Билет 5. Древнегреческие атомисты об основаниях бытия, философия Демокрита.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 5. Древнегреческие атомисты об основаниях бытия, философия Демокрита.



Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архе. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Зевс, Аид, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие Боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.

Анаксагор принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом, и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.

Левкипп, вероятно, жил в Абдере — там же, где и Демокрит. Одновременно с Зеноном, Эмпедоклом и Анаксагором он выдвинул идею множественности элементов сущего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, Левкипп для объяснения разнообразия предметов утверждает существование относительного небытия, то есть наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi). Вслед за философами ионийской школы (прежде всего милетской) Левкипп считает движение внутренне присущим атомам.

Демокрит был учеником Левкиппа, однако громадная фигура ученика заслонила собой фигуру учителя и создателя системы. Принципиальная структура и основные понятия и положения были разработаны, как нам представляется, Левкиппом. Демокрит же развил теорию и связал ее с опытом.

Онтология

Первоначалами, согласно Левкиппу и Демокриту, являются атомы (бытие) и пустота (небытие). Левкипп якобы учил, что бытие существует не более, чем небытие, и наоборот, небытие существует не менее, чем бытие. Таким образом, они придали учению элеатов о небытие (которого, по мнению последних, не существует) физический смысл: небытие - это пустое пространство. Идея существования пустоты возникла из эмпирических наблюдений и размышлений над ними.

-процессы сгущения и разрежения,

-явление проницаемости, (например, ведро воды может войти в ведро золы);

-одинаковые по объему тела имеют разную массу, значит в одном из них больше пустоты, чем в другом.

Кроме того, к признанию существования пустоты атомистов подвинуло наличие движения в окружающем мире. Сама пустота беспредельна и едина. Единство – сохранение точки зрения элеатов.

Бытие множественно. Элементы этого множества не воспринимаются чувствами непосредственно и абсолютно плотны, т.е. в них нет пустоты, следовательно, они неделимы. Идея о существования атомов (древнегреч. - неделимое) – мельчайших, неделимых, чувственно не воспринимаемых частиц, также возникла из эмпирических наблюдений и размышлений. В пользу атомов указывают такие факты, как незаметное и постепенное истирание золотых монет, мраморных ступеней храма, распространение запахов.

Атомы

Абсолютно плотны (в них нет других частей и пустоты)

Неделимы

Существуют в бесконечно большом количестве

Чувственно не воспринимаемы.

Вечны и неуничтожимы

Качественно однородны, в отличие от гомеомерий Анаксагора, которые были качественно разнородны. Все внутренние качества атомов одинаковы, они различаются лишь внешне. Формой: шарики, угловатые и пр. Разнообразием формы атомов объясняется разнообразие мира.

Отличаются размерами.

Атомы могут образовывать соединения. Соединения различаются порядком и расположением.

Формы атомов отличаются так же, как буква A отличается от буквы B.

Порядки соединений атомов отличаются, как соединения букв AB и BA.

Положения отличаются также как буква A и ∀ (квантор общности, перевернутая буква А).

Возникновение и исчезновение вещей Левкипп и Демокрит объясняли соединением атомов и разъединением атомов соответственно. Изменения вещей они объясняли с помощью изменения порядка и положения атомов – соединения атомов многообразно. При этом, как бы они ни соединялись и сталкивались, между ними наличествует пустота. Если бы пустоты не было, то, по мнению Левкиппа и Демокрита, атомы слились бы в один.

Считается, что Демокрит, подобно Пифагору, много путешествовал, побывал в Египте, Вавилоне, Индии. Вернувшись в Афины, беседовал с Анаксогором. Отверг и высмеял идею Анаксогора о мировом уме, активном начале.

Пришел к выводу о том, что движение присуще атомам извечно; как вечны атомы, так же вечны и движения атомов. Для того, что вечно, не следует искать какого-либо начала. Первичные и вторичные качества вещей и атомов (название «первичный» и «вторичный» возникло позже, в 17 веке) Атомисты использовали термины «объективные» и «субъективные». Атомам не присущи чувственные качества: цвет, вкус, запах. Они производные от атомов опре- деленной формы – диспозиционная концепция первичных и вторичных качеств. Космогония. Атомисты учили о множественности миров, причем количество миров, по их мне- нию, бесконечно, поскольку каждый мир замкнут и вмещает конечное число атомов, а количество атомов бесконечно.

