Смысл Человеческого в философии бытия Мартина Хайдеггера



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл Человеческого в философии бытия Мартина Хайдеггера



М. Хайдеггер 1889-1976.

Основные произведения:

«Время и бытие»

«Исток художественного творения»

«Искусство и пространство»

«О сущности истины»

От учения Хайдеггера отталкивались Сартр, Деррида, прямые ученики – Гадамер, Ж. Бофре.

В Германии в конце 20-х появился неологизм «хайдеггерствовать».

Стремление понять мысль Х. требует постоянного усилия. Сама мысль существует только тогда, когда это усилие есть.

Основные категории его философии «Бытие», «Время», «Язык», «Экзистенция», «Забота».

Традиционно «Бытие» является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия.

Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека.

Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

В центре внимания Хайдеггера – проблема бытия.

Занимаясь поисками бытия, такие философы как Мартин Хайдеггер выявляют особый характер мышления, особого способа жизни, в котором бытие может открыться.

Фундаментальная онтология должна начать с вопроса о бытии, о смысле бытия.

Необходимо понять, найти способ проникновения в бытие. Указать такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.

Х. отказывается от категорий «существования», «наличного бытия» Канта и категорий Гегеля.

Ключевой термин Хайдеггера «Дазайн» - сущее, имеющее бытийственную возможность спрашивания.

Некая плавающая метка. Д. определяется контекстуально, окрашиваясь в соответствующие тона.

Сущность «Д» определяется экзистенцией.

Содержательно экзистенция означает «пред-стояние в истине бытия»

(Экзистенция от лат. «выступать, выходить, становиться»).

Противоречие бытия заключается в том, что «бытие с другими» засасывает человека, происходит обезличивание, полная ассимиляция. Человек теряет себя.

«Бытие самого себя» возможно только при отличии «Я» от других. Следовательно, только отстаивая свою идентичность, в противостоянии другим, человек может стать свободным.

Таким образом, сущность «Дазайн» состоит в том, чтобы становиться, выходить за пределы наличности – экс-зистировать.

Бытие-в-мире "светится", по Хайдеггеру, через "делание", а "делание" раскрывается через "заботу". (Конечно, не следует путать заботу как категорию философии с конкретными "тяготами", "печалью", "жизненными заботами").

«Бытие в мире» – бытие, проектирующее себя в нечто большее, чем есть в данный момент.

Вообще - то это сложная психологическая проблема. Человек не может каждую минуту своей жизни быть равен самому себе. Но чем маши-нальнее его существование, тем он дальше от себя. Соответственно и бытие, которое мы творим также чуждо нам. Чужие в чужом бытии.

В концепции М. Хайдеггера критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Хайдеггер «снимает» противо-положенность, противостояние субъекта и объекта. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. В сочинении «Бытие и время» он ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался забытым традиционной европейской философией. Хайдеггер хочет раскрыть смысл бытия через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытия.

Основу человеческого существования составляет его конечность, временность. Поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия.

Переживание временности отождествляется с острым чувством личности.

«Язык – это дом бытия».

При современном отношении к языку как к орудию, язык технизируется, становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная «речь», как «речение», «сказание». Теряется та последняя нить, которая связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Поэтому задача - «прислушивания к языку» рассматривается как всемирно-историческая. Не люди говорят языком, а язык говорит людям и людьми.

Один из важнейших акцентов "новой онтологии", как, впрочем, и других гуманистически ориентированных философских течений XX века, - идея об уникальности, неповторимости человека.

Отсюда специфический способ отношения к вещам, как к спутникам человека в его жизни, как к чему то близкому, согретом человеческим теплом и потому отдающему это тепло назад человеку.

Интимное отношение к вещам противопоставляется современному способу оборудования вещами – сырьё и техника.

Из тетради

экзистенциализм -(философиясуществования)

Альбе́р Камю́ ( 1913— 1960, Франция) — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». ЛауреатНобелевской премии по литературе 1957 года.

Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).

Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм,сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

 

В 1942 году был опубликован «Миф о Сизифе» - «эссе об абсурде», где Камю, собрав свои размышления о смерти, отчужденности даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, на роль героя абсурдного мира избирает легендарного Сизифа. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но он знает - а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Произведение искусства тоже принадлежит миру абсурдному, но сам акт творчества дает возможность удержать, сохранить сознание в мире хаоса. Описание - бесконечное умножение существования.

 

 

29. Учение Н.А.Бердяева о человеке. «Свобода» и «творчество» как основные понятия философии Бердяева. Антроподицея.

АНТРОПОДИЦЕ́Я (от греч. anthropos — "человек" и dike — "справедливость"; философское доказательство оправдания существования человека; конкретнее — "оправдание человека творчеством", идея, выдвинутая русским религиозным философом Н. А. Бердяевым, аналогична теодицее — оправданию Бога, допускающего зло в материальном мире. Свою "антроподицею" Бердяев изложил в книге "Смысл творчества" (1914), чем вызвал бурю негодования со стороны православной церкви.

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев 1874- 1948 — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa - философия существования.

«Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт!». Самопознание, гл. 11.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую,буддийскую и индийскую философию, , мистицизм, масонство, космизм,

Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

царство духа,

царство природы,

объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма (философиясуществования) иперсонализма(философия безличности).

От натахи

Философия Н.А.Бердяева (1874-1948).

«Философия это прорыв из бессмысленного, эмпирического мира, принуждающего и насилующего нас со всех сторон к миру смысла. Философия не даёт нам вечности, но помогает осмыслить эту жизнь, найти её смысл и укрепить дух».



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.009 с.)