Билет 27.Материалистический эмпиризм Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 27.Материалистический эмпиризм Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк)



Эмпиризм - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Локк, Гоббс) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Родоначальником материализма Нового времени был Ф. Бэкон

Предметом философии Гоббса являются тела и их свойства, а Бог и откровение не являются.

Тела
естественные искусственные
Природные неодушевленные Природные одушевленные  
     

Первичны сами вещи, вторичны их обозначения или слова (метки)

Человек человеку – волк Отношения между государствами Человек человеку – Бог Осознание необходимости культивировать мирные добродетели среди граждан одного государства

Разум – инструмент, которым человек должен пользоваться правильно.

Гоббс выделил одну главную проблему – проблему государства, законности, мира и порядка в нём. Будучи представителем механистического материализма, он и общественные явления пытался истолковать с точки зрения механистического естествознания.

Гоббс различает два состояния общества:

Естественное состояние – без государства. Люди действуют согласно законам природы, подчиняясь своим страстям. Все равны от природы. Каждый хочет не только сохранить жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения. Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству человек не останавливается ни перед чем. В этой войне не может быть победителей. В целях самосохранения люди должны искать мира. => естественные законы:

Искать мира и следовать ему защищаясь

Отказаться от права на всё

Выполнять подписанные соглашения

Быть способным на благодарность

Быть взаимноуступчивым

Уметь прощать обиды при определённых условиях

Соразмерно мстить

Не оскорблять другого человека

Сказать нет собственной гордыне

Люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Чтобы сделать соглашение между людьми длительным требуется общая власть. Такая власть может быть создана только путём сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В результате рождается государство – новое лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, может распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов.

Гоббс государство уподобляет библейскому чудовищу Левиафану. Государство на место законов природы ставит законы общества.

Когда власть избранна граждане теряют все права, кроме тех, которые сочтёт целесообразным предоставить им правительство.

Власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой.

 

Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ-просветитель и политический мыслитель, сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую теорию познания, а также идейно-политическую доктрину либерализма.

В своей основной работе « Опыт о человеческом разуме» он ставит главной целью исследовать человеческий разум, его способности, функции и пределы. Он убеждён, что знание человеком своих познавательных способностей предохранит его от скептицизма и умственной бездеятельности.

Считает, что не существует врожденного знания. Единственным источником идей может быть только опыт. Выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию

Ощущения
Первичных качеств неотделимы от тел, объективно существуют, телесно не наличествуют (плотность, масса, движение и т.п.) Вторичных качеств В определяющей степени связаны с познающим объектом и определяются его ощущениями (цвет, вкус, тепло, боль и т.п.)

Рефлексия – деятельность самого ума, когда он имеет дело уже не с внешними вещами, а получает возможность совершать с ощущениями различные действия, производить обработку. Этот процесс совершается благодаря деятельности трех способностей души: соединения, сопоставления и абстрагирования, результатом чего становится формирование сложных и общих идей, таких например, как идея субстанции.

Познание носит истинный характер лишь тогда, когда идея соответствует действительности. Простые идеи – самые ясные и адекватные.

Виды знания:

1)Интуитивное – самое достоверное, основано на обобщении внутреннего опыта.

2)Демонстративное (доказательное) – обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта

3)Сенситивное (чувственное) – ограничивается восприятием отдельных единичных вещей внешнего мира, т.е. на его основе мы убеждаемся в существовании других вещей.

Естественное состояние изображает как царство свободы и равенства.

Основные неотчуждаемые естественные права человека: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом.

Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые гарантированы в естественном состоянии.

В отличие от Гоббса он утверждает, что полного отказа от естественной свободы при заключении договора быть не может. Ограничивает свою естественную свободу лишь настолько, насколько это нужно для охраны его личности и имущества. Власть правителя не может быть абсолютной.

Идея о разделении труда:

1)Законодательная - верховная

2)Исполнительная

3)Федеральная (вопросы внешней политики)

В своём трактате ставит также вопрос о возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет своей прерогативой.

