Католический экзистенциализм (Г. О. Марсель) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Католический экзистенциализм (Г. О. Марсель)



 

Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутр. самосознавания, условием к-рого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление «внутр. тишины». Чел.—паломник, устремленный к собств. внутр. «Я», к-рое постоянно меняется. Бытие явл. процессом вечного обновления, непрерывного рождения. «Быть» значит быть в пути. Если чел. тратит свою жизнь на повторение действий, поддерживающих примитивное прозябание, он теряет свое человеч. бытие. Чувственные соблазны, радость от обладания вещами и др. «искусы дьявола» явл. преградами на пути к подлинному бытию.

Мое «Я», по Марселю, явл. лицом и личн. Как лицо я — часть об-ва, один из многих. Как личн. я — неповторимое, своеобразное духовное бытие, нечто един­ственное, что нельзя рассматривать извне, изучать эмпирически. Жизнь есть срок испытания, личност. странствие, целью к-рого есть спасение. В борьбе со злом, ставка в к-рой — бытие, и заключается смысл жизни. Верить — значит забыть себя во имя Бога. Смерть освобождает чел. от статуса паломника, давая вечное вознаграждение. Подлинный человек — это личн., устремленная к миру высших ценностей. «Я» в той мере, в какой оно остается замкнутым в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений и глухого беспокойства, находится вне доб­ра и зла. Только личн., внутр. сила моего «Я», навязывает мне существование мира, в к-ром есть добро и зло. Личн. — это ответ на призыв, движение к транс-ценденции.

Человек не способен найти истину в самом себе; он находит в себе готов­ность принять ее со стороны высшего, ощутить божеств, истину в акте любви. Вовлеченность есть полное смирения и верности подчинение чел. высшей ду­ховной силе, такое состояние души, приближающее благодать, вызывая присут­ствие Бога. Вовлеченность рождает надежду как состояние благодати, состоя­ние, зачеркивающее тоску и отчаяние. Любовь позволяет чел. открыть наличие бытия в другом, увидеть его собств. действительность и ценность, существую­щие независимо от «Я». Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие, уве­личивает душевную силу, благодаря к-рой возможно отвергнуть нищенский мир материи и подняться к богатству трансцендентного мира. Человеч. личн. рас­сматривает себя как волю превзойти все то, чем она есть и одновременно не есть, как волю превзойти не удовлетворяющую ее действительность.

Человеч. личн. включена в плоть, сознание воплощено. Чел. несет ответствен­ность за то, как он использует свою жизнь. Его отношение к своей плоти явл. первым мерилом его качеств как личн. Непосредственно данная чел. реальность неразрывной мистич. связи сознающего себя субъекта с собств. телом явл. ис­ходным пунктом рефлексии. Эта связь есть воплощенность как условие экзистен­циального опыта. Условия воплощенного существования жестоки; они были бы непереносимы для сознания, если бы оно не обладало способностью рассеивать­ся и отвлекаться. Телесность подразумевает вписанность в пространство и время, неотвратимое приближение смерти.

Существование во плоти явл. первой большой опасностью для души. Благо­даря плоти мы привыкаем основывать наши знания на практике; посредством ее внешнее проникает во внутр. духовный мир. Одновременно плоть стремится захватить власть над нами, лишить нас воли. Подчиняясь ее потребностям, мы привыкаем рассматривать мир в категориях «видеть» и «иметь». Стремление об­ладать вещами, к-рых у чел. нет, порождает страдание. Опасение потерять то, чем он уже обладает, порождает страх. Пессимизм связан только с непросветленным состоянием субъекта, ибо онтологич. стр-ра мира дает место надежде. Надежда и отчаяние образуют религиозно-этич. антитезу, составляющую суть онтологич. выбора, перед к-рым поставлен чел. в своем бытии. Внутр. оправданием человеч. жизни явл. присутствие в ней смысла, не принадлежащего жизн. порядку, транс­цендентного по отношению к самому существованию. Этот высший смысл со­стоит в спасении.

Понятие свободы, не связанной с Божьей благодатью, — кощунство. Свобода, понимаемая как стремление преобразовать мир в соответствии с чаяниями людей, — безумие, порожденное сатанинской гордыней. Быть свободным — значит распоря­жаться собой, отдать себя в рабство плоти и страсти или отдать себя Богу.

Т. М. Титаренко

 

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Концепции опираются на идею о детерминации поведения личн. конститу­ционными особенностями. Под конституцией понимаются стр-ра организма чел., врожденные физиол. характеристики. Идеи биол. обусловленности индиви­дуальных различий развивали Гиппократ, Л. Ростан, Г. Виола, Кречмер, Шелдон, К. Конрад.

Кречмер выделил четыре типа конституции: астенический, атлетич., пикнич., диспластический. Астеник отличается хрупким телосложением, высоким ростом, линейными пропорциями, плоской грудной клеткой, узкими плечами. Пикник выглядит тучным, у него наблюдается избыток жировой ткани, выраженное раз­витие периферич. частей тела, округлость форм. Для атлетика характерна разви­тая мускулатура, крепкое телосложение, широкие плечи и узкие бедра. Пропор­ции и характерные особенности диспластика трудно поддаются описанию.

