Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данте Алигьери Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Содержание разделов
Всего часов
Контроль знаний
Домашнее сочинение
Классное сочинение
Контрольная работа
1.
Введение
2.
Литература Древней Руси
3.
Русская литература XVIII века
4.
Русская литература I-ой половины XIX века
5.
Русская литература II -ой половины XIX века
6.
Русская литература XX века
7.
Из зарубежной литературы
8.
Заключительный урок
Всего
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Название раздела
(кол-во часов, темы урока)
Кол-во часов
Сроки выполнения
Повторение,
домашнее задание
План
Фактически
Коррекция
Введение (1 ч)
1.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
5-е задание, стр.8
Литература Древней Руси (3 ч)
2.
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
Читать «Слово о полку»,
задание 4, стр34.
3.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Выучить наизусть один
отрывок на выбор (Вступ
ление или «Плач Ярослав
ны»)
4.
Поэтическое искусство автора в «Слове…»
Написать сочинение
Русская литература ХVIII века (8 ч)
5.
Характеристика русской литературы ХVIII века
Классицизм как литературное направление.
9-е задание, стр. 41
6.
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.
1-4 вопросы, стр.49,
выучить наизусть
«Вечернее размыш
ление о Божием величе
стве при случае великого
северного сияния»
(отрывок на выбор)
7.
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»),
Выразительно читать
«Властителям и судиям»
8.
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
Выучить наизусть
«Властителям и судиям»
или
«Памятник»
9.
Вн. чт. №1
А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.
6-е задание стр.74
10.
Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
Прочитать повесть
«Бедная Лиза»и ответить на вопросы:
Эраст – злодей или жер
тва своих страстей?
Как в повести выра
жено отношение автора-
рассказчика к происходя
щим событиям?
11.
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)
Подготовить характери
стику одного из героев.
Сочинение-рассуждение
«Осуждает ли рассказчик
свою героиню за самоу
бийство?».
12.
К.Р. №1
Контрольное сочинение по творчеству писателей 18 века.
Завершить работу над сочинением в жанре письма, эссе, рецензии (по выбору).
Из русской литературы I половины ХIХ века (57 ч)
13.
Золотой век русской литературы (обзор). Погружение в эпоху.
Романтизм как литературное направление.
1-е задание, стр112, знать содержание лекции
14.
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. Психологизм поэзии Жуковского.
Подготовить:
1) план рассказа о Жуковском,
2) одно из стихотворений или баллад для выразит.
чтения;
3)подготовить художественный пересказ баллады «Светлана»
15.
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)
Ответить на вопрос «В чем проявилось новаторство Жуковского в балладе «Светлана»? (п.)
А.С.Грибоедов (8 ч)
16.
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».
Составить хронологическую таблицу биографии и творчества писателя; сообщение об истории создания комедии «Горе от ума»; прочитать 1,2 действия и ответить на вопрос: где начинается завязка действия?
17.
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума».
Подготовить план рассказа о жанре, сюжете пьесы. Выписать цитаты о Москве из монологов Чацкого и Фамусова.
Характеристика гостям Фамусова (1-2 на выбор)
18.
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. Нравственные идеалы фамусовского общества.
Закончить заполнение таблицы. Сообщение «Фамусовское общество».
Развернутый ответ о Чацком по группам:
1.Что мы знаем о прошлом героя?
2.Личная драма Чацкого. 3.Против чего и как он борется? Что провозглашает?
4.Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
19.
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Образ Чацкого в комедии.
Выучить наизусть один из монологов Чацкого..Выписать из текста афоризмы. Проанализировать эпизод «сумасшествия» Чацкого
21.
Образ Репетилова, Молчалина, Скалозуба. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Прочитать ст. И.А.Гончарова «Мильон терзаний», законспектировать
22.
Р/р.И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Язык комедии.
Готовиться к контрольному сочинению
23.
К.Р. №2
Р/р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова:
1.Письмо П.А.Чацкому.
2.Письмо Фамусову
3.Письмо Софье
А.С.Пушкин (22 ч)
24.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
Заполнить 1-ю и 2-ю графы таблицы и проанализировать
одно из стихотворений лицейского периода. Подготовить к
стихотворению «К другу стихотворцу» историко-культурный
комментарий или составить из стихов Пушкина содержание
поэтического сборника на тему «Лицейские друзья Пушки-
на», написать к нему вступительную статью (по выбору).
