Греческое чудо» и особенности культуры греко-римской цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческое чудо» и особенности культуры греко-римской цивилизации



СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Греческое чудо» и особенности культуры греко-римской цивилизации

Древневосточные цивилизации вне сомнения оказали влияние на своих соседей, одним из которых были племена, вошедшие в мировую историю как древнегреческие, создавшие отличный от «азиатского» «античный способ производства». Для него были характерны своя экономическая и политическая структура, система культурных ценностей с высоким уровнем развития науки, литературы и искусства.
Загадка «греческого чуда» заключается в том, что народам Древней Эллады удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно и во многих областях культуры. Эллины во многом были первыми. Они дали современным цивилизациям образцы государственного устройства и породили такую своеобразную форму организации, как города-государства – полисы.

Храм Аполлона в Коринфе

 

В области экономики они раскрыли возможности производительного труда и роль межполисных, а по сути межгосударственных торговых связей.

Высокого уровня достигли многие гуманитарные науки, литература, искусство. Греки первыми создали современные формы философии, истории, географии, математики. Подобное можно сказать о развитии литературы, искусства, архитектуры, скульптуры, театра.
Древние греки создали удивительный пантеон богов. Боги похожи на людей и обладают многими человеческими качествами – страдают, радуются, ревнуют, любят и мстят друг другу.

 



Списки богов, мифологических существ и героев

Первое поколение богов

Сначала существовала Мгла (Скотос). Из нее появился Хаос.

От Мглы и Хаоса родились Никта/Нюкта (Ночь), Эреб (Мрак) и Эрос (Любовь).

Второе поколение богов

Дети Никты и Эреба – Эфир (Воздух) и Гемера (День); братья-близнецы Гипнос (Сон) и Танатос (Смерть); Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение); Ата (Обман).

Дети Эфира и Гемеры – Гея (Земля) и Уран (Небо).

Дети Геи – Тартар (Бездна), Понт (внутреннее Море); Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды, гекатонхейры.

Отцы – Уран, Понт и Тартар.

Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.

Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.

Младшее поколение: Астерия, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Прометей, Селена (персонификация луны), Электра, Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей, Ихтиония.

Олимпийцы

Дети титана Кроноса и титаниды Реи:

Зевс – рим. Юпитер. Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: лабрис, орел, молния, гром, дуб, колесница.

Гера – рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, покровительница рожениц, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар, колесница.

Посейдон – рим. Нептун. Владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена – Амфитрита.

Аид – владыка подземного царства мёртвых. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), колесница. Жена – Персефона (Прозерпина).

Деметра – рим. Церера. Богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.

Гестия – рим. Веста. Богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня-девственница.

Потомки детей Кроноса и Реи:

Аполлон – рим. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог-прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами, колесница, золотая лира.

Арес – рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж Афродиты.

Артемида – рим. Диана. Богиня луны и охоты. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница.

Афина – греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница города Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. В руках – щит с изображением головы Медузы Горгоны (Эгида) и копьё. Изображалась со статуэткой богини победы — Ники. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.

Афродита – рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница.

Гермес – рим. Меркурий. покровитель дорог и путников, посланник Зевса, первым научивший людей азбуке, счету и торговле. Также считается покровителем воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).

Гефест – рим. Вулкан. Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хромоногий. Жена – Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница.

Дионис – греч. Вакх; рим. Бахус. Бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница.

Боги и божества водной стихии:

Амфитрита – богиня моря, супруга Посейдона

Ахелой – речной бог с телом быка и лицом человека. Его рог, отрубленный Гераклом, стал рогом изобилия

Лимнады – нимфы озёр и болот

Наяды – нимфы родников, источников и рек

Нереиды – морские нимфы, сестры Амфитриаты

Океан – персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену

Океаниды – дочери Океана

Понт – бог внутреннего моря

Посейдон – бог моря

Речные боги – боги рек, сыновья Океана и Тефиды

Тефида – титанида, жена Океана, мать океанид

Тритоны – свита Посейдона и Амфитриты

Тритон – бог, вестник глубин

Боги и божества воздушной стихии:

Аура – персонификация лёгкого ветра, воздуха

Борей – олицетворение северного бурного ветра

Зефир – западный сильный ветер, считался также вестником богов (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)

