Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Закономерности сенсорно-перцептивных процессов.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема 1. Закономерности сенсорно-перцептивных процессов. Цель: закрепить и систематизировать знания о закономерностях и сущности сенсорно-перцептивных процессов; ознакомить с психологической характеристикой видов ощущений и восприятия, условиями развития сенсорно-перцептивной сферы ребенка, учитывать их в профессиональной деятельности; ознакомить с методиками изучения процессов ощущения и восприятия.
Литература: 1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф.А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. 336 с. 3. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. В 3-х ч. Мн.: Амалфея, 2004. 311 с. 4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 583 с. 5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. 6. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-С. 103-122, 236-240.
Вопросы для повторения: 1. Происхождение, закономерности, значение ощущений. 2. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. 3. Виды и пороги ощущений. 4. Физиологические основы восприятия. Перцепция и апперцепция. 5. Изучение и развитие сенсорных и перцептивных процессов. Основные понятия темы: Ощущение – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов — восприятия мышления, воображения. Анализатор – сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т. е. выделяет отдельные его элементы и свойства.Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определенного свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо — на звуковые, орган обоняния — на запахи и т. д. Строение анализатора. Любой анализатор состоит из трех отделов: 1) периферического отдела,или рецептора, 2) проводникового и 3) мозгового, или центрального, отдела, представленного в коре головного мозга. Рецепторы – это анатомо-физиологические трансформаторы, каждый из которых приспособлен, специализирован на улавливании только определенных раздражений, сигналов, исходящих из внешней или внутренней (организм) среды, и на переработке их в нервный процесс. Виды ощущений: Экстероцептивные – ощущения, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные). Интероцептивные – ощущения, отражающие состояние организма ( органические, ощущения равновесия, ощущения ускорения, боли). Проприоцептивные – мышечно-двигательные ощущения. Свойства ощущений: Адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Контраст – свойство ощущений, характеризующееся тем, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные – уменьшают эту чувствительность. Сенсибилизация – свойство ощущений, характеризующееся повышением чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Последовательные образы – свойство ощущений, при котором ощущение продолжает длиться, когда действие раздражителя уже прекратилось. Синестезия – это такое свойство ощущений, когда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Пороги ощущений: Верхний абсолютный порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. Нижний абсолютный порог ощущений - минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение. Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличиться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения. Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Восприятие – этоцелостноеотражение в коре головного мозга предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств человека. Виды восприятия: В зависимости от форм отражения: восприятие пространства, времени, движения. В зависимости от цели: преднамеренное, непреднамеренное, организованное и неорганизованное. Свойства восприятия: Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Предметность восприятия – способность воспринимать мир в форме отдельных предметов, обладающих свойствами и вызывающими определенные ощущения. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Константность – благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Целостность восприятия – восприятие есть всегда целостный образ предмета. Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Иллюзией называют неправильное, искаженное восприятие. Наблюдением называют целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдательность как свойство личности есть стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов и явлений,в том числе и такие детали, которые недостаточно заметны внешне и кажутся на первый взгляд малосущественными, умение замечать самые незначительные различия, изменения в предметах и явлениях. Методики и опыты Методика 1. Абсолютный порог зрительного ощущения Задача исследования. Определение порога зрительного ощущения и его особенностей у различных лиц. Оборудование. 