Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 1. Философия Древнего востока

Поиск

Вопросы для изучения

1. Философия древней Индии.

2. Философия Древнего Китая.

 

Методические указания к изучению темы

Философия древней Индии.

Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, создававшиеся после XVв. до н.э. Включали в себя:

- самхиты– «священное писание», религиозные гимны;

- брахманы – описание ритуалов, совершаемых брахманами (жрецами) при отправлении религиозных культов;

- араньяки – книги лесных отшельников;

- упанишады – философские комментарии к Ведам.

Даршаны – традиционные философские школы, развивавшие ведическое учение: йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья.

Учения, оппозиционные Ведам, нетрадиционные: буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.

Онтология индийской философии опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие – это выдох и вдох Брахмы-Космоса. Любое событие, поступок человека, явление природы влияют на жизнь Космоса. Цель эволюции – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Г носеология исследовала процессы, происходящие в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Т ри вида сознания:

- пракрити– материальное сознание;

- пуруша – чистое сознание, первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

- майя – сознание сновидения, мираж.

Антропология. Атман – внутреннее начало, выражение сущности человека, в противоположность внешнему и случайному. Атман одновременно и духовен, и материален, хотя духовное начало в нем преобладает.

Брахман – причина всего сущего, он находится везде, в любом явлении мира. Цель познания – полное осознание единства Атмана и Брахмана. Атман, как индивидуальное начало в человеке, является частью мира, неразрывно с ним связан.

Конечное назначение человека заключается в преодолении кажущегося различия многого и единого, т.е. в освобождении от пут майи и возвращении в первоначальное единство (Атман должен раствориться в Брахмане).

Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Он постоянно изменяется, совершенствуется или деградирует в зависимости от поступков человека.

Реинкарнация– переселение души в другое тело после смерти предыдущего.

Сансара – цепь перевоплощений души в соответствии с кармической деятельностью.

Карма – цепь причин и следствий, формирующаяся в процессе жизни человека. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась.

Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Мокша – высшая цель души в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных воплощений и становятся Махатмами – Великими Душами.

П ринцип ахимсы – непричинение вреда всему живому.

Буддизм – религиозно-философское учение, возникло в VIв. до н.э. Основоположник – Сиддхардха Гаутама (563 - 483 гг. до н.э.), получивший имя Будда, т.е. «Просветлённый».

Идея «среднего пути» жизни между двумя крайними – «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана.

Ч етыре благородные истины буддизма:

- земная жизнь полна страданий;

- страдания имеют причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

- от страданий можно избавиться;

- существует путь освобождения от страданий – отказ от земных желаний, просветление, нирвана.

Восьмеричный путь – путь духовного совершенствования:

- правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

- правильная мысль: жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

- правильная речь: воздержание от лжи, клеветы, злословия и праздной болтовни;

- правильное действие – действие, свободное от зависти, ненависти, эгоизма;

- правильная жизнь – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

- правильное умение– усердие и трудолюбие;

- правильное мышление – контроль над мыслями, т.к. мысли равносильны поступкам и влияют на карму;

- правильное сосредоточение – медитация, устанавливающая связь с космосом.

Основные направления буддизма:

1. Махаяна исходит из возможности спасения для всех людей через активную проповедническую деятельность и участие в общественной и государственной жизни.

2. Хинаяна:спасение достижимо только через уход от мира, монашество.

Философия Древнего Китая.

Основатель даосизмаЛао Цзы ( кон.VI-нач.V вв. до н.э.).

Основные понятия: Дао и Дэ.

Два значения Дао: это универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; и субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало мира.

Дэ – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир.

Всё в мире взаимосвязано.

Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («всё происходит из земли и уходит в землю»).

Мировой порядок, законы природы, ход истории не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние.

Путь к счастью, познанию истины лежит через освобождение от желаний и страстей.

Основоположник конфуцианстваКонфуций (Кун-Фу-Цзы, 551-479 гг. до н.э.). рассматривал человека прежде всего как члена общества.

Центральное понятие – «цзюнь цзы» (благородный муж).

Пять добродетелей благородного мужа:

- вэнь – знание, мудрость, стремление к знаниям;

- жэнь – гуманность, человеколюбие, милосердие;

- и – чувство долга, справедливость;

- ли –знание и соблюдение древних ритуалов;

- сяо – сыновняя почтительность, уважение к старшим по возрасту и статусу;

З олотое правило морали: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Принцип мягкого управление обществом. П ример подобного управления – власть отца над сыновьями, а главное условие – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

Обязанности правителя:

- управлять на основе добродетели;

- обладать необходимыми знаниями;

- верно служить стране, быть патриотом;

- обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

- быть благородным и справедливым;

- делать только добро государству и окружающим;

- предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

- заботиться о благосостоянии подчиненных и страны в целом.

Подданные должны:

- быть лояльным по отношению к правителю;

- проявлять старание в работе;

- постоянно учиться и самосовершенствоваться.

ОсновоположникилегизмаШан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н.э.). Управление обществом должно опираться на справедливые законы.

Основные постулаты легизма:

Человек обладает изначально злой природой.

Движущая сила поступков – личные интересы. Интересы отдельных индивидов, социальных групп противоположны.

Государственное вмешательство в общественные отношения позволяет избегать произвола и всеобщей вражды.

Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся.

Основной стимул правомерного поведения большинства людей – страх перед наказанием.

Основной критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения и применения наказания – законы.

Законы одинаковы для всех, и наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы.

Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.

Темы контрольных работ

1. Философские основы буддизма.

2. Социально-этическое учение Конфуция.

3. Философские идеи даосизма.

4. Мо-цзы против конфуцианства

5. Философская школа йоги: традиции и современность.

6. Философия и нравственные заповеди джайнизма.

7. Упанишады о Брахмане и Атмане.

8. «Книга перемен» и ее значение для формирования древнекитайской философии.

9. Влияние Вед на философскую традицию древней Индии.

10. Основные школы древнеиндийской философии.

11. Веды: история создания, структура.

12. Учение о природе в древнеиндийской философии.

13. Своеобразие восточного менталитета и его влияние на философию Востока.

14. Буддизм и джайнизм как оппозиция брахманизму.

15. Специфика древневосточной философии.

16. Эстетические идеи в чань-буддизме.

17. Легизм: философия сильной государственной власти.

Тесты.

1. Буддизм формировался как оппозиция

а) брахманизму

б) даосизму

в) джайнизму

г) йоге

 

2. Даосизм возник в

а) II вