Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие теории И концепции личности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Концепция жизнетворчества (Л. В. Сохань). В основу концепции, созданной коллективом укр. ученых под руководством Л. В. Сохань, положено представление о жизни чел. как творч. процессе. Личн. рассматривается как субъект жизни, в основе существования к-рого лежит жизнетворчество — духовно-практич. деятельность личн., направленная на творч. проектирование и осуществление ее жизн. проекта. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой сценарий жизненный, личн. овладевает искусством жить — особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизн. задач. Это процесс упорядочивания личн. событийной картины жизни, процесс ее самоусовершенствования. Концепция разрабатывает также такие понятия, как: «жизненный путь личн.», «образ жизни», «стиль жизни», «культура жизни» и др. «Активационная» концепция (Д. У. Фиске и С. Р. Мадди). В основе концепции лежит понятие «активации», т. е. психол. возбуждения или напряжения, вызываемого состоянием физиол. возбуждения в обусловленном центре мозга. Существует типичный для каждого человека уровень активации (обычная или характерная активация), являющийся характеристикой его личн. Его развитию способствует ранний опыт чел. Фактический уровень активации зависит от воздействия стимуляции внутр. и внеш. источников. Если он падает ниже обычного для данного чел., то поведение направлено на увеличение влияния стимула. Если активация выше обычного, поведение направлено на уменьшение влияния. В зависимости от уровня обычной активации (активац. потребностей), а также от степени экстернальности—интернальности (см. Локус контроля) все люди делятся на четыре типа личн.: 1. Высокоактивационный экстернал — «удачливый чел.», ищущий встреч с природной и социальной средой; он ненасытен в своих аппетитах, стремится к действиям, сильным переживаниям, проявляет любопытство, авантюрность и импульсивность. 2. Высокоактивационный ин-тернал — чел., склонный к размышлению, фантазированию; он невнимателен к событиям внеш. мира, тонкий и сложный, ведет жизнь «из разума», следует своим ощущениям и эмоциям, стремится к новизне и творчеству. 3. Низкоак-тивационный экстернал — вечный консерватор, конформист; он прост в своих вкусах, избегает конфликтов неоднозначности и сильных, дезорганизованных внеш. событий, пытается наводить установленный порядок в окружении, предпочитает знакомое новому. 4. Низкоактивационный интернал — консервативный, защищающий «золотую середину» чел.; избегает любых излишков и поблажек, прост, несложен, без детализированных мыслей и грез, аскетичен, склонен к последовательности и устойчивости. «Биосферная» концепция (А. Ангьял). Одним из ключевых считает понятие «биосферы», включающей личности и их мир. Личн. — один из компонентов биосферы. Символ. «Я» — общая суммаЯ-концепций человека. Взаимодействие между чел. и его средой рассматривается как противоречие между тенденцией к автономии, присущей организму, и тенденции к гомономии, присущей среде. Автономия (самодетерминация) направлена на отделение от других и физич. среды с акцентом на независимость и отчужденность. Гомономия (отказ от себя) направлена на слияние или объединение с др. людьми, идеями или неодушевленной средой с акцентом на зависимость. Выражение обеих характеристик одновременно ведет к дифференцированию и интеграции. Для характеристики личн. вводится понятие измерений (нечто подобное чертам личности). Вертикальное измерение простирается от полюса конкретного поверхностного поведения к полюсу глубоких, лежащих в основе этого поведения, сил. Прогрессивное измерение включает ряд поведенч. действий, приводящих чел. ближе к финальной цели. Горизонтальное измерение представляет координацию дискретных действий в более широкой, лучше интегрированной и более эффективной единице поведения (возможно, такой, как тип). Соответственно, любой поведенч. акт может быть описан как проявление нижележащих процессов. Концепция «духовного человека» (Ж. Ньюттен). Опирается на одну из осн. идей — взаимодействие индивида со средой. Оптимальное состояние этого взаимодействия— равновесие, к достижению к-рого чел. постоянно стремится. Осн. движущей силой такого стремления является мотивация — непрерывная активная селективность, определяющая устойчивость и направленность поведения и обеспечивающая достижение цели. Все потребности, к-рые понимаются как «паттерны» связей субъекта с окружающим миром и как динамич. аспект личност. способа существования и поведения в мире, классифицируются по трем уровням психич. жизни: психофи-зич. (потребность жизн. развертывания и биол. контакта); психосоциальный (потребность развертывания личн. и психосоциального контакта); экзистенциальный (потребность экзистенц. поддержания и универсальной интеграции). В категории «потребность» очень важным является временное измерение, т. к. его реализация предполагает осуществление некоего поведенч. будущего. В стр-ре личн. автор выделяет две подструктуры: интимную и социальную, интеграция которых определяет гармоничность «Я». Развитие личности заключается в прогрессивной интеграции, преодолевающей конфликты. Чел. обладает врожденными человеч. возможностями, в процессе обучения создаются лишь формы их выражения. «Мотивационная» концепция (Д. К. Мак-Клелланд). Поведение личн. определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство) эмоции явл. врожденными реакциями на соответственно маленькие и большие расхождения между ожиданиями и событием. Положит, эмоции ведут к приближению, тогда как отрицат. аффект ведет к избеганию. Люди стремятся к маленьким степеням расхождения (непредсказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней непредсказуемости, чтобы избежать угрозы. Личн. описывают следующие характеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив — сильная аффективная ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основанная на прошлой связи конкретных стимулов и положит, и отрицат. аффектов. Можно говорить о мотивах приближения, в к-рых чел. стремится, чтобы его антиципация стала реальностью, и мотивах избегания, когда чел. не дает своей антиципации стать реальностью. В зависимости от того, какие расхождения между ожиданием и событием поощряют родители в детских переживаниях (маленькие или большие), у ребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация (приближения или избегания). Черта — заученная чел. тенденция реагировать, к-рая возымела успех в прошлом при аналогичной мотивации (если он реагировал более или менее успешно в подобных ситуациях в прошлом, когда был аналогично мотивирован). Схема — единица познания или процесса мышления, отображающая в символич. форме прошлый опыт. Существует три гл. класса схем — идеи, ценности и социальные роли. Организмическая концепция (К. Гольдштейн). Ключевое понятие концепции— организм, состоящий из дифференцированных членов, функционирующих по принципу «фигура—фон». Фигура — это любой процесс, возникающий и выделяющийся на фоне. Различаются фигуры естественные, функционально укорененные в фоне, составляющем целостность организма, и неестественные, изолированные от организма — продукт травматич. опыта и навязанных чел. привычек. Активность организма проявляется в трех формах поведения: действия (произвольная сознательная активность); отношения (внутр. переживания); процессы (телесные функции). Поведение может быть конкретным (автоматическое реагирование на стимул) и абстрактным (реагирование после размышления о стимуле). Функционирование организма охватывает следующие динамич. проявления: 1) процесс выравнивания (тенденция к равномерному распределению энергии по организму); 2) самоактуализацию (творч. тенденция человеч. природы как осн. мотив организма); 3) «приход к согласию» со средой (поиски организмом той среды, к-рая наиболее соответствует его самоактуализации). Психосинтез (Р. Ассаджоли). Внутр. мир личн. включает такие элементы: 1) низшее бессознательное (простейшие формы психики, влечения, комплексы и т. п.); 2) среднее бессознательное (продукты бессознательной деятельности, свободно переходящие в сознание); 3) высшее бессознательное, или сверхсознательное (высшие формы интуиции и вдохновения); 4) поле сознания (поток ощущений, образов, мыслей, чувств и т. д., доступных наблюдению, анализу и оценке человеком; находится внутри области среднего бессознательного); 5) сознательное «я» (точка чистого самосознания, находится в центре поля сознания); 6) высшее «Я» (истинное «Я», постоянный центр, из к-рого «Я» возвращается в сознание; находится в верх, точке высшего бессознательного); 7) коллективное бессознательное (подобно архетипам Юнга; находится вокруг областей бессознательного). Отсутствие внутр. единства личн. является причиной болезней души и тела, неудовлетворенности, неуверенности, неустойчивости в настроениях, мыслях и действиях. Чтобы преодолеть эти проблемы Ассаджоли предлагает четыре стадии достижения внутр. единства: 1) глубокое познание своей личн. (исследование элементов, образующих личн.; то, что осуществляет психоанализ); 2) контроль над разл. элементами личн. (методом разотождествления себя с ними); 3) постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра (проекция своего центра вовне — на идеальную личность); 4) психосинтез: формирование или перестройка личн. вокруг нового центра (использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих или недостаточно развитых сторон личн., согласование и соподчинение разл. психич. функций и энергий, создание устойчивой стр-ры личности.). П. П. Горностай
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.34 (0.008 с.) |