Гуманистический психоанализ (Э. Фромм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистический психоанализ (Э. Фромм)



Теория личн. Фромма — это попытка преодолеть ограниченность психоана-литич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рас­смотреть роль социологич., полит., экон., религ, культурных факторов ее форми­рования.

Личность, с т. з. Фромма, — это целостность врожденных и приобретенных психич. свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характе­ре, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигну­том индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловлен­ность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной стр-рой общ-ва. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы ха­рактера:

1. Рецептивная ориентация (берущая) — чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) — чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надме­нен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая) — в отличие от предыдущих ти­пов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, по­дозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая) — личн. рассматривается как то­вар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гума-нистич. этики — чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способнос­тей, к-рые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви — разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения — творить.

Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктив­ной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непо­хожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгля­де на природу и об-во, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. про­блемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Сво­бода, завоеванная совр. зап. общ-вом, вызывает у чел. утрату чувства безопасно­сти и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой доб­ровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».

1. Авторитаризм — тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

2. Разрушительность — попытка преодолеть чувство неполноценности, унич­тожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бес­силия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с к-рыми инди­виду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности.

3. Автоматизирующий конформизм — стремление перестать быть собой. Че­ловек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаб­лоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает разли­чие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитив­ной свободы, благодаря к-рой можно избавиться от чувства одиночества и от­чужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, к-рую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искус­ству жить.

П. П. Горностай

 

ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (Г. У Оллпорт)

Оллпорт определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конк­ретными поступками чел. внутри него самого. «Личн. — это динамическая орга­низация тех психофизич. систем внутри индивидуума, к-рые определяют харак­терное для него поведение и мышление». Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую стр-ру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент — это первич­ный генетич. материал, из к-рого строится личн. Он особенно важный наслед­ственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с к-рыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер — это оце­ненная личн., а личн. — это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихологич. стр-ру, способную преобразовывать функ­ционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диа­пазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинако­вые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интер­претаций, поступков имеют одинаковое функцион. значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в к-рых личн. оказывается чаще всего, — это, как правило, именно те самые, в к-рые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди лично­стей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции явл. строит, блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., к-рые легко обнаружива­ются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуаль­ность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции — менее за­метны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, к-рый Олл­порт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, твор­ческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознава­емое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект, опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, на­значение к-рой — формирование уникальности человеческой жизни.

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприу-ма с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, к-рая остается на протяжении всей жизни опорой для само­осознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом к-рой высту­пает осознание себя посредством речи в качестве определ. и важного лица, появ­ление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие дей­ствия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения само­оценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникаю­щее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физич. тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, пред­ставляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма, морального и социально­го послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, дог­матично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, явл. постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечислен­ные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающую­ся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рас­сматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личн. свободна от прошлого — связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание чел. — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) спосо­бен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. нео­забоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) об­ладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психо­аналитиков.

Т. М. Титаренко

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (А. Адлер)

Основные принципы И. п. — целостность психич. жизни личн., стремление к превосходству как осн. мотивационная сила в жизни личн., а также социаль-ная принадлежность человека.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собств. недоста­точности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках к-рого они стре­мятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личн. складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, на­правленном на решение трех осн. жизн. задач: профессиональной, сотрудниче­ства плюбви. Неблагоприятные ситуации детства, среди к-рых Адлер особо выде­ляет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны ро­дителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс не­полноценности — преувеличение собств. слабости и несостоятельности.

Второй движущей силой развития личн. явл. социальный интерес, определя­емый Адлером как стремление к сотрудничеству с др. людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончатель­но формируется в ходе воспитания. С т. з. Адлера, степень выраженности соци­ального интереса явл. показателем психич. здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и др. социальных и психопа-тологич. отклонений.

Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень актив­ности личн. при решении гл. жизн. задач, Адлер выделяет четыре тпаустановок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и соци­ально полезный.

Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение лож­ных целей и формирование новых жизненных целей, к-рые помогут реализовать жизн. потенциал. Достигаются эти терапевтич. цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.

Осн. методы И. п. — интервью и анализ ранних детских воспоминаний.

Н. В. Чепелева

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.023 с.)