Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Межличностные конфликты в группе и их профилактика.

Поиск

Цель: сформировать умение понимать сущность межличностных отношений, знать виды межличностных отношений, применять эти знания для эффективной организации совместной деятельности; научить использовать знания межличностных отношений в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности; ознакомить с основными критериями оценки позитивного и негативного социально-психологического климата; уметь определять характер социально-психологического климата с целью его оптимизации; сформировать умение анализировать конфликтное поведение и распознавать причины его возникновения для предупреждения деструктивного взаимодействия; владеть методами и способами разрешения конфликтов и уметь использовать их для управления конфликтной ситуацией.

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шигилов А.И. Конфликтология: М.: ЮНИТИ, 1999. - 551

2. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме: СПб.: Прайн - Еврознак, 2002. - 570 с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта. М., СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

4. Чалдини, Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2000. - 270 c.

5. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения. - СПб.: Питер, 2006. - 464с.

6. Майер, Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 682 с.

7. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. - 624 c.

8. Руденский, Е.В. Социальная психология. М.; Новосибирск, 2000. - 221 с.

9. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997

Вопросы для повторения:

1. Межличностные отношения в группах и коллективах.

2. Конфликты в межличностных отношениях.

3. Причины возникновения конфликтов. Конфликтные типы личности.

4. Управление конфликтами.

 

Основные понятия темы:

Методики и опыты

Методика 1. Изучение психологического климата коллектива

Инструкция: Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки: 3 – свойство проявляется в группе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

№ п. п Свойство психологического климата А Оценка Свойство психологического климата В
       
  Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения   Преобладает подавленное настроение
  Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии   Конфликтность в отношениях, антипатии
  В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание   Группировки конфликтуют между собой
  Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности   Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
  Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы   Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
  С уважением относятся к мнению других   Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
  Достижения и неудачи группы переживаются как собственные   Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
  В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного»   В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
  Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство   К похвалам и поощрениям группа относится равнодушно
  Группа активна, полна энергии   Группа инертна, пассивна
  Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе   Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
  В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту   Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
  Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно   Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Подсчет итогов:

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1-13 – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С = А – В.

Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то ярко выражен неблагоприятный психологический климат в группе с точки зрения индивида.

С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

С = Е С1/N, где N – число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяют по формуле:

n (Ci-)/ N x 100%, где n (Ci-) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N – число членов группы.

Методика 2. «Исследование уровня конфликтности личности»

Инструкция: На каждый вопрос выберите один ответ.

1. В общественном транспорте разгорелся спор. Что вы предпринимаете?

а) не вмешиваетесь;

б) можете вмешаться, встав на сторону потерпевшего;

в) всегда вмешиваюсь.

2. На собрании и конференции вы критикуете руководство за ошибки?

а) нет;

б) в зависимости от личного отношения к нему;

в) всегда.

3) Ваш руководитель излагает свой план работы, который вам кажется неудачным. Предложите ли вы свой план?

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется;

в) нет.

4) Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается;

б) да, только по принципиальным вопросам;

в) да, со всеми и по любому поводу.

5) Кто-то пытается стать впереди вас в очередь за стипендией или зарплатой.

а) считая, что вы не хуже его, вы пытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6) Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение вашего коллеги, в котором есть смелая идея, но в наличии и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите?

а) выскажетесь о плюсах и минусах этого предложения;

б) скажете о плюсах предложения и посоветуете дать возможность опробовать идею;

в) будете только критиковать.

7) Представьте: ваша родственница постоянно говорит вам о необходимости экономии, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать мнение о последней покупке. Что вы ей скажите?

а) что одобряете покупку;

б) что вещь безвкусна;

в) поссоритесь с ней из-за покупки.

8) Вы встретили подростков, которые сквернословят и курят. Как вы отреагируете?

а) не станете вмешиваться;

б) сделаете им замечание;

в) если это случится в общественном месте, то отчитаете их.