Нефела – богиня облаков

Нот – южный ветер

Эвр – восточный ветер

Эол – полубог, повелитель ветров

Боги смерти и подземного мира:

Аид – бог подземного царства мёртвых

Персефона – супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры

Минос – судья царства умерших

Радамант – судья царства умерших

Геката – богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений

Мелиноя – богиня духов, одна из служанок Аида. Присматривает за неупокоенными мертвецами, бродящими по земле. Каждую ночь выходит из царства мертвых, чтобы попугать смертных

Керы – духи войны, насилия, болезней и немощей. Питаются кровью погибших

Танатос – бог смерти

Гипнос – бог забвения, сна, брат-близнец Танатоса

Эринии – богини мести

Музы:

Каллиопа – муза эпической поэзии

Клио – муза истории в древнегреческой мифологии

Мельпомена – муза трагедии

Полигимния – муза торжественных гимнов

Терпсихора – муза танца

Талия – муза комедии и лёгкой поэзии

Урания – муза астрономии

Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки

Эрато – муза любовной поэзии

Циклопы:

Арг – «молния»

Бронт – «гром»

Стероп – «блеск»

Гекатонхейры:

Дети Урана и Геи:

Бриарей – сила

Гиес – пашня

Котт – гнев

Гиганты (некоторые из примерно 150): Агрий, Алкионей, Гратион, Ипполит, Клитий, Мимант, Паллант, Полибот, Порфирион, Тоон, Эврит, Энкелад, Эфиальт.

Другие боги:

Ника – богиня победы

Селена – богиня луны

Эрос – бог любви

Гименей – бог брака

Ирида – богиня радуги, вестница богов

Ата – богиня заблуждения, помрачения ума

Апата – богиня обмана

Фобос – бог страха, сын Ареса

Деймос – бог ужаса, родной брат Фобоса

Асклепий – бог врачевания

Морфей – бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)

Гимерот – бог плотской любви и любовного наслаждения

Ананке – божество-воплощение неотвратимости, необходимости

Алоэй – древнее божество обмолоченного зерна

Пан – бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Спутник Диониса

Эрида – богиня хаоса.

Эсхил

 

Софокл

Еврипид

 

Все три крупнейших аттических трагика – Эсхил, Софокл и Еврипид – использовали содержание мифа об Эдипе и его детях в своих знаменитых трагедиях («Семеро против Фив» Эсхила, «Антигона», «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне» Софокла, «Просительницы» Еврипида). Каждый из них видоизменил его по особенностям своих взглядов и характера. Но главные черты сказания у них одинаковы.

 

Содержание мифа об Эдипе

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он приёмыш.

Однако когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Гюстав Моро Эдип и сфинкс

 

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Ж. А. Д. Энгр Эдип и Сфинкс

 

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Гарриет Эдип в Колоне

 

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались помирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы Семерых героев, гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

 

Эллинистический период характеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие регионы или сохранить его после распада империи Александра Македонского. Одним из примеров может служить город Александрия, построенный на северном побережье Африки. Правление города осуществляла греческая знать, наряду с ними в городе проживали египтяне, персы, иудеи, которые вместе и образовывали культурный синтез. В Александрии находились огромная библиотека, обсерватория, зоопарк. Развиваются литература, искусство и архитектура (примером может служить Александрийский маяк – одно из чудес света).

Александрийский (Фаросский) маяк – одно из 7 чудес света, был построен в III веке до н. э. в египетском городе Александрия, Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады – 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона (или статуей Зевса Спасителя).

Культура Древнего Рима

Культуру Древнего Рима сравнивают с культурой США, так как она является подражательной культурой. Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения во многих областях они используют их в практических целях.

Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка права. Высокого уровня достигла ораторское искусство (Цицерон), философия (Сенека), литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций).

Цицерон

Избранные цитаты Цицерона

Бумага не краснеет, бумага все терпит. В письмах «К друзьям» находится выражение «письмо не краснеет».

Дамоклов меч. Из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»:

По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец V-IV вв. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему его счастливейшим из смертных, на один день свой престол. Почувствовав себя самым счастливым из людей, Дамокл внезапно во время пира увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия.

