Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеалистические представления о душе (Сократ, Платон).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Совершенно новую сторону познания душевных явлений открыла деятельноть философов-софистов (София – мудрость, Протагор, Гиппий, Горгий). Вместо вопросов связанных с изучением природы и человека, их мысль была направлена на изучение деятельности человека в условиях его связи с другими людьми и воздействия на них. Так, софисты учили мудрому повдению, искусству убеждать в спорах, публично выступать, влиять на интеллект и чувства граждан. Предметом их изысканий были средства общения – логика и язык (но с точки зрения их использрвания с точки зрения манипулирования людьми). Сократ (469-399 гг.до н.э.) - в отличие от софистов главной темой является не отношение человека к другим людям, а отношение к самому себе. «Познай самого себя» - анализ поступков и отношения к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения. Во всех предшествующих объяснениях подчёркивалась зависимость души от внешнего мира. Душа – воздух, огонь, движение атомов. Теперь под душой понимались психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. «Диалектика» – нахождение истины с помощью беседы. Разработал технику диалога: 1. Работа мысли зависит от определённой задачи, создающей препятсвия для достижения цели (препятсвия – система вопросов в диалоге, которые он задавал собеседнику, активизируя тем самым, его умственную активность); 2. Умственная активность изначально носила парный характер, характер диалога. Оба эти положения стали основными направлениями в исследовании мышления в ХХ веке: - напрвленность мысли, детерминирующая тенденция, создаваемая задачей; - диалогизм – познание изначально социально, т.е. коренится в общении субъектов. Т.о., после Сократа, которого интересовала умственная деятельность индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым содержанием, нефизическими сущностями.
Платон (428-348 гг.до н.э.) Основоположник идеалистической философии (психологии). Центральное место в философии Платона – учение об идеях. Существует три вида бытия: 1 – идеи – подлинное бытие, вечное, неизменное, не имеющее начала. Идеи незримые, самостоятельные сущности (реалии), независимые от чувственных вещей. 2 – материя – небытие, бесформенное, незримое, нечто, что соединившись с какой-либо идеей, может стать любой вещью. 3 – чувственный мир – материальные вещи, нами переживаются, но не существуют на самом деле. Первенство принадлежит миру идей. Душа – посредник между миром идей и вещей, но по природе ближе к миру идей и существует до того, как соединяется с каким-либо материальным телом. Душа поселяется в тело в момент рождения, она падает на Землю из мира вечных идей. Души творятся богом, они бессмертны. Душа должна соответствовать телу. Развивая это положение, Платон идёт по пути дифференциации, выделения частей (функций) души: - низшее начало - общее для человека, животных, растений – совокупность низших потребностей (голод, жажда и т.д.) – помещается в брюшной полости; - яростный дух – помещается в груди – этой частью души «человек вскипает, раздражается, становится на сторону того, что ему кажется справедливым, и ради чего он готов переносить голод, стужу и все подобные им муки, лишь бы победить» (на современном языке – аффективно-волевая сфера); - разумное начало – помещается в груди, противостоит стремлениям низшего начала, управляет поведением. Пример: Стадо, собака, пастух; Чёрный конь, белый конь, возница. Т.о., в сферу изучения души вводятся такие аспекты, как мотивационный конфликт и роль разума в преодолении конфликта и интеграции поведения. Низшая часть души отмирает вместе с телом. Высшая часть души не умирает, переселяется в другое тело, соответствующее. Например: если человек недостаточно умён à в тело осла; души философов à в высший мир идей. Поэтому о душе нужно заботиться, накопленный опыт не умирает, а сохраняется. Платон: «Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена, и если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью». У Платона существует только движение души, но не развитие. Процесс познания Процесс падения души с небес на Землю сопровождается забыванием душой всего того, что она знала и видела. Но она может вспомнить об утраченных идеях. В целом, процесс познания – это процесс припоминания, познать = вспомнить => мышление, которое Платон считал главным когнитивным процессом, является репродуктивным, а не творческим.
