Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбрать правильные суждения и обосновать свой выбор.

Поиск

Оцените приведенный список утверждений с точки зрения их правильности и неправильности.

1. Величина дистанции общения зависит от культурных традиций.

2. Становление человека как личности, превращение его в «общественного человека», невозможно вне общения.

3. Потребность общения – врожденное свойство людей; благодаря ему происходит объединение людей в одно целое – общество.

4. Характеристика образа жизни человека будет неполной, если не указать, с кем и как он общается.

5. Отношения, возникающие между личностями в актах непосредственного общения, накладывают своеобразный отпечаток на все стороны жизни коллектива.

 

2. Прокомментируйте следующие высказывания:

а) «Только в ходе общения с другими мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах»;

б) «Восприятие другого человека содержит информацию и о нас самих»;

в) «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми»;

г) «Общение выступает наряду с трудом совершенно обязательным личностно формирующим фактором… Без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности…»

д) Какие стороны процесса общения отражают нижеприведенные пословицы и поговорки? «С кем поведешься, от того и наберешься». «С волками жить, по-волчьи выть». «Рыбак рыбака видит издалека». «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». «По одежке встречают, по уму провожают».

 

3. В общении, наряду с речевыми, широко используются неречевые источники информации о партнере – мимика, жесты, пантомимика, вегетативные проявления. Попытайтесь «прочесть» значение приведенных примеров, определить, что предположительно они выражают:

1. Движения человека порывисты, говорит он громко.

2. Дрожание рук.

3. Полностью поднятая голова.

4. Голова, склоненная на бок.

5. Взгляд сверху.

6. Лицо, полностью обращенное к собеседнику, со взглядом на него.

7. Покраснение, побледнение лица.

8. Прикосновение рукой к плечу собеседника.

9. Слушатель подпирает голову рукой.

10. Говорящий прикрывает рот рукой, потирает переносицу.

4. « Однажды во время скучного раута английская писательница Дороти Паркер каждому из подходивших к ней случайных знакомых на вопрос: “Как дела?” отвечала: “Я только что убила топором мужа и у меня все в порядке!” Произносила она это тоном милой, светской беседы и никто не обратил внимание на чудовищный смысл сказанного” [8, с. 113]. Попробуйте объяснить такую реакцию случайных собеседников Д. Паркер спецификой невербального общения.

Каковы основные функции общения в семье? Какой стиль семейного общения предпочтительнее и почему?

«Общение в семье, основанное на уважении и доверии к детям, способствует формированию у них чувства собственного достоинства, развивает максимальную самостоятельность, доброжелательность. Приказной стиль общения… безапелляционность требований, неуважительное отношение к детям нередко ведут к тому, что дети становятся не только замкнутыми, но и лживыми, теряют интерес к общению с родителями, скептически относятся к их замечаниям и требованиям, сопротивляются их воздействиям, что является серьезными симптомами дезорганизации общения. Подобное общение перестает выполнять свои основные функции».

Определить стиль общения.

Инструкция: Ведущий зачитывает пример семейного диалога, а участники должны определить, какой стиль общения стоит за каждой фразой персонажей (заискивающий, обвиняющий, расчетливый, отстраненный, уравновешенно-гибкий):

Муж: Почему ты не подумал, как мы проведем отпуск?

Жена: Что ты кричишь? У меня столько же времени, сколько и у тебя!

Сын: Замолчите же, наконец! Вы оба кричите. Я не поеду ни в какой отпуск.

Отец: А тебе что за дело? Напрасно вы, молодой человек, суете нос, куда не следует.

Жена: В последнем номере «Аргументов и фактов» написано, что планируя отпуск, надо помнить о том, что необходимо сменить ритм жизни.

Муж: Как хочешь, дорогая.

Сын: Ты всегда замечательно планируешь, мама.

Жена: Ну и хорошо. Утром я намечу маршрут.

Ролевая игра «Телефон»

Ситуация: Обеденный перерыв. По телефону говорят на какую-то личную тему. Вам необходимо позвонить точно в определенное время.

Задание: Привлечь внимание человека, который говорит по телефону и попросить разрешения позвонить. Но говорящий по телефону стремиться избежать контакта с коллегой: притворяется, что не слышит или не видит человека, который тоже хочет поговорить.

