ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К.Г.ЮНГ)

А. п. создана швейц. психиатром и психологом Юнгом и разрабатывается его многочисл. последователями. Как и в др. теориях глубинной психологии (см. также Психоанализ, Индивидуальная психология), гл. внимание в ней уделяется бессознательным психич. процессам. В психоанализе и А. п. есть общие катего­рии и объяснительные принципы. Динамич. аспект функционирования психики в обоих направлениях представлен понятием либидо. Однако у Юнга либидо понимается не как сексуальная энергия, а как гипотетич. категория, описываю­щая разл. виды психич. активности. Либидо существует в потенциальной фор­ме (желание) и форме активных действий.

Если 3. Фрейд говорил о решающем влиянии на личность инфантильных пере­живаний, то Юнг обратился к детству человеч. рода. На основе анализа обширно­го материала клинич. и эксперимент, исследований, древних мифов, сказок, обы­чаев, ритуалов примитивных народов, религ. учений, древних наук, таких как алхи­мия, астрология, Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биол. вида «человек» и представляющего со­бой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Архетипы явл. формами восприятия и осмысления действительности. Они повторяют, разраба­тывают сходный опыт переживаний в разных поколениях. Человек, не реализую­щий архетипы, не дающий им выхода через сознание, создает напряжение, к-рое может разрушить Эго.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если чел. сознатель­но стремится к определ. цели, то в бессознательном присутствует противополож­ное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намере­ний. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (напр., Тень — противоположность Эго и Персоны), и на психич. функции (см. Типология личности), и на свойства (если мужчина сознательно культивиру­ет маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бес­сознательное). Невротич. развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Накопленная в индивид, и коллективном бессознательном энергия может пе­реместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее дей­ствие примитивно. Напр., человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрес­сивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнори­рует какую-либо сферу, напр., сексуальность, то бессознательное через сновиде­ния напоминает о ней.

Единство личн. обеспечивается трансцендентной функцией. Она преодолева­ет амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психи­ки через символич. выражение психич. содержания. Юнг подчеркивал ее естеств. характер, не основанный на сознательном намерении. Проявляясь для преодоле­ния односторонности в развитии, трансцендентная функция дает новую перспек­тиву, к-рая не предполагалась, не была целью личн. и не может быть исчерпыва­юще понята при помощи сознания. Наиболее реально ее действие обнаруживает­ся в описании опыта просветления в восточных текстах или, напр., в романах Г. Гессе.

Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознатель­ного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознат. и бессознат. части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на ассимиляции индивид, и коллективного опы­та, в результате к-рого формируются баланс и целостность личности.

На пути индивидуации личн. переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии чело-веч, жизни: отношение к другим, их влияние на чел. (Персона), выбор, принятие решений (Эго), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское и женское начала (Анима/'Анимус), отноше­ние к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания чел. (Са­мость). Индивидуация рассматривается как проявление уникального потенциа­ла, заложенного в центре личн. — Самости.

Динамика личн. может происходить по противоположному пути. При иден­тификации Эго с Самостью происходит регрессия к коллективному бессозна­тельному. Такой способ развития Юнг определил как инфляцию. Захваченный архетипами чел. может переживать власть над собой чего-то мощного и надлич-ного, потерю себя либо собств. надличную силу. При инфляции Эго может иден­тифицироваться с Самостью и чел. чувствует себя всесильным, избранным, наде­ленным особыми способностями и властью. Идеи и образы коллективной психи­ки кажутся порождением собств. сознания, неоспоримыми истинами. Универ­сальность этих идей дает возможность мана-личности влиять на др. людей.

В А. п. предполагается, что развитие личн. имеет определ. направление, основывающееся на действии трансцендентной функции. В этом смысле для А. п. характерен телеологич. подход (т. е. детерминация настоящего будущим), представленный также в теории Адлера. 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личн. в прошлом. Теория Юнга объединяет эти т. з., реализуясь в представлении о трансцендентной функции. В то же время Юнг не отрицает причинного объяснения явлений настоящего прошлой исто­рией чел.

