Оргонная психотерапия (В. Райх) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оргонная психотерапия (В. Райх)



Психотерапия Раиха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие «оргонная энергия» соответствует фрейдовскому понятию «ли­бидо». Происхождение слова «оргонная» связано со словами «организм» и «оргазм». Райх считал, что оргазм регулирует энергию организма. При здоро­вом функционировании оргонная энергия образует свободные потоки.

Однако движение энергии может блокироваться. Это происходит тогда, ког­да чел. не выражает свободно своих чувств и они вытесняются в бессознатель­ное. Защитные образования (см. Защитные механизмы) формируют броню ха­рактера как специфич. профиль функционирования личн., позволяющий избе­гать определ. потребностей и переживаний. Физиол. проявление этого процес­са — телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфич. осанке, походке, выраже­нии лица. Напр., невыраженная агрессия создает напряжение лицевых мышц (че­люстной блок), проявляется в сжатых кулаках. Блокирование оргонной энергии ведет к неспособности пережить оргазм, мешает спонтанному проявлению чел. в др. сферах жизнедеятельности.

Методы О. п. основаны на психоаналитич. техниках (анализ характера) и рабо­те с телом. Цель психотерапии — привести пациента к возможности свободной (здоровой) реализации организмич. потенции.

О. п. стала источником множества популярных в настоящее время телесно-ориентированных подходов: биоэнерг. анализа А. Лоуэна, структ. интеграции (рольфинг) И. Рольф, техник Ф. Александера, метода М. Фельденкрайза и т. п.

И. А. Грабская

 

ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (В. Штерн)

 

Согласно Штерну, П. п. представляет собой новую ориентацию всей психоло­гии, науки, ставящей в центр своих исследований целостность личности как структ. образование, состоящее, в свою очередь, из частных целостных подстр-р — орга­нов, функций, отношений, направленности на разл. цели, определ. достижений, свойств и переживаний, находящихся в соподчинении друг с другом. При этом целостность личн. никогда не явл. законченной и определ. раз и навсегда конст­рукцией, она всегда неоднозначна и существует одновременно реально и потен­циально.

По Штерну, активность личн. приобретает смысл и направление благода­ря системе целей, включающей одновременно личн. и мир. Цели самой личн., достижение к-рых способствует ее самосохранению и саморазвитию, проти­востоят внешн. по отношению к ней целям. Последние существуют в целях, в к-рые личн. включена как подцелое; они ставятся окружающими людьми, пред­ставлены в произведениях культуры и абстрактных идеалах. Возникающее при этом противоречие между двумя установками на разл. цели привело бы к уничтожению единства личн., если бы над ними не возникала подчиняющая их себе третья целевая установка — интроцепция, т. е. превращение чужих целей в собств. цели личности.

В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личн. и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личн. и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции. Последняя, с т. з. Штерна, означает взаимодействие мира и целеустремленной личн.. В любом по­ступке, любом личност. состоянии, всегда содержатся оба этих фактора: внутр. стремления и внеш. влияния. Только та область внеш. мира становится «миром личности», к-рой противостоит и на к-рую направлено какое-либо внутр. стрем­ление личн. И только те внутр. целевые установки могут осуществиться и приве­сти к тем или иным особенностям жизни, для к-рых налицо такие внеш. объектив­ные условия, как, напр., раздражители, материал, задача, наказания и поощрения.

Личн. несет в себе внутр. потенции, скрытые энергии, к-рым не присуща еще определ. фиксированная целенаправленность, — т. н. диспозиции. В начале жизни они обладают многозначной неопределенностью (как «предрасположе­ния»), но постепенно благодаря активной конвергенции с миром они все более и более развиваются в определ. направлении, т. е. становятся однозначными (как свойства). Поэтому сама личн. пластична, но всегда до определ. пределов.

