Билет. Основные направления и идеал мудреца в эллинистической философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Основные направления и идеал мудреца в эллинистической философии



Начало этой философии совпадает с деятельностью Александра Македонского , с уходом с арены греческих городов греческих городов-полисов и с образованием империи.
Жизнь изменяется, нарушается привычный ее темп.
Появление большей информации о жизни других народов, изменение образа жизни, во многом ее ухудшение, обилие войн, несчастий, болезней изменяют и философские акценты.
Раньше философия занималась или познанием природы, как у досократиков , или метафизикой - онтологией, гносеологией, как у Платона и Аристотеля.
В философии эллинизма главенствующий характер приобретает интерес к человеку.
В эллинистических философских эллинистических философских построениях метафизические вопросы уступают место интересам этики .
Все главные философские эллинистические системы-философия системы-философия Эпикура (эпикурейство), стоицизм (философия стоиков), скептицизм (философия скептиков) - направлены на решение одного вопроса: как человеку жить в условиях существующего мира?
Выделяются школы эпикурейства и стоицизма.
Они возникли в одно время, существовали долго, даже после Р.Х., закончили свое существование, когда распространилось христианство по Европе.

 

Скептицизм был реакцией на философию стоиков, и в меньшей степени - эпикурейства.
Была еще одна философская школа философская школа - неоплатонизма, которая возникает позже, хотя школы Платона продолжают существовать и в эпоху эллинизма.

Неоплатонизм - самая мощная философская школа первых веков христианства.

В этой философии есть 2 тенденции:

1. Философия повседневная (практическая)

Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, киники, киренаики(до этого времени не доживают)

2. Трансцендентная

неоплатонизм
Первые – кинизм. Антисфен (4-3 до н.э.) и Диоген (4-3 до н.э.). Переосмыслили предназначение философии. Ф. должна показывать челу путь к добродетельной жизни. Т.е. надо произвести переоценку ценностей и избавиться от ложного (имущество, деньги, зависимость от общественного мнения). Диоген поэтому и жил в бочке. Основная идея полная свобода. Киники создали этическую концепцию, которая выражала протест бесправной части населения против сложившейся власти.
Эпикурейство. Увлекшийся Демокритом Эпикур (3-2 до н.э.). Высшее благо Э. видел в блаженстве, атараксии. Цель – избавиться от того, что мешает блаженству. Этика свободы. Чел может быть свободным, если преодолеет три главных страха: страх перед смертью, перед судьбой, перед богами. Э. развенчал каждый страх. Смерти нет, потому что для живого ее еще нет, а для мертвого уже нет. У богов своя бессмертная жизнь, не связанная с нашей смертной. Не надо бояться судьбы, потому что атомы способны самопроизвольно отклоняться от направления, следовательно у человека есть возможность самому менять свою судьбу. Основной принцип индивидуалистской этики – жить незаметно (не участвовать в общественной жизни).
Стоицизм. Зенон из Китеона (3-2 до н.э.). Высшая цель – счастливая жизнь. Пусть к счастью лежит через искоренение страстных чувств, через апатию (параллель с атараксией эпикурейства). Главное умонастроение – чувство постоянной опасности и неопределенности человеческой жизни. Считали необходимым участие в общественной жизни. Ввели понятие фатума, то есть рока. Таким образом они считали, что судьбу нельзя изменить, но можно изменить свое отношение к ней. И вот внимание!!! Идеал мудреца, который значится в вопросе! Идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств. Он действует в согласии с природными законами, добровольно и бесстрашно подчиняется воле судьбы, необходимости, року. Противостоять судьбе бессмысленно и тщетно. Покорность же перед судьбой переходит во внутреннюю свободу человека, мысли и действия которого перестает сковывать страх за свою жизнь и благополучие.
Противоречивость многих школ вызвала сомнение в силе познания человека, привела к скептицизму. Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (3-2 до н.э.). Он жил в эпоху социально-политического упадка Греции, кризиса рабовладельческой демократии, который породил кризисные тенденции в сфере науки и культуры. В это время падает интерес и доверие к познавательной мощи человеческого разума.

Основатель – Плотин (2 до н.э.). Неоплатонизм зародился во время агонии Римской империи и выразил основные характеристики своего времени: ее универсализм и катастрофизм. Плотин преобразовал платоновскую теорию в религиозную философию.
Основой всего сущего он считал единое божественное первоначало — сверхчувственное, сверхразумное и сверхприродное. К нему не приложимы никакие определения, ему не свойственны никакие качества. Судить о его сущности можно только косвенно — по тому, что им порождено. Это первоначало едино и является причиной всего, верховой силой, высшим благом и высшей красотой. Можно заметить, что божественное первоначало Плотина — результат мистического переосмысления учения Платона об идее высшего блага и предшественник христианского учения о едином и всемогущем боге. В античной мифологии существовало множество богов (политеизм), каждый из которых обладал ограниченной силой и был подчинен богиням судьбы (мойрам или паркам). В христианстве и иудаизме признается один бог (монотеизм), обладающий всемогуществом. Бытие, согласно Плотину, зависит от божественного первоначала. Мир представляется лестницей, на которой происходит постепенное снижение первоначала: божественное первоначало—божественный ум—божественная душа—природа. Первоначало подобно свету, материя же подобна тьме. Мир образуется из материи в результате проникновения в нее света путем эманации, т. е. излучения, истечения божественного первоначала.
Переход от божества к миру есть в то же время нисхождение от совершенства к несовершенству, от единства к множественности. Отношение божественного первоначала к миру во многом воспроизводит платоновское противопоставление мира идей и мира вещей.
Следуя платоновскому учению о душе как духовной сущности, Плотин создал мистическую теорию мирообразования как космического процесса нисхождения и восхождения душ. Человек состоит из души умопостигаемой, наиболее близкой к божеству, души чувственной и тела. Единственным способом приблизиться к божественному первоначалу философ считал экстаз, в котором человек поднимается над телесным миром. В состоянии религиозного экстаза человек божественной частью своей души приближается к богу.
В целом учение Плотина — религиозно-мистический вариант объективного идеализма. В нем не содержится никаких попыток научного исследования окружающего мира, происходит полный отход от традиций античного материализма, изучения природы и реальных общественных отношений. Во взглядах Плотина на взаимосвязь божественного первоначала и земного мира, человека и бога, на религиозный экстаз начинают вырисовываться основные принципы более поздней христианской философии.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.77.193 (0.008 с.)