25.
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
Составить тезисный план ответа по теме «Лирика Петербургского периода
26.
Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина
Проанализировать одно из вольнолюбивых стихотворений.
27.
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина
Выучить одно из стихотворений.
28.
Любовная лирика А.С.Пушкина
Выучить одно из любовных стихотворений.
29.
Тема поэта и поэзии («Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
Заполнить 7—8-ю графы таблицы. Выучить наизусть одно
из стихотворений о поэте и поэзии и составить развернутый
план его интерпретации. Выполнить одно из индивидуальных
заданий урока (по выбору).
30.
Р/р.Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
Читать «Моцарт и Сальери».
31.
Вн. чт. №2
Маленькие трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».
Найдите иллюстрации разных художников к трагедии
«Моцарт и Сальери» и подготовьте краткий «Рассказ искусствоведа» об этих изобразительных произведениях.
32.
«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Составить план устного рассказа о замысле, истории создания и особенностях композиции романа «Евгений Онегин».
33.
Онегинская строфа. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах.
34.
Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина.
Письменно ответить на один из вопросов (по выбору):
1) Почему Пушкин в деталях описывает день Онегина?
2) Онегин и Ленский: двойники или антиподы?
3) Как проявились черты героя времени в образах автора-повествователя, Онегина, Ленского?
35.
Онегин и поместное дворянское общество
36.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
37.
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
Письменно проанализировать один из эпизодов, которые
обсуждались на уроке. Составить план сообщения и подготовить монологический ответ на тему «Эволюция образа Татьяны в романе» или «Исторические и общечеловеческие черты
в образе Татьяны» (по выбору). Подобрать для своих ответов
необходимые цитаты.
38.
Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов.
Завершить дома составление таблицы.
Выучить наизусть одно из писем.
Письменно (в объеме 5—6 предложений) ответить на вопросы:
• Какова композиционная роль двух писем в романе?
• В каких еще произведениях русской литературы начала
XIX века письма играют важную роль в сюжете?
Или:
• В чем своеобразие двух любовных историй, рассказан-
ных в романе?
• В каких еще произведениях русской литературы начала
XIX века любовная история является основой сюжета? (по
выбору).
Задания такого плана готовят школьников к ЕГЭ —
часть С.
Подумать над проблемными вопросами следующего урока
(см. их на с. 146)..
Проанализировать одно из вольнолюбивых стихотворений. Составить тезисный план ответа по теме «Лирика Петербургского периода
39.
«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин
40.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
Составить план ответа на тему «Образ автора в романе
„Евгений Онегин“». Подобрать и выучить 5—6 цитат, подтверждающих ваши мысли. Выучить наизусть одно из лирических отступлений.
41.
Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Выявить оценки языка и стиля романа «Евгений Онегин»
каждым критиком.
42.
Роман «Евгений Онегин» в музыкальном и изобразительном искусстве.
43.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
Подобрать примеры, иллюстрирующие каждое из положений мини-лекции учителя о реализме романа.
44.
Р/р. Подготовка к контрольному сочинению по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Написать сочинение на одну из тем.
45.
К.Р. №3
Контрольное сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Подготовить презентацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
М.Ю.Лермонтов (14 ч)
46.
Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.
Составить развернутый план рассказа о жизни
М. Ю. Лермонтова. Выучить наизусть одно из стихотворений
на тему вольности и одиночества. Подготовить письменный
анализ этого стихотворения или выполнить одно из индивидуальных заданий урока, составив краткий отчет о результатах исследований.
47.
«Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике Лермонтова. Тема безвременья.
Составить тезисный план ответа на тему «Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова», подобрав нужные цитаты.
48.
Тема поэта и поэзии творчестве М. Ю. Лермонтова.
Выучить наизусть и письменно проанализировать од-
но из стихотворений на эту тему. Подготовить индивидуальные задания для следующего урока или выразительное чтение стихов для участия в поэтической эстафете (по выбору).
49.
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
Подготовить план сообщения на тему «Любовная лирика
М. Ю. Лермонтова и ее своеобразие» и выучить одно из стихотворений о любви наизусть. Подготовить индивидуальные
сообщения об истории создания стихотворения «Предсказание» и о ритмике стихотворения «Дума» (по выбору).
