Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 24. Ф.Бэкон о природе знания и становление экспериментальной науки.

Поиск

Фрэ́нсис Бэ́кон – английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

Бэкон был родоначальником английского эмпиризма (гр. опыт). Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, с восприятия внешнего мира, но последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении.«Непосредственному восприятию чувства самому по себе, мы не придаем много значения, но проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете», «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте».

Совершенно справедливо Бэкон указывает на необходимую связь знания с экспериментом. Здесь философ прав на все сто процентов. Однако далее он делает весьма обязывающий в философском отношении шаг: он утверждает, что научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.

По Бэкону, знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента. Раз так, то он вполне последовательно утверждает, что эксперимент индуцирует (лат. «induktio» - наведение, выведение) знание, «наводит» на его. Но Бэкон имеет в виду не просто наведение на новое знание, а конкретный философский метод индукции, логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных факторов к обобщениям.

Но метод индукции бессилен там, где получают идеализации.

Ф. Бэкон основатель матер-ма и эксперим. науки нового времени. «Новый органон» - сборник статей по логике. Эмпиризм – не только наблюдение, но и опыт. Родоначальник материализма: основа всего сущего – материя (многокачественная, наделенная ощутительной деятельностью). Цель знания – способность науки увеличивать власть человека над природой. Резко выступал против схоластики. Наука должна быть рацион. переработкой фактов опыта. Исключительное значение наук. Создал свою классификацию на основе памяти, воображения, разума. Учение о 2 истинах: теологической и философской, их предметы различны. Признает только науки, построенные только на эксперименте и опыте.

Новые знания о природе можно получить лишь исследуя ее саму. Преграда на пути к истинному познанию – теория идолов:
- идол рода (приписывание чел. своих свойств природе вещей, которые он изучает): - идол пещеры (ошибки, связанные с субъективным взглядом чел., с его эмоциями): - идол площади (ошибки, связанные с общественным мнением): - идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляция в науке, существование авторитетов, влияние традиции).

Учение о 4-х принципах, связанных с наукой – материя, форма, движущая причина, цель. В связи с тем, что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета наблюдения: 1. Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в обл. изучаемого процесса. 2. Таблица негативных инстанций. 3. Сравнение + вывод о том, что преволирует. Две части души – чувственная и разумная. Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида (идеализированное общество, под руководством философов, без воровства, но остались классы). Заслуга Бэкона в развитии фил. закл. в том, что он 1) восстан. матер. Традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ. собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как сов-ть частиц, а на природу – как на сов-ть тел, наделенных разными качествами.
- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания явления:
1. наблюдение фактов
2. их систематизация и классификация
3. отсечение ненужных фактов
4. проверка
5. обобщение
- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все знания основываются на опыте!

Идолы познания

Разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он считал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться:

1. Идолы рода;

2. Идолы пещеры;

3. Идолы рынка;

4. Идолы театра.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. Под пещерой нужно понимать ту социальную среду, в которой вырос человек.

Идолами рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употребление слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из- за слов, что в, конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания.

В категорию идолов театра Бэкон включает ложное представление о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.006 с.)