1. Кольцо Ландольта - круглая табличка, на белом фоне которой нарисовано черное кольцо толщиной в 1,5 мм с внутренним диаметром 7,5 мм и с разрывом 1,5 мм. Кольцо укреплено на несколько большей, тоже белой квадратной основе (в центре), которая может быть повешена на стену. 2. Сантиметровая рулетка. Порядок исследования. Проводится несколькими лицами в хорошо освещенной комнате. Последующие исследуемые должны отсутствовать при исследовании предыдущих. Инструкция исследуемому. «Я повешу на доску эту таблицу с кругом, на которой есть разрыв. Теперь встаньте в конце комнаты, на расстоянии несколько больше 5 м, и повернитесь спиной ко мне. Когда я дам команду «Начинайте!», повернитесь и, медленно приближаясь к доске, старайтесь увидеть, в какую сторону кольцо обращено разрывом. Как только увидите, остановитесь, покажите рукой направление разрыва и не трогайтесь с места. Поняли?.. Начинайте!» Учет результатов. При наблюдении следует установить,спокойно или напряженно всматривается исследуемый в объект.При опросе выяснить, он остановился потому, что совершенно отчетливоувидел разрыв или потому, что догадался. Количественные показатели получают измерением расстояния (в метрах), с которого исследуемый впервые правильно увидел направление разрыва; у всех исследуемых при каждом повторном эксперименте оно должно меняться. Эксперимент повторяется пять раз. Анализ результатов. Метод позволяет оценить изменение Если исследуемый видит разрыв кольца Ландольта с расстояния m = 5 м, то его острота зрения ОЗ = 1, если же с меньшего расстояния, то она определяется по формуле Дондерса: ОЗ = m/5. Методика 2. Абсолютный порог зрительного восприятия Задача исследования. Определение абсолютного порога зрительного восприятия; сравнение его у различных лиц. Оборудование. 1. Несколько табличек со словом из четырех букв (окно, нога, рука и т.п.); высота каждой буквы 5 мм. 2. Сантиметровая рулетка. Порядок исследования. Проводится с несколькими лицами в комнате, хорошо освященной и обязательно для всех исследуемых. Последующие исследуемые должны отсутствовать при исследовании предыдущих. Инструкция исследуемому. «Встаньте в конце комнаты, повернитесь ко мне спиной. Слушайте внимательно. Я укрепляю на доске одну из табличек с написанным словом. После моей команды «Начинайте!» повернитесь и, медленно приближаясь к доске, старайтесь прочитать это слово. Когда прочтете, остановитесь. Поняли?.. Начинайте!» Учет результатов. При наблюдении следует установить, как исследуемый всматривается в объект: напряженно (плохо — лучше повторить исследование с другим словом) или спокойно (хорошо). При опросе выясните, он остановился потому, что совершенно отчетливо увидел разрыв или потому, что догадался. Количественные показатели получают измерением расстояния (в сантиметрах), с которого исследуемый впервые правильно прочитал слово. Анализ результатов. Метод позволяет выявить пороги зрительного восприятия у ряда лиц и сравнить их с порогами зрительного ощущения, установленными методикой 1. Чем больше расстояние, с которого испытуемый прочел заданное слово, тем ниже его пороги зрительного восприятия, тем выше чувствительность.
Методика 3. Тактильное восприятие Оборудование. 1. Шесть фигур из картона или тонкого пластика 2-2,5 х 2 см. Порядок исследования и инструкция исследуемому. Исследуемому, сидящему за столом напротив экспериментатора, под столом предъявляется одна из фигур, которых он раньше не видел, и говорится: «Ощупайте эту фигуру, запомните, чтобы потом нарисовать ее». Через 1 минуту убрать фигуру так, чтобы она не попала в поле зрения исследуемого, и предложить зарисовать ее. Потом, убрав рисунок, положить перед испытуемым фигуру и сказать: «Посмотрите, запомните и потом зарисуйте ее еще раз». Фигуру убрать. Учет и анализ результатов. При сравнении оригинала с двумя его зарисовками для каждой фигуры выполнение задания оценивается по пятибалльной системе: 5 — отлично (все пары совпадают); 4 — хорошо (более половины); 3 — удовлетворительно (половина); 2 — плохо (менее половины); 1 — очень плохо (ни одна пара не совпадает). Коэффициент тактильного восприятия вычисляется как процентное отношение среднего балла при тактильном восприятии к среднему баллу при зрительном восприятии. Опыт 1. Ощущения и восприятие. Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «Что вы можете сказать о предмете? Он легкий? холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывает предмет, формирует целостный образ предмета, отвечая на вопрос: «Что теперь вы можете сказать о предмете?». Так проявляется восприятие и опознание предмета.
