Теория первичной травмы (О. Ранк) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория первичной травмы (О. Ранк)



Теория создана в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится психоаналитич. рассмотрение разл. характеристик культу­ры. Ранк первым из психоаналитиков применил толковательный метод для анали­за символ, продукции коллективного "творчества человечества, л-ры, искусства. Он начал анализировать мифологию, л-ру, искусство с т. з. глубинного бессозна­тельного содержания коллективного опыта. Ученый не разделял причинно-след­ственную парадигму теории 3. Фрейда. В его понимании личн. не детерминиро­вана в своем развитии. Она свободно интерпретирует значения и инициирует действия.

Одно из центр, понятий концепции — травма рождения. Идея Ранка состоит в том, что появление человеч. существа на свет связано с ситуацией, вызывающей тревогу. Развитие личности связано с двумя конфликтующими тенденциями: страхом жизни и страхом смерти. Первый связан с тенденцией к индивидуали­зации, отделению от других, второй — со слиянием, зависимостью.

Дифференцируя себя от других, ребенок начинает проявлять рудиментарную форму желания — противоволю, т. е. способность противопоставить свою волю другим. Если негативистская воля разрушает связь между ребенком и родителя­ми, он начинает чувствовать вину как специфич. выражение страха жизни. Если связь между ребенком и родителями не разрушается, противоволя преобразует­ся в волю, к-рая снижает страх жизни и страх смерти. Влияние воли на конфликту­ющие тенденции человеч. психики определяет, будет ли личн. стремиться к новым возможностям или погрязнет в обыденности.

Ранк выделил три типа личн.: нормальный адаптированный (чел. из толпы, без самоопределения), невротический и креативный тип художника. Первый выра­жает тенденцию к единению с людьми, но не поддерживает развития своей собств. индивидуальности. Он надежен, но в то же время конформен, поверхностен и не способен понимать и удовлетворять собств. желания. Такой тип складывается в ре­зультате подавления родителями проявлений собств. воли, инициативы ребенка.

Невротическая личность проявляет тенденцию к отделению от людей, негати­визм; она выражает противоволю больше, чем волю. Такой человек критичен к другим и в то же время переживает вину, чувствует себя недостойным, непра­вильным.

Тип художника представляет идеальное развитие, при к-ром развивается силь­ная воля, а страх жизни и страх смерти минимальны. Он способен вступать в близкие человеч. отношения без покорности и подавления, не ориентируясь на принятые нормы. Его мысли, переживания, поступки характеризуются высокой степенью дифференциации и интеграции. Результаты деятельности оригиналь­ны и в то же время полезны и ценны для людей.

Идеи Ранка во многом определили дальнейшую судьбу психоанализа, аналитической психологии, повлияли на гуманистич., экзистенциальную и трансперсональную психологию, значительно расширили горизонты культурного опыта.
Они широко известны и используются в лит. критике, культур, антропологии. Нельзя специально не отметить влияния его подхода на лит. сюжеты и мотивы произведений искусства.

И. А. Грабская

 

ТЕОРИЯ ПОЛЯ (К. Левин)

Т. п., рассматривающая личн. как сложное энерг. поле, мотивируемое психол. силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой полови­не XX в. Левиным. Для описания психол. реальности, построения стр-ры личн. и моделирования ее поведения в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геом. фигур и взаимное расположение фигур.

Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей («теория поля», «топологическая теория», «век­торная теория» и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Т. п. — «поле», «напряжение», «жизненное про­странство» и «психологическое окружение», или «психологическая среда».

Понятие «поля» определяется в Т. п. как «тотальность сосуществующих фак­тов, к-рые мыслятся как взаимозависимые». В качестве детерминант поведения личн. рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле «напря­жено», когда возникает нарушение равновесия между личн. и средой. Напряже­ние поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в к-рых чел. испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личн., побудитель­ную силу теряют.

«Жизненное пространство» — это психол. реальность, к-рая включает тоталь­ность возможных событий, способных повлиять на поведение чел. Т. п. рассмат­ривает поведение личн. как функцию жизненного пространства, поэтому осн. своей задачей считает выведение поведения личн. из тотальности психол. собы­тий, существующих в жизненном пространстве в данный момент. «Психологи­ческое окружение» — это феноменальный мир личн.; психич. энергия, вызывае­мая потребностями, переносится на окружающие объекты, к-рые становятся ва­лентными и начинают притягивать или отталкивать личн. Граница между жизн. пространством и внеш. миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембра­ну или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизн. пространство и внеш. мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внеш. мире, влияют на состояние жизн. пространства, а изменения жизн. пространства — на внеш. мир.

Стр-ра личн. рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психол. напряжений и описывается с помощью пространственной репрезента­ции чел. и математизации понятий. Отделение чел. от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной непра­вильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигу­ры в Т. п. символизирует два свойства чел.: 1) дифференциацию—отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение «часть—це­лое» — включенность в большее пространство.