Типам конституции ставилась в соответствие предрасположенность к опре­дел. психич. заболеванию. Кречмер заметил, что маниакально-депрессивный психоз чаще встречается у пикников, а шизофрения — у астеников и реже у атле-тиков, эпилепсия — преим. у атлетиков и астеников. Наблюдения показывали, что у здоровых людей могут проявляться черты, близкие к характерным признакам заболевания. На основе анализа связи конституционных характеристик с психол. особенностями Кречмер выделил три типа темперамента здоровых людей: ши-зотимик, циклотимик, иксотимик (диспластик не соотносится с определ. ти­пом темперамента). Шизотимик характеризуется замкнутостью, склонностью к абстрактным рассуждениям, плохим приспособлением к социальному окруже­нию. Циклотимик — эмоц. человек, умеющий устанавливать контакты и склон­ный к практич. деятельности. Иксотимик описывается как сдержанный, ригид­ный, мелочный.

Кречмер постулировал прямое соответствие конституциональных характери­стик и типа темперамента: циклотимия приписывалась пикнику, шизотимия — астенику, иксотимия — атлетику. Физиол. и психол. особенности имеют общие основания в нейро-гуморальной системе регуляции организма. Однако поведе­ние чел. определяется и др. факторами: системой отношений и ценностей, осо­бенностями воспитания и др.

Фактор конституции рассматривается как определяющий и в концепции Шелдо-на. Конституционные характеристики анализировались в ней как «система коорди­нат» для описания поведения чел. С т. з. Шелдона, биол. стр-ра (морфогенотип) лежит в основе внеш., поддающихся наблюдению физич. характеристик индивида (фено­тип). Морфогенотип определяет не только физич. особенности, но и поведение.

Соматотип — конкретное проявление морфогенотипа, общая линия феноти­пов, разворачивающаяся во времени. Метод его выявления — «тест определе­ния соматотипа». Он основан на измерении физич. характеристик и экспертном анализе стандартных фотографий. Проанализировав обширный материал, Шел­дон выявил три осн. характеристики, определяющие соматотип: эндоморфизм, мезоморфизм, эктоморфизм. Они были поставлены в соответствие с преим. раз­витием трех эмбриональных слоев: эндодермального, мезодермального, эктодер-мального.

Тип описывается как численное соотношение трех характеристик по семибал­льной шкале. Преобладание эндоморфизма (7—1—1) ведет к развитию у чел. внутр. органов, мягким, шаровидным внеш. формам. «Чистый» мезоморф (1—7—1) обладает развитыми мышечными тканями, прямоугольными очертаниями тела и его частей. Человек с доминированием эктоморфизма (1—1—7) отличается худобой, линейными пропорциями тела; у него велики размеры головного мозга. Теоретически возможное число соматотипов 343. Однако было обнаружено не­сколько более двух третей от этого числа.

Помимо первичных, выделены вторичные компоненты физич. характеристик. Среди них дисплазия (негармоничная, неравномерная смесь гл. компонентов в разных частях организма), гинандроморфия (степень, в к-рой физич. характерис­тики индивида соответствуют таким же характеристикам у представителей др. пола. Г-индексом оценивается гермафродитизм), «чистота породы» (Т-индекс, характеризующий эстетич. привлекательность телосложения).

На основании статистич. анализа были выделены три типа темперамента. Первый тип был назван висцеротоником и характеризовался стремлением к расслаблению, любовью к комфорту, удовлетворением от приема пищи, креп­ким сном, поведением, направленным на одобрение окружающих, потребнос­тью в общении, контактностью, легкостью в выражении чувств. Наиболее яр­кие черты второго типа — соматотоника — уверенность в движениях, гордели­вая осанка, свободный голос, потребность в разрядке энергии, физич. активно­сти, энергичность, выносливость, психол. нечувствительность, прямота в об­ращении с людьми, потребность доминировать, низкая эмпатия, агрессивность, храбрость, стремление к риску, склонность к приключениям, потребность в активных действиях в трудную минуту. Для третьего типа — церебротоника — свойственны скованность, неловкость в движениях, сдавленный, заторможен­ный голос, беспокойный неглубокий сон, чувствительность к боли, быстрые, им­пульсивные реакции, избегание стандартных действий, страх перед об-вом, робость, нерешительность, скрытность, застенчивость, потребность в одиночестве в труд­ную минуту, субъективизм в мышлении, склонность к рассуждениям.

Обнаружено соответствие между конституциональным и психол. типом. Объяс­нение этой связи может состоять в ряде факторов: 1) генетич. обусловленность физиол. и психол. характеристик; 2) тенденции формировать сходный жизн. опыт у людей с одинаковым конституционным типом (в культуре очерчиваются и зак­репляются стереотипы реагирования для людей с разными типами телосложе­ния и каждый конкретный индивид действует на основе этих ожиданий); 3) взаим­ное влияние психол. характеристик с одной стороны, а также фенотипа и сомато-типа чел. — с другой.

