Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психологические характеристики поведения

Поиск

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, доверчивость, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, низкая самооценка, неуверенность в себе, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортные происшествия.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, щедрость, доброжелательность, забота о другом, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

 

Задачи и упражнения.

1. Из данных предложений выбрать правильные и обосновать свой выбор:

а) Особенности темперамента зависят от химии крови и гормонов.

б) В основе темперамента лежит тип нервной системы.

в) Слабые стороны темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.

г) Темперамент определяется чисто биологическими факторами: свойствами кровообращения, конституцией телосложения и т.п.

д) Характер – это темперамент, помноженный на волю.

е) Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

ж) Характер человека определяется тем, как он выполняет возложенную на него роль.

з) Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их в деятельности.

и) В природную талантливость я плохо верю. Есть только один талант: уменье делать всякое дело с любовью к нему.

 

2. Особенности темперамента определяются в основном совйтсвами высшей нервной деятельности человека, такими как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Сочетание этих свойств соответствует определенному типу темперамента:

а) Сильный процесс возбуждения, но торможение по силе отстает от него.

б) Процессы возбуждения и торможения одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит медленно.

в) Процессы возбуждения и торможения одинаково сильные, смена нервных процессов происходит быстро.

г) Процессы возбуждения и торможения слабые.

 

3. Перечислены различные черты характера:

1. Чувство собственного достоинства; 9. Честность;

2. Гуманность; 10. Скромность;

3. Добросовестность; 11. Инициативность;

4. Эгоизм; 12. Чувство нового;

5. Бережливость; 13. Аккуратность;

6. Чувство превосходства; 14. Высокомерие;

7. Лень; 15. Общительность;

8. Замкнутость; 16. Чувство чести.

 

Определите, какие из них выражают: а) отношение человека к другим людям; б) отношение к труду; в) отношение к своей личности.

 

4. Приведены примеры способностей, навыков и знаний человека:

а) длина рук боксера;

б) стремление быть чем-то постоянно занятым, склонность к труду;

в) широкая осведомленность в какой-либо области;

г) наблюдательность, проявляющаяся в том, что человек систематически замечает в предметах, явлениях, поведении или облике людей много важного для работы с ними;

д) сила мышц рук;

е) хорошая декламация стихотворения, отрепетированного с учителем;

ж) быстрое запоминание формы, цвета, величины предмета;

з) быстрое усваивание новых движений, поз, двигательных действий;

и) хорошее изложение выученного урока;

к) требовательность;

л) хорошее различение запахов и точное их запоминание.

Определите, в каких случаях речь идет о способностях.

 

Заполнить пропущенные слова.

1. Темперамент определяет ____________протекания нервных процессов.

2. К основным нервным процессам относят ___________________.

3. Тип темперамента определяет____________ свойств нервных процессов.

4. Сила нервных процессов характеризуется ___________ выдерживать сильные раздражители.

5. Уравновешенность указывает на __________ процессов возбуждения и торможения.

6. Подвижность характеризуется _________смены процессов возбуждения и торможения.

7. Характер определяет__________способ поведения личности в различных ситуациях и обстоятельствах.

8. Характер __________в процессе воспитания и самовоспитания.

9. Способности определяют_________овладения и выполнения той или иной деятельности.

10. Задатки являются ___________развития и формирования способностей.

11. Одаренность, гениальность и талант является различными __________развития способностей.

Верно или неверно?

1. Тип темперамента определяется условиями воспитания человека.

2. Выделяют три основные свойства нервных процессов, сочетание которых определяет тип темперамента.

3. Сангвиник и флегматик являются более совершенными типами темперамента, нежели холерик и меланхолик.

4. Основоположником учения о темпераменте является З.Фрейд.

5. Первая известная работа по проблеме темперамента принадлежит Гиппократу.

6. Характер в большей степени определяется биологическими факторами, нежели социальными.

7. На формирование характера большое влияние оказывает семья.

8. На эмоциональные качества личности определенное влияние оказывает тип темперамента.

9. Характер на 95% формируется в возрасте до 5 лет.

10. Характер и темперамент оказывают влияние друг на друга.

11. Задатки формируются на основе способностей.

12. Способности развиваются в процессе деятельности.

13. В основном все способности развиваются в детстве.

14. Сильно развитые специальные способности делают человека ограниченным.

 

7. Установите соответствие между понятиями и их ключевыми характеристиками:

1) воля А) свойство человеческой психики по саморегуляции деятельности вопреки внешним и внутренним препятствиям
2) самовоспитание Б) формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью
3) темперамент В) врожденное человеческое качество, которое определяет динамику психической деятельности
4) характер   Г) совокупное сочетание устойчивых индивидуальных особенностей личности
  Д) совокупность внутренне переживаемых состояний.