9) В ресторане или магазине вы заметили, что вас обсчитывают. Как вы поступите?

а) не дадите официанту чаевых, а с продавца потребуете сдачу, даже мелочи;

б) попросите, чтобы он еще раз посчитал;

в) устроите скандал.

10) Вы в доме отдыха. Администрация занимается посторонними делами, не выполняя своих функциональных обязанностей. Возмущает ли это вас?

а) да, но вы не высказываетесь;

б) жалуетесь на нее;

в) вымещаете свое недовольство на младшем персонале.

11) Вы спорите со своим младшим братом или сестрой-подростком и убеждаетесь, что они правы. Признаете ли вы свою ошибку?

а) да;

б) нет;

в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь в своей ошибке?

Обработка результатов:

- за каждый ответ «а» поставьте себе 4 балла;

- за каждый ответ «б» поставьте себе 2 балла;

- за каждый ответ «в» поставьте себе 0 баллов.

До 14 баллов. Вы ищете повод для споров, большая часть которых просто мелочна. Любите критиковать, только когда это выгодно вам. Подумайте, не скрывается ли вашим поведением комплекс неполноценности?

15-29 баллов. О вас говорят, что вы – конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши личные и служебные отношения.

30-44 балла. Вы тактичны, легко избегаете конфликтных ситуаций, стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь ее оказать. Может быть вы все требуете только от других.

Задачи и упражнения.

1. Охарактеризуйте условия, при которых наиболее целесообразно выбрать:

- стратегию борьбы;

- стратегию ухода;

- стратегию компромисса;

- стратегию уступки;

- стратегию сотрудничества.

 

Упражнение «Конфликт».

Инструкция: Участники делятся на пары. Первый участник из пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичную для семьи, школы, работы и т.д. Второй участник реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется; б) ответно обвиняет; в) использует «Я-высказывания», ищет компромисс или сотрудничество. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Показывают ситуацию группе и варианты решений. Группа анализирует увиденное.

 

Ролевая игра «Магазин»

Выбрать двух участников для роли продавца и покупателя.

Ситуация: Продавец обвиняет покупателя в том, что он взял из магазина перчатки. Отсутствует чек, который бы доказывал, что перчатки куплены в другом магазине. Покупатель должен доказать, что перчатки куплены в другом магазине. Если покупатель не справляется, ему помогает группа. Если продавец слишком быстро отступает, его заменяют другим участником.

Задание: провести анализ позиций, стратегии, тактики, стиля общения.

 

4. Однажды Генри Форд, проходя по своему заводу, увидел, что несколько рабочих устроились на перекур прямо под табличкой “Курить запрещено”. Первая мысль: надо их наказать  оштрафовать, уволить… Но Г.Форд поступил иначе. Он подошел к рабочим:

- Здравствуйте, я Генри Форд, директор.

Обменявшись со всеми рукопожатиями и узнав имена собеседников, Форд сказал пару добрых слов о работе их цеха, а затем вытащил из кармана пачку сигарет:

- Попробуйте мои - они лучше…

После того, как рабочие взяли его сигареты, он добродушно заметил:

- Вот только зря вы здесь курите: видите табличку? Давайте отойдем туда,-  и указал место для курения.  Прошу вас, курите всегда только там. Здесь курить опасно, можете вызвать пожар, который всем нам дорого обойдется [18].

Какие приемы общения помогли Форду бесконфликтно решить ситуацию?

5. В Библии повествуется о том, как вершил правосудие мудрый царь Соломон. Когда ему пришлось решать, кто из двух женщин, каждая из которых утверждает, что именно она является матерью ребенка, говорит правду, он сказал: “Рассеките мечом ребенка и отдайте каждой по половине”. Одна женщина ответила: “Рубите!”, а другая взмолилась: “Отдайте ребенка ей, не убивайте его!” Соломон отдал ребенка второй женщине. Какой способ разрешения спора применил Соломон?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.132.15 (0.01 с.)