Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оргонная психотерапия (В. Райх)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психотерапия Раиха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие «оргонная энергия» соответствует фрейдовскому понятию «либидо». Происхождение слова «оргонная» связано со словами «организм» и «оргазм». Райх считал, что оргазм регулирует энергию организма. При здоровом функционировании оргонная энергия образует свободные потоки. Однако движение энергии может блокироваться. Это происходит тогда, когда чел. не выражает свободно своих чувств и они вытесняются в бессознательное. Защитные образования (см. Защитные механизмы) формируют броню характера как специфич. профиль функционирования личн., позволяющий избегать определ. потребностей и переживаний. Физиол. проявление этого процесса — телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфич. осанке, походке, выражении лица. Напр., невыраженная агрессия создает напряжение лицевых мышц (челюстной блок), проявляется в сжатых кулаках. Блокирование оргонной энергии ведет к неспособности пережить оргазм, мешает спонтанному проявлению чел. в др. сферах жизнедеятельности. Методы О. п. основаны на психоаналитич. техниках (анализ характера) и работе с телом. Цель психотерапии — привести пациента к возможности свободной (здоровой) реализации организмич. потенции. О. п. стала источником множества популярных в настоящее время телесно-ориентированных подходов: биоэнерг. анализа А. Лоуэна, структ. интеграции (рольфинг) И. Рольф, техник Ф. Александера, метода М. Фельденкрайза и т. п. И. А. Грабская
ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (В. Штерн)
Согласно Штерну, П. п. представляет собой новую ориентацию всей психологии, науки, ставящей в центр своих исследований целостность личности как структ. образование, состоящее, в свою очередь, из частных целостных подстр-р — органов, функций, отношений, направленности на разл. цели, определ. достижений, свойств и переживаний, находящихся в соподчинении друг с другом. При этом целостность личн. никогда не явл. законченной и определ. раз и навсегда конструкцией, она всегда неоднозначна и существует одновременно реально и потенциально. По Штерну, активность личн. приобретает смысл и направление благодаря системе целей, включающей одновременно личн. и мир. Цели самой личн., достижение к-рых способствует ее самосохранению и саморазвитию, противостоят внешн. по отношению к ней целям. Последние существуют в целях, в к-рые личн. включена как подцелое; они ставятся окружающими людьми, представлены в произведениях культуры и абстрактных идеалах. Возникающее при этом противоречие между двумя установками на разл. цели привело бы к уничтожению единства личн., если бы над ними не возникала подчиняющая их себе третья целевая установка — интроцепция, т. е. превращение чужих целей в собств. цели личности. В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личн. и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личн. и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции. Последняя, с т. з. Штерна, означает взаимодействие мира и целеустремленной личн.. В любом поступке, любом личност. состоянии, всегда содержатся оба этих фактора: внутр. стремления и внеш. влияния. Только та область внеш. мира становится «миром личности», к-рой противостоит и на к-рую направлено какое-либо внутр. стремление личн. И только те внутр. целевые установки могут осуществиться и привести к тем или иным особенностям жизни, для к-рых налицо такие внеш. объективные условия, как, напр., раздражители, материал, задача, наказания и поощрения. Личн. несет в себе внутр. потенции, скрытые энергии, к-рым не присуща еще определ. фиксированная целенаправленность, — т. н. диспозиции. В начале жизни они обладают многозначной неопределенностью (как «предрасположения»), но постепенно благодаря активной конвергенции с миром они все более и более развиваются в определ. направлении, т. е. становятся однозначными (как свойства). Поэтому сама личн. пластична, но всегда до определ. пределов. В связи с этим развитие личности Штерн трактует не только как последовательную цепь событий, но прежде всего как осмысленное саморазвертывание личн. как целого. В этом развитии любое частное достижение влечет за собой изменение ее как целого. По Штерну, для развивающейся личн. характерны три структ. особенности: рост — в течение жизни увеличиваются количество и разнообразие жизн. событий, а также содержаний и форм активности переживаний; дифференциация (расчленение) — жизнь личн. развивается от состояния исходной неясности и диффузности к большей структурированности (т. е. образуется одновременно более обширное целое и происходит большая внутр. диффе-ренцировка); преобразование — жизнь личн. проходит в своем развитии ряд качественно различных, но внутр. обусловленных этапов. Характеризуя психическое как личн. в совокупности ее внутр. свойств, Штерн дает собственную трактовку понятиям «сознание» и «бессознательное». Сознание, с его т. з., проявляется только в ситуациях конфликта, к-рый и пробуждает переживание, «высекает искру сознания». Поэтому в нем отражается не вся жизнь целиком, а только те ее стороны, к-рые связаны с жизн. борьбой; в самосознании отражаются борющиеся стороны «Я»; из объективного мира в сознании отражается та его часть, к-рая должна быть покорена личн. или отвергнута ею. При этом содержательная сложность личн. и, соответственно, наличие большего числа внутр. противоречий и конфликтов, к-рые должны быть сорганизованы в единое целое, ведут к развитию сознания. Бессознательным, в свою очередь, явл. то постоянное в личн., что связывает в единое осмысленное целое отдельные проблески сознания. Таковы последствия сознательных переживаний; те виды деятельности, для осуществления к-рых требуется и сознание (поступок, творчество); редкие предельные состояния, возникающие тогда, когда на время исчезают противоречия, порождающие сознание (экстаз, мистич. видения). Так, бессознательная устремленность личн. на цель образует неясный, но смыслообразующий фон, на к-ром выделяются разл. по своему виду и степени ясности сознательные впечатления. Т. о., психология, по Штерну, должна, в первую очередь, сосредоточиться на изучении переживаний, к-рые, являясь ведущими процессами личн., направлены либо вовнутрь, на саму личн. (и тогда ее актуальное состояние в данный момент переживается как чувство, активность — как волевая регуляция, а бытие в течение длительного времени — как самосознание), либо вовне — на внеш. мир, существование к-рого в данный момент выступает в переживании как восприятие, прошлое и будущее этого мира — как представление и память, а бытие его в течение длит, времени — как идея. Однако сложность состоит в том, что значение переживания не определяется полностью его наличным бытием, поскольку теснейшая конвергентная связь между «Я» и миром может быть лишь нарушена, но никогда не уничтожена целиком. Поэтому любое субъективное переживание носит символич. характер, и его интерпретация требует применения спец. психол. методов толкования, являющихся ведущими методами П. п. В связи с этим одной из важнейших задач науч. психологии, по мнению Штерна, явл. разработка методологии толкования. Н. В. Чепелева