Опыт 2. Роль упражнений в развитии чувствительности глазомера. Ход опыта. Испытуемые с помощью линейки проводят на бумаге горизонтальную линию длиной 18 см и должны разделить ее на глаз как можно точнее пополам. Повторить опыт трижды, определить допущенные отклонения, выразив их в миллиметрах и установить среднюю ошибку. Выделить испытуемых, у которых глазомер развит слабо. Этим студентам предлагают в течение 5 дней упражняться в делении линии пополам, ежедневно осуществляя по 10 упражнений и определять среднее отклонение в упражнениях за день. К следующему занятию каждый из студентов готовит краткое сообщение о проведенных опытах и полученных результатах. Чувствительность глазомера можно развить, улучшить в ходе деятельности, тренировок. Опыт 3. Восприятие, чтение текста. Ход опыта. 3—4 испытуемым предлагают за 3 минуты прочитать тексты (из художественной литературы) одинаковой длины, при этом во время чтения они должны вслух говорить «ля-ля-ля», чтобы воспрепятствовать проговариванию текста. Затем испытуемые должны рассказать, о чем был текст, весь ли текст успели прочесть и какие были затруднения. Осуществляя подобную тренировку ежедневно по 20 минут в течение месяца, можно повысить скорость чтения (скорость чтения у многих людей снижена вследствие сохранения привычки внутреннего проговаривания читаемого текста, а пропускная способность слуха в сотни раз ниже пропускной способности зрения). Опыт 4. Иллюзии. Ход опыта. Рассмотрев рис.1, обсудить результаты восприятия, сделать вывод: в зависимости от соотношения частей и целого могут возникать различные иллюзии, восприятия. Зятем, рассмотрев рис.2, обсудить причину иллюзии неравенства сторон (вывод: перенос размеров площади на длину сторон). Рассмотрев рис.3, обсудить, почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных (гипотеза: движение глаз по вертикали требует больше усилий, чем движение глаз по горизонтали).
Рис.1. Рис. 2. Рис. 3. Задачи и упражнения. 1. Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ. а) Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др. б) Космонавт В.И. Севастьянов обратил внимание, что в первые дни космического полета он различал мало объектов на Земле. Потом стал различать суда в океане, затем суда у причала, затем поезда. В конце полета он различал приусадебные участки и постройки на них. Астронавт Купер также, пролетая над Тибетом, видел невооруженным глазом дома и другие постройки на земле. Его наблюдения были проверены и оказались верными. Но, как показали расчеты, нормальная разрешающая способность человеческого глаза не позволяет различать подобные предметы с такой высоты. Попробуйте объяснить этот феномен. в) Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам. г) Зрительные, вкусовые, температурные, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время. д) По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение. е) Чем вызвана динамика в описаниях репродукции картины Рубенса «Портрет молодой женщины с вьющимися волосами» у студента А.? (Описания проводятся до и после изучения курса эндокринологии). «Портрет молодой девушки. Открытое лицо. Она красива и знает об этом. Немного насмешлива, ироническая улыбка. Но в то же время она добра. Простая прическа, одежда подчеркивает нежность, мягкость». «Молодая женщина повышенного питания с румянцем на щеках неизвестной этиологии, шея несколько утолщена. По-видимому, у нее тиреотоксикоз. А взгляд у нее сегодня не такой уж насмешливый». О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах и описаниях?
2. а) Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если исполняется симфоническим, струнным оркестром или на одном рояле, хотя отдельные звуковые ощущения в данных случаях различные. б) Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.п.). Какая особенность познавательных процессов проявляется в этой ситуации? в) Один режиссер отснял известного в свое время артиста немого кино Можжухина с нейтральным выражением лица и смонтировал крупным планом снятое лицо с гробом, тарелкой супа на столе, играющим ребенком. Просмотр этих кадров показал, что зрители по-разному оценивают мимику и душевное состояние человека в последующем кадре в зависимости от предыдущего. Какие закономерности восприятия влияют на понимание смысла изображения? Какие важные особенности восприятия проявляются в этих примерах!
