Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансперсональная психология (С. Гроф)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концепция личн. в Т. п. разработана Грофом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеч. сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чём сознательные и бессознательные), на фоне к-рых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В нек-рых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внеш. мира; или же субъект продолжает переживать свою собств. идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собств. идентичности и полностью отождествляется с сознанием др. существа или сущности. Довольно обширная категория транс-персональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру. Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: «расширение переживаний в рамках объективной реальности» и «расширение переживаний за пределы объективной реальности». Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, «путешествие во времени»); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, «пространственные путешествия», телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы «объективной реальности» включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеч. духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифич. переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др. Практическим применением концепции Грофа явл. метод голотропного дыхания, основанный на сочетании ритмич. музыки с учащенным дыханием, что индуцирует измененные состояния сознания. На этом фоне манифестируются именно те психотравматич. моменты жизни индивида, к-рые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его. В целом концепция Грофа представила новые возможности изучения индивид, и коллективного бессознательного личн., описала неизвестные в традиционной психологии уровни психич. жизни, включающие феномены архетипич. знаний, переживания из предыстории жизни данной личн., ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения. Л. А. Лепихова
ФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психол. исследованиях Ф. т. л. были ориентированы на эмпирич. исследования индивид, различий личн. Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфич. факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов. Наиболее популярные Ф. т. л. разработаны Кэттел.чом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом. Теория Р. Б. Кэттелла исходит из «теории черт» и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, стр-ра к-рых формирует сущность личн. (черта описывается как «ментальная стр-ра», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность). Личн. — это совокупность черт, позволяющая предсказать действия чел. в данной ситуации. Связана как со внеш., так и с внутр. поведением индивида. Целью психол. исследований личн. явл. установление законов, по к-рым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях. В стр-ре личн. Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты — это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенч. актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенч. черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта явл. совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональные черты»). По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамич., обеспечивающие активность в достижении цели, черты—способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоц. реактивности. Более изменчивые стр-ры личн. Кэттелл относил к состояниям и ролям. Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личн. На основании описания личн. в терминах темперамента, способностей и др. черт он предложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личн. Прогнозирование поведения личн. в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля индексов психол. ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ее стр-ры. Теория Г. Ю. Айзенка. Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия — ин-троверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации стр-ры личн. На следующе.м уровне находятся черты, ниже — уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение. Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, к-рый при исследовании личн. также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности. Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, напр. дифференцировать контин-генты по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка явл. идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т. е. по генотипич. и фенотипич. показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии — интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротич. нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротич. симптомам. В целом невротич. поведение явл. результатом научения, в основе к-рого лежат реакции страха и тревоги. Считая, что несовершенство психиатрич. диагнозов связано с недостаточной личност. психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии. Теория Дж. П.. Гилфорда. Теория изложена в книге Гилфорда «Личность» (1959), хотя его исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст. По мнению ученого, факторно-аналитич. исследования черт личности явл. единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности. Гилфорд рассматривает личн. как иерархии, стр-ру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфич. диспозициям, подобным навыкам) и к специфич. действиям на нижнем уровне. В стр-ре личн. выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамич. черты, по Кэттеллу). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Напр., параметр темперамента «позитивный—негативный» в поведении выступает как фактор «уверенности против неполноценности», а в области эмоций — как фактор «бодрость против робости». В области способностей Гилфорд создал факторную модель «стр-ры интеллекта». Пользуясь своим факторно-аналитич. методом, Гилфорд при измерении экстраверсии—интроверсии выделил несколько различных личност. факторов, что послужило основанием для разработки опросника «Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману» (1949). Последний предназначен для измерения десяти выявленных факторно черт личн.: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоц.стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности. Выделенные опросником Гилфорда факторы явл. ортогональными, т. е. некоррелирующими с др. факторами. Личност. отклонения автор включал в класс параметров патологии. Помимо работ по психологии личн. Гилфорд известен своими трудами в области интеллекта, креативности, статистических и психометрич. методов. В целом все факторные теории личн., углубляя и взаимодополняя друг друга, стали несомненным вкладом в область теор. и прикладной психодиагностики личн. (см. также Пятифакторная модель личности). Л. А. Лепихова
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (С. Л. Рубинштейн)
Будучи пионером в использовании онтологич. подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в стр-ру его бытия не как рядопо-ложный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект. Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения чел. с миром, помимо к-рых выделяется также отношение — не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом воздействия становится др. чел., необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в к-ром осуществляется его собств. сущность, обретаемая-через другого. В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личн. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личн. способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личн. особым образом строит свои отношения с миром. Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как высший психич. процесс явл. способом личност. регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психич. процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта. В разработанной Рубинштейном стр-ре личн. представлены психол. модальности деятельности -—потребности, способности, направленность. В «Основах общей психологии» личн. определяется через триединство — что чел. хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть {характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное:.в жизнедеятельности чел. проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. Условия жизни чел., жизн. обстоятельства не явл. чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию чел. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими чел. к их решению. Личн. рассматривается в деятельности, в к-рой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения к-рой определяется и скрепляется целостность ее стр-ры. Деятельность придает единство не только внутр. стр-ре личн., но и целостность, системность связям личн. с миром. Личн. не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Личн. целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психич. склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной. Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизн. проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта — это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практич. достижений. Самосознание возникает в ходе развития сознания личн., по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания явл. этапами вычленения личн. из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий. Чел. осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей. Самосознание — не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни. Масштаб личн., масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкр. человека. Жизнь — особое измерение личн., то, в чем личн. объективирует свою сущность. Личн. как субъект жизни связывает клубок из всех нитей — возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений — своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни. Каждая личн. по-разному реализует себя в том или ином возрасте. Одна становится зрелой чуть ли не в детстве, другая остается инфантильной и в старости. Одна зависит от цепи внеш. событий, другая творит и охраняет свой внутр. мир, уходя в события внутр., осуществляя себя в них. Третья организует, направляет и ускоряет внеш. события, реализуя в них свой внутр. мир. На жизн. пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личн. может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление. Человек явл. не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность — не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определ. соотношениях, пропорциях, с определ. мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации. Жизнь явл. для чел. проблемой. Жизн. противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизн. противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия. Только та жизнь явл. подлинной, к-рая осуществляется, строится человеком. Во всех иных случаях, даже если физич. существование продолжается, оно не явл. жизнью. А потому — не трагична и смерть, уносящая такую жизнь. Ответственность, или серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком. Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного. Неспособность реализовать свои возможности, свою сущность есть отрицание себя как субъекта жизни. Т. М. Титаренко
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.250.143 (0.011 с.) |