Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные положения философии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Свобода — есть высшая ценность в мире. Свобода первична, иначальна. 2.Свобода — основа существования человека. 3.Свобода человека подвергается угрозе из вне. Прежде всего со стороны государства и общества, как механизмов подавления индивидуальности. Задача человека сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя. 4.Религия играет важную роль в жизни человека. Бог — нравственный символ, пример для человека. Отношения между ними равные. Бог не господин, а человек не раб. Человек стремится к богу. Персонализм - так определял Бердяев сво философскую позицию. «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии». Персона — лат. Личность. «Личность — существо двойственное, противоречивое. Личность — микрокосм, универсум. Для личности раскрывается бесконечность, она входит в бесконечность и впускает в себя бесконечность, в своём самораскрытии она устремляется к бесконечному содержанию. Личность — соединение универсального, бесконечного и индивидуального, особого. Личность не есть готовая данность, она есть задание, идеал человека Личность самосозидается. В каждой личности много родового, исторического, традиционного, социального, классового, семейного, наследственного и подражательного, т е много «общего». Это — есть не личное в личности. Личное — оригинально, связано с первоисточником. Личность должна совершать самобытные творческие акты и это только и делает её личностью, составляет её единственную ценность. С социологической точки зрения личность есть часть общества и малая часть. С точки зрения экзистенциальной философии общество есть часть личности, её социальная сторона. Личность есть не субстанция, а акт — творческий акт. Не пассивность, а активность, сопротивление, победа над тяжестью мира, торжество свободы над рабством. В личности глубинное Я, (обращено к внутреннему плану существования Поверхностное Я обращено к обществу, государству, цивилизации. Отсюда роли личности, искаженное Я, ложь как самозащита, приспособление. Рационализированное, цивилизованное, социализованное Я. Личность противится детерминации из вне она есть детерминация изнутри (самоопределение). Личность разрушается от не различения добра и зла». Итак в персоналистической философии человек, человеческая личность есть верховная ценность. Свобода и творчество «Чтобы жить достойно и не быть приниженным и раздавленным мировой необходимостью, социальной обыденностью, необходимо в творческом подъёме выйти из имманентного круга «действительности». «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» одна из ключевых произведений Н. Бердяева. Он пишет: «Книга эта написана единым целостным порывом, почти в состоянии экстаза.... В нее вложена моя основная тема, моя первородная интуиция о человеке». (И далее стр. 211 книги «Самопознание» об обстоятельствах написания книги, путешествие по Италии, о художниках Возрождения и много др. интересного) Антроподицея буквально «оправдание человека». Ср. Теодицея — оправдание бога. «Творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы. Творческий акт человека нуждается в материи, он не может обойтись без мировой реальности, он совершается не в пустоте. Но творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который даёт мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт. В этом тайна творчества. В этом смысле творчество есть творчество из ничего». Творчество раскрывается у Бердяева в более глубоком смысле, речь не столько о художественном творчестве и культурных артефактах. Проблема творчества связана у Бердяева с отношением к Богу и духовным обновлением, освобождением человека. «Я совсем не ставил вопроса об оправдании творчества, я ставил вопрос об оправдании творчеством. Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает человека, оно есть антроподицея». (Творчество — есть антроподицея). «Это есть тема отношения человека кБогу, об ответе человека Богу. Тема об отношении к человеческой культуре, к культурным ценностям есть уже вторичная и производная». «Для меня творчество человека не есть требование человека и право, а есть требование Бога от человека и обязанность человека. Бог ждёт от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога». Эти мысли созвучны тем, что звучат в притчах Будды: вероятность родиться человеком очень мала (притча о черепахе в океане), но если ты родился человеком, стать Просветлённым (Буддой). Здесь нравственно совершенным, мудрым. С точки зрения логика всё совсем не сложно. Бог творит мир и человека из ничего, из свободы. По образу и подобию. (Следствие) Человек продолжает дело божье в земной жизни, в условиях материальной зависимости и тяжести. В творческих актах осуществляя свою свободу и прорыв в бесконечность. «Творчество для меня не столько не столько оформление в конечном, в творческом продукте, сколько раскрытие бесконечного, полёт в бесконечность, не объективация, а трансцендирование». «В опыте творчества преодолевается подавленность, раздвоенность порабощенность внеположенносстью».... В творческом опыте раскрывается, что «Я» субъект, первичнее и выше, чем «не-я», объект». Творчество, таким образом, по мысли Бердяева есть форма (способ), опыт сопротивления мировой данности. Если принять во внимание его жизнь, судьбу (изгнание, эмиграция, две войны …), его титаническую работу (десятки книг) невозможно не признать духовную силу, мощь его гения. «Персонализм» не противоречит «экзистенциализму». Оба понятия применимы к философии Н.А. Бердяева.
30.исторически конкретные варианты диалектики и формулировка законов диалектики Гераклит Сократ Маркс Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие— общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов,причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Движениетакже является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занима- ет постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они: • охватывают все сферы окружающей действительности; • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: •единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; • отрицания отрицания. 3. Закон единстваи борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество"и"различие"и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы: • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении); • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). 4.Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество— тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера— единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: • резко, одномоментно; • незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой. 5. Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: • смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); • "эстафета поколений"; • смена вкусов в культуре, музыке; • эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени); • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Примеры: • организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); • исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.). Таким образом, развитиескорее идетне линейным образом (по прямой), а по спирали,причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.6. Основными принципами диалектикиявляются: • принцип всеобщей связи; • принцип системности; • принцип причинности; • принцип историзма. Всеобщая связьозначает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: • внешние и внутренние; • непосредственные и опосредованные; • генетические и функциональные; • пространственные и временные; • случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешниеи внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как
биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы. Системностьозначает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность— наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Историзмподразумевает два аспекта окружающего мира: • вечность, неуничтожимость истории, мира; • его существование и развитие во времени, которое длится всегда. 7. Категория диалектики- наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: • сущность и явление; • форма и содержание; • причина и следствие; • единичное, особенное, всеобщее; • возможность и действительность; • необходимость и случайность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.01 с.) |