В поздних работах Юнг ввел также принцип синхронии (или синхроничнос­ти), применяемый к событиям, к-рые имеют сходный смысл, происходят одно­временно, но не связаны причинно-следственно. К ним относятся феномены, описанные как телепатия, ясновидение. Принцип синхронии может применять­ся к описанию предчувствий, совпадения нек-рых событий и мыслей, ожиданий. В явлениях такого рода связывается физич. и психол. реальность. Действием этого принципа объясняется активизация архетипа, когда сходные сны, фантазии, идеи, состояния психические проявляются у разных людей. Т. о., принцип синхронии описывает феномены, не подчиняющиеся законам пространства, времени, при­чинности.

На основе идей Юнга возникла школа психол. мысли. Она оказала влияние также на формирование гуманистич., трансперсонального, экзистенциального и др. направлений науки и практики, л-ру и искусство.

И. А. Грабская

 

АНТИПСИХИАТРИЯ (Р. Д. Лэйнг)

А. — одно из направлений экзистенциального психоанализа, основополож­ником к-рого явл. Лэйнг. В основе концепции Лэйнга лежит понятие «онтологи­чески защищенной личности», обладающей способностью быть автономной ин­дивидуальностью, т. е. ощущающей непоколебимую уверенность в своей собств. реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности др. людей.

При частичном или полном отсутствии такой уверенности состояние пер­вичной (или осн., базисной) онтологич. защищенности нарушается, и у чел. воз­никает тревога или беспокойство, к-рое испытывается как наличие угрозы собств. существованию в качестве личн. Лэйнг описывает три осн. формы такой тревоги, к-рые нуждаются в терапии.

1. Поглощение, т. е. страх любого отнесения к кому-либо или чему-либо, даже к самому себе. Неуверенность в стабильности своей автономии заставляет чел. бояться потерять при взаимоотношении с др. людьми свою автономную идентич­ность. При этом чужой любви, как правило, опасаются больше, чем чужой нена­висти. Осн. маневром, используемым для сохранения своей идентичности, явл. изоляция.

2. Взрыв, т. е. переживание мира как готового в любой момент обрушиться и уничтожить идентичность, восприятие любого контакта с реальностью как страш­ной угрозы, поскольку реальность взрывоопасна. Реальность, угрожающая по­глощением или взрывом, явл. преследователем.

3. Оцепенение и деперсонализация. Оцепенение — особая форма страха, вслед­ствие к-рого чел. цепенеет, т. е. обращается в камень, а также «магическое дей­ствие», к-рым некто пытается обратить чел. в камень, действие, направленное на отрицание личност. автономии чел., овеществление, деперсонализацию его личн. Люди, рассматриваемые в этом аспекте, склонны чувствовать себя более или менее деперсонализированными и одновременно предрасположенными к тому, чтобы деперсонализировать других.

Онтологически незащищенная личн. не обладает чувством целостности и ощу­щает себя изначально расщепленной на дух и тело, идентифицируя себя чаще всего с «духом». Такие личн. чувствуют себя невоплощенными и переживают свое «Я» в большей или меньшей степени отделенным от тела, к-рое ощущается скорее одним из объектов в мире, чем центром собств. бытия. Невоплощенное «Я» становится гиперсознанием и пытается утверждать свои собств. образы, свой отдельный внутр. мир. Такие ощущения характерны для шизоидных личн. и ши­зофреников, при этом создается система воплощенных «ложных Я», заменяющих при взаимодействии с др. людьми внутр. и невоплощенное «Я» чел. Лэйнг уделял много внимания изучению шизофрении и результаты этих наблюдений обобщил в своей концепции личн. В последних работах он вообще отбрасывает границу между нормой и патологией, считая, что по-настоящему больна не личн., а об-во, превращающее чел. в психотика цосредством т. н. двойной связи (когда к чел. одновременно предъявляются исключающие друг друга требования). При этом шизофреник, с т. з. Лэйнга, не только не явл. по-настоящему больным, но даже нормальнее многих «нормальных» обитателей этого мира. Такая позиция харак­терна для концепции «А.».