Психич. заболевания Шелдон также разделял на три группы и выделил три диагностич. компонента: аффективный выражает тенденцию к маниакально-деп­рессивному психозу; параноидный соответствует параноидному психозу; гебо-идный представляет гебефренич. форму шизофренич. психоза. Заболевания рас­сматриваются как недостаток, гл. компонент темперамента. Однако проведенные автором исследования носят ориентировочный характер и последующие работы подтверждают их лишь частично.

Конституционная теория не явл. собственно концептуальным построением с сис­темой теор. аксиом и посылок, а представляет собой определ. подход, акцентиру­ющий внимание на биол. факторах в системе личност. детерминант.

И. А. Грабская

 

КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ» (Б. Г. Ананьев)

 

Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, разви­тия чел. в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеч. эволю­ция — это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в об-ве.

Индивидуальность — это продукт слияния социального и биол. в индивид, развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида, личн. и субъек­та в общей стр-ре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важ­ным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личн. — составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ, индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность — «вершина» всей стр-ры человеч. свойств, то индивидуальность — это «глубина» личн. и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психич. активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и об-вом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личн. с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобра­зующего действительность. Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн., индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (самосознание и «Я»). Неповторимость индивидуальности про­является в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятель­ности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтоге­нез индивидуальности — внутренне противоречивый, неравномерный и гете-рохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, к-рые, в свою очередь, усили­вают противоречивость эволюции индивида.

В личности Ананьев различал интериндивид, стр-ру как то социальное целое, к к-рому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями в дея­тельности, и интраиндивид. стр-ру, включающую пять иерархически связанных подстр-р (психич. процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемичес-кие функции; мотивация с потребностями и установками), как внутр. психич. образование самой личности.

Стр-ра личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при к-ром взаимо­действие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивид. стр-ры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к об-ву, др. людям, самой себе, постоянно реализую­щихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер — это вершина личност. свойств.

Л. А. Лепихова

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Л. С. Выготский)

 

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20—30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема куль­турного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Следуя идее общественно-истор. природы психики, Выготский совершает пе­реход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» разви­тия личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две перепле­тенных линии. Первая следует путем естеств. созревания. Вторая состоит в овла­дении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средства­ми организации поведения и мышления, к-рые человечество создало в процессе своего истор. развития, явл. системы знаков-символов (напр., язык, письмо, сис­тема счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психол. функцион. систем, лежащих в основе высших психич. процессов, к-рые принципиально отличают поведение чел. от поведения животного. Опосредованность развития человеч. психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психич. функ­ций, первое время всегда имеет форму внеш. деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. чел. (взрослый) с помощью определ. средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психол. орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следу­ющей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те спосо­бы управления поведением, к-рые другие применяли к нему, и он — к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психич. функция появляется на сцене дважды — сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутр. способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вра-щивания» функции вовнутрь.

Интериоризуясь, «натуральные» психич. функции трансформируются и «сво­рачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произволь­ность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутр. преобразований, ста­новится возможным и обратный интериоризации процесс — процесс экстерио-ризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществ­ляемых сначала как замысел во внутр. плане.

Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в К.-и. т. расширяет по­нимание ведущей роли субъекта в разл. видах активности — прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутр. индивид, свойств личн. ребенка имеет ближай­шим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с др. людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение явл. хорошим, к-рое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность явл. осн. характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутр. психич. процессы, высшие психич. функции сохраняют свою социальную природу — «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к созна­нию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

В воззрениях Выготского личн. есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуаль­ности, но ставит знак равенства между личн. ребенка и его культур, развитием. Личн. «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личн. будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпо­сылкой этого процесса явл.образование личн., ибо. «развитие той или иной функ­ции всегда производно от развития личн. в целом и обусловлено им».

В своем развитии личн. проходит ряд изменений, имеющих стадиальную при­роду. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критич. периодами в жизни личн., во время к-рых идет бурное формирование психол. новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенч. неблагополучие ребенка в критич. возрастном пе­риоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течениия кри­зиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, к-рая не поспевает за быс­трым изменением личн. ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психол. функционирование личн. Напр., появление рефлексии у подростка совершенно пе­рестраивает его психич. деятельность. Это новообразование явл. третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивид, склада личн. (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личн. психол. отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь меж­ду социально-культур. средой и самосознанием сложнее и состоит не только во вли­янии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психоло­гии личн., обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхож­дения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образова­ний человеч. сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в к-рую приходит человек после рождения.

С. В. Васьковская

 

ЛОГОТЕРАПИЯ (В. Э. Франкл)

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу,о смысле жизни и о свободе воли. Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стрем­ление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенден­цию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенци­ального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коре­нятся не в психич., а в духовной сфере существования человека.

Гл. тезис учения о смысле жизни — жизнь чел. не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т. з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окру­жающей действительности. Франкл предлагает пути, посредством к-рых чел. мо­жет сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, к-рую мы занимаем по отношению к судьбе, к-рую не в состоянии изменить. Соответственно выделя­ются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценнос­ти, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизо­вавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с к-рыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализо­вать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятель­ствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследствен­ности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен по­тому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Н. В. Чепелева

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.038 с.)