Демокрит совсем новым методом решает вопрос об отношении материи и движения. Согласно его представлениям, гарантией способности движения является существование пустоты. Движение присуще атомам в естественном состоянии. Демокрит полагал, что первичное движение никогда не было сообщено атомам, оно является, говоря современным языком, главным методом их существования . Движение передается столкновением, и движение в этом понимание является главным источником развития, поскольку в итоге столкновения атомы соединяются, из этого возникает все, что мы видим. Таковым образом Демокрит преодолевает делему дуализма материи и движения. Тут следует сказать, что у Демокрита речь идет лишь о движении чисто механическом. Механистическое движение признается единственно вероятной формой движения.

Понимание мира у Демокрита тесновато связано с основными принципами его учения о бытии и его пониманием отношений меж явлениями. Тут Демокрит был приверженцем серьезной необходимости. Развитие вселенной, порядок мира, все сущности определены механистическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для объективного существования “случайности”, и сама “случайность” разъясняется незнанием обстоятельств определенного явления.

В согласовании со своим учением Демокрит дает материалистическое объяснение возникновения богов: древние люди, видя неземные явления (гром, молнию, зарницы, затмение луны), боялись и полагали, что боги суть предпосылки этих вещей.

Сведения относительно взглядов Демокрита на познание, которые дошли до нашего времени, время от времени противоречат друг другу. Одно ясно, что Демокрит отбрасывает негативное отношение к чувственному познанию, как это было у элеатов. Аристотель его взоры характеризовал однозначно:

“Демокрит ... полагал, что истинно суть то, что нам является”.

О значении, которое Демокрит придавал чувственному познанию свидетельствует и его концепция образов - ЭЙДОЛОВ. Эйдолы появляются где-то меж объективной вещью и подходящим органом чувств субъекта восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух нечто, подобие предмета, которое в свою очередь втискивается во влажную часть глаза. Фактически образ предмета возникает где-то в пространстве меж предметом и глазом и, как оттиск попадает в соответствующий орган чувств. Поэтому Демокрит отводил чувственному познанию основную и незаменимую роль, видя в нем первую и основную предпосылку всякого дальнейшего познания.

Значение, которое придает атомистическая гносеология чувственному познанию, не мешало, но, Демокриту раскрыть значение и функции оптимального познания. Он соображает процесс познания состоящим из двух ступеней. Чувственное познание является некоей низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию “истинной сущности” (т.Е. Познанию атомов), открытию причинных связей можно только при помощи оптимального познания. Чувствами можно принимать только то, что появляется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также “естественным” образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях собственного развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, потом они совместно зимой прятались в пещерах и прятали там запасы, потом - познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таковым образом, Демокрит считает, что главным стимулом развития общества являлась необходимость ублажения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инвентарем развития особенности, но быстрее только ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Он не осуждает скопления, но осуждает приобретение их дурными методами.

Этика Демокрита тесновато связана с его социальными и политическими взорами. Он пробует сформировать некие “универсальные” моральные правила. Центральным в его этике является “достижение хорошей мысли”. Путь к этому - через жизненную уравновешенность и умеренность. Основным средством заслуги добродетели он считает убеждение, воспитание в духе нравственности.

Увлекшись идеями Демокрита Эпикур основал философскую школу. Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Возможность свободного поведения человека коренится в самой природе. Физическая предпосылка свободы выводится Эпикуром из переработанного атомистического учения Демокрита, в которое он ввел принципиально новый метод – способность атомов самопроизвольно отклоняться при движении. Самоотклонение атомов, постулируемое в физике Эпикура, есть тот минимум свободы в природе, без которого было бы невозможным свободное поведение человека.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.88.35 (0.01 с.)