Марксистские теории личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистские теории личности



 

Кроме описанных в отдельных статьях теорий личн. (Культурно-истори­ческая теория; Теория деятельности; Философско-психологическая кон­цепция и др.), существует еще ряд концепций, использующих осн. положения философии марксизма. Соединение отдельных принципов марксистской иде­ологии с психоаналитич. идеями порождает разл. теории, объединенные под названное «фрейдо-марксизм». Их центр, проблемой явл. взаимозависимость стр-ры личн. и стр-ры об-ва. Так, в работах Райха, исследовавшего психол. истоки возникновения фашизма, анализируется, к. о. стр-ра репрессивного об-ва определяет авторитарную стр-ру личн. Механизм такого формирования объясняется действием сексуального подавления, существующего в традици­ях семейного воспитания.

Нем.-амер. философ и социолог Г. Маркузе также критиковал совр. ему об-во, выполняющее репрессивную функцию по отношению к сексуальности чел. Социальной революции, по его мнению, должна предшествовать сексуальная ре­волюция. В результате такого подавляющего воздействия со стороны об-ва фор­мируется особый, «одномерный» тип личн., к-рая утрачивает социально крити­ческое отношение к об-ву и становится пассивной жертвой его эксплуатации. Сходные взгляды принадлежат также Фромму, предложившему концепцию отчуж­дения (см. Гуманистический психоанализ).

В концепции франц. психолога и философа-марксиста Ж. Политцера, назван­ной автором «конкретная психология», жизнь чел. рассматривается как драма, состоящая из сегментов, или актов, к-рые обозначают законченные действия, со­бытия, поступки. Эти психол. факты соотносятся с активностью личн., с ее целе­вой устремленностью. Чтобы проанализировать сегмент, нужно найти детерми­нацию его смысла в развитии, в развертывании всей совокупности событий, к-рые охватывают целостную жизнь конкретного индивида. Смысл жизн. акта может быть найден в рассказе самого субъекта, в к-ром за конвенциональным (явным) выделяется индивид, (скрытое) содержание.

Другой франц. психолог Л. Сэв отрицает осн. тезис теорий фрейдо-марксизма о том, что личн. испытывает искажающее влияние социальных отношений на внутр., специфически человеч. родовую сущность. Автор считает, что не суще­ствует изначально заданной сущности человеч. личн., что она формируется исто­рически сложившейся совокупностью обществ, отношений. Кроме того, как об­щая, так и специфич. характеристика личн. данного индивида, явл. отражением тех производственных отношений, в которых он, индивид, находится как предста­витель социального класса.

Осн. понятия теории Сэва: акт — поступок индивида, рассматриваемый также в качестве конкретной деятельности, к-рая явл. существ, элементом биографии чел.; способности — совокупность «актуальных потенциальностей», врожден­ных или приобретенных, к-рые дают возможность совершить любой акт на лю­бом уровне. Базисом развитой личн. выступает стр-ра деятельности, а субстанци­ей этой стр-ры явл. реальное время. Отношение ко времени — важный показатель характеристики личн. Потребность вр времени — это отражение противоречия между потребностями и условиями деятельности, между индивидуальным и со­циальным. По использованию (осознанному и неосознанному) реального вре­мени можно проследить эмпирич. формы жизни индивида. «Психологическими надстройками» личн. явл. деятельности, выступающие регулятором времени и, в конечном счете, процессов жизни человека. Возможна спонтанная (имеющая два уровня — реальное и желательное использование времени) и добровольная (формируется под влиянием обществ, отношений) регуляция. Другим надстро­ечным феноменом личн. явл. уровни и ценности самосознания индивида и осоз­нания им мира.

П. П. Горностай

 

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИАТРИИ (Г. С. Салливан)

 

Теория межличност. отношений известна также под названием социальной психиатрии. Ее автора — Салливана — нек-рые ученые относят к неофрейдис­там, т. к. его позиция близка идеям Хорни, Фромма. Другие считают ее самостоя­тельной и оригин. науч. концепцией. Возникновение М. т. п. связано с периодом бурного развития корпуса гуманитарного знания: культур, антропологии, соци­альной психологии, социологии, когда в разл. дисциплинах предлагались модели осмысления социальной реальности.

Теория не отрицает роли наследственности, но подчеркивает, что специфи­чески человеч. черты явл. продуктом социального взаимодействия. Все психич. и даже физиол. функции (дыхание, прием пищи, секс) сформированы и преобразо­ваны культурой. Концепция Салливана основана на идее, что человек живет в социальном поле и его проявления направлены на др. людей. Субъектом взаи­модействия может быть не только реальный собеседник, но и воображаемое лицо, истор. личн. или лит. герой. Личн. представляется гипотетической категорией, к-рая вне анализа ситуации общения превращается в иллюзию. Поэтому Салли­ван подчеркивал, что единицей науч. анализа должна стать межчеловеч. ситуа­ция. Свои исследования он базировал на большой клинич. практике. Осн. иссле-доват. методы: беседа, наблюдение, структурированное интервью.

