Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Познавательные психические процессы: мышление, воображение, речь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: ознакомить с методиками изучения мышления, воображения и речи; закрепить знания о видах этих познавательных процессов, учить понимать сущность мышления и воображения, знать их основные особенности, функции и условия развития; уметь использовать знания о развитии мышления, воображения и речи в педагогической деятельности и личной жизни.
Литература: 1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф.А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. 336 с. 3. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002. 480 с. 4. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. В 3-х ч. Мн.: Амалфея, 2004. 311 с. 5. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. М.: Педагогика, 1989.-С. 103-122, 236-240. 6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М. Тривола, 1996.- 600 с. 7. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. с. 232-254. Вопросы для повторения: 1. Природа мышления и его виды и формы. 2. Творческое мышление: определение, условия и факторы продуктивности. 3. Средства развития мышления. 4. Общая характеристика и соотношение понятий: язык и речь. Функции языка и речи. Классификация видов речи. 5. Воображение и творчество. Развитие воображения. Основные понятия темы: Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Допонятийное мышление - это начальная стадия развития мышления у ребенка, имеющая другую, чем у взрослых организацию. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Виды мышления: Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Практическое мышление – это подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Интуитивное мышление – это мышление, характеризующееся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Аналитическое (логическое) мышление – это мышление, развернутое во времени, имеющее четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Реалистическое мышление – это мышление, направленное в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. Аутистическое мышление - это мышление, связанное с реализацией желаний человека (выдавать желаемое за действительное). Продуктивное и репродуктивное мышление, основано на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта». Формы мышления: Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному. Мыслительные операции: Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем частей, признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Качества ума: Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умении увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Быстрота ума — это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума – проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Язык - есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Виды речи: Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак — доступность восприятию других людей. Внутренняя речь — это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Свойства речи: выразительность, воздейственность, понятность, содержательность. Функции речи: в ыражения, воздействия, сообщения, обозначения. Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Представление – процесс воспроизведения конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Виды представлений: 1) В зависимости от вида анализатора: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и т.д.; 2) В зависимости от участия воли: непроизвольные и произвольные; 3) По степени обобщенности: единичные и общие; 4) По продолжительности: оперативные, кратковременные, долговременные. Виды воображения: Произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д. Пассивное и активное воображение. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидение, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Приемы творческого воображения: агглютинация (склеивание), акцентирование, гиперболизация, минимизация, перенос свойств одного объекта на другие объекты, обобщение, схематизация, конструирование и др. Методики и опыты Методика 1. Определение активности вербального и наглядно-образного мышления. Порядок исследования. Экспериментатор с помощью секундомера хронометрирует поминутно выполнение заданий по следующим инструкциям. 1 инструкция. «Запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву Р». Время выполнения задания 1 мин. Можно варьировать изменения букв, женские, мужские имена, названия городов и т.п. Количество правильно записанных слов будет соответствовать показателям вербальной беглости. 2 инструкция. Испытуемые рисуют 6-8 кружков небольшого размера. По команде экспериментатора они должны дорисовать различные объекты, включая форму кружка в рисунок. Содержание инструкции: «Нарисуйте в течение минуты в этих кружках те объекты, которые относятся к классу «Флора» и т.п. Можно варьировать содержание инструкции. Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости. 3 инструкция. «В течение минуты составьте и запишите предложение из 4 слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости. 4 инструкция. Экспериментатор рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например крест, волнистую линию, круг и т.п. Инструкция: «В течение 1 минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно в большее количество законченных рисунков». Количество правильно выполненных заданий будет соответствовать показателям образной гибкости. Анализ результатов. Для возрастной выборки 18-25 лет и уровня образования не менее среднего достаточно стабильными показателями активности мышления являются показатели вербальной беглости - 5 имен, образной беглости – 5 рисунков, вербальной гибкости – 4 предложения, образной гибкости – 5 рисунков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.008 с.) |