Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Межличностные конфликты в группе и их профилактика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: сформировать умение понимать сущность межличностных отношений, знать виды межличностных отношений, применять эти знания для эффективной организации совместной деятельности; научить использовать знания межличностных отношений в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности; ознакомить с основными критериями оценки позитивного и негативного социально-психологического климата; уметь определять характер социально-психологического климата с целью его оптимизации; сформировать умение анализировать конфликтное поведение и распознавать причины его возникновения для предупреждения деструктивного взаимодействия; владеть методами и способами разрешения конфликтов и уметь использовать их для управления конфликтной ситуацией. Литература: 1. Анцупов А.Я., Шигилов А.И. Конфликтология: М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 2. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме: СПб.: Прайн - Еврознак, 2002. - 570 с. 3. Гришина, Н.В. Психология конфликта. М., СПб.: Питер, 2000. - 464 с. 4. Чалдини, Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2000. - 270 c. 5. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения. - СПб.: Питер, 2006. - 464с. 6. Майер, Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 682 с. 7. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. - 624 c. 8. Руденский, Е.В. Социальная психология. М.; Новосибирск, 2000. - 221 с. 9. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн., 1997 Вопросы для повторения: 1. Межличностные отношения в группах и коллективах. 2. Конфликты в межличностных отношениях. 3. Причины возникновения конфликтов. Конфликтные типы личности. 4. Управление конфликтами.
Основные понятия темы: Методики и опыты Методика 1. Изучение психологического климата коллектива Инструкция: Оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине. Оценки: 3 – свойство проявляется в группе всегда; 2 - свойство проявляется в большинстве случаев; 1 – свойство проявляется нередко; 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Подсчет итогов: Сложить оценки левой стороны в вопросах 1-13 – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С = А – В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то ярко выражен неблагоприятный психологический климат в группе с точки зрения индивида. С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле: С = Е С1/N, где N – число членов группы. Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяют по формуле: n (Ci-)/ N x 100%, где n (Ci-) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N – число членов группы. Методика 2. «Исследование уровня конфликтности личности» Инструкция: На каждый вопрос выберите один ответ. 1. В общественном транспорте разгорелся спор. Что вы предпринимаете? а) не вмешиваетесь; б) можете вмешаться, встав на сторону потерпевшего; в) всегда вмешиваюсь. 2. На собрании и конференции вы критикуете руководство за ошибки? а) нет; б) в зависимости от личного отношения к нему; в) всегда. 3) Ваш руководитель излагает свой план работы, который вам кажется неудачным. Предложите ли вы свой план? а) если другие вас поддержат, то да; б) разумеется; в) нет. 4) Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями? а) только с теми, кто не обижается; б) да, только по принципиальным вопросам; в) да, со всеми и по любому поводу. 5) Кто-то пытается стать впереди вас в очередь за стипендией или зарплатой. а) считая, что вы не хуже его, вы пытаетесь обойти очередь; б) возмущаетесь, но про себя; в) открыто высказываете свое негодование. 6) Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение вашего коллеги, в котором есть смелая идея, но в наличии и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите? а) выскажетесь о плюсах и минусах этого предложения; б) скажете о плюсах предложения и посоветуете дать возможность опробовать идею; в) будете только критиковать. 7) Представьте: ваша родственница постоянно говорит вам о необходимости экономии, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать мнение о последней покупке. Что вы ей скажите? а) что одобряете покупку; б) что вещь безвкусна; в) поссоритесь с ней из-за покупки. 8) Вы встретили подростков, которые сквернословят и курят. Как вы отреагируете? а) не станете вмешиваться; б) сделаете им замечание; в) если это случится в общественном месте, то отчитаете их. 9) В ресторане или магазине вы заметили, что вас обсчитывают. Как вы поступите? а) не дадите официанту чаевых, а с продавца потребуете сдачу, даже мелочи; б) попросите, чтобы он еще раз посчитал; в) устроите скандал. 10) Вы в доме отдыха. Администрация занимается посторонними делами, не выполняя своих функциональных обязанностей. Возмущает ли это вас? а) да, но вы не высказываетесь; б) жалуетесь на нее; в) вымещаете свое недовольство на младшем персонале. 11) Вы спорите со своим младшим братом или сестрой-подростком и убеждаетесь, что они правы. Признаете ли вы свою ошибку? а) да; б) нет; в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь в своей ошибке? Обработка результатов: - за каждый ответ «а» поставьте себе 4 балла; - за каждый ответ «б» поставьте себе 2 балла; - за каждый ответ «в» поставьте себе 0 баллов. До 14 баллов. Вы ищете повод для споров, большая часть которых просто мелочна. Любите критиковать, только когда это выгодно вам. Подумайте, не скрывается ли вашим поведением комплекс неполноценности? 15-29 баллов. О вас говорят, что вы – конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши личные и служебные отношения. 30-44 балла. Вы тактичны, легко избегаете конфликтных ситуаций, стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь ее оказать. Может быть вы все требуете только от других. Задачи и упражнения. 1. Охарактеризуйте условия, при которых наиболее целесообразно выбрать: - стратегию борьбы; - стратегию ухода; - стратегию компромисса; - стратегию уступки; - стратегию сотрудничества.
Упражнение «Конфликт». Инструкция: Участники делятся на пары. Первый участник из пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичную для семьи, школы, работы и т.д. Второй участник реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется; б) ответно обвиняет; в) использует «Я-высказывания», ищет компромисс или сотрудничество. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Показывают ситуацию группе и варианты решений. Группа анализирует увиденное.
Ролевая игра «Магазин» Выбрать двух участников для роли продавца и покупателя. Ситуация: Продавец обвиняет покупателя в том, что он взял из магазина перчатки. Отсутствует чек, который бы доказывал, что перчатки куплены в другом магазине. Покупатель должен доказать, что перчатки куплены в другом магазине. Если покупатель не справляется, ему помогает группа. Если продавец слишком быстро отступает, его заменяют другим участником. Задание: провести анализ позиций, стратегии, тактики, стиля общения.
4. Однажды Генри Форд, проходя по своему заводу, увидел, что несколько рабочих устроились на перекур прямо под табличкой “Курить запрещено”. Первая мысль: надо их наказать оштрафовать, уволить… Но Г.Форд поступил иначе. Он подошел к рабочим: - Здравствуйте, я Генри Форд, директор. Обменявшись со всеми рукопожатиями и узнав имена собеседников, Форд сказал пару добрых слов о работе их цеха, а затем вытащил из кармана пачку сигарет: - Попробуйте мои - они лучше… После того, как рабочие взяли его сигареты, он добродушно заметил: - Вот только зря вы здесь курите: видите табличку? Давайте отойдем туда,- и указал место для курения. Прошу вас, курите всегда только там. Здесь курить опасно, можете вызвать пожар, который всем нам дорого обойдется [18]. Какие приемы общения помогли Форду бесконфликтно решить ситуацию? 5. В Библии повествуется о том, как вершил правосудие мудрый царь Соломон. Когда ему пришлось решать, кто из двух женщин, каждая из которых утверждает, что именно она является матерью ребенка, говорит правду, он сказал: “Рассеките мечом ребенка и отдайте каждой по половине”. Одна женщина ответила: “Рубите!”, а другая взмолилась: “Отдайте ребенка ей, не убивайте его!” Соломон отдал ребенка второй женщине. Какой способ разрешения спора применил Соломон?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.198.150 (0.02 с.) |