Тема 3. Познавательные психические процессы: мышление, воображение, речь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Познавательные психические процессы: мышление, воображение, речь.



Цель: ознакомить с методиками изучения мышления, воображения и речи; закрепить знания о видах этих познавательных процессов, учить понимать сущность мышления и воображения, знать их основные особенности, функции и условия развития; уметь использовать знания о развитии мышления, воображения и речи в педагогической деятельности и личной жизни.

 

Литература:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф.А. В. Петровского. — Моск­ва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. 336 с.

3. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002. 480 с.

4. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. В 3-х ч. Мн.: Амалфея, 2004. 311 с.

5. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-С. 103-122, 236-240.

6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М. Тривола, 1996.- 600 с.

7. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. с. 232-254.

Вопросы для повторения:

1. Природа мышления и его виды и формы.

2. Творческое мышление: определение, условия и факторы продуктивности.

3. Средства развития мышления.

4. Общая характеристика и соотношение понятий: язык и речь. Функции языка и речи. Классификация видов речи.

5. Воображение и творчество. Развитие воображения.

Основные понятия темы:

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, имеющая другую, чем у взрослых организацию. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил.

Практическое мышление – это подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Интуитивное мышление – это мышление, характеризующееся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Аналитическое (логическое) мышление – это мышление, развернутое во времени, имеющее четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Реалистическое мышление – это мышление, направленное в основном на внешний мир, регулируется логическими законами.

Аутистическое мышление - это мышление, связанное с реализацией желаний человека (выдавать желаемое за действительное).

Продуктивное и репродуктивное мышление, основано на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта».

Формы мышления:

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному.

Мыслительные операции:

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем частей, признаков и свойств.

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Качества ума:

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.

Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума – проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Язык - есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Речь — это процесс использования языка в целях общения людей.

Виды речи:

Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак — доступность восприятию других людей.

Внутренняя речь — это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений.

Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.

Свойства речи: выразительность, воздейственность, понятность, содержательность.

Функции речи: в ыражения, воздействия, сообщения, обозначения.

Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформирова­лись в прошлом опыте.

Представление – процесс воспроизведения конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Виды представлений:

1) В зависимости от вида анализатора: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и т.д.;

2) В зависимости от участия воли: непроизвольные и произвольные;

3) По степени обобщенности: единичные и общие;

4) По продолжительности: оперативные, кратковременные, долговременные.

Виды воображения:

Произвольное и непроизвольное вообра­жение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного ре­шения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Пассивное и активное воображение. Пассивное в свою очередь делит­ся на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гип­нотическое состояние, сновидение, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Воссоздающее воображение один из видов активного вооб­ражения, при котором происходит конструирование новых образов, пред­ставлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие собы­тия, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Творческое воображение это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, пред­ставляющие ценность для других людей или общества в целом и кото­рые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные про­дукты деятельности.

Приемы творческого воображения: агглютинация (склеивание), акцентирование, гиперболизация, минимизация, перенос свойств одного объекта на другие объекты, обобщение, схематизация, конструирование и др.

Методики и опыты

Методика 1. Определение активности вербального и наглядно-образного мышления.

Порядок исследования. Экспериментатор с помощью секундомера хронометрирует поминутно выполнение заданий по следующим инструкциям.

1 инструкция. «Запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву Р». Время выполнения задания 1 мин. Можно варьировать изменения букв, женские, мужские имена, названия городов и т.п. Количество правильно записанных слов будет соответствовать показателям вербальной беглости.

2 инструкция. Испытуемые рисуют 6-8 кружков небольшого размера. По команде экспериментатора они должны дорисовать различные объекты, включая форму кружка в рисунок. Содержание инструкции: «Нарисуйте в течение минуты в этих кружках те объекты, которые относятся к классу «Флора» и т.п. Можно варьировать содержание инструкции. Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости.

3 инструкция. «В течение минуты составьте и запишите предложение из 4 слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости.

4 инструкция. Экспериментатор рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например крест, волнистую линию, круг и т.п. Инструкция: «В течение 1 минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно в большее количество законченных рисунков». Количество правильно выполненных заданий будет соответствовать показателям образной гибкости.

Анализ результатов. Для возрастной выборки 18-25 лет и уровня образования не менее среднего достаточно стабильными показателями активности мышления являются показатели вербальной беглости - 5 имен, образной беглости – 5 рисунков, вербальной гибкости – 4 предложения, образной гибкости – 5 рисунков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.142 (0.015 с.)