 

Билет 28. Идеалистический эмпиризм Нового времени ( Д.Беркли, Д.Юм)

 

Идеалистический эмпиризм Нового времени (Д.Беркли, Д. Юм)

Эмпиризм - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир.

Джордж Беркли (1685 - 1753 гг.) - английский философ, представитель субъективного идеализма. Философское учение Беркли проникнуто стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии.

Выступил с критикой учения Дж. Локка о первичных и вторичных качествах. Все качества – вторичны. Объективные качества являются иллюзией. Протяженность, форма и движение немыслимы как отвлеченные от остальных ощущаемых качеств. Первичные качества надо искать там же, где и прочие ощущаемые качества, т.е. в духе и нигде более.

Мы ничего не можем знать о пространственных свойствах и отношениях, пока мы их непосредственно не ощущаем. Между первичными и вторичными качествами нет различия, те и другие являются ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет.

Существование вещей означает, что они должны быть воспринимаемыми. => Центральный принцип его философии: «существовать значит быть воспринимаемым».

Данное утверждение приводит Беркли к солипсизму – учению, признающему существование только данного субъекта. Каким образом существуют вещи, не воспринимаемые данным субъектом? Вещи в это время существуют в восприятии других душ, подобных его. Но если и это не удовлетворяет нас, то тогда не ощущаемые никем предметы как «сумма идей» продолжают непрерывно существовать в Боге.

Абсолютно существует только Бог, души существуют только относительно Бога, ощущения – только относительно душ, а вещественные объекты только относительно ощущений.

Им был поставлен вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, привлечено внимание к психологическим сторонам процесса познания.

Дэвид Юм (1711 - 1776 гг.) - английский философ, историк, экономист и публицист.

- жизнь всегда богаче, чем мысль о жизни

Он выступил с преобразованием субъектно-идеалистической теории познания Дж. Беркли в духе агностицизма.

Агностицизм Юма оставлял теоретически открытым вопрос, существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления (хотя в житейской практике он в их существовании не сомневался). Первичными восприятиями Юм считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными- чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти).

Центральной философской проблемой должно быть не исследование того, каким способом вещи воздействуют на органы чувств, в результате чего возникают ощущения, а проблемы изучения достоверности познания и знания.

Исходный принцип познания – человеческий опыт, который он трактует как поток впечатлений, но неизвестно как полученный.

Чувственный опыт
Впечатления ощущения - восприятия, которые осуществляются непосредственно (когда мы видим, слышим, чувствуем). Затем ум снимает с этого первоначального впечатления копию и образует идею. Идея – менее живое (сильное и точное) восприятие. Впечатления рефлексии

Резкое сокращение различия между чувствами и мышлением. (снимает проблему о врожденных идеях)

Впечатления:

1. простые (поступают к нам непосредственно, чувственные образы памяти, рождаются из простых впечатлений)

2. сложные (Образование сложных идей - психологические ассоциации простых идей друг с другом)

Идеи могут приходить в связь друг с другом, благодаря присущим им трем принципам связи, полученным из опыта:

Сходства или различия

Смежности во времени

Пространства и причинности. Отношение между причиной и следствием является лишь результатом привычной связи восприятия. Привычка позволяет нам исходить из опыта, в ней он видит основание всех заключений, касающихся будущего.

И нравственность и религия носят инстинктивный характер. (Невозможно найти народы среди религии). Юм стоит на позиции философской веры.

Возможно, причинная связь и существует, но она непознаваема. Вопрос о том, что служит причиной наших ощущений – незаконен.

Разрешить спор между Локком утверждающим, что причиной наших ощущений являются вещи, и Беркли, считающим причиной ощущения Бога, мы не можем.

Поэтому позицию Юма в этом вопросе можно охарактеризовать как агностицизм.

Итог философии Юма – скептицизм: убеждение в человеческой слабости и слепоте.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.008 с.)