ПЕРСОНОЛОГИЯ (Г. Меррей)
Меррей предложил термин «П.» не только для обозначения собств. концепции, но и для любых исследований в области психологии личн. Его теория личн. во многом заимствовала осн. положения психоанализа 3. Фрейда. Гл. вклад в теорию Меррея связан с разработкой понятия «потребность», к-рая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определ. направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. На потребности влияют «прессы», т. е. реальные или воспринимаемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства. Автор предложил список 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень прессов (отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, разл. сдерживания, отказы и др.). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой «тема», к-рая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует «потребностный интеграт». На основании этих базовых понятий Меррей строит векторно-ценностную схему поведения личности. В стр-ре личн., так же как и в теории Фрейда, Меррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго (см. Психоанализ). Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирование личн. не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и об-вом; функция Эго явл. не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, к-рые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже лит. герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, к-рый дает широкие возможности для личност. изменений даже на относительно поздних возрастных этапах. Развитие личности, по теории Меррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личн. Фрейда (см. Психосексуальное развитие) еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в к-рой какая-либо определ. эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в к-рой эрогенной зоной явл. мочевая система, и осн. действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение. Соответственно двум дополнит, стадиям Меррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера: 1) клаустральный, в к-ром гл. защитным механизмом явл. отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход; 2) уретральный, в нем гл. защиты напоминают анальный тип характера, и акцентируются черты, характеризующие дух соперничества или уступчивости (Меррей часто называл подобный синдром «комплексом Икара»). Меррей разработал много диагностич. методик для исследования личн., среди к-рых самой известной считается «Тематической апперцепции тест» (ТАТ). П. П. Горностай
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Э. Шпрангер)
Теория Шпрангера восходит к идеям нем. философа и психолога В. Дильтея, считавшего осн. задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личн., достигаемой с помощью понимания как осн. метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутр., интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием. Осн. положения теории Шпрангера: 1) психическое развивается из психического; 2) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действительной жизни»; не следует искать каких-либо объективных причин развития личн., необходимо лишь соотнесение стр-ры отдельной личн. с духовными ценностями и культурой об-ва. Осн. характеристика личн., по Шпрангеру, — это ценностная ориентация, посредством к-рой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни. Основываясь на этих формах, он предложил следующую типологию личн.: 1) теоретический человек — тот, кто стремится к познанию, т. е. для к-рого гл. ориентация в жизни — осмысление в теоретич. плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей; 2) экономический — ищущий пользу в познании; 3) эстетический — стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме; 4) социальный — тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический — стремящийся к духовной власти над другими; 6) религиозный — ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину. На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личн. (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личн. и групп. Н. В. Чепелева
ПСИХОАНАЛИЗ (3. Фрейд)
Ортодоксальный П. — это разработанные 3. Фрейдом 1) метод лечения психич. расстройств; 2) учение о бессознательных психич процессах. Стержнем всей системы П. явл. предложенная 3. Фрейдом структ. модель личн., базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя — сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания — это мысли, ощущения, переживания, к-рые чел. осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, к-рый не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное — самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход к-рого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме — в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках. Стр-ра личн., по Фрейду, состоит из трех компонентов — Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически явл. энерг. основой личн. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, к-рые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внеш. миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго. Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности — предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. При помощи вторичного процесса (реалистич. мышление и др. высшие ментальные процессы) Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, к-рые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью механизмов, в т. ч. механизмов защиты (см. Защитные механизмы). Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы об-ва. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также комплекс Эдипов т. е. комплекс амбивалентных чувств, к-рые испытывает ребенок к объекту идентификации. Супер-эго, в свою очередь, состоит из двух стр-р — совести и Эго-идеала. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания. Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личн. существует неустойчивое равновесие, т. к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, к-рые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личн. состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, к-рая с этой целью использует разл. механизмы, в первую очередь, механизмы психол. защиты (вытеснение,регрессию,рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п.). В противном случае возникает невроз, в основе к-рого лежат психо-травмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола. Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, трактуемого как врожденное состояние возбуждения, к-рое ищет разрядки. При этом любая активность чел. определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По мнению Фрейда, существуют два осн. врожденных бессознательных инстинкта—инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они явл. каналами, по к-рым проходит энергия, формирующая поведение чел. Специфич. энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера. В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеч. об-ва. Психоаналитич. терапия направлена на изучение бессознательного с целью осознания неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения и т. п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Осн. методы психоаналитич. психотерапии — метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, интерпретация сопротивления и анализ переноса (см. Трансфер). П. оказал исключительное влияние не только на психологию и психотерапию, но и на философию, культурологию, социологию, во многом определив культурную ситуацию XX в. Н. В. Чепелева
ПСИХОДРАМА (Я. Л. Морено) Морено считал наиболее глубинным филогенетич. фактором личн., формирующим человеч. поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личн. погибает. Стр-ра личн., по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиол. потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые стр-рой социальных отношений, в к-рых участвует чел.; трансцендентные (или интегративные), в к-рых чел. совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир. Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоци-ональное (формирование способности к межчеловеч. отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению). Социоэмоц. развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1—20 неделе младенцы живут на стадии органич. изоляции, не замечая друг друга. С 20—24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивид, особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40—42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физич. сила и сообразительность. В группе образуются «верх» с ее лидерами и «низ» с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на нек-рой дистанции, передавая издалека эмоц. сообщения друг другу. Примерно на седьмом году жизни социометрическая стр-ра детских групп меняется. Многочисл. взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых стр-р, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов. Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к «Я», подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личн. В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека. Эмбриональная стадия. На этом уровне чел., по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органич. единство (органич. плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время явл. спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды — это бестравматический переход от внутриутробных к вне-утробным условиям существования. Первая психич. вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), переживание к-рого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собств. бытию (соответствующее описанному Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности явл. акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева. Первая психич. вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов. Вторая психич. вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что явл. предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если чел. остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротич. отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний. Третья психич. вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психич. или социальных ролях, а и благодаря транс-ценденции к новой ролевой категории интегративного переживания. В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психич., социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются разл. случаи личност. патологии. Так, пропуск формирования психич. ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных — к шизоидному. Возврат к низшим уровням явл. причиной развития страха, к-рый может проявляться в различных невротич. и психотич. нарушениях. Целью психодрамотера-пии явл. пробуждение спонтанности чел., к-рая находит выражение в творч. акте. Теория и практика П. оказали огромное влияние на мн. др. виды групповой психотерапии. Метод П. и лежащая в ее основе психодраматич. теория личн. получили дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киппера и др. П. П. Горностай
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ (В. Н. Мясищев)
У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психологич. отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн-. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет стр-ру, отдельные компоненты к-рой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., - направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе. Отношения связаны с разными подстр-рами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера «снятой» формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер — это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, к-рые представляют движущую силу развития способностей. Склонность — это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней. Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов. П. П. Горностай
ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ (П. Жане)