Уровни познания 1 – подлинное познание – направлено на мир идей, высший вид знания, существует в 2-х формах: Рассудок – использование в процессе познания опоры на образы. Разум (ум) – оперирует понятиями, знание даётся путём сопоставления различных мнений. Платон: «Мысль, душа делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и отвечая, утверждая и отрицая». Этот процесс рассуждения Платон назвал внутренним диалогом с самим собой. Т.о., мышление понимается как внутренний диалог с незримым собеседником (в современной психологии – внутреняя речь). Это следующий шаг в понимании мышления, у Сократа – внешний диалог. 2 – мнимое знание – направлено на мир чувственных вещей. Это низший уровень познания, когда мы получаем представление лишь об образах вещей, но ни об их сущности. Познание вещей не даёт истинного знания.
Итак, мы рассмотрели материалистический (природный) и идиалистический (культурный) подходы к пониманию души. Общим является то, что душа выступает как внешнее, попадающее в организм извне, со стороны: атомы (Демокрит), идеальные формы (Платон). Аристотель преодолел эти взгляды и предложил новое понимание души.
Учение Аристотеля о душе. Аристотель (384-322 гг.до н.э.) ученик Платона. Аристотель впервые отграничил психологию от других областей знания – трактат «О душе» – историко-психологический обзор, систематическое исследование по проблеме души. Душа – несамостоятельная сущность, а форма организации живого тела. Душа – это операции, деятельность, управление, а не самостоятельное тело среди других. Аристотель: «Сказать, что душа гневается, равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома. Именно лучше, по-видимому, не говорить, что душа сожалеет, или учится, или размышляет, но человек благодаря душе сожалеет, учится или размышляет». Вывод Аристотеля о том, что «души от тела отделить нельзя», делал бессмысленным все вопросы, стоявшие в центре учения Платона: о прошлом и будущем души, о способах её соединения с телом и т.п. Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных деятельностях (функции единой души): питающая, чувствующая, движущая, разумная. - первая функция души (вегетативная) рассматривалась как специфическая для растений; - вторая и третья (сенсомоторная) – для животных; - четвёртая (разумная) – для человека. Об отдельных частях души можно говорить только в том смысле, что могут существовать организмы наделённые одной функцией (растения), несколькими (животные) или всеми (человек). Высшие функции предполагают низшие, возникают на их основе. Т.о., в этой классификации мы видим развитие души, т.е. в ней заложен генетический принцип. Среди функций души Аритотель выделяет стремление «к чему-либо» или «от чего-либо». Определяется стремление двумя факторами: а) объектом, о котором сообщают органы чувств; б) чувством удовольствия или неудовольствия. Стремление – единственная движущая сила поведения живого организма, имеющая естественные причины. При анализе разумной части (функции) души Аристотель переходит на идеалистические позиции. Разум (нус) отделим от тела, имеет божественную сущность и в момент смерти покидает тело, соединяясь со всеобщим разумом. Здесь дуализм в учении Аристотеля: с одной стороны душа не существует вне тела, она его форма, с другой, разум не связан с телом (противоречие).
Процесс познания Аристотель выделял познавательные процессы: ощущение, память, воображение, мышление. Ощущение – начальный этап познания, вызывается воздействием внешних предметов. Ощущение – это перенос формы предмета без его материи на воспринимающий орган. Важное место при этом отводится промежуточным средам (воздух, вода, «мясо» организма), которые осуществляют перенос формы (преобразуются по образу и подобию переносимого свойства). Ощущения происходят благодаря 5-ти органам чувств. Но существует ещё «общее чувствилище», которое отвечает за восприятие общих качеств – движение, покой, величина, число, фигура. Благодаря общему чувству человек осознаёт то, что воспринимает, оно помогает сравнивать и объединять ощущения в образы. «Невозможно различить посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого». Память – помогает сохранять и воспроиводить ощущения. Три вида: - низшая память – способность сохранять ощущения (обладают все животные); - собственно память – к образу предмета присоединяется временная оценка (образ в прошлом), это пямять – воспоминание (обладают не все животные); - высшая память – воспоминание с участием суждений (обладает только человек). Воображение (фантазия) – берёт начало в ощущениях, заключается в образовании представлений, в них происходит закрепление первоначальных образов, создаются обобщенные образы, которые являются базой для мышления. Раскрыл способы соединения представлений: по сходству, временной последовательности и контрасту (начала ассоциативной теории).