3. Восприятие обладает рядом существенных свойств, а) Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным и что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. б) Рост человека, на которого мы смотрим с различного расстояния, остается для нас одним и тем же, хотя его изображение на нашей сетчатке значительно изменяется (например, при изменении расстояния от 1 до 2 м это изображение уменьшается на 3/4). Какое свойство восприятия проявилось в данных примерах? Приведите примеры, в которых проявляются другие его свойства.
4. О каких характеристиках восприятия говорится в приведенных отрывках? Дайте им краткую оценку. а) Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. б) Процесс восприятия нельзя рассматривать вне реальной жизни субъекта, вне анализа осуществляемых им задач (В.П. Зинченко). в) Восприятие есть непосредственное чувственное отражение человеком внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды (Б.Г. Ананьев). г) Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам (А.Н. Леонтьев). д) Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени видим то, во что верим (Р.Л. Грегори).
5. На данной картинке можно видеть то одно, то другое изображение, в зависимости от того, какие ее детали становятся объектом внимания. Значит ли это, что содержание восприятия картинки определяется целенаправленностью внимания?
6. Ответьте на «шуточные» вопросы психологии восприятия. а) Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. б) Мог ли Тарзан научиться читать и писать, рассматривая книги в хижине родителей? в) Почему болевых рецепторов почти в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях? г) Почему русские петухи кричат «кукареку», а английские «cock-a-dood le-do»? д) Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал», а вместо «мороз снежком укутывал» - «мороз мешком укутывал»?
7. Студентам показывали фотографии лиц людей, на которые требовалось составить характеристики. При первом предъявлении студенты давали свободные характеристики на основе информации, которую они получали при восприятии только внешних данных людей. При повторном предъявлении им говорили, что это «известные ученые» или «опасные преступники». Выбрать правильный ответ 1. Ощущение и восприятие относятся: а) к индивидуально-психологическим свойствам; б) к психическим состояниям; в) к психическим процессам; г) к психическим образованиям. 2. Анализатор органов чувств обеспечивает: а) анализ и синтез мыслительных процессов; б) защиту различных сенсорных систем от перегрузок; в) распределение поступающих сигналов в зависимости от г) распознавание и дифференцирование поступающих 3. Ощущение представляет собой: а) отражение в психике отдельных свойств предметов; б) возникает при воздействии сигналов на рецепторы; в) является сенсорным процессом; г) все ответы верны. 4. Основанием классификации ощущений на зрительные, обонятельные, а) активность воздействия раздражителя; б) наличие или отсутствие непосредственных контактов с раздражителем; в) модальность раздражителя; г) место расположения рецепторов. 5. Ощущения, возникающие без воздействия раздражителя на органы чувств: а) дистантные; б) контактные; в) зрительные; г) операциональные. 6. Ощущения свойственны … а) только человеку; б) человеку и обезьянам; в) млекопитающим животным и человеку; г) всем животным, имеющим органы чувств. 7. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это … порог ощущений: а) нижний абсолютный; б) критический; в) верхний абсолютный; г) различения. 8. Максимальная величина раздражителя, которую способен воспринимать анализатор, - это… порог ощущений: а) нижний абсолютный; б) критический; в) верхний абсолютный; г) различения. 9. Восприятие, как и ощущение: а) обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку б) опосредовано воспитанием человека; в) зависит от развития волевых качеств личности; г) нет верных ответов. 10. Относительная независимость восприятия параметров фигуры при изменении ее фона – это: а) иллюзия; б) константность; в) осмысленность; г) предметность. 11. Свойство восприятия, указывающее на связь восприятия с мышлением, пониманием сущности воспринимаемых объектов называется: а) аналитичностью; б) константностью; в) осмысленностью; г) предметностью. 12. Константность восприятия является: а) врожденной; б) приобретенной; в) тренируемой; г) социально обусловленной. 13. Способность человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению обеспечивает … восприятия: а) структурность; б) осмысленность; в) целостность; г) предметность. 14. Восприятие времени, насыщенного эмоциональными переживаниями и деятельностью: а) как более продолжительное; б) как быстро прошедшее; в) адекватно своей продолжительности; г) по-разному, в зависимости от возраста. 15.На процесс восприятия влияют: а) любые виды мотивов; б) исключительно интересы и установки; в) только интересы; г) только неосознаваемые мотивы.
