Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет. Онтология и этика неоплатониковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Главное в неоплатонизме — учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. В лице неоплатонизма античная философия приходит к тому, с чего начала индийская философия в «Упанишадах» с их непознаваемыми разумом атманом и брахманом. Неоплатонизм выходит даже за пределы философии (если под философией понимать разумное мировоззрение). Неоплатонизм сверхразумен. В нем наблюдается возврат к мифологии, ремифологизация — процесс, обратный тому, какой происходил при генезисе философии. Гегель не случайно использовал неоплатонизм как иллюстрацию своего закона отрицания отрицания: философия сперва отрицала религию (мифологию), а затем в своих самых зрелых формах, отрицая саму себя, постигла внутреннее содержание мифологии и образовала с ней синтез. Это и произошло в неоплатонизме. Так что, по Гегелю, получается, что неоплатонизм не столько философия как антипод мифологии, сколько синтез философии и мифологии. НЕОПЛАТОНИЗМ — последний этап развития античного платонизма, принципиальной новизной которого по сравнению со средним платонизмом следует считать признание сверхбытийной природы первоначала и тождество ума-бытия как его первое проявление, что было впервые отчетливо представлено в философии Плотина (3 в.). Неоплатонизм замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и начиная с ученика Плотина Порфирия использует аристотелизм в качестве введения — гл. о. логического — в учение Платона. Неоплатонизм — последний этап развития античной философии. Его основателем считается Аммоний Саккас из Александрии (ок. 175–242). Плотин (2 до н.э.). Неоплатонизм зародился во время агонии Римской империи и выразил основные характеристики своего времени: ее универсализм и катастрофизм. Плотин преобразовал платоновскую теорию в религиозную философию. Основой всего сущего он считал единое божественное первоначало — сверхчувственное, сверхразумное и сверхприродное. К нему не приложимы никакие определения, ему не свойственны никакие качества. Судить о его сущности можно только косвенно — по тому, что им порождено. Это первоначало едино и является причиной всего, верховой силой, высшим благом и высшей красотой. Можно заметить, что божественное первоначало Плотина — результат мистического переосмысления учения Платона об идее высшего блага и предшественник христианского учения о едином и всемогущем боге. В античной мифологии существовало множество богов (политеизм), каждый из которых обладал ограниченной силой и был подчинен богиням судьбы (мойрам или паркам). В христианстве и иудаизме признается один бог (монотеизм), обладающий всемогуществом. Бытие, согласно Плотину, зависит от божественного первоначала. Мир представляется лестницей, на которой происходит постепенное снижение первоначала: божественное первоначало—божественный ум—божественная душа—природа. Первоначало подобно свету, материя же подобна тьме. Мир образуется из материи в результате проникновения в нее света путем эманации, т. е. излучения, истечения божественного первоначала. Философские учения позднего эллинизма разрабатывались в парадоксальной, на первый взгляд, ситуации: при политическом господстве Рима над греческим миром в самом Риме складывалась эллинизированная культура. Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности — неоплатонизм выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: ееуниверсализм и катастрофизм. Агония Римской империи длилась века: военные поражения, всеобщее обнищание, развал, восстания рабов и национальные восстания, потеря территории. Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного. что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства. «Назад, в милую общину!» — восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204—270 из.), имея в виду небеса, вечное божественное бытие. Плотин был последователем философии Платона, но не простым его эпигоном, а творческим мыслителем, обогатившим платонизм новыми идеями. Его роднит с Платоном противопоставление реальности сверхчувственного мира иллюзорному миру видимости — чувственному бытию. Высшей ступенью бытия, по Плотину, его субстанцией являются не идеи, как у Платона, а божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств. Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире. Полнота бытия Первоединого приводит к творению: при этом Единое не умаляется, оно остается Единым, обладающим всей полнотой бытия. Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего — Единого, в силу чего он содержит в себе многое. Первый момент Ума — вещество, понимаемое Плотином не как материя чувственного мира, а как сущее. Второй момент Ума — мыслимое бытие, или существование. Третий момент Ума — мышление. Таким образом. Ум включает в себя сущность, существование и мышление. За Единым и Умом следует душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна ее часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне. Видимый мир, природа является эманацией Души, или истечением, когда она не обращена вверх — к Первоединому: «Спрашивать, почему Душа создала космос, значит, спрашивать, почему существует Душа и почему творец творит». В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема: • ценностный подход к бытию на основе его иерархизации; • признание высшего бытия как творческого начала; • идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии, суждена была долгая жизнь. По выражению Б. Рассела, философия Плотина является одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии. В качестве философского фундамента теологии Августин избрал учения Платона и неоплатоников. Поэтому он провел серьезную и глубокую работу по христианизации платонизма и неоплатонизма, возводя в абсолют те принципы этих учений, которые соответствовали христианству, и отвергая те, которые для христианства были неприемлемы. В результате платонизм и неоплатонизм в течение нескольких веков воспринимались европейскими философами исключительно в христианизированной, а значит и усеченной форме, заданной им Августином.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.009 с.) |