П. п. — общепсихол. концепция личн. начала XX в., разработанная Жане. П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к франц. социолог, школе, представители к-рой рассматривали личн. прежде всего как продукт социального развития. Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, П. п. была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма. Основана на категориях — «активность», «деятельность», «действие», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни», «психологический автоматизм», «психическая сила» и др. В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматич. реминисценции и др., к-рые трактует, исходя из единства эволюции психич. функций в фило- и онтогенезе. В основу понимания и развития личн. в П. п. положено учение о поведении. Психика чел. развивается в сотрудничестве с др. людьми прежде всего благодаря общению. Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рассматривает процесс памяти. Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого чел. более развит опосредствованный характер мнестической деятельности. В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психич. содержание, к-рое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при к-ром один индивид выполняет первую часть действия, а другой—вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психич. процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать «подготавливающей» частью действия (желание), регулятором действия (чувства), «неполным» действием (мышление). Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на к-ром поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект, объектов. Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мышление, к-рое Жане считал производным от практич. действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения наз. созидательная, трудовая деятельность чел. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие. Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в П. п. считается наивысшим критерием развития личн. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи. Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи. Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личност. образований — персонажа, «Я», субъективности, индивидуальности, к-рые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения чел. с об-вом, с др. людьми. В противоположность термину «роль» выдвигается термин «персонаж», предполагающий преходящую стадию развития личн. Личность возникает только тогда, когда внеш. требования, предъявляемые персонажу, становятся внутр. требованиями самого субъекта — основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова. Высшую степень развития личн. Жане наз. стадией «индивидуальности», к-рая характеризуется появлением у чел. чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление чел. содействовать прогрессу и совершенствованию об-ва. Личность — это интегрированная психол. система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии ди-намич. расновесия требует, согласно П. п., значит, силы и напряжения. В П. п. выдвинуто положение о психич. напряжении и психич. силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психич. активность личн., предоставляет личн. возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей. Предполагается, что способность к усилию явл. осн. критерием оценки личн., а ценность личн. измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психол. сила означает определ. свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы. Если напряжение падает, происходят разл. нарушения в функционировании личност. системы, образующие основу неврозов. Значит, снижение напряжения явл. следствием тяжелых соматич. заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психол. напряжения обусловливает диссоциацию личност. системы. Личн. оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного. Периодич. резкие колебания психологич. напряжения могут приводить к образованию двух и более личност. систем, каждая из к-рых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личн. Падение психол. силы и напряжения в П. п. вызывает также симптом «потери чувства реальности», выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность. Ряд новых и перспективных идей П. п. оказал влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Валлона, на исследования в области психологии личн. и патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др. Н. И. Повякелъ
ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ (У Джемс)
Среди наиболее продуктивных идей научн. психологии идея «потока сознания», выдвинутая амер. психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных. С т. з. Джемса, «сознание личн. заключается в осознании потока мысли, в к-ром каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на нек-рых из них свои заботы как на своей личн. и присваивает последней все остальные элементы познания». Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид., сознание составляет основу личн. как «эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей». Анализируя сознание и соотнося его с личн., Джемс выделяет три структ. части личн.: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личн. — это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент — это наше эмпирическое «Я», к-рое мы сознаем как нашу личн.; познающий элемент — это наше чистое «Я». В стр-ре эмпирич. «Я» можно выделить: физич. часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личн. со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное созна-вание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религ. стремления и др.). В свою очередь, социальное «Я» имеет «столько же разл. социальных личн., сколько имеется разл. групп людей, мнением к-рых дорожит человек». Для понимания разл. душевных состояний чел. большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, к-рые вызывают разные структур, компоненты личн. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личн. Для определения уровня самоуважения Джемс предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личн. себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения притязаний к нулю. Джемс отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: «Всякое расширение нашего «Я» составляет лишнее бремя и лишнее притязание». Разл. виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личн. внизу, духовной — наверху и разл. видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотносятся и разл. виды самоуважения, присущие им. Трактуя личн. как духовную тотальность, созидающую себя, Джемс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологич. исследований. С. В. Васьковская
ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ
В факторных теориях личн. рассматривается как состоящая из стабильных внутр. факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этойтеоретич. рамке работали Оллпорт,Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг. Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личн. из анализа естеств. языка и последующей науч. таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, к-рые описывают индивид, различия в поведении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.167 (0.021 с.) |