Опыт 1. Распределение и переключение внимания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт 1. Распределение и переключение внимания.



Ход опыта. Испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке от 20 до 1. Сравнить время выполнения, количество ошибок, степень затруднения.

 

Опыт 2. «Долговременная память»

Ход опыта. Исследователь зачитывает 15 произвольно выбранных слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемого в данный момент. Испытуемый воспроизводит слова после каждого зачитывания в любом порядке.

Проверка кратковременной памяти. Если к 5 зачитыванию обследуемый воспроизводит 15 слов – удовлетворительно, если к 3 – хорошо. Если число слов нарастает и к 3 зачитыванию, устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если обследуемый воспроизводит мало слов и после 2-4 повторения их число уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости, так же как и вплетение лишних слов.

Проверка долговременной памяти. Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов, удовлетворительно. Затем производится запоминание текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывания и через 1/2 часа с запоминанием 15 слов без смысловой связи.

Задачи и упражнения.

1. Прокомментировать и дать оценку следующим высказываниям:

а) Французский психолог Бинэ «был неверующим в бога человеком, а его жена, наоборот, была очень религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же она требовала и от супруга. Бинэ, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких раз повторений Бинэ все-таки молитвы не запоминал и самостоятельно не мог ее воспроизвести».

Является ли данный факт курьезным случаем или проявлением закономерности процесса памяти? Какое влияние на процесс запоминания оказывают потребности, мотивы, цели личности?

б) Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить «навсегда». Через несколько недель производился опрос учащихся и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше».

в) Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была им забыта совершенно.

Чем можно объяснить изложенные здесь факты?

Проанализировать тексты и дать обстоятельную характеристику сущности и основным функциям внимания.

а) Внимание – это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания… То, к чему привлечено наше внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное фоном.

б) Внимание следует рассматривать как отдельную форму психической деятельности… Внимание представляет собой не что иное, как контроль, доведенный до уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.

в) Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.

 

Определить, о каких видах памяти идет речь.

1. Человек, набирающий малознакомый номер в телефоне-автомате, держит перед глазами записную книжку, во время набора ему приходится мысленно повторять номер, если в этот момент его прервать, номер исчезнет из памяти.

2. Авиадиспетчер на несколько минут сосредотачивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую посадку.

3. Писатель, работающий над историческим романом, помнит огромное число архивных данных, хотя далеко не все они войдут в повествование.

4. Ожидая на остановке автобус №664, человек помнит номера других, прошедших до «своего», автобусов (№ 47,57, 119 м т.д.), но, дождавшись, тут же выбрасывает их из памяти.

5. Охарактеризуйте зависимость запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается.

6. Люди, окончившие школу 40-50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы.

7. Студент перед экзаменом помнит огромное количество дат, цифр, фактов, которые «улетучиваются» из головы, как только экзамен сдан, но не всегда. В каких случаях знания прочно закрепляются в памяти?

8. На конференции с человеком пытается поболтать неинтересный ему собеседник. Высматривая в толпе знакомые лица, человек что-то отвечает на вопросы, как-то реагирует на реплики собеседника, но потом совершенно не помнит, о чем был разговор.

Какие из данных явлений можно отнести к памяти?

а) Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, запечатление информации, запоминание, иллюзия, фантазия.

Заполнить пропущенные слова.

а) Память – форма __________ действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем ___________ человеком данных своего опыта.

б) Материал запоминается тем лучше, чем больше он ___________ с каким-то другим материалом.

в) Три основных процесса памяти – это __________, ___________ и ________.

г) Запоминание и хранение информации в виде ярких образов связано с развитой ___________ памятью.

д) Внимание – это ________ и сосредоточенность ________ на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.

е) Благодаря вниманию ____________ объектов становится более ясным, отчетливым.

Выбрать правильные суждения и обосновать свой выбор.

а) Если восприятие относится только к настоящему, то память, одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.

б) Физиологическая основа памяти – образование, сохранение и актуализация нервных связей в коре головного мозга.

в) Память – эта та часть психической жизни, которая выталкивает на поверхность сознания, результат игры подсознательного.

г) Изолированный индивид не обладает памятью, так как он в ней не нуждается.

д) Внимание – это направленность сознания человека на определенные объекты.

е) Условием возникновения непроизвольного внимания является вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.

