Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Звук и акустические характеристики речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны. Из этих двух сторон практически важнее артикуляционная сторона — производство и восприятие человеком фонетической стороны единиц языка. Еще важнее общественная, функциональная сторона звуков речи — их опознавательная и различительная роль в процессе общения. Так, произношение то звонкого, то глухого согласного в слове зуб: [зуп] и [зубы] (ср. суп) не может быть объяснено ни физическими, ни биологическими законами. Три стороны звуков речи и других фонетических единиц позволяют выделить три аспекта фонетики, которые становятся предметом специального изучения. Так возникают три фонетические дисциплины — акустика речи, физиология речи (антропофоника) и фонология. Звуки речи — это не столько единицы языка, сколько способ материализации единиц языка — морфем, лексем, словоформ. Звуки речи по своей физической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи). Однако звуки речи ограничены органами слуха, при помощи которого они воспринимаются, и речевым аппаратом, который их воспроизводит. Акустика речи складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, а также о высоте, интенсивности и продолжительности звука. Полярными по звучности являются гласный [а] и согласный [п]. Между ними расположились различные звуки речи, в том числе сонорные, например [л]. Этот звук состоит из голоса и незначительного шума, поскольку кончик языка смыкается с верхними резцами и альвеолами, но слабая воздушная струя проходит через боковую щель. Боковой согласный [л] может усиливать свою звучность, превращаясь в слогообразующий согласный (ср. чеш. vlk — волк). Согласный [л], напротив, может утрачивать голос, превращаясь в глухой шумный согласный (такие глухие фонемы встречаются, например, в корейском, алеутском, аварском языках). Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой и длительностью. Высота звука определяется числом колебаний, т. е. числом отрезков звукового потока. Для характеристики звуков речи важна относительная высота. Более высокие звуки имеют более короткую волну, а потому являются более сильными. Сила звука определяется размахом (амплитудой) колебания, т. е. длиной волны, что зависит от напора воздушной струи и от величины поверхности звучащего тела. С точки зрения восприятия слуховым аппаратом сила звука называется громкостью, которая определяется не только напряжением волны, но и высотой: звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Сила звука имеет большое значение для ясности в передаче и восприятии речи, при определении типа ударения. Звук речи состоит из основного тона, который является самым сильным, и обертонов2, которые в целое число раз выше основного тона (см. рис.). У звуков речи обертоны близки частотам полостей рта и носоглотки и зависят от положения языка, губ и мягкого нёба. Соотношение основного тонов создает качественную характеристику звука — его тембр. Тембр отличает один звук от другого, а также звуки одного лица от произношения других лиц, звуки скрипки и органа, крик животного и вой ветра. Гласный звук, таким образом, состоит из голоса и призвуков, образуемых в надгортанных полостях, где происходит усиление частот, создается спектр звука, его формантная структура.
12.Слог как сегментная фонетическая единица. Основные теории слога. Правила слогоделения. Типы слогов.
СЕГМЕНТНЫЕ И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ § 83. Суперсегментной фонетикой называется раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства (от лат. super – "сверх"). Напомним, что звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на фонетические единицы и фонетические признаки (свойства). Фонетическими единицами называются линейные объекты (то есть, те объекты, которые могут следовать друг за другом). Суперсегментные1 единицы – слог, фонетическое слово, синтагма, фраза – состоят из сегментных единиц (к ним относятся фонемы, звукотипы и звуки). Фонетические признаки тоже делятся на сегментные и суперсегментные. Суперсегментные признаки (ударение и интонация) организуют сегментные единицы в более крупные комплексы − единицы суперсегментные. Важное свойство всех признаков состоит в том, что они не могут существовать сами по себе, без какого-либо носителя; таким носителем как раз и являются фонетические единицы2 . Таким образом, среди суперсегментных фонетических сущностей мы будем разграничивать: • суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют • просодические признаки – ударение и интонация. Просодические признаки являются комплексными явлениями, состоящими из суперсегментных параметров3 , таких, как частота основного тона, интенсивность, длительность, паузы, и других средств (артикуляционных и фонационных), которые могут быть использованы суперсегментно – т.