В связи с этим развитие личности Штерн трактует не только как последова­тельную цепь событий, но прежде всего как осмысленное саморазвертывание личн. как целого. В этом развитии любое частное достижение влечет за собой изменение ее как целого. По Штерну, для развивающейся личн. характерны три структ. особенности:

рост — в течение жизни увеличиваются количество и разнообразие жизн. событий, а также содержаний и форм активности переживаний;

дифференциация (расчленение) — жизнь личн. развивается от состояния ис­ходной неясности и диффузности к большей структурированности (т. е. образует­ся одновременно более обширное целое и происходит большая внутр. диффе-ренцировка);

преобразование — жизнь личн. проходит в своем развитии ряд качественно различных, но внутр. обусловленных этапов.

Характеризуя психическое как личн. в совокупности ее внутр. свойств, Штерн дает собственную трактовку понятиям «сознание» и «бессознательное». Созна­ние, с его т. з., проявляется только в ситуациях конфликта, к-рый и пробуждает переживание, «высекает искру сознания». Поэтому в нем отражается не вся жизнь целиком, а только те ее стороны, к-рые связаны с жизн. борьбой; в самосознании отражаются борющиеся стороны «Я»; из объективного мира в сознании отража­ется та его часть, к-рая должна быть покорена личн. или отвергнута ею. При этом содержательная сложность личн. и, соответственно, наличие большего числа внутр. противоречий и конфликтов, к-рые должны быть сорганизованы в единое целое, ведут к развитию сознания.

Бессознательным, в свою очередь, явл. то постоянное в личн., что связывает в единое осмысленное целое отдельные проблески сознания. Таковы послед­ствия сознательных переживаний; те виды деятельности, для осуществления к-рых требуется и сознание (поступок, творчество); редкие предельные состоя­ния, возникающие тогда, когда на время исчезают противоречия, порождающие сознание (экстаз, мистич. видения). Так, бессознательная устремленность личн. на цель образует неясный, но смыслообразующий фон, на к-ром выделяются разл. по своему виду и степени ясности сознательные впечатления.

Т. о., психология, по Штерну, должна, в первую очередь, сосредоточиться на изучении переживаний, к-рые, являясь ведущими процессами личн., направле­ны либо вовнутрь, на саму личн. (и тогда ее актуальное состояние в данный мо­мент переживается как чувство, активность — как волевая регуляция, а бытие в течение длительного времени — как самосознание), либо вовне — на внеш. мир, существование к-рого в данный момент выступает в переживании как восприя­тие, прошлое и будущее этого мира — как представление и память, а бытие его в течение длит, времени — как идея.

Однако сложность состоит в том, что значение переживания не определя­ется полностью его наличным бытием, поскольку теснейшая конвергентная связь между «Я» и миром может быть лишь нарушена, но никогда не уничто­жена целиком. Поэтому любое субъективное переживание носит символич. характер, и его интерпретация требует применения спец. психол. методов тол­кования, являющихся ведущими методами П. п. В связи с этим одной из важ­нейших задач науч. психологии, по мнению Штерна, явл. разработка методо­логии толкования.

Н. В. Чепелева

 

ПЕРСОНОЛОГИЯ (Г. Меррей)

 

Меррей предложил термин «П.» не только для обозначения собств. концеп­ции, но и для любых исследований в области психологии личн. Его теория личн. во многом заимствовала осн. положения психоанализа 3. Фрейда.

Гл. вклад в теорию Меррея связан с разработкой понятия «потребность», к-рая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мыш­ление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определ. направлении существующую неудовлетворитель­ную ситуацию. На потребности влияют «прессы», т. е. реальные или восприни­маемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства. Автор предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрес­сии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень прессов (отсут­ствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, разл. сдерживания, отказы и др.). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой «тема», к-рая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует «потребностный интеграт». На основании этих базовых понятий Меррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.

В стр-ре личн., так же как и в теории Фрейда, Меррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго (см. Психоанализ). Однако его концепция имеет отличия от ортодок­сального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемле­мы, следовательно, функционирование личн. не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и об-вом; функция Эго явл. не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, к-рые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже лит. герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, к-рый дает широкие возмож­ности для личност. изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Развитие личности, по теории Меррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личн. Фрейда (см. Психосексуальное развитие) еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в к-рой какая-либо определ. эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в к-рой эрогенной зоной явл. мочевая система, и осн. действия, связанные с сексу­альным удовлетворением, включают мочевыделение.

