Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 22. Антропологические взгляды итальянских гуманистов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самым заметным явлением в философии эпохи раннего Возрождения стал гуманизм, обратившийся из весьма расплывчатого «человеколюбия вообще» в достаточно определенное философское направление, характерное как раз для Возрождения. Гуманисты Возрождения не были профессиональными философами, и не отличались корпоративной замкнутостью. Их социальный состав был чрезвычайно разнороден: философами-гуманистами были купцы, чиновники, аристократы, представители духовенства и т. д. Их всех объединял только высокий образовательный и интеллектуальный уровень и пристальное внимание к проблемам человека как индивида. Философские пристрастия гуманистов также были довольно разнообразными. Здесь были неоплатоники и последователи аристотелизма, поклонники элейской философии, пифагореизма, атомизма, демокритовско-эпикуровского направления. Самыми заметными расхождениями между философией средневековья и Возрождения были расхождения в постановке и решении проблемы человека и его места в мире. Во-первых, средневековье больше интересовалось отношениями Бога и мира, но не проблемами человеческой природы. Во-вторых, средневековье исходило из представления об изначально греховной природе человека, и соответственно имело представление о смысле жизни как процессе преодоления «родимого пятна» греховности. Природная греховность была обязана противоречивой природе человека: телесной, противостоящей и противоположной духовному, божественному началу. Преодоление телесности, приобщение к духу и конечное спасение после смерти трактовались средневековыми философами в качестве основной задачи христианина. Философы Возрождения первородного греха, а вместе с тем связанной с грехом телесной природы человека, не отрицают, но существенно меняют акценты, сосредоточивая внимание не на преодолении греховной природы, а на гармонизации телесного и духовного. Все живущее едино и прекрасно. И человека Бог создал не только как существо духовное, но и как телесное, потому телесное в человеке священно. Микрокосмос, который представлен человеком, подобен макрокосмосу – Вселенной: эта идея была весьма популярна у философствующих гуманистов Возрождения. Человек познает Вселенную потому, что он сам есть микровселенная (основной принцип мистики Экхарта). Телом своим человек принадлежит материальному миру, он соединяет в себе, в тончайшей эссенции, как учат Парацельс, Вейгель, Беме, сущность всех материальных вещей, поэтому он может понимать весь материальный мир. Священными свойствами обладает не только духовная, но и всякая телесная деятельность, например, труд крестьянина, ремесленника и даже торговца, который во все времена почитался низким. Все угодно Богу, все добрые и благородные дела служат делу личного спасения, помимо поста, молитвы и подношений в храм. Именно в эпоху Возрождения в Европе закладывается отношение к любому труду не как к подвигу, но как к повседневной добровольно принятой во имя грядущего спасения обязанности. Кампанелла предлагает достаточно абстрактную теорию соотношения духовного и телесного в человеке, которая обосновывает возможность познания и деятельности в любой сфере. Кампанелла говорит, что человек познает непосредственно только самого себя, для познания всего остального человек служит средством и исходной точкой. Мы познаем не вещи сами по себе, а те состояния, которые они вызывают в нас. Таким способом мы узнаем, что существуя, мы имеем некую власть над вещами, что-то знаем о них и чего-то хотим. Мы узнаем также, что наша власть, знание и желания ограничены существованием других существ. Это ограничение само имеет границу и потому относительно. Абсолютно ограничивает власть, желания и знания человека Бог, так как только Он ничем не ограничен, потому всевластен, всеведущ и всеблаг. Процесс гармонизации духовного и телесного приближает человека к его истинной природе, потому он должен доставлять удовольствие и соответствовать естественному стремлению к удовольствию. Удовольствие тесно сопрягается с эстетическим чувством, с красотой. Чувство красоты черпается из божественной объективной красоты, заложенной в природе, здоровом человеческом теле, в естественной добродетели и силе ума. Человек, стремящийся к удовольствию, неизбежно стремится также к красоте, поэтому он должен украшать окружающий мир, себя и других, облагораживать их, избавлять от телесных и духовных пороков и недостатков. Стремление к удовольствию в основных своих чертах совпадает со стремлением к пользе, а также к благородству, чести, достоинству – в целом все это есть признаки облагороженного цивилизованного человека, а не варвара, которому недоступны тонкие наслаждения, доступны же только грубые, связанные исключительно с удовлетворением первичных физиологических потребностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.006 с.) |