е. реализоваться не на одном сегменте, а на их комплексе – суперсегментной единице (см. об этом ниже § 114). Термин "просодия" синонимичен термину "суперсегментная (или супрасегментная) фонетика", и употребляется обычно по отношению ко всем суперсегментным единицам, а термин "просодика" используется чаще всего только по отношению к слогу и фонетическому слову. С Л О Г § 84. Слог − это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и фонетическим словом: слог не может быть меньше звука или больше слова. Напомним, что языковые единицы могут быть разделены на два типа сущностей: • единицы, которые составляют инвентарь или словарь соответствующего уровня – например, фонемы и морфемы; • образования, которые сами по себе не составляют инвентаря; в языке представлены не сами эти сущности, а лишь абстрактные типы или схемы, по которым они строятся (формируются) при построении высказывания – например, словосочетания и предложения. Просодические единицы (слог, фонетическое слово и синтагма) относится к единицам второго типа – то есть мы храним в памяти не все существующие в языке слоги, а только их возможные типы4 . Таким образом, одна и та же морфема может в одной словоформе составлять один слог (например, [стол]), а в другой – относиться к разным слогам ([сто-лы])5 . Структура слога § 85. Слог состоит из обязательного слогового элемента, обычно выраженного гласным (реже – слоговым согласным6 ), и факультативных неслоговых элементов, выраженных согласными. Слоговой элемент слога называется ядром или вершиной; часть слога, предшествующая ядру, составляет инициаль; постъядерная часть – финаль; ядро и финаль объединяются термином рифма. Так, в русском слове страх, состоящем из одного слога, выделяются инициаль стр, ядро а, финаль х и рифма ах. В зависимости от наличия/отсутствия инициали различаются прикрытые и неприкрытые слоги, а в зависимости от наличия/отсутствия финали – закрытые и открытые слоги (см. Таблицу 11). Таблица 11. Типы слогов в зависимости от наличия финали и инициали. инициаль финаль есть прикрытый закрытый нет неприкрытый открытый Так, например, в слове угадать (у-га-дать) 1-й слог – неприкрытый/открытый, 2-й – прикрытый/открытый, 3-й – прикрытый/закрытый. Функции слога § 86. В языке слог выполняет ряд специфических функций: • является минимальной единицей порождения и восприятия речи. Так, если мы пытаемся произнести изолированный согласный (например, [т]), то обычно произносим после него краткий гласный [т ъ ], в результате чего образуется слог. С другой стороны, в акустическом сигнале часть информации о сегментах заключена в соседних сегментах – поэтому при восприятии человек анализирует не сегменты один за другим, а более крупные комплексы, в частности, слоги; • служит полем реализации ударения и фразового акцента (см. об этом ниже § 114); • является способом организации сегментных единиц в речевой цепи, то есть регулирует их сочетаемость друг с другом. Так, интервокальное сочетание фонем <j> и <к> в русском языке возможно лишь при условии, что оно не находится в пределах одного слога. Эта функция называется дистрибутивной; • является единицей речевого ритма (ритмообразующая функция). Признаки слога § 87. Имеется целый ряд признаков, позволяющих считать слог отдельной фонетической единицей; их принято подразделять на собственно фонетические и фонологические. Фонетические признаки слога являются универсальными, они характеризуют слог в любом языке: 1. Слог является минимальной произносительной единицей, т.е. при речепроизводстве он выступает не как простая последовательность сегментов, а как цельный артикуляционный комплекс. В значительной степени ориентировано на слог и восприятие речи – человек при восприятии оперирует комплексами большими, чем сегмент; такими комплексами являются, в частности, и слоги. 2. Слог является минимальной единицей, внутри которой действуют правила коартикуляции. 3. С точки зрения речевой аэродинамики слог − это минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока ("дыхательный импульс"). В акустическом сигнале "дыхательному импульсу" (толчку выдыхаемого воздуха) соответствует восходяще-нисходящая дуга звукового давления ("волна звучности").
Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха. Ср.: во-да, на-у-ка. 1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных). Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.
. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Во-да, стра-на.
Сон, лай-нер.
Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).
Но-чник, по-ддать, ди-ктор. Обратите внимание! Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: и зж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. То же самое можно проследить на примере глагола уе зж ать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать. Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
· При сочетании нескольких согласных в середине слова: · 1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу. · О- тт ечь, да- нн ый. · 2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу. · Ша- пк а, ра- вн ый. · Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й). · Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка. · 4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе. · Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание). ·
|
||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |