ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ



Концепция жизнетворчества (Л. В. Сохань). В основу концепции, созданной коллективом укр. ученых под руководством Л. В. Сохань, положено представле­ние о жизни чел. как творч. процессе. Личн. рассматривается как субъект жизни, в основе существования к-рого лежит жизнетворчество — духовно-практич. дея­тельность личн., направленная на творч. проектирование и осуществление ее жизн. проекта. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой сценарий жизненный, личн. овладевает искусством жить — особым умением, базирующимся на глубо­ком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, мето­дов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом реше­ния текущих, среднесрочных и перспективных жизн. задач. Это процесс упорядо­чивания личн. событийной картины жизни, процесс ее самоусовершенствова­ния. Концепция разрабатывает также такие понятия, как: «жизненный путь личн.», «образ жизни», «стиль жизни», «культура жизни» и др.

«Активационная» концепция (Д. У. Фиске и С. Р. Мадди). В основе концеп­ции лежит понятие «активации», т. е. психол. возбуждения или напряжения, вызы­ваемого состоянием физиол. возбуждения в обусловленном центре мозга. Суще­ствует типичный для каждого человека уровень активации (обычная или харак­терная активация), являющийся характеристикой его личн. Его развитию способ­ствует ранний опыт чел. Фактический уровень активации зависит от воздействия стимуляции внутр. и внеш. источников. Если он падает ниже обычного для данно­го чел., то поведение направлено на увеличение влияния стимула. Если активация выше обычного, поведение направлено на уменьшение влияния.

В зависимости от уровня обычной активации (активац. потребностей), а также от степени экстернальности—интернальности (см. Локус контроля) все люди делятся на четыре типа личн.: 1. Высокоактивационный экстернал — «удач­ливый чел.», ищущий встреч с природной и социальной средой; он ненасытен в своих аппетитах, стремится к действиям, сильным переживаниям, проявляет любопытство, авантюрность и импульсивность. 2. Высокоактивационный ин-тернал — чел., склонный к размышлению, фантазированию; он невнимателен к событиям внеш. мира, тонкий и сложный, ведет жизнь «из разума», следует своим ощущениям и эмоциям, стремится к новизне и творчеству. 3. Низкоак-тивационный экстернал — вечный консерватор, конформист; он прост в сво­их вкусах, избегает конфликтов неоднозначности и сильных, дезорганизованных внеш. событий, пытается наводить установленный порядок в окружении, предпочитает знакомое новому. 4. Низкоактивационный интернал — консер­вативный, защищающий «золотую середину» чел.; избегает любых излишков и поблажек, прост, несложен, без детализированных мыслей и грез, аскетичен, склонен к последовательности и устойчивости.

«Биосферная» концепция (А. Ангьял). Одним из ключевых считает понятие «биосферы», включающей личности и их мир. Личн. — один из компонентов биосферы. Символ. «Я» — общая суммаЯ-концепций человека. Взаимодействие между чел. и его средой рассматривается как противоречие между тенденцией к автономии, присущей организму, и тенденции к гомономии, присущей среде. Автономия (самодетерминация) направлена на отделение от других и физич. сре­ды с акцентом на независимость и отчужденность. Гомономия (отказ от себя) направлена на слияние или объединение с др. людьми, идеями или неодушевлен­ной средой с акцентом на зависимость. Выражение обеих характеристик одно­временно ведет к дифференцированию и интеграции.

Для характеристики личн. вводится понятие измерений (нечто подобное чертам личности). Вертикальное измерение простирается от полюса конк­ретного поверхностного поведения к полюсу глубоких, лежащих в основе это­го поведения, сил. Прогрессивное измерение включает ряд поведенч. дей­ствий, приводящих чел. ближе к финальной цели. Горизонтальное измерение представляет координацию дискретных действий в более широкой, лучше ин­тегрированной и более эффективной единице поведения (возможно, такой, как тип). Соответственно, любой поведенч. акт может быть описан как прояв­ление нижележащих процессов.

Концепция «духовного человека» (Ж. Ньюттен). Опирается на одну из осн. идей — взаимодействие индивида со средой. Оптимальное состояние этого взаи­модействия— равновесие, к достижению к-рого чел. постоянно стремится. Осн. движущей силой такого стремления является мотивация — непрерывная актив­ная селективность, определяющая устойчивость и направленность поведения и обеспечивающая достижение цели.

Все потребности, к-рые понимаются как «паттерны» связей субъекта с окружающим миром и как динамич. аспект личност. способа существования и поведения в мире, классифицируются по трем уровням психич. жизни: психофи-зич. (потребность жизн. развертывания и биол. контакта); психосоциальный (по­требность развертывания личн. и психосоциального контакта); экзистенциальный (потребность экзистенц. поддержания и универсальной интеграции). В категории «потребность» очень важным является временное измерение, т. к. его реализа­ция предполагает осуществление некоего поведенч. будущего.

В стр-ре личн. автор выделяет две подструктуры: интимную и социальную, интеграция которых определяет гармоничность «Я». Развитие личности заключается в прогрессивной интеграции, преодолевающей конфликты. Чел. обладает врожденными человеч. возможностями, в процессе обучения создаются лишь формы их выражения.

«Мотивационная» концепция (Д. К. Мак-Клелланд). Поведение личн. опре­деляется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заклю­чающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в бу­дущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство) эмоции явл. врожденными реак­циями на соответственно маленькие и большие расхождения между ожиданиями и событием. Положит, эмоции ведут к приближению, тогда как отрицат. аффект ведет к избеганию. Люди стремятся к маленьким степеням расхождения (непред­сказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней не­предсказуемости, чтобы избежать угрозы.

Личн. описывают следующие характеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив — сильная аффективная ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой ре­акцией и основанная на прошлой связи конкретных стимулов и положит, и отри­цат. аффектов.

Можно говорить о мотивах приближения, в к-рых чел. стремится, чтобы его антиципация стала реальностью, и мотивах избегания, когда чел. не дает своей антиципации стать реальностью. В зависимости от того, какие расхождения меж­ду ожиданием и событием поощряют родители в детских переживаниях (малень­кие или большие), у ребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация (приближения или избегания). Черта — заученная чел. тенденция реагировать, к-рая возымела успех в прошлом при аналогичной мотивации (если он реагировал более или менее успешно в подобных ситуациях в прошлом, когда был аналогично мотивирован). Схема — единица познания или процесса мышления, отображающая в символич. форме прошлый опыт. Суще­ствует три гл. класса схем — идеи, ценности и социальные роли.

Организмическая концепция (К. Гольдштейн). Ключевое понятие концепции— организм, состоящий из дифференцированных членов, функционирующих по принципу «фигура—фон». Фигура — это любой процесс, возникающий и выде­ляющийся на фоне. Различаются фигуры естественные, функционально укоре­ненные в фоне, составляющем целостность организма, и неестественные, изоли­рованные от организма — продукт травматич. опыта и навязанных чел. привы­чек. Активность организма проявляется в трех формах поведения: действия (произвольная сознательная активность); отношения (внутр. переживания); про­цессы (телесные функции). Поведение может быть конкретным (автоматическое ре­агирование на стимул) и абстрактным (реагирование после размышления о стимуле).

Функционирование организма охватывает следующие динамич. проявления: 1) процесс выравнивания (тенденция к равномерному распределению энергии по организму); 2) самоактуализацию (творч. тенденция человеч. природы как осн. мотив организма); 3) «приход к согласию» со средой (поиски организмом той среды, к-рая наиболее соответствует его самоактуализации).

Психосинтез (Р. Ассаджоли). Внутр. мир личн. включает такие элементы: 1) низшее бессознательное (простейшие формы психики, влечения, комплексы и т. п.); 2) среднее бессознательное (продукты бессознательной деятельности, сво­бодно переходящие в сознание); 3) высшее бессознательное, или сверхсознатель­ное (высшие формы интуиции и вдохновения); 4) поле сознания (поток ощуще­ний, образов, мыслей, чувств и т. д., доступных наблюдению, анализу и оценке человеком; находится внутри области среднего бессознательного); 5) сознатель­ное «я» (точка чистого самосознания, находится в центре поля сознания); 6) выс­шее «Я» (истинное «Я», постоянный центр, из к-рого «Я» возвращается в созна­ние; находится в верх, точке высшего бессознательного); 7) коллективное бессоз­нательное (подобно архетипам Юнга; находится вокруг областей бессознатель­ного).

Отсутствие внутр. единства личн. является причиной болезней души и тела, неудовлетворенности, неуверенности, неустойчивости в настроениях, мыслях и действиях. Чтобы преодолеть эти проблемы Ассаджоли предлагает четыре ста­дии достижения внутр. единства: 1) глубокое познание своей личн. (исследование элементов, образующих личн.; то, что осуществляет психоанализ); 2) контроль над разл. элементами личн. (методом разотождествления себя с ними); 3) пости­жение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра (проекция своего центра вовне — на идеальную личность); 4) психосинтез: фор­мирование или перестройка личн. вокруг нового центра (использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих или недостаточно развитых сторон личн., согласование и соподчинение разл. психич. функций и энергий, создание устойчивой стр-ры личности.).

П. П. Горностай

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.012 с.)