П. П. Горностай

ЛОГОТЕРАПИЯ (В. Э. Франкл)

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу,о смысле жизни и о свободе воли. Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стрем­ление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенден­цию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенци­ального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коре­нятся не в психич., а в духовной сфере существования человека.

Гл. тезис учения о смысле жизни — жизнь чел. не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т. з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окру­жающей действительности. Франкл предлагает пути, посредством к-рых чел. мо­жет сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, к-рую мы занимаем по отношению к судьбе, к-рую не в состоянии изменить. Соответственно выделя­ются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценнос­ти, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизо­вавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с к-рыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализо­вать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятель­ствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследствен­ности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен по­тому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Н. В. Чепелева

 

 

НЕОФРЕЙДИЗМ (К Хорни)

В теории Хорни биол. ориентированность, характерная для классич. психо­анализа, заменяется социокультурной, присущей Н. С т. з. Хорни, решающим фактором развития личн. явл. социальные отношения между ребенком и родите­лями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства — стремле­ния к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем веду­щей явл. последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ве­дет к формированию здоровой личной наоборот — поведение родителей, пре­пятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка ба-зальной тревоги — ощущения одиночества и беспомощности перед лицом по­тенциально опасного мира.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию не­вроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, к-рые получили название невротич. потребностей, или невро­тич. тенденций. Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2) в руковод­стве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточ­ности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости.

Позднее эти потребности были объединены в три осн. категории, каждая из к-рых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью дости­жения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопут­ствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротич. личности: уступчивый, обособ­ленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Н. В. Чепелева

ПСИХОДРАМА (Я. Л. Морено)

Морено считал наиболее глубинным филогенетич. фактором личн., форми­рующим человеч. поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личн. погибает. Стр-ра личн., по мнению Морено, представляет собой набор ро­лей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории): сомати­ческие (или психосоматические), определяемые физиол. потребностями и эмо­циями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые стр-рой социальных от­ношений, в к-рых участвует чел.; трансцендентные (или интегративные), в к-рых чел. совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.

Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоци-ональное (формирование способности к межчеловеч. отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).

Социоэмоц. развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1—20 неделе младенцы живут на стадии органич. изоляции, не замечая друг друга. С 20—24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивид, особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40—42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физич. сила и сообразительность. В группе образуются «верх» с ее лидерами и «низ» с неса­мостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социо­метрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феноме­на теле, т. е. способности общаться на нек-рой дистанции, передавая издалека эмоц. сообщения друг другу.

Примерно на седьмом году жизни социометрическая стр-ра детских групп меняется. Многочисл. взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых стр-р, сменяя друг друга, следуют две стадии пре­обладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.

Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что по­явление роли первично по отношению к «Я», подчеркивая тем самым неотъем­лемое значение ролей в развитии личн. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.

Эмбриональная стадия. На этом уровне чел., по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органич. единство (органич. плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время явл. спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды — это бестравматический переход от внутриутробных к вне-утробным условиям существования.

Первая психич. вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с мла­денцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), пережи­вание к-рого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собств. бытию (соответствующее описанно­му Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ре­бенка на стадии вселенской идентичности явл. акциональный голод, побуждаю­щий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стади­ях) осуществляется благодаря процессам разогрева.

Первая психич. вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начина­ет различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов.

Вторая психич. вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что явл. предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно из­меняется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он спосо­бен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если чел. остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротич. отгороженности от реальности из-за возникающих ир­реальных страхов и желаний.

Третья психич. вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональ­ным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психич. или социальных ролях, а и благодаря транс-ценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.

В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психич., социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются разл. случаи личност. патологии. Так, пропуск формирования психич. ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных — к шизоидно­му. Возврат к низшим уровням явл. причиной развития страха, к-рый может про­являться в различных невротич. и психотич. нарушениях. Целью психодрамотера-пии явл. пробуждение спонтанности чел., к-рая находит выражение в творч. акте.