Мышление – высшая, познавательная способность, результатом, которой является суждение, органом – нус. Классификация 1 – по уровням: - низшее мышление – процесс составления мнений, ограничивается констатацией фактов, не содержит рассуждений, без попыток ответить на вопрос – почему? - высшее мышление – направлено на выяснение истины – а) логическое – помогает из наличного знания сделать правильный вывод по законам логики; б) интуитивное – помогает определить предпосылки для дальнейшего мышления; в) мудрость – способность открывать высшие истины, не поддаётся объяснению, даётся свыше (следствие божественного вмешательства). 2 – по направленности мышления на те или иные объекты: - теоретический ум – это наука, не решает практических вопросов для чего? с какой целью? т.д. - практический ум – решает практические задачи, ставит цели и определяет пути их достижения. Каждой форме мышления находится своё место в жизни, у каждого есть своя функция. В учении Аристотеля все познавательные способности существуют в единстве и берут начало от ощущений, «существо, не имеющее ощущений, ничему не научается и ничего не поймёт, душа новорождённого представляет чистую дощечку, на которой ещё ничего не написано».
Учение о чувствах Относился к чувствам положительно, не считал помехой в жизни, различал два вида чувств: удовольствие и неудовольствие. Чувства рассматривал как показатели благоприятного или неблагоприятного протекания деятельности. Высшие чувства – связаны с умственной работой и наиболее ценны. Но Аристотель призывал не ограничиваться только ими. Аффекты – это выход за пределы нормального течения чувств: влечение, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, тоска, ненависть, зависть. Их роль велика, без них невозможно совершение героических поступков, адекватное восприятие художественных произведений. Основные признаки аффекта: 1. Возникает непроизвольно, без намерения или обдумывания. 2. Окрашен удовольствием-неудовольствием. 3. Под его влиянием человек меняет прежние решения. 4. Сопровождается телесными изменениями. Пример: описание страха «Страх –некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность; люди ведь не боятся всех зол; например, не боятся быть несправедливыми или лживыми, но лишь тех, которые могут причинить страдание, сильно огорчить или погубить, и притом в тех случаях, когда эти бедствия не угрожают издали, а находятся так близко, что кажутся неизбежными». Аристотель не считал возможным подавление аффекта, разделил сам аффект и манеру поведения в аффекте. Именно 2-е надо воспитывать. Как составляющее учения о чувствах – учение о катарсисе. Заимствовал это понятие у Гиппократа (катарсис – очищение путём выделения излишних соков при болезни). У Аристотеля катарсис – очищение от страданий. Например, искусство помогает очищению от неприятных переживаний: «Трагедия при помощи сострадания и страха достигает очищения аффектов». Современные авторы называют воздействие театра на человека социальной терапией.
Учение о характере и воле
Харктер – некоторая определённость, устойчивое качество, приобретается при жизни (неразумные дети выдающихся людей). Дал описание характера людей в зависимости от профессии, возраста, социального положения.
Понятие о воле развивает в рамках учения о действиях. В зависимости от причины возникновения действия делит на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные – причина вне человека: случайные (споткнулся), в силу требований природы тела (обжег руку, отдёрнул), действия по необходимости, принуждению (действия раба). За непроизвольные действия человек ответственности не несёт.
Произвольные – причина внутри, «по собственной воле»: действия по привычке, под влиянием стремлений, без учёта последствий; действия по намерению, волевые действия возникают благодаря разуму – выбирается цель, средства её достижения, просчитываются последствия. Там, где нет разума (животные, дети, умалишенные), там нет и воли. «В нашей власти как действия прекрасные, так и действия постыдные».
Итак, с 4 в до н.э по 17 в учение Аристотеля оставалось наиболее влиятельным в психологии и практически без изменений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.007 с.) |