Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансперсональная психология (С. Гроф)

Поиск

 

Концепция личн. в Т. п. разработана Грофом в процессе эксперимент, изу­чения многочислен, группы феноменов человеч. сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неор­динарных, иных, чём сознательные и бессознательные), на фоне к-рых раз­виваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые авто­ром как переживания, включающие в себя расширение или распростране­ние сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В нек-рых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внеш. мира; или же субъект продолжает переживать свою собств. идентичность, но в иной форме, вре­мени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собств. идентичности и полностью отождествляется с сознанием др. существа или сущности. Довольно обширная категория транс-персональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта ох­ватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвой­ственные трехмерному миру.

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: «расшире­ние переживаний в рамках объективной реальности» и «расширение пережива­ний за пределы объективной реальности». Первые включают временное расши­рение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, пред­видение, ясновидение, «путешествие во времени»); пространственное расшире­ние сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и пережи­вание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отожде­ствление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, един­ство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, «про­странственные путешествия», телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы «объективной реальности» включают духовный и медиумический опыт, пережи­вание встреч со сверхчеловеч. духовными сущностями, обитателями др. вселен­ных, архетиповые и мифич. переживания, сознание Универсального Ума, Супер­космической и Метакосмической Пустоты и др.

Практическим применением концепции Грофа явл. метод голотропного дыха­ния, основанный на сочетании ритмич. музыки с учащенным дыханием, что ин­дуцирует измененные состояния сознания. На этом фоне манифестируются имен­но те психотравматич. моменты жизни индивида, к-рые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе транс­персональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего со­бытия и как бы изживание его.

В целом концепция Грофа представила новые возможности изучения инди­вид, и коллективного бессознательного личн., описала неизвестные в традици­онной психологии уровни психич. жизни, включающие феномены архетипич. знаний, переживания из предыстории жизни данной личн., ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.

Л. А. Лепихова

 

ФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психол. иссле­дованиях Ф. т. л. были ориентированы на эмпирич. исследования индивид, разли­чий личн. Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать группо­выми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных факторов (оп­ределяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфич. факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов. Наиболее популярные Ф. т. л. разработаны Кэттел.чом, Айзенком и Дж. П. Гил­фордом.

Теория Р. Б. Кэттелла исходит из «теории черт» и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, стр-ра к-рых формирует сущность личн. (черта описывается как «ментальная стр-ра», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регуляр­ность и согласованность).

Личн. — это совокупность черт, позволяющая предсказать действия чел. в данной ситуации. Связана как со внеш., так и с внутр. поведением индивида. Целью психол. исследований личн. явл. установление законов, по к-рым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В стр-ре личн. Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверх­ностные черты — это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенч. актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенч. черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и оп­ределяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта явл. совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобла­данием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональ­ные черты»).

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамич., обес­печивающие активность в достижении цели, черты—способности, обуслов­ливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоц. реактивности. Более изменчивые стр-ры личн. Кэттелл относил к состо­яниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личн. На основа­нии описания личн. в терминах темперамента, способностей и др. черт он пред­ложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личн. Прогно­зирование поведения личн. в прикладном плане достигается совмещением «про­филя черт» и профиля индексов психол. ситуации.

В процессе развития личности происходит изменение ее стр-ры.

Теория Г. Ю. Айзенка. Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия — ин-троверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации стр-ры личн. На следующе.м уровне находятся черты, ниже — уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Ай­зенка, к-рый при исследовании личн. также использовал методы оценки, оп­росники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разра­ботка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, напр. дифференцировать контин-генты по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка явл. идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т. е. по генотипич. и фенотипич. показателям, как основе инди­видуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии — интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к воз­никновению невротич. нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротич. симпто­мам. В целом невротич. поведение явл. результатом научения, в основе к-рого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрич. диагнозов связано с недостаточ­ной личност. психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

Теория Дж. П.. Гилфорда. Теория изложена в книге Гилфорда «Личность» (1959), хотя его исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст. По мнению ученого, факторно-аналитич. исследования черт личности явл. единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности.

Гилфорд рассматривает личн. как иерархии, стр-ру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфич. диспозициям, подоб­ным навыкам) и к специфич. действиям на нижнем уровне. В стр-ре личн. выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамич. черты, по Кэттеллу). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Напр., параметр тем­перамента «позитивный—негативный» в поведении выступает как фактор «уверенности против неполноценности», а в области эмоций — как фактор «бодрость против робости». В области способностей Гилфорд создал фактор­ную модель «стр-ры интеллекта».

Пользуясь своим факторно-аналитич. методом, Гилфорд при измерении экстраверсии—интроверсии выделил несколько различных личност. факторов, что послужило основанием для разработки опросника «Обозрение темпера­мента по Гилфорду и Циммерману» (1949). Последний предназначен для из­мерения десяти выявленных факторно черт личн.: общей активности, бес­печности, доминирования, социальности, эмоц.стабильности, объективнос­ти, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, муже­ственности. Выделенные опросником Гилфорда факторы явл. ортогональны­ми, т. е. некоррелирующими с др. факторами. Личност. отклонения автор вклю­чал в класс параметров патологии.

Помимо работ по психологии личн. Гилфорд известен своими трудами в об­ласти интеллекта, креативности, статистических и психометрич. методов.

В целом все факторные теории личн., углубляя и взаимодополняя друг друга, стали несомненным вкладом в область теор. и прикладной психодиагностики личн. (см. также Пятифакторная модель личности).

Л. А. Лепихова

 

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (С. Л. Рубинштейн)

 

Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен, психоло­гии, Рубинштейн впервые включает человека в стр-ру его бытия не как рядопо-ложный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модаль­ности отношения чел. с миром, помимо к-рых выделяется также отношение — не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в к-ром осуществляется его собств. сущ­ность, обретаемая-через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций со­знания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как вы­ражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои отношения с миром.

Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психич. процесс явл. способом личност. регуляции скла­дывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психич. процессов, регуля­цию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

В разработанной Рубинштейном стр-ре личн. представлены психол. модаль­ности деятельности -—потребности, способности, направленность.

В «Основах общей психологии» личн. определяется через триединство — что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он мо­жет (способности, дарования) и что он есть {характер). Эти модальности образу­ют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное:.в жизнеде­ятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования, формиру­ет характер.

Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным, ста­тичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею ак­тивного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Ус­ловия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их решению.

Личн. рассматривается в деятельности, в к-рой она проявляется, формирует­ся, претерпевая разнообразные изменения к-рой определяется и скрепляется це­лостность ее стр-ры. Деятельность придает единство не только внутр. стр-ре личн., но и целостность, системность связям личн. с миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.

Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психич. склад чел. Она само­стоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тож­дества многообразно проявляющегося субъекта — это понимание самосозна­ния как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возмож­ностей, практич. достижений.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосоз­нания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с окружаю­щим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей. Самосознание — не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.

Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь — особое измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как субъект жизни связывает клубок из всех нитей — возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений — своим собственным уникальным уз­лом, определяя качество своей жизни.

Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна ста­новится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр. мир.

На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период опреде­ляет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн. может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.

Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность — не просто сумма познания, деятель­ности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ. соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации.

Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются соотноше­нием добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особен­ность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия.

Только та жизнь явл. подлинной, к-рая осуществляется, строится человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование продолжается, оно не явл. жизнью. А потому — не трагична и смерть, уносящая такую жизнь.

Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представле­ние о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком. Ответствен­ность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного. Неспособ­ность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни.

Т. М. Титаренко

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.250.143 (0.011 с.)