 

Верно или неверно?

а) Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

б) Интерес к запоминаемому материалу способствует лучшему восприятию информации.

в) Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.

г) Верно ли, что без способности удерживать полученную информацию человек остался бы «вечно в положении новорожденного» (И.М. Сеченов)?

д) Внимание – необходимое условие выполнения любой деятельности.

е) Внимание – врожденная особенность психической деятельности.

ж) Внимание – это проявление воли, первичной духовной силы.

Выбрать правильный ответ

1. Внимание – это:

а) направленность сознания человека на определенные объекты;

б) сосредоточенность человека на отдельных предметах или явлениях действительности;

в) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других;

г) все ответы верны.

2. Внимание – это:

а) психический процесс;

б) психическое состояние;

в) психическое образование;

г) психическое свойство.

3. К видам внимания относятся:

а) безсознательное, сознательное;

б) произвольное, непроизвольное (пассивное);

в) предпроизвольное;

г) послепроизвольное.

4. Условием возникновения непроизвольного внимания является:

а) принятие решения;

б) постановка цели;

в) действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя;

г) вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.

5. Объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он:

а) новее;

б) сложнее;

в) интенсивнее;

г) все ответы верны.

6. Способность человека сосредоточивать внимание одновременно на нескольких объектах определяют как … внимания:

а) концентрацию;

б) распределение;

в) переключение;

г) нет правильных ответов.

7. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительность;

в) более развита у пожилых людей;

г) все ответы верны.

8. Понятие «мнемоника» означает:

а) отсроченное воспроизведение ранее воспринятой информации;

б) систему приемов, позволяющих лучше запоминать информацию;

в) частичную или полную потерю памяти;

г) нет верных ответов.

9. Процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации, -

а) забывание;

б) воспроизведение;

в) запоминание;

г) узнавание.

10. Приемы, повышающие результативность запоминания, -

а) группировка;

б) структурирование;

в) схематизация;

г) все ответы верны.

11. Оперативная память характеризуется:

а) запоминанием и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель;

б) запоминанием и сохранением информации, необходимой для текущей деятельности;

в) запоминанием информации посредством многократного повторения;

г) все ответы верны.

12. Основание классификации процесса запоминания на опосредованное и
непосредственное:

а) ведущий анализатор;

б) использование вспомогательных средств в процессе запоминания;

в) степень активности субъекта;

г) предмет отражения.

13. Вид памяти, для которой характерно запоминание на основе установления в запоминаемом материале смысловых связей:

а) вербальная;

б) механическая;

в) логическая;

г) опосредованная.

14. Запоминание материала путем его повторения без осмысления:

а) опосредованное;

б) произвольное;

в) механическое;

г) кратковременное.

15. Критерий классификации памяти на непроизвольную и произвольную:

а) длительность сохранения материала;
б) испытываемые чувства;

в) степень осмысленности материала;

г) предмет отражения.

 

Материалы для самостоятельной работы.

1. Темы рефератов:

1. Психологические теории внимания.

2. Внимательность и рассеянность как свойства личности.

3. Избирательный характер памяти.

4. Теории памяти в психологии.

5. Индивидуальные особенности и различия в процессах памяти.

 

2. Анализируем текст: Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность/ П.И. Зинченко, М., 1979; Бергсон, А. Две формы памяти/ А. Бергсон, М.,1979

- выделить основные идеи;

- выразить свое мнение о прочитанном;

- ответить на вопросы:

1. Объясните причины описанного эффекта.

2. Какие две самостоятельные и независимые друг от друга формы памяти выделяют в данных работах?

3. Что понимается под воспоминанием?

3. Контрольные вопросы.

1. Почему каждый человек запоминает и сохраняет в основном то, что связано с целью и содержанием его деятельности, с его интересами?

2. Назвать вид памяти, являющейся сугубо человеческим. Указать принципиальное отличие памяти человека от памяти животных и памяти ЭВМ.

3. По какой причине патологические состояния мозга часто сопровождаются нарушениями памяти? Обосновать, что распад памяти является вместе тем и распадом личности.

4. Почему «смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же»?

5. Почему внимание не может быть беспредметным?

6. По какой причине один и то же раздражитель заставляет одного человека обратить на себя внимание, для другого – остается совсем или почти совсем незамеченным?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.032 с.)