В Т. п. различается несколько свойств среды (близость—удаленность, твер­дость—слабость) и наиболее важное свойство — «текучесть—ригидность». «Те­кучая среда» быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластич­на. «Ригидная среда» сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизн. пространстве. Для графич. описания особенно­стей психол. среды в Т. п. введены вспомогат. понятия «регион» и «локомодация». Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может бмть осуществлена локомодация. Локомодация в психол. среде не всегда означает, что чел. должен совершить физич. движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

Личн. условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличност. регион. Внутриличност. регион подразделяется на группы пе-риферич. и центр, ячеек. Психол. среда также разделяется на регионы. Жизн. про­странство окружено внеш. оболочкой, представляющей часть непсихол., или объек­тивной, среды. Выделяется новый вид «годологического пространства» (годоло-гия — наука о путях, или локомодациях). Свойства годологич. пространства выра­жены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая гра­ница между регионами — линией, эти точки соединяющей. Все эти динамич. представления концепции Левин называл «векторной психологией».

Важнейшие динамич. понятия «векторной» части Т. п. — «психическая энер­гия», «напряжение», «потребность», «равновесие», а также «валентность» и

«сила», или «вектор», с помощью к-рых описываются специфич. локомодации личн. и способы структурирования среды.

Левин полагал, что личн. — сложная энерг. система, а тип энергии, осуществ­ляющий психол. работу, наз. психич. энергией. Психич. энергия высвобождается, когда чел. пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии не­уравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напря­жения в одной части системы относительно др. частей в результате внеш. стиму­ляции или внутр. изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекра­щается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности. Напряже­ние — это состояние чел. или состояние внутриличност. региона относительно остальных внутриличност. регионов. Напряжение обладает двумя свойствами:

1) стремится к соответствию с напряжением др. систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникнове­нием потребности. В теории личн. Левина выделяются потребности, соотноси­мые с внутр. состоянием (напр., голода) и квазипотребности, к-рые эквивалентны специфич. намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психол. среды.

Динамика психол. среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами: 1) цен­ность региона может меняться количественно, напр., от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному;

2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды
явл. результатом изменений в системах напряжения чел., результатом локомодации или когнитивных процессов.

Конечная цель активности личн. в Т. п. — вернуть чел. состояние равновесия. Изменения в поведении личн. определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

Дифференциация — одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизн. пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Напр., для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутр. сфере, в измерении «реальность—нереальность» и во временной сфере. Возрастающую организо­ванность и интеграцию поведения личн. Т. п. определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциа­ция и в самой личн., и в психол. окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархич. и селективных отношений между напряжен­ными системами.

Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личн. и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни чел. и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.

Т. п. породила множество метод, разработок, экспериментов и эмпирич. ис­следований в области психологии личн. XX в.: уровня притязаний {Левин, Т. Дем-бо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психол.. пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р.

Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941), конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968). Влияние Т. п. представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964,1966), к-рая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний; в исследованиях откры­того и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифферен­циации и ригидных барьеров Т. п.; в теории когнитивного диссонанса Фес-тингера (1957, 1964), в к-рой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после при­нятия решения; в теории социальной перцепции и межличност. отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристич. сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в совр. психологии.

Н. И. Повякелъ

 

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

 

Т. р., или социально-психол. теория символ, интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личн. с т. з. ее социальных ролей. Относится к социологизаторские концепциям, поскольку утверждает, что социа­льная среда есть решающий фактор развития личн. и выдвигает на первый план значение межличност. взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

Важным в Т. р. явл. утверждение о том, что осн. механизм и стр-ра личн. связаны с ролевой сущностью. Личн. рассматривается как совокупность ее соци­альных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается «просто человеком», а всегда высту­пает в той или иной роли, явл. носителем определ. социальных функций и об­ществ, нормативов. С т. з. Т. р. исполнение роли имеет большое значение в разви­тии личности чел. Развитие психики, психич. деятельности, социальных потреб­ностей происходит не иначе, как в выполнении определ. обществ, ролевых функ­ций, а социализация чел. представляет собой формирование ее социальных ролей.

Социальные роли в Т. р. рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом — как система ролевых ожиданий, т. е. заданная об-вом модель роли, имеющая большое значение для формирования личн. чел. и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психол. — как исполнение роли и реализация межлич­ност. взаимодействия; 3) в психол. — как внутр. или воображаемая роль, к-рая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определ. образом на нее влияет.

Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личн. При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение чел., за что концепция интеракционизма самим осно­воположником, Дж. Мидом, названа «социальный бихевиоризм». Одно из важ­нейших понятий Т. р. — «принятие роли другого», т. е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои экспектации по отношению к этому человеку в соот­ветствие с его социальными ролями. Без такого соответствия не может возник­нуть интеракции, а чел. не может стать социальным существом, осознать значи­мость и ответственность собств. действий и поступков.

П. П. Горностай

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.146.26 (0.019 с.)