 

1) __а____ 2) __б____ 3) __в____ 4) ____г___

 

8. Установите соответствие между понятиями и их ключевыми характеристиками:

1) одаренность А) совокупное сочетание высокоразвитых индивидуальных особенностей личности, позволяющих успешно осуществлять определенного рода деятельность
2) способность Б) индивидуализированная особенность личности, которая позволяет успешно заниматься какой-либо деятельностью
3) талант В) выдающиеся индивидуализированные особенности личности, которые позволяют успешно заниматься какой-либо деятельностью с совершенством и оригинальностью
4) задатки Г) заданные природно-генетические и анатомо- физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей
  Д) высшая степень развития способностей человека

 

1) __в____ 2) __а____ 3) __д____ 4) ____б___

 

9. Установите соответствие между типом темперамента и его ключевой характеристикой:

1) меланхолик А) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с высокой активностью, повышенной возбудимостью, вспыльчивостью и агрессивностью
2) сангвиник Б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы с высокой работоспособностью, выдержкой, терпением; данные качества сочетаются с медлительностью и малой реактивностью, пластичностью
3) флегматик В) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы с характерной для него энергичностью, активностью, доброжелательностью и коммуникабельностью
4) холерик     Г) слабый тип нервной системы с характерной повышенной чувствительностью, ранимостью, робостью и неуверенностью в себе
    Д) слабый тип нервной системы с характерной для него высокой активностью, внешней направленностью и рефлексией

 

1) ___г___ 2) ___в___ 3) __б____ 4) ___а____

 

Выбрать правильный ответ

1. Темперамент и характер относят:

а) к психическим свойствам;

б) к психическим состояниям;

в) к психическим процессам;

г) к психическим образованиям.

2. Темперамент характеризуется:

а) влиянием на динамику поведения;

б) биологической обусловленностью;

в) сочетанием свойств нервных процессов;

г) все ответы верны.

3. Основные нервные процессы это:

а) ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь;

б) возбуждение и торможение;

в) сила, уравновешенность, подвижность;

г) все ответы не верны.

4. Основными свойствами нервных процессов выступают:

а) ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь;

б) возбуждение и торможение;

в) сила, уравновешенность, подвижность;

г) все ответы не верны.

5. Характер в большей мере, нежели темперамент:

а) биологически обусловлен;

б) зависит от телосложения человека;

в) зависим от социального воспитания;

г) все ответы верны.

6. Акцентуация характера означает:

а) отклонение характера от нормы;

б) чрезмерную выраженность черт;

в) приоритеты в воспитании характера;

г) все ответы верны.

7. Одаренность:

а) биологически обусловлена;

б) зависит от телосложения человека;

в) есть совокупность общих способностей, обусловливающих высокие результаты;

г) все ответы верны.

8. Общие способности это те способности, которые:

а) определяют легкость и высокие результаты в одной деятельности;

б) дают возможность не прибегать к волевым усилиям для достижения высоких результатов;

в) позволяют добиваться успехов в широком спектре деятельности;

г) все ответы верны.

9. Специальные способности это те способности, которые:

а) определяют легкость и высокие результаты в одной деятельности;

б) дают возможность не прибегать к волевым усилиям для достижения высоких результатов;

в) позволяют добиваться успехов в широком спектре деятельности;

г) все ответы верны.

10. Способности характеризуются:

а) успешностью и легкостью усвоения деятельности;

б) формированием на основе задатков;

в) индивидуальным характером;

г) все ответы верны.

11. Тип характера, для которого присущи обращенность личности на окружающий мир, импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность:

а) аморфный;

б) интравертивный (интраверт);

в) нормативный;

г) экстравертивный (экстраверт).

12. Под темпераментом понимают характеристики психики:

а) биологические;

б) динамические;

в) содержательные;

г) эмпатийные.

13. Чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией, - это:

а) агглютинация;

б) акцентуация;

в) катарсис;

г) экстериоризация.

14. В многообразии человеческих способностей выделяют:

а) духовные и телесные;

б) индивидуализированные и коллективные;

в) креативные и морфологические;

г) ординарные и неординарные.

15. Тип характера, для которого присущи обращенность личности на собственный внутренний мир, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация:

а) аморфный;

б) интравертивный (интраверт);

в) нормативный;

г) экстравертивный (экстраверт).

 

Материалы для самостоятельной работы.

Темы рефератов:

1. «Конституционная типология» темперамента.

2. Темперамент и стиль общения.

3. Факторы формирования характера.

4. Способы воспитания новых привычек.

Анализируем текст: Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента (см. Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М.,1987, с. 286-292; Теплов Б.М. Способности и одаренность (см. Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М.,1987, с. 281-286)

- выделить основные идеи;

- выразить свое мнение о прочитанном;

- ответить на вопросы:

1. Что является первым основным признаком свойств темперамента?

2. Какие признаки характеризуют индивидуальные особенности, которые определяют свойства темперамента?

3. В какой форме активности человека развиваются способности?

4. Достаточно ли для выполнения деятельности наличие только способностей?

Контрольные вопросы.

1. В чем современная наука видит главную причину индивидуальных различий людей по темпераменту?

2. В какой мере темперамент формируется в процессе деятельности?

3. Как зависит профпригодность, стиль деятельности человека от его темперамента?

4. В чем ошибочность выражения: «У сына – характер отца»?

5. По какой причине в сходных условиях жизни и деятельности формируются различные характеры личности?

6. В чем социально-историческая обусловленность способностей?

7. Что представляют собой природные задатки способностей?

8. По каким признакам можно судить о зарождающейся у человека способности к какому-либо виду деятельности?

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.146 (0.013 с.)