Соответственно двум дополнит, стадиям Меррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера: 1) клаустральный, в к-ром гл. защитным механизмом явл. отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход; 2) уретральный, в нем гл. защиты напоминают анальный тип характера, и акцентируются черты, характеризующие дух соперничества или уступчивости (Меррей часто называл подобный синдром «комплексом Икара»).

Меррей разработал много диагностич. методик для исследования личн., среди к-рых самой известной считается «Тематической апперцепции тест» (ТАТ).

П. П. Горностай

 

 

ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Э. Шпрангер)

 

Теория Шпрангера восходит к идеям нем. философа и психолога В. Дильтея, считавшего осн. задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личн., достигаемой с помощью понимания как осн. метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутр., интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием.

Осн. положения теории Шпрангера: 1) психическое развивается из психичес­кого; 2) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действи­тельной жизни»; не следует искать каких-либо объективных причин развития личн., необходимо лишь соотнесение стр-ры отдельной личн. с духовными ценностями и культурой об-ва.

Осн. характеристика личн., по Шпрангеру, — это ценностная ориентация, посредством к-рой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни. Основываясь на этих формах, он предложил следующую типологию личн.: 1) теоретический человек — тот, кто стремится к познанию, т. е. для к-рого гл. ориентация в жизни — осмыс­ление в теоретич. плане того, что происходит, установление каких-то закономер­ностей; 2) экономический — ищущий пользу в познании; 3) эстетический — стре­мящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме; 4) социальный — тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический — стремя­щийся к духовной власти над другими; 6) религиозный — ориентирующийся преж­де всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, пер­вопричину.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценно­стей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личн. (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личн. и групп.

Н. В. Чепелева

 

ПСИХОАНАЛИЗ (3. Фрейд)

 

Ортодоксальный П. — это разработанные 3. Фрейдом 1) метод лечения пси­хич. расстройств; 2) учение о бессознательных психич процессах.

Стержнем всей системы П. явл. предложенная 3. Фрейдом структ. модель личн., базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя — сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания — это мысли, ощущения, переживания, к-рые чел. осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, к-рый не осознается в дан­ный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное — самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход к-рого на сознательный уровень со­пряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосоз­наваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирова­ние и может выражаться в замаскированной или символ, форме — в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Стр-ра личн., по Фрейду, состоит из трех компонентов — Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и факти­чески явл. энерг. основой личн. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, к-рые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (про­стые и примитивные правила ассоциации). На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внеш. миром, часть Ид претерпевает измене­ния и превращается в Эго.

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного про­цесса. Цель принципа реальности — предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. При помощи вторичного про­цесса (реалистич. мышление и др. высшие ментальные процессы) Эго вырабаты­вает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требова­ниями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приоб­ретение средств, к-рые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в т. ч. механизмов защиты (см. Защит­ные механизмы).

Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы об-ва. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формирует­ся также комплекс Эдипов т. е. комплекс амбивалентных чувств, к-рые испытыва­ет ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух стр-р — совести и Эго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.

Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личн. существует неус­тойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют челове­ку желания, к-рые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личн. состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, к-рая с этой целью использует разл. механизмы, в первую очередь, механиз­мы психол. защиты (вытеснение,регрессию,рационализацию, проекцию, субли­мацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе к-рого лежат психо-травмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, к-рое ищет разрядки. При этом любая актив­ность чел. определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два осн. врож­денных бессознательных инстинкта—инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они явл. каналами, по к-рым проходит энергия, формирующая поведение чел. Специфич. энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера. В процессе жизни человек проходит несколько эта­пов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделя­ются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, аналь­ная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию Фрейд считал осно­вой развития не только индивида, но и человеч. об-ва.

Психоаналитич. терапия направлена на изучение бессознательного с целью осознания неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов, спосо­бов поведения и т. п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Осн. методы психоаналитич. психотерапии — метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивле­ния и анализ переноса (см. Трансфер).

П. оказал исключительное влияние не только на психологию и психотера­пию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XX в.