Теория и практика П. оказали огромное влияние на мн. др. виды групповой психотерапии. Метод П. и лежащая в ее основе психодраматич. теория личн. получи­ли дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киппера и др.

П. П. Горностай

 

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ (В. Н. Мясищев)

 

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и от­ношения чел. к ней. Психологич. отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различ­ными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн-. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет стр-ру, отдель­ные компоненты к-рой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отноше­ний Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жиз­ненный путь чел., - направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подстр-рами личн. Так, с т. з. Мясищева, дина­мические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне разви­того характера «снятой» формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной сис­темы. Характер — это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаружива­ются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способ­ности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, к-рые пред­ставляют движущую силу развития способностей. Склонность — это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отно­шение к ней.

Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. кон­цепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятель­ствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела боль­шое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.

П. П. Горностай

 

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ (П. Жане)

 

П. п. — общепсихол. концепция личн. начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители к-рой рассматривали личн. прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, П. п. была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях — «активность», «деятельность», «дей­ствие», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни», «психологический автоматизм», «психическая сила» и др. В этих поня­тиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматич. реминисценции и др., к-рые трактует, исходя из единства эволюции психич. функций в фило- и онтогенезе.

В основу понимания и развития личн. в П. п. положено учение о поведении. Психика чел. развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рас­сматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого чел. более развит опосредство­ванный характер мнестической деятельности.

В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психич. содержание, к-рое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отноше­ние сотрудничества, при к-ром один индивид выполняет первую часть действия, а другой—вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психич. процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать «подготавливающей» частью действия (желание), регулятором действия (чувства), «неполным» действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уров­ню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на к-ром поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза за­вершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подража­ния). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пя­том манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интел­лект, объектов. Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мыш­ление, к-рое Жане считал производным от практич. действия. В качестве высше­го, седьмого, уровня поведения наз. созидательная, трудовая деятельность чел. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в П. п. счи­тается наивысшим критерием развития личн. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высше­му, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, на­чинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь стано­вится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.

Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование слож­ных личност. образований — персонажа, «Я», субъективности, индивидуально­сти, к-рые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения чел. с об-вом, с др. людьми. В противоположность термину «роль» выдвигается термин «персонаж», предполагающий преходящую стадию разви­тия личн. Личность возникает только тогда, когда внеш. требования, предъявляе­мые персонажу, становятся внутр. требованиями самого субъекта — основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова.

Высшую степень развития личн. Жане наз. стадией «индивидуальности», к-рая характеризуется появлением у чел. чувства личной ответственности, ориги­нальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление чел. содей­ствовать прогрессу и совершенствованию об-ва.

Личность — это интегрированная психол. система, отвечающая всегда как еди­ное целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии ди-намич. расновесия требует, согласно П. п., значит, силы и напряжения. В П. п. выдвинуто положение о психич. напряжении и психич. силе как доминантах дей­ствия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психич. активность личн., предоставляет личн. возможность регулировать свое поведение и определя­ется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию явл. осн. критерием оценки личн., а ценность личн. измеряется ее способ­ностью выполнять работу, требующую усилия. Психол. сила означает определ. свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напря­жение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят разл. нарушения в функционировании личност. системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения явл. след­ствием тяжелых соматич. заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психол. напря­жения обусловливает диссоциацию личност. системы. Личн. оказывается неспо­собной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.

Периодич. резкие колебания психологич. напряжения могут приводить к об­разованию двух и более личност. систем, каждая из к-рых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личн. Падение психол. силы и напряжения в П. п. вызывает также симптом «потери чувства реальности», выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.

Ряд новых и перспективных идей П. п. оказал влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Валлона, на исследования в области психологии личн. и патопсихо­логии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.