50.
Тема Родины в лирике Лермонтова.
Письменно проанализировать одно из стихотворений по-
эта о Родине или написать мини-эссе на тему «Облик лирического героя поэзии Лермонтова» (по выбору). Подготовиться к проверочной работе на знание содержания романа «Герой нашего времени».
К.Р. №4
Р/р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению. «О чем заставили меня задуматься стихотворения М.Ю. Лермонтова»?
Написать сочинение
53.
Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.
Прочитать внимательно главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Повторить алгоритм анализа эпизода. Подготовить одно
из индивидуальных заданий следующего урока (по выбору).
54.
Печорин как представитель «портрета поколения». Русские офицеры и горцы в романе.
Подготовить монолог на тему «Печорин глазами Максима Максимыча» или выполнить письменный сопоставительный
анализ двух портретов Печорина. Выучить наизусть одно из лермонтовских описаний природы Кавказа (10—15 строчек).
Подготовить сообщения о выполнении индивидуальных заданий следующего урока (по выбору для учащихся продвину-
того уровня).
55.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
Проанализировать письменно один из эпизодов «Журнала Печорина» или подготовить развернутый план ответа на
проблемный вопрос: «Каким образом автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина?» (по выбору).
56.
Любовь и дружба в жизни Печорина».
Пользуясь планом сопоставительной характеристики героев, составить сообщение на одну из тем: 1) Печорин в системе мужских образов романа; 2) Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. Подготовить письменный ответ на проблемный вопрос «Можно ли отношения
Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»
(по выбору).
57.
Художественные особенности романа М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Составить групповую характеристику женских образов
романа или подготовить обвинительную (защитную) речь на
тему «Печорин: испытание любовью» (по выбору). Сильным
учащимся подготовиться к выступлению на мини-конференции.
58.
Р/р. Подготовка к контрольному сочинению по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
59.
К.Р. №5
Контрольное сочинение по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
Читать Д. Лондон «Любовь к жизни»
60.
Вн. чт. № 3
Д. Лондон «Любовь к жизни».
Ответить на вопросы: 1) В чем своеобразие сборников Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»? 2) Какие проблемы пытается решить Гоголь в «Ревизоре»?
Прочитать поэму Гоголя «Мертвые души».
Н.В.Гоголь (9 ч)
61.
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера…», «Миргород».
Подготовить сообщение о замысле, об истории создания,
особенностях жанра и композиции «Мертвых душ». Подготовиться к анализу образов помещиков и эпизодов купли-продажи мертвых душ, пользуясь предложенным планом.
62.
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.
63.
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Перечитать главы I, VII—Х. Подготовиться к проведению
заочных экскурсий по городу (темы экскурсий даны в мате-
риалах следующего урока). Выполнить индивидуальные задания. Подготовиться к анализу эпизодов (по группам).
64.
Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Составить план обвинительной речи в адрес чиновничье-
го города N. На основе главы XI составить рассказ об истории жизни Чичикова. Подумать над вопросами:
1. Чем Чичиков близок Молчалину?
2. Живая или мертвая душа у Чичикова?
3. В чем символический смысл образа дороги?
65.
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа.
Подготовиться к семинарскому занятию на тему «Поэтика „Мертвых душ“», используя примерный план:
• Роль комического в поэме.
• Фольклорное начало в гоголевском повествовании.
• Художественный смысл лирических отступлений.
• Образ автора.
• Единство комического и лирического начал.
• Прокомментировать оценку поэмы В. Г. Белинским,
изучив фрагменты его статьи «„Похождения Чичикова, или
Мертвые души“. Поэма Н. Гоголя».
66.
«Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
67.
Лирическое начало в поэме. Образ Руси. Мотив дороги.
68.
Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма. «Петербургские повести» Гоголя.
69.
К.Р. №6
Р/р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Написать сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души».
Принести на урок текст комедии А. Н. Островского «Бедность — не порок».
Русская литература второй половины ХIХ века (4 ч)
70.
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».
Подготовить пересказ комедии по действиям (действия
распределить между учениками).
71.
Ф.М. Достоевский Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.
Задание по группам: подготовить сообщения (пересказы):
1) о второй ночи, о взглядах и образе жизни мечтателя;
2) об истории Настеньки;
3) о третьей ночи;
4) о мечтаниях четвертой ночи и завершении истории.
72.
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Человек в футляре». Трансформация темы маленького человека.
Подготовить письменный ответ на 7-й вопрос учебника
(с. 27).
73.
Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
Русская литература ХХ века (25 ч)
74.
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
Перечитать рассказ «Темные аллеи», подготовить устные
характеристики героя и героини рассказа.
Письменно сформулировать главную проблему рассказа.
75.
И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
76.
М.А.Булгаков. Слово о писателе.
«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.
Прочитать повесть «Собачье сердце» до конца.
77.
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести
78.
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.
Дочитать рассказ «Судьба человека» (полный текст).
79.
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».
Прочитать рассказ Солженицына «Матрёнин двор».
80.
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
Составить план рассказа о жизни Матрены.
Подготовиться к групповой работе по вопросам: Что общего и различного 1) в образах Матрены и других жителей
деревни Тальново; 2) в образах Матрены и Игнатича; 3) в образах Матрены и Фаддея?
Изучить по словарю литературоведческих терминов смысловое наполнение понятия притча.
81.
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи
Закончить заполнение таблиц. Письменно ответить на
один из вопросов:
1) Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не
стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Мат-
рёнин двор»? 2) Как в судьбах героев рассказа отразились
события истории России в послевоенное время? 3) В чем
праведность Матрены?
Подготовиться к контрольной работе по рассказам А. П. Чехова «Тоска», И. А. Бунина «Темные аллеи», М. А. Шолохова
«Судьба человека», А. И. Солженицына «Матренин двор», по-
вести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
82.
К.Р. №7
Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и ХХ века.
А.А.Блок. Слово о поэте. Трагедия лирического героя в «страшном мире». Патриотическая поэзия Блока.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «О, весна без конца и без краю...». Прочитать другие стихотворения Блока, данные в учебнике. Подготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения.
85.
С.А.Есенин: страницы жизни и творчества Тема любви в лирике поэта. Образ России в лирике поэта.
Подготовить анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный...» или составить словарик незнакомых, редких слов.
86.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.
Подготовиться к зачетной работе по русской лирике
(урок 94; форма на усмотрение учителя).
Принести на урок текст повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
87.
В.В.Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Послушайте!». Письменно сформулировать идею этого
стихотворения.
88.
Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.
Познакомиться самостоятельно со стихотворениями Маяковского, выбрать и принести на урок одно, наиболее понравившееся.
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Цветаевой: «Моим стихам, написанным так
рано...», «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке».
90.
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Написать этюд о своем восприятии стихотворений одного из трех поэтов: А. А. Блока, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.
Повторить стихотворения поэтов Серебряного века, вы-
ученные наизусть.
91.
Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.
Подготовить выразительное чтение одного из прочитанных на уроке стихотворений.
92.
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из
прочитанных стихотворений.
93.
Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой. Особенности поэтики.
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из
трех стихотворений: «Молитва», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Не с теми я, кто бросил землю...».
Прочитать отзывы об Ахматовой (учебник, с. 131—132).
94.
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака
Завершить заполнение таблицы. Выучить наизусть одно
из стихотворений Пастернака и сделать его письменный
анализ.
95.
А.Т. Твардовский Сведения о поэте. «Он был поэтом правды сущей» Произведения о Великой Отечественной войне.
Прочитать стихотворение «Я убит подо Ржевом».
96.
Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков
Читать В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин»
97.
Вн. чт. №4
В.М. Шукшин «Ванька Тепляшин»
Подготовиться к контрольной работе
98.
К.Р. №8
Контрольная работа на тему «Русская лирика XX века».
Подготовить выразительное чтение сцен из трагедии У. Шекспира«Гамлет»
Из зарубежной литературы (3 ч)
99.
В. Шекспир, «Гамлет». Знакомство с личностью поэта, его творчеством, историей создания трагедии «Гамлет».
1. Найти сцены, в которых говорится об Офелии, соста
вить рассказ об отношениях Офелии и Гамлета, о причинах
сумасшествия и гибели Офелии.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.018 с.)