Проанализировать методы привлечения внимания, позиции и тактики общения.

Выбрать правильный ответ

1. Процесс установления и развитии контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком:

а) проекция;

б) общение;

в) подражание;

г) конфликт.

2. Перенесение свойств другого человека на себя; уподобление, отождествление с кем-либо:

а) интеракция;

б) идентификация;

в) аттракция;

г) все ответы верны.

3. Передача состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые перенимают это состояние или отношение:

а) подражание;

б) идентификация;

в) заражение;

г) нет правильных ответов.

4. Факторы, которые препятствуют конструктивному общению и служат причиной конфликтов:

а) установки;

б) барьеры;

в) стереотипы;

г) нет правильных ответов.

5. Обмен информацией между общающимися индивидами; смысловой аспект социального взаимодействия:

а) интеракция;

б) коммуникация;

в) конфронтация;

г) нет правильных ответов.

6. Скрытое от адресата и необходимое для достижения инициатором своих целей побуждение к выполнению действий, переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо:

а) конфронтация;

б) манипуляция;

в) заражение;

г) подражание.

7. Общение без использования слов, общение на уровне жестов, интонации, взглядов, мимических и пантомимических проявлений, организация пространства общения:

а) деловое общение;

б) невербальное общение;

в) вербальное общение;

г) нет правильных ответов.

8. Перенесение своего «я» или некоторых своих качеств на других людей в процессе сравнения себя с ними:

а) идентификация;

б) проекция;

в) стереотипизация;

г) нет правильных ответов.

9. Представление и осознание того, как человек воспринимается другими:

а) рефлексия;

б) эмпатия;

в) проекция;

г) идентификация.

10. Проникновение-вчувствование в переживания другого человека:

а) рефлексия;

б) эмпатия;

в) подражание;

г) нет правильных ответов.

11. В процессе общения человек …
а) сам изменяется;
б) изменяет собеседника;
в) изменяются все участники общения.
г) Все ответы неверны

12. Соотношение понятий «ролевое» и «деловое» общение можно представить следующим образом:
а) это синонимы;
б) ролевое шире, чем деловое;
в) деловое шире, чем ролевое;
г) это взаимоисключающие понятия.

13. Познание индивидуальных особенностей собеседника относится к … стороне общения.
а) межличностной;
б) когнитивной;
в) коммуникационно-информационной;
г) эмотивной.

14. Общение по телефону является …
а) прямым вербальным;
б) прямым невербальным;
в) опосредованным вербальным;
г) опосредованным невербальным.

15. В результате прохождения информации через фильтр доверия-недоверия

а) вся информация или принимается, или отвергается;
б) ложная информация принимается, истинная – отвергается;
в) истинная информация принимается, ложная – отвергается.
г) Нет правильного ответа.

Психологический диктант

Общение, коммуникация, невербальные средства общения, агрессивное общение, уступчивое общение, директивное общение, социальная перцепция, ролевое общение, аттракция, барьеры общения, эмпатия, рефлексия, вербальное общение.

Материалы для самостоятельной работы.

Темы рефератов:

1. Формирование первого впечатления о другом человеке.

2. Общение как коммуникативный процесс.

3. Характеристика невербальных средств общения.

4. Типы коммуникативных барьеров.

Анализируем текст: Ломов Б.Ф. «Проблема общения в психологии» (см. Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М.,1987, с.108-117); Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком» (см. Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М.,1987, с.117-124);

- выделить основные идеи;

- выразить свое мнение о прочитанном;

- ответить на вопросы:

1. Опишите схему восприятия человека человеком.

2. Что такое социальный стереотип?

3. Почему первое впечатление о человеке, как правило, очень стойко?

Контрольные вопросы.

1. Какова структура общения?

2. Каковы функции, виды и средства общения?

3. Какие типы общения существуют?

4. Как соотнести межличностные отношения и общение?

5. Почему удовлетворение потребностей общения является необходимым условием нормального психического развития ребенка?

6. Что такое «барьеры» общения?

7. Возможна ли ситуация общения, когда барьеры полностью отсутствуют?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.192 (0.009 с.)