Билет 10.Метафизика и теория познания Аристотеля. Аристотелизм как тип мышления.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 10.Метафизика и теория познания Аристотеля. Аристотелизм как тип мышления.



Аристотель, величайший из учеников Платона. Он был не согласен с философской концепцией платонизма Отсюда выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». («Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине» - полная версия высказывания).

Сущность –это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания–науки. Аристотель стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а поэтому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он создаёт первую в истории систему логики–силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из определённых посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства. Вопрос о том что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путём анализа высказываний о бытии. “Высказывание” по-гречески–“категория”.

Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому её, как правило, и отождествляют с бытием). Все остальные категории–качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания–соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: “Что есть вещь? ” Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даём ей определение, понятие вещи. Остальные 9 категорий отвечают на вопрос: “Каковы свойства вещи? ” - и определяют признаки, свойства вещи, её атрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама ни о чём не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому. Аристотелю характерно убеждение в том, что сущность первичнее отношений.

Важная особенность аристотелевского учения заключается в том, что хотя под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидуум), однако сама сущность вовсе не есть что-то, воспринимаемое чувствам: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она– единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет “вот этим”, не позволяет ему слиться с другим. Характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности) остаётся важнейшей у Аристотеля, при этом неделимы как первичные сущности (этот человек), так и сущности вторичные (человек– живое существо).

Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так, например если мы возьмем медный шар , то материей для него, говорит Аристотель, будет медь, а формой–шарообразность, по отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой–душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как материя–начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определённости, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи.

Вводя понятие материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие (состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие–чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму–вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого. Природа у Аристотеля–это живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющей причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики.

Объект критики – теория идей Платона. Аристотель считал, что Платон совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Но, не смотря на критику, Аристотель во многом обязан своим философским учением Платону.

Аристотель был первым античным ученым, создавшим систематическое учение о природе – физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

Аристотель стал первым из античных мыслителей, кто стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделял первую и вторую философию. Первая – наука о сущем, или о первых началах и причинах. Предметом первой философии является «метафизика», сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Вторая – физика, или учение о природе. Предметом второй философии являлась природа. Аристотель считал первую философию философией в полном смысле слова, а 2ю тоже философией, но только второй.

В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о 1х первоначалах или первопричинах всего существующего.
1. Причина формальная. «Эйдос». В отличии от Платона Аристотель считал, что эйдос вещи, её идея, форма вовсе не занебесная сущность, а такая сущность, которая находиться в нейже самой, и без которой нельзя понять, что такое данная вещь. Формальная причина, или ее эйдос, обусловливает «суть бытия», то, без чего вещи нет.
2. Материальная причина. «Хюлэ». Материальная причина рассматривается Аристотелем в двух планах: 1) как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; 2) как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал. Материя и форма взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя тот субстрат, в котором эта форма запечатлена.
3. Причина движущая. Аристотель подходил к этой проблеме не столько научно, сколько философски. А с философской точки зрения возникал вопрос «как возможно само движение». Аристотель рассуждал так: если рассматривать в качестве причины движения какую-либо другую вещь, то мы неизбежно придем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, её способность воплотиться в материи.
4. Целевая причина. Она направляет движение к определенной цели. Ни бытие вещи, ни её движение не мыслимы без этой причины. Аристотель считал, что все процессы обладают внутренней направленностью и обусловлены через цель. Всякая возможность стремиться реализовать себя, стать полномерной, а поэтому цель – это стремление к своему благу.

Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя; «… есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность». Философское учение выступает как теология, или учение о боге. По мнению Аристотеля Бог – безличностный божественный Ум, пребывающий в постоянной деятельности, в самой лучшей вечной жизни. Мысль бога – мысль не о мире, а о самом наивысшем, что есть в мире, то есть о собственном мышлении – мысль о мысли.

Божественный Ум выступает в качестве триединой формально-движуще-целевой причины. Как формальная

Ум – «форма всех форм» (предельное понятие о бытии); как движущая – перводвигатель, который движет решительно все, но сам не подвижен; как целевая – всеобщая цель, которая в то же время является высшим благом.

Из всего этого вытекает теологичность, т.е. представление о целесообразности всего сущего, начиная от явлений природного мира и заканчивая жизнью человека и полиса. Единый божественный Ум обуславливает целесообразность мирового процесса и направляет его к единой цели, т.е. к себе как к высшему благу.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.174.50 (0.004 с.)