Когда гремит оружие, законы молчат (Silent enim leges inter arma). Поговорка эта известна из речи Цицерона в защиту Милона.

Отец истории. Такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах»

О времена! О нравы!. Цицерон часто употреблял в речах, например, в первой речи против Катилины. Цитируется по-латыни: «O tempora! O mores!»

Жить – значит мыслить. Цитируется по-латыни: «Vivere est cogitare».

Приписываемая Цицерону фраза «Если человек думает, что в историческом движении общества имеют место случайности, то он полный идиот», ему не принадлежит.

Не только для себя, но и для других (Non nobis solum, sed omnibus). Фраза, берущая начало из «Трактата об обязанностях».

 

В области материальной культуры высокого уровня достигла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления. Римские строители широко использовали бетон, почти целиком из бетона построен храм Пантеон и фундамент Колизея.

Колизей

Из бетона строили крепости, мосты, акведуки (колодцы).

Римские акведуки

 

В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы. Во время правления Августа Рим стал мировой столицей, начался небывалый расцвет искусства и строительства. Не зря этот период связан с началом золотого века римской культуры (I век до н.э. – I век н.э.).

Глоссарий

«Греческое чудо» – феномен древнегреческой цивилизации, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах.

Миф – это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни.

Пантеон – храм всех богов, построенный в Древнем Риме в период Империи.

Полис – город-государство в Древней Греции. Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность.
Эллинизм – это синтез восточной и античной культур, связанный с завоеваниями Александра Македонского и охвативший период с III по I век до н.э.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима)

Религия

В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.

1. Гармония.

2. Симметрия.

3. Красота.

Для античной религии характерно многобожие – политеизм. К первым божествам в Риме относятся покровители домашнего очага: пенаты, лары – обожествленные души предков и богиня Веста, жрицы которой (весталки) поддерживали в ее храме неугасимый огонь. Постепенно выделились более индивидуализированные боги. Например, у древних греков – Зевс-громовержец, верховный бог; бог войны Арес; бог водной стихии Посейдон; богиня любви Афродита. У римлян этим богам соответствовали Юпитер, Марс, Нептун, Венера. Многочисленные жреческие коллегии (весталок, авгуров) поддерживали уважение к богам и соблюдению обычаев и традиций. Возглавляли культ коллегия понтификов во главе с Великим понтификом.

Театр. Музыка

Важное место в жизни древних римлян занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявлением их интереса к политике. Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:

1) Эсхил;

2) Софокл;

3) Еврипид;

4) Аристофан – комедиограф.

Государство заботилось о малоимущих гражданах, раздавая им деньги для посещения театра.

Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Менандра (342-291 гг. до н. э.) посвящено жизни простых афинских семей с их заботами. Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь бога виноделия Диониса, сопровождавшихся песнями, танцами и действами с участием ряженых. Позже из хора выделился особый исполнитель – актер. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера и хора.

Народный театр имел особенности организации – он состоял из 3 частей:

1) орхестры (сцены);

2) мест для зрителей;

3) скены (гримерной).

В раннюю эпоху декорации представляли собой массивные деревянные сооружения, позднее – расписные декорации. Содержание греческой трагедии требовало применения театральных машин. Наиболее употребительными были выдвижная площадка и приспособление, позволявшее подниматься в воздух и опускаться богам и другим действующим лицам.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие актеры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении исполнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актеры трагедии употребляли котурны – обувь на платформе. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.

Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора урожая. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины I в. до н. э. не было. В комедии действие происходило обычно на городской улице. Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Большой популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее.

Огромное значение в античности придавалось и музыке. Греки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Пение и игра на музыкальных инструментах составляли значительную часть состязаний различных полисов. Музыка у греков была тесно связана с поэзией и пляской. Великие греческие трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид – были не только гениальными драматургами, но и композиторами. Основные музыкальные инструменты древних греков:

1) лира;

2) кифара;

3) арфа.

Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме. Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, поминальных и застольных песен, исполнение которых сопровождалось игрой на музыкальном инструменте. Знатные, богатые римляне содержали оркестры из рабов.

Просвещение

Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в повиновении рабов и защищать свое государство от внешних врагов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:

1) спартанская;

2) афинская.

