Тема 6. Социальная психология групп и коллективов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Социальная психология групп и коллективов.



Цель: закрепить и систематизировать знания о таких понятиях как: «группа», «малая группа», «коллектив», «групповая динамика»; ознакомить со статическими и динамическими характеристиками группы, научить использовать эти знания для создания условий ее развития; сформировать умения анализировать совместную деятельность, определять и учитывать факторы, повышающие ее эффективность; уметь анализировать проявление различных стилей руководства и лидерства, использовать эти знания и умения для решения практических задач.

Литература:

1. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: ТетраСистемс, 2000. - 431 с.

2. Кричевский, Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретиче­ский и прикладной аспекты. М.: Аспект Пресс, 2001. - 320 с.

3. Майер, Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 682 с.

4. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. - 624 c.

5. Руденский, Е.В. Социальная психология. М.; Новосибирск, 2000. - 221 с.

6. Семечкин, Н.И. Социальная психология. СПб.: Питер, 2004. - 376 с.

7. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. - Мн.: АСАР, 2005.-768с.

Вопросы для повторения:

1. Понятие о группах и коллективах.

2. Феноменология малых групп.

3. Проблема лидерства в социальной психологии.

4. Эффективность групповой деятельности.

 

Основные понятия темы:

Социальные общности –

Группа –

Виды групп:

Большая группа –

Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая группа – немногочисленная группа людей, (объединяет от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Отличительные признаки малой группы:

1. Пространственное и временное соприсутствие людей.

а) Соприсутствие людей дает возможность личных контактов.

б) Личные контакты включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия.

в) Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе.

г) Взаимодействие – активность каждого, что одновременно является стимулом и реакцией на остальных членов группы.

2. Наличие в группе организующего начала.

3. Разделение и дифференциация персональных ролей (активность членов группы неоднородна, они вносят разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

4. Наличие эмоциональных отношений между членами группы.

5. Выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Закономерности малой группы:

1) группа неизбежно будет структурироваться;

2) группа развивается;

3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

Контактная группа – это общность, объединяющая людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

Реальная группа – реально существующие общности людей в определенном пространстве и времени, характеризующиеся тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

Условная группа – объединение людей, не имеющих прямых или косвенных объективных отношений друг с другом, на основе условных признаков.

Организованные группы – управляемые социальные общности, характеризующиеся определенной структурой внутригрупповых коммуникаций.

Стихийные группы –

Открытые группы –

Закрытые группы –

Первичная группа –

Вторичная группа –

Формальная группа –

Неформальная группа –

Группа членства –

Референтная группа –

Группы низкого уровня развития:

Диффузная группа –

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Корпорация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Группы высокого уровня развития:

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Признаки и параметры оценки малых групп:

Композиция (состав) –

Размер –

Структура –

Групповые процессы –

Групповые нормы и ценности –

Система санкций –

Групповая динамика –

Функционально-ролевая структура группы –

Групповое давление –

Конформное поведение –

Групповая сплоченность –

Социальная фасилитация –

Деиндивидуализация –

Групповая поляризация –

Огруппление мышления –

Идиосинкразический кредит -

Методики и опыты

Методика 1. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентационного единства). Методика Р.О. Немова

Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенности своего коллектива и т.д.). Затем на основе ответов составляются два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним из членов группы.

Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, которые они считают наиболее положительными (ценными) и наиболее отрицательными (ненужными).

Затем подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую характеристику, и выделяются по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы, из каждого предложенного набора. (В силу того, что все участники делают только по пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять).

Показатели ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), сплоченности отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик определяются по формуле:

ЦОЕ = n – m. 100,

N

где ЦОЕ – сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %;

n – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов;

m – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов;

N – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Группа с максимально возможным ЦОЕ – все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) – участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, т.е. выбирают каждую из них одинаковое число раз.

Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.

Методика 2. «Стили руководства»

Инструкция. «Отвечая на вопросы, оцените в баллах степень своего согласия: 1 балл – нет, совсем не бывает; 2 – нет, как правило, так не бывает; 3 – неопределенная оценка; 4 – да, как правило, так бывает; 5 – да, так бывает всегда».

Вопросы:

1. Я давал бы подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.

2. У меня всегда много идей и планов.

3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.

4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждении.

5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.

6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.

7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.

8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.

9. Свои ошибки я по большей части признаю.

10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других.

11. Защищаю тех, у кого есть трудности.

12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.

13. Мой энтузиазм заразителен.

14. Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить ее в проект решений.

15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.

16. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.

17. Ясно выражаю свои мысли.

18. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.

19. Энергично защищаю свои взгляды.

20. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.

21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.

22. Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.

23. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.

24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.

25. Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.

26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.

27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.

28. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.

29. Я понимаю чувства других людей.

30. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.

31. Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.

32. Излагаю свои мысли системно.

33. Я помогаю другим получить слово.

34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.

35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.

36. Как правило, я никого не перебиваю.

37. Не притворяюсь, что уверен в совей точке зрения, если это не так.

38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.

39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.

40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слово.

Обработка результатов.

1) Сложите балльные оценки, проставленные в вопросах 1, 3, 5. 7, 9, 11, 14, 16. 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40 – и обозначьте сумму буквой А (сумма находится в интервале от 20 до 100).

2) Сложите баллы в вопросах 2. 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 – и обозначьте сумму буквой В.

3) Если сумма А по крайней мере на 10 баллов превышает сумму В, то большая часть людей считают вас хорошим дипломатом, вы способны учесть мнения других, склонны к демократическому стилю управления. Если сумма А ≥ 85, склонны к либерально-попустительскому стилю.

4) Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно, склонны к авторитарному стилю руководства.

5) Если суммы А и В различаются менее чем на 10 баллов, то либо вы еще не выработали свой стиль управления, либо склонны к непоследовательному стилю.

Задачи и упражнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.025 с.)