Н. И. Повякелъ

 

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ (У Джемс)

 

Среди наиболее продуктивных идей научн. психологии идея «потока созна­ния», выдвинутая амер. психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.

С т. з. Джемса, «сознание личн. заключается в осознании потока мысли, в к-ром каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на нек-рых из них свои заботы как на своей личн. и присваивает последней все остальные элементы познания». Выполняя функцию при­способления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций

(рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид., сознание составляет основу личн. как «эмпиричес­ки данного агрегата объективно познаваемых вещей».

Анализируя сознание и соотнося его с личн., Джемс выделяет три структ. части личн.: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохра­нение). Личн. — это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познаю­щего элементов. Познаваемый элемент — это наше эмпирическое «Я», к-рое мы сознаем как нашу личн.; познающий элемент — это наше чистое «Я». В стр-ре эмпирич. «Я» можно выделить: физич. часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение при­обретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личн. со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное созна-вание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религ. стремле­ния и др.). В свою очередь, социальное «Я» имеет «столько же разл. социальных личн., сколько имеется разл. групп людей, мнением к-рых дорожит человек».

Для понимания разл. душевных состояний чел. большое значение имеет опи­сание тех чувств и эмоций, к-рые вызывают разные структур, компоненты личн. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие само­оценку, самоуважение личн. Для определения уровня самоуважения Джемс пред­ложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личн. себя будет расти как в случае достижения успе­ха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джемс отдает пред­почтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: «Всякое расширение нашего «Я» составляет лишнее бремя и лишнее притязание». Разл. виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физичес­кой личн. внизу, духовной — наверху и разл. видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотно­сятся и разл. виды самоуважения, присущие им.

Трактуя личн. как духовную тотальность, созидающую себя, Джемс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологич. исследований.

С. В. Васьковская

 

ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

 

В факторных теориях личн. рассматривается как состоящая из стабильных внутр. факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этойтеоретич. рамке работали Оллпорт,Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.

Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лекси­ческом подходе: выделении критериев для описания личн. из анализа естеств. язы­ка и последующей науч. таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в слова­ре прилагательные, к-рые описывают индивид, различия в поведении. Затем вы­бираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личност. качеств. Стр-ра черт подвергается тщательному анализу. Для получения окончательной таксономич. стр-ры прово­дится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаружив­ших устойчивость на разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных усло­виях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра стр-ра личн. в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

1. Экстраверсия—интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, ак­тивный).

2. Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

3. Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

4. Эмоц. стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).

5. Открытость (интеллект., блестящий, независимо мыслящий).

На основе П. м. л. разработан личност. опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами явл. воспроизводимость получен­ных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий сред, уровня. Проблема со­стоит в том, что полученные факторы могут отражать не стр-ру личн., а быть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семан-тич. дифференциала.

В качестве критич. замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отд. лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновоз­растных выборках). По содержанию П. м. л. — стр-ра индивид, различий, а не стр-ра личн., к-рая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения явл. наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, стр-ра интеллект, качеств личности.

И. А. Грабская

 

РЕФЛЕКСОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (В. М. Бехтерев)

Р. т. — естественнонаучное направление в психологии и психологии личн., получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель Р. т., Бехте­рев, изложил план ее построения в ст. «Объективная психология и ее предмет» (1904). Р. т. определяется сначала как «объективная психология», позднее — как «психорефлексология», потом — как « рефлексология» — особая «биосоциаль­ная наука».

Возникнув первоначально в области психологии, Р. т. распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение («рефлексологич. педа­гогика и ортопедия», «генетич. рефлексология», «рефлексология масс», «реф­лексология искусства и творчества и др.). Наибольшую популярность Р. т. имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.

Следуя за И. М. Сеченовым, Р. т. исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, к-рый не выражал­ся бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения Р. т. явл. все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По замыслу Бехтерева, Р. т. должна была заменить психологию наукой о личн. и проявлющейся во внеш. поведени<



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.204.31 (0.016 с.)