В Спарте (Лаконике) мальчики, достигшие 7-летнего возраста, помещались в закрытое воспитательное учреждение, где находились вплоть до совершеннолетия. Воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. С детьми велись беседы на политические темы, причем у них стремились развивать краткую, но содержательную («лаконическую») речь.

Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического начал. До 7 лет мальчики воспитывались дома; далее они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счету, а позже учились петь, играть на музыкальных инструментах и заучивали поэмы Гомера. С 12–13 лет мальчики переходили в палестру, где получали физическое воспитание. Наиболее богатые юноши посещали затем гимнасий, где изучали философию, политику и литературу. Девушки воспитывались в семье, приучаясь к домоводству и руководству рабынями. Римское воспитание как система сложилось в период республики. С развитием городов возникли школы, в которых мальчики обучались чтению, письму, счету. Аристократы давали своим детям первоначальное обучение дома. Большое внимание в системе воспитания уделялось физической подготовке юношества. В эпоху Империи образование делается все более формальным.

Наука

В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:

1) география (Эратосфен);

2) физика (Демокрит);

3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.).

Под покровительством государства формируется знаменитая библиотека и научная школа в Александрии – Александрийский мусейон – прототип новоевропейских академий наук. Государство заботилось о пополнении местной библиотеки.

Естественнонаучные знания Рима сложились на основе развития многовекового производства, опыта самих римлян и усвоения культуры других народов Средиземноморья. Известны сочинения:

1) 3 книги «О сельском хозяйстве» М. Т. Варрона;

2) «О земледелии» Катона Старшего;

3) Колумеллы «О сельском хозяйстве»;

4) поэма Вергилия «Георгики»;

5) «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Территориальный рост Римской империи способствовал расширению географических знаний: появилась большая географическая карта, географические труды.

Развивалась и медицина.

Математика у римлян носила узко прикладной характер и довольствовалась грубыми вычислениями.

Литература

Активно развивалась литература. Период VI–IV вв. до н. э. получил название «греческая классика». Развитие лирической поэзии, которая выросла из застольных и свадебных песен, свидетельствует о внимании к человеку, миру его чувств и переживаний. Великая греческая поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и любовь. А вот в поэмах Гомера этого не было. Литература стремится отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаический жанр – басня. «Отец басни» Эзоп мудро и беспощадно обличает темные стороны человеческой души.

Литература римского народа начала складываться в III в. до н. э. Наряду с культовой поэзией в Риме существовала и светская. Древнейшим литературным памятником латинской прозы считают речь против Пирра, произнесенную в сенате Аппием Клавдием Слепым в 280 г. до н. э. Римским автором, произведения которого известны нам, потомкам, в полном объеме, был драматург Плавт (ок. 254–184 гг. до н. э.). Образцом ораторского искусства были речи Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.). Наряду с прозаической литературой достигла больших успехов и латинская поэзия в творчестве Лукреция Кара (ок. 99–55 гг. до н. э.), автора философской поэмы «О природе вещей».

Выдающимся поэтом-лириком был Гай Валерий Катулл (ок. 84–54 гг. до н. э.). Он прославился как автор оригинальных лирических стихов, адресованных любимой женщине Лесбии. Крупнейшие литературные произведения были созданы поэтами Вергилием (70–19 гг. до н. э.) и Горацием (65—8 гг. до н. э.). Создателем классической римской элегии был Тибулл (ок. 50–19 гг. до н. э.). Публий Овидий Назон (43 до н. э. – 17 гг. н. э.) прославился своей любовной лирикой, книгой «Наука любви». Его «Метаморфозы» («Превращения») и «Героиды» («Послания») представляют поэтическую обработку греческих и римских мифов. Особое значение имеет «Сатирикон» Петрония (I в.), один из первых античных романов, в котором дана обличительная картина жизни развращенной италийской провинции.

Живопись

Эпоха классики особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.

Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета портретного искусства. Эволюцию его образа можно проследить в целой серии портретов. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древности. До наших дней дошло очень мало имен римских художников.

Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Ведущим героем портрета был пожилой волевой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формироваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показывающий неодушевленные предметы. Римляне изображали и мясные лавки, в которых висят туши убитых животных, и символические произведения: например, золотой стол на фоне алой драпировки.