Материалы для самостоятельной работы. 1. Темы рефератов: 1. Значение ощущений в жизни человека. 2. Специфика проявлений различных видов ощущений. 3. Восприятие движения, времени и пространства. 4. Иллюзии восприятия.
2. Анализируем текст: Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир/ О.И. Скороходова; под ред. А.И. Мещерякова, М., 1972. 448 с. - выделить основные идеи; - выразить свое мнение о прочитанном; - ответить на вопросы: 1. Верно ли утверждение, что ощущения – единственный канал связи человека с окружающим миром? 2. Каковы закономерности компенсации деятельности органов чувств? 3. Чем объяснить тот факт, что описанные ощущения у Скороходовой больше развиты, чем у здоровых людей?
3. Контрольные вопросы. 1. Возможно ли существование ощущений вне мозга человека? 2. Человек, почти полностью лишенный возможности ощущать окружающий мир, впадает в сонное состояние. Объясните причину этого. 3. В случае потери слуха у человека обостряется зрение и деятельность других анализаторов. Дать объяснение этого факта. 4. О каком свойстве ощущений идет речь в поговорке: «На вкус и цвет товарища нет»? 5. Как влияют на ощущения и восприятие человека его потребности, интересы, знания, цели, убеждении? 6. Необходимо ли учиться восприятию, или это врожденная способность человека? 7. Обосновать, что иллюзии восприятия не могут служить доказательством непознаваемости мира. 8. Воспринимает ли ухо или глаз сами по себе? 9. По какой причине восприятие человека нельзя рассматривать как зеркальную копию того, что существует вне нас? 10. Восприятие зависимо от мыслительной деятельности человека.
Тема 2. Познавательные психические процессы: внимание и память. Цель: закрепить знания о свойствах и видах памяти; закрепить и систематизировать знания о внимании как психическом явлении; научить распознавать виды внимания и памяти в профессиональной деятельности; способствовать формированию навыков диагностики и развития памяти и аттенционных способностей; сформировать умение использовать знание условий и способов запоминания при организации учебной деятельности, в целях самообразования и самосовершенствования.
Литература: 1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф.А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. 336 с. 3. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. В 3-х ч. Мн.: Амалфея, 2004. 311 с. 4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 583 с. 5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-С. 103-122, 236-240.
Вопросы для повторения: 1. Феномен внимания и его признаки. 2. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Физиологические основы внимания. 3. Психологические теории внимания. 4. Значение памяти в жизни и деятельности человека. 5. Теории и законы памяти. 6. Значение памяти при овладении двигательными навыками. Основные понятия темы: Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Доминанта – физиологическая основа внимания, характеризующаяся возникновением в коре головного мозга временно господствующего очага возбуждения. Учение о доминанте было разработано А.А. Ухтомским. Виды внимания: Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Непроизвольное внимание -это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Произвольное внимание (активное, волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Послепроизволъное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Свойства внимания: Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Распределение внимания выражается вумении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Устойчивость внимания - общая направленность внимания в процессе деятельности. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах. Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей. Ассоциации по смыслу: в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний. Процессы памяти: Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Забывание - Виды памяти: Непроизвольная память: информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Произвольная память: информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Генетическая память - Сенсорная память: ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1—0,5 секунды. Кратковременная память – это вид памяти, которыйобеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2-кратного повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни). Оперативная память — вид памяти, проявляющийся входе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. Двигательная память – этоспособность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину ит. п.). Образная память - возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Эмоциональная память – это вид памяти,представляющий собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. В
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.013 с.) |