школа и колледж становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Как отметил Кларк (1962), в "нашем веке требуются огромные армии квалифицированных специалистов в технической и других областях деятельности, поэтому система образования все в большей мере решает задачу их подготовки" (с. З).

Хэрн (1978) указывает, что с точки зрения подобного функционального подхода образование - разумный способ распределения людей в соответствии сих достоинствами. Таким образом, самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности. Имеется в виду также, что школы способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в школах и колледжах людей /429/ оценивают по их достижениям независимо от классовой принадлежности, расы и пола.

Наконец, образование способствует развитию демократии, поскольку оно ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов. Однако эти утверждения поставлены под сомнение, и в конце главы мы снова рассмотрим их в свете новейших исследований по вопросам школа и образования.

Теория "человеческого капитала"

Еще одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала". Согласно этой точке зрения, образование не является чем-то немедленно потребляемым учащимися, скорее это капиталовложением их будущее. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. Джастер (1978) объясняет это следующим образом: "Люди начинают жизнь, обладая некоторым объемом потенциального капитала - имеются в виду их природные способности; этот капитал увеличивается в раннем детстве, в школьные годы и в начале трудовой деятельности, но капитал теряет покупательную силу или совсем обесценивается, если их знания и профессиональная подготовка не соответствуют современным требованиям" (с.8).

На основе такого подхода можно объяснить различия в доходах взрослых людей, обусловленные количеством и типом "капиталовложений", сделанных в процессе их образования.

В теории "человеческого капитала" содержится "рациональное зерно", поскольку она утверждает, что усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем, и существует связь между капиталовложениями и вознаграждениями. Это оправдывает неравенство между людьми, поскольку общество затратило неодинаковые средства для их подготовки к разным видам деятельности. Вполне естественно, что вознаграждения соответствуют капиталовложениям. Подобные толкования теории "человеческого капитала" также подверглись критике, в дальнейшем мы рассмотрим этот вопрос более подробно. /430/







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.004 с.)