Император Траян отказался от пышных причесок, богатой светотени. Искусство его времени привержено идеалу кажущейся простоты: здесь появляются величие и мощь, прежде отсутствующие в художественных произведениях. С наступлением эпохи «солдатских императоров» мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду.

Эпоха геометрики в Греции (IX–VIII вв. до н. э.) долгое время недооценивалась учеными; ее считали небогатой в украшении вещей. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов:

1) ромб;

2) квадрат;

3) прямоугольник;

4) круг;

5) зигзаг;

6) линия.

Однако в каждом сосуде заключена большая информация о мире, зашифрованная в его форме и росписи.

Архитектура

Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм – ордер (от лат. ordo – «порядок», строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. Римляне изобрели бетон – важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки.

Первые греческие ордера – дорический и ионический (названия связаны с местами их возникновения). Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов. Зодчие выбирали ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества. Устраивались выставки и обсуждения. В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зевса в Олимпии – важнейшее общеэллинское святилище, где раз в 4 года проводили Олимпийские игры.

История Рима делится на два этапа.

1. Первый – эпоха республики, – наступивший в конце VI в. до н. э.

2. Второй этап – императорский – начался во время правления Октавиана Августа и длился до IV в. н. э.

Еще одна достопримечательность Рима: рыночная площадь – форум. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива – Табуларий. На площади высились храмы, среди них круглый храм Весты. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры – носы побежденных вражеских кораблей (ростральные колонне), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли лавки. Обширный форум был обнесен 2-этажной колоннадой. Там находился большой амфитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города.

Интересны постройки римских домов – «домусов». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (лат. atrium – «вход») с отверстием в центре крыши, под которым находился бассейн для сбора воды. В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме стоял шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей – ларов и пенатов. Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина.

Нерон решил придать Риму новый облик. По указу императора были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг знаменитый Золотой дом. Сохранилось несколько его залов, отдельные залы имеют необычную форму (например, 8-угольную).

В 70-80-е гг. I в. н. э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. collosseo «громадный»). Он был построен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зданий. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой стеной. Он вмещал около 50 тыс. зрителей. Внутри шли 4 яруса сидений. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес – веларий. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои, сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже комедии не пользовались успехом.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев – это знаменитая Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим. В аттике был захоронен прах Тита. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (греч. «божественный дар»), т. е. наделенных исключительными личными качествами. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

При Трояне Римская империя достигла пика своего могущества. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. Самым знаменитым памятником Трояна в Риме считается его форум.

В римской архитектуре III в. особой грандиозностью отличаются термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестрами и гимнасиями, библиотеками, помещениями для музыкальных занятий. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды.

Скульптура. Вазопись

В античной скульптуре периода архаики все еще распространены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII–VI вв. до н. э. уже не только боги, а также юноши – куросы и девушки – коры, участники религиозных процессий. Отдельные статуи напоминают колонны, – руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур почти одинаковые пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнаженными, а женские – в одеяниях. К концу VI – началу V в. до н. э. пропорции фигур становятся более естественными, а их движения более свободными. Формы тела становятся более крепкими, реальными, а с лиц исчезает улыбка.

В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мраморных копиях.

Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. Здесь великолепно показал себя знаменитый античный мастер Пракситель (ок. 390–330 гг. до н. э.). Уроженец острова Парос Скопас (IV в. до н. э.), передает накал эмоций, порой трагический надлом. Скульптор Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи.

Еще один важнейший элемент искусства античности – расписные вазы. Их форма и размеры были самыми разнообразными. Различались такие типы сосудов, как:

1) кратер;

2) пелика;

3) амфора;

4) нефора;

5) гидрия;

6) канфар;

7) клаф;

8) килик;

9) лениф;

10) лутфор;

11) ойнохоя;

12) псиктер;

13) скифос;

14) стамнос.

В Аттике VI в. до н. э. – области Афин – были популярны сосуды чернофигурного стиля: черные фигуры располагались на светлом фоне. Однако в них появился ряд новшеств, таких как лак. Гончар и вазописец ставили свои подписи на вазах. Но уже около 30-х гг. VI в. до н. э. стал модным краснофигурный стиль: фигуры стали светлыми, а фон – темным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.158 с.)