В М. т. п. личн. рассматривается как динамич. центр в серии межчеловеч. полей. В ситуации взаимодействия она оказывается не устойчивой стр-рой, а точкой, через к-рую протекают разл. процессы.

Человек действует на основе персонификаций — целостных образов др. лю­дей и себя, сложившихся в процессе межличност. общения. Если взаимодействие с чел. вызвало тревогу, персонификация окрашена негативно, если в ней удовлет­ворялись какие-то потребности, формируется положит, персонификация. Пер­сонификации создаются для снижения тревоги, помогают ориентироваться в меж­личностных отношениях. В то же время они способствуют стереотипизации вос­приятия и поведения.

Салливан рассматривает чел. как гомеостатич. систему, действующую по прин­ципу напряжение—удовлетворение. Личн. стремится к максимизации удовлет­ворения при уменьшении опасности. Угроза биол. существованию вызывает страх, угроза безопасности связана с чувством тревоги. Ситуации общения порождают удовлетворение как результат снижения напряжения и чувство безопасности вслед­ствие сохранения взаимоотношений.

Любая форма преобразования энергии: движение, поступок, мысль, чувство, образ, т. е. минимальная единица, имеющая для индивида психол. смысл, опреде­ляется как динамизм. Динамизм обычно связан с определ. частью тела. Он имеет такие звенья, как рецепторное, эффекторное и соединительное. Звенья связаны с удовлетворением осн. потребностей.

Человеч. поведение рассматривается как определ. тип преобразования энер­гии. Способы тратить энергию — результат социального обучения. Осн. человеч. динамизмы (динамизм апатии, агрессии, страха, половой и др.) отличаются по форме. В динамизме объединены индивидуально-своеобразные образцы пове­дения и реагирования, привычные для индивида. Добавление какой-либо черты может вписаться в динамизм, а может его преобразовать.

Особое место в личн. занимает динамизм системы Эго. Он носит защитный характер (см. Защитные механизмы) и служит снижению тревоги. Тревога пере­дается ребенку от матери и возникает на основе личного негативного опыта. Удов­летворение многих потребностей чел. из-за нерационального устройства об-ва создает угрозу и вызывает тревогу. Поэтому в динамизме системы Эго формиру­ется одобряющая и запрещающая части, обеспечивающие приемлемое в данном об-ве поведение. Человек бессознательно исключает информацию и собств. по­требности, несовместимые с системой Эго. Система Эго изолируется от др. час­тей личн. и препятствует ее развитию.

Организация опыта и функционирование познавательных процессов пред­ставлены в трех формах: прототаксиса, паратаксиса и синтаксиса. Прототаксис — это череда отдельных, ограниченных друг от друга ощущений, эмоций, обра­зов. Такой «поток сознания» характерен для младенца, взрослый его пережива­ет в сновидениях, в специфических состояниях созерцания. Паратаксис фиксиру­ет причинные связи событий, происходящих одновременно, но не обязательно находящихся в закономерной связи. На паратаксисе основаны предрассудки. Как и прототаксис, это архаическая форма мышления, обнаруживающаяся также и у животных. Синтаксис — специфически человеч. форма организации опыта, осно­ванная насимволич. активности, использовании языка. В ней присутствуют логич. связи, общепринятые значения. Развитие в М. т. п. рассматривается как динамика персонификаций, формирование познавательных процессов, динамизмов.

Идеи Салливана оказали большое влияние на психиатрию, дальнейшее разви­тие психоаналитич. концепций, гуманистическую психологию.

И. А. Грабская

 

 

НЕОФРЕЙДИЗМ (К Хорни)

В теории Хорни биол. ориентированность, характерная для классич. психо­анализа, заменяется социокультурной, присущей Н. С т. з. Хорни, решающим фактором развития личн. явл. социальные отношения между ребенком и родите­лями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства — стремле­ния к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем веду­щей явл. последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ве­дет к формированию здоровой личной наоборот — поведение родителей, пре­пятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка ба-зальной тревоги — ощущения одиночества и беспомощности перед лицом по­тенциально опасного мира.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию не­вроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, к-рые получили название невротич. потребностей, или невро­тич. тенденций. Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2) в руковод­стве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточ­ности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости.

Позднее эти потребности были объединены в три осн. категории, каждая из к-рых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью дости­жения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопут­ствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротич. личности: уступчивый, обособ­ленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Н. В. Чепелева



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.008 с.)