Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика 2. Воссоздающее воображение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача исследования. Исследователь пространственное воображение. Оборудование. Секундомер, циркуль, линейка, задачи, предлагаемые для решения. 1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 см. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 см и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась? 2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернулись на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков? 3. От точки А велосипедист проехал 10 км на восток, затем повернул на север и сделал 20 км, после проехал на запад 10 км и на юг 10 км. Наконец, опять повернул на восток, проехав еще 10 км. Какая фигура получилась из указанных отрезков? Если мысленно повернуть эту фигуру на 180 градусов, какая получиться буква? 4. Представьте себе окружность. Мысленно поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две горизонтальные линии, а затем – две вертикальные линии. На сколько частей разделилась окружность? Какая фигура получилась в центре? 5. Представьте себе квадрат. Проведите диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие? Порядок исследования. Испытуемым сообщается, что им предстоит решить 5 задач. Экспериментатор фиксирует с помощью секундомера время, затраченное на решение задач. Учет и анализ результатов. Правильное решение задач условно оценивается определенным количеством единиц: 1-я задача – 4 единицы, 2, 3, 4 задачи – по 5 единиц каждая, 5-я задача – 6 единиц. Если правильно решены все 5 задач, то работа оценивается 5 баллами (25: 5 задач), если решены 4 задачи – 4 балла (19: 5 задач) и т.д. Полученные данные сравниваются по количеству затраченного времени и количеству баллов.
Методика 3. «Карта контроля состояния речи». Задача исследования: оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности. Порядок исследования. Испытуемым предлагается список из 24 предложений. Если испытуемый согласен с предложением, то он ставит знак «+», если не согласен знак «-». Подсчитывается число совпавших с ключом ответов и их общая сумма. Показатели выше 4-5 баллов свидетельствуют о повышенной или высокой речевой тревожности. Нулевые или низкие показатели (1-2 балла) говорят о завышенной самооценке. Материал методики: 1. Моя речь производит хорошее впечатление. 2. Мне легко разговаривать почти со всеми. 3. Мне легко смотреть на слушателя, когда я говорю с ним. 4. Мне трудно разговаривать с моим начальником или учителем. 5. Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает. 6. Одни слова мне труднее произнести, чем другие. 7. Когда я говорю, то не думаю, как это у меня получается. 8. Я легко могут поддержать разговор. 9. Моя речь иногда смущает моих собеседников. 10. Не люблю знакомить одного человека с другим. 11. При обсуждении какого-либо вопроса в группе я часто задаю вопросы. 12. Мне легко контролировать свой голос, когда я говорю. 13. Мне не трудно говорить перед группой. 14. Моя речь не позволяет делать мне то, что мне нравится. 15. Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать. 16. Иногда мне не нравится, как я говорю. 17. Всегда, когда я говорю, я чувствую себя совершенно уверенно. 18. Я охотно говорю только с некоторыми людьми. 19. Я говорю лучше, чем пишу. 20. Я часто нервничаю, когда говорю. 21. Мне трудно разговаривать при встрече с новыми людьми. 22. Я совершенно уверен в своей речи. 23. Я хотел бы, чтобы моя речь была такой же, как у других людей. 24. Я часто не могу ответить, даже когда знаю нужный ответ, так как боюсь заговорить. Ключевые ответы: 1)-, 2)-, 3)-, 4)+, 5)+, 6)+, 7)-, 8)-, 9)+, 10)+, 11)-, 12)-, 13)-14)+, 15)-, 16)+, 17)-, 18)+, 19)-, 20)+, 21)+, 22)-, 23)+, 24)+.
Опыт 1. «Особенности творческого воображения» Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме. Ход задачи. Студенты прослушивают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтом стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг …» Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы – 10 минут. Задача 2. Проследить особенности творческого воображения. Ход задачи. Студенты записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова. Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения. Ход задачи. Студентам предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить законченный рисунок предмета. В качестве критерия оценки заданий используются следующие показатели: законченность рассказов, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета и т.п.
Опыт 2. «Обобщение» Ход опыта. Студентам необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова. Задачи: 1. Собака, корова, овца, лось, кошка. Собака, корова, овца, лось, лошадь. 2. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон. 3. Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка. Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон.
Опыт 3. «Логичность умозаключений» Ход опыта. Студентам предъявляются на слух задания. Некоторые умозаключения правильные, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы верны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 12 сек. Материал: 1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб. 3. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности. 4. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирно – студент высшей школы. 5. Все граждане Беларуси имеют право на труд. Иванов гражданин Беларуси. Следовательно, Иванов имеет право на труд. 6. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется. 7. Когда идет дождь, - крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. 8. Все коренные жители Конго – негры. Мухаммед – негр. Следовательно, Мухаммед – житель Конго. 9. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступни. Следовательно, Володя – студент 3-го курса. 10. Некоторые работники фирмы «Восход» - юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник фирмы «Восход».
Задачи и упражнения. Из приведенных суждений выбрать правильные и обосновать свой выбор. а) Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта. б) Мышление – это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании. в) Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. г) Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия. д) Мышление – это процесс переработки информации. е) Мысль – это биотоки мозга. ж) История мысли – история языка.
Какие из указанных выражений характеризую речь, а какие – язык? а) Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта поколений. б) Система исторически сложившихся словесных знаков. в) Деятельность общения людей для передачи мыслей, выражения чувств, воли. г) Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения.
3. Какие из данных понятий можно отнести к: а) мышлению; б) воображению? а) Психика, отражение, абстрактное, анализ, синтез, обобщение, образ, идеальное, субъективное, объективное, материальное, реальность, человек, свойства, суждение, понятие, умозаключение, речь. б) Воображение, мечта, грезы, отражение, психический процесс, романтика, представление, интуиция, духовное, субъективное, идеальное, прогнозирование, деятельность, новые образы, мышление, изобретательность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.4 (0.007 с.) |