Н. В. Чепелева

 

ПСИХОДРАМА (Я. Л. Морено)

Морено считал наиболее глубинным филогенетич. фактором личн., форми­рующим человеч. поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личн. погибает. Стр-ра личн., по мнению Морено, представляет собой набор ро­лей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории): сомати­ческие (или психосоматические), определяемые физиол. потребностями и эмо­циями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые стр-рой социальных от­ношений, в к-рых участвует чел.; трансцендентные (или интегративные), в к-рых чел. совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.

Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоци-ональное (формирование способности к межчеловеч. отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).

Социоэмоц. развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1—20 неделе младенцы живут на стадии органич. изоляции, не замечая друг друга. С 20—24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивид, особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40—42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физич. сила и сообразительность. В группе образуются «верх» с ее лидерами и «низ» с неса­мостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социо­метрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феноме­на теле, т. е. способности общаться на нек-рой дистанции, передавая издалека эмоц. сообщения друг другу.

Примерно на седьмом году жизни социометрическая стр-ра детских групп меняется. Многочисл. взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых стр-р, сменяя друг друга, следуют две стадии пре­обладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.

Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что по­явление роли первично по отношению к «Я», подчеркивая тем самым неотъем­лемое значение ролей в развитии личн. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.

Эмбриональная стадия. На этом уровне чел., по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органич. единство (органич. плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время явл. спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды — это бестравматический переход от внутриутробных к вне-утробным условиям существования.

Первая психич. вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с мла­денцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), пережи­вание к-рого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собств. бытию (соответствующее описанно­му Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ре­бенка на стадии вселенской идентичности явл. акциональный голод, побуждаю­щий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стади­ях) осуществляется благодаря процессам разогрева.

Первая психич. вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начина­ет различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов.

Вторая психич. вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что явл. предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно из­меняется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он спосо­бен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если чел. остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротич. отгороженности от реальности из-за возникающих ир­реальных страхов и желаний.

Третья психич. вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональ­ным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психич. или социальных ролях, а и благодаря транс-ценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.

В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психич., социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются разл. случаи личност. патологии. Так, пропуск формирования психич. ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных — к шизоидно­му. Возврат к низшим уровням явл. причиной развития страха, к-рый может про­являться в различных невротич. и психотич. нарушениях. Целью психодрамотера-пии явл. пробуждение спонтанности чел., к-рая находит выражение в творч. акте.

Теория и практика П. оказали огромное влияние на мн. др. виды групповой психотерапии. Метод П. и лежащая в ее основе психодраматич. теория личн. получи­ли дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киппера и др.

П. П. Горностай

 

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ (В. Н. Мясищев)

 

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и от­ношения чел. к ней. Психологич. отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различ­ными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн-. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет стр-ру, отдель­ные компоненты к-рой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отноше­ний Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жиз­ненный путь чел., - направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подстр-рами личн. Так, с т. з. Мясищева, дина­мические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне разви­того характера «снятой» формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной сис­темы. Характер — это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаружива­ются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способ­ности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, к-рые пред­ставляют движущую силу развития способностей. Склонность — это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отно­шение к ней.

Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. кон­цепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятель­ствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела боль­шое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.

П. П. Горностай

 

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ (П. Жане)

 

П. п. — общепсихол. концепция личн. начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители к-рой рассматривали личн. прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, П. п. была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях — «активность», «деятельность», «дей­ствие», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни», «психологический автоматизм», «психическая сила» и др. В этих поня­тиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматич. реминисценции и др., к-рые трактует, исходя из единства эволюции психич. функций в фило- и онтогенезе.

В основу понимания и развития личн. в П. п. положено учение о поведении. Психика чел. развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рас­сматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого чел. более развит опосредство­ванный характер мнестической деятельности.

В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психич. содержание, к-рое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отноше­ние сотрудничества, при к-ром один индивид выполняет первую часть действия, а другой—вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психич. процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать «подготавливающей» частью действия (желание), регулятором действия (чувства), «неполным» действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уров­ню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на к-ром поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза за­вершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подража­ния). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пя­том манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интел­лект, объектов. Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мыш­ление, к-рое Жане считал производным от практич. действия. В качестве высше­го, седьмого, уровня поведения наз. созидательная, трудовая деятельность чел. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в П. п. счи­тается наивысшим критерием развития личн. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высше­му, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, на­чинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь стано­вится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.

Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование слож­ных личност. образований — персонажа, «Я», субъективности, индивидуально­сти, к-рые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения чел. с об-вом, с др. людьми. В противоположность термину «роль» выдвигается термин «персонаж», предполагающий преходящую стадию разви­тия личн. Личность возникает только тогда, когда внеш. требования, предъявляе­мые персонажу, становятся внутр. требованиями самого субъекта — основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова.

Высшую степень развития личн. Жане наз. стадией «индивидуальности», к-рая характеризуется появлением у чел. чувства личной ответственности, ориги­нальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление чел. содей­ствовать прогрессу и совершенствованию об-ва.

Личность — это интегрированная психол. система, отвечающая всегда как еди­ное целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии ди-намич. расновесия требует, согласно П. п., значит, силы и напряжения. В П. п. выдвинуто положение о психич. напряжении и психич. силе как доминантах дей­ствия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психич. активность личн., предоставляет личн. возможность регулировать свое поведение и определя­ется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию явл. осн. критерием оценки личн., а ценность личн. измеряется ее способ­ностью выполнять работу, требующую усилия. Психол. сила означает определ. свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напря­жение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят разл. нарушения в функционировании личност. системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения явл. след­ствием тяжелых соматич. заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психол. напря­жения обусловливает диссоциацию личност. системы. Личн. оказывается неспо­собной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.

Периодич. резкие колебания психологич. напряжения могут приводить к об­разованию двух и более личност. систем, каждая из к-рых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личн. Падение психол. силы и напряжения в П. п. вызывает также симптом «потери чувства реальности», выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.

Ряд новых и перспективных идей П. п. оказал влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Валлона, на исследования в области психологии личн. и патопсихо­логии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.

Н. И. Повякелъ

 

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ (У Джемс)

 

Среди наиболее продуктивных идей научн. психологии идея «потока созна­ния», выдвинутая амер. психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.

С т. з. Джемса, «сознание личн. заключается в осознании потока мысли, в к-ром каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на нек-рых из них свои заботы как на своей личн. и присваивает последней все остальные элементы познания». Выполняя функцию при­способления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций

(рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид., сознание составляет основу личн. как «эмпиричес­ки данного агрегата объективно познаваемых вещей».

Анализируя сознание и соотнося его с личн., Джемс выделяет три структ. части личн.: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохра­нение). Личн. — это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познаю­щего элементов. Познаваемый элемент — это наше эмпирическое «Я», к-рое мы сознаем как нашу личн.; познающий элемент — это наше чистое «Я». В стр-ре эмпирич. «Я» можно выделить: физич. часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение при­обретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личн. со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное созна-вание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религ. стремле­ния и др.). В свою очередь, социальное «Я» имеет «столько же разл. социальных личн., сколько имеется разл. групп людей, мнением к-рых дорожит человек».

Для понимания разл. душевных состояний чел. большое значение имеет опи­сание тех чувств и эмоций, к-рые вызывают разные структур, компоненты личн. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие само­оценку, самоуважение личн. Для определения уровня самоуважения Джемс пред­ложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личн. себя будет расти как в случае достижения успе­ха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джемс отдает пред­почтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: «Всякое расширение нашего «Я» составляет лишнее бремя и лишнее притязание». Разл. виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физичес­кой личн. внизу, духовной — наверху и разл. видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотно­сятся и разл. виды самоуважения, присущие им.

Трактуя личн. как духовную тотальность, созидающую себя, Джемс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологич. исследований.

С. В. Васьковская

 

ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

 

В факторных теориях личн. рассматривается как состоящая из стабильных внутр. факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этойтеоретич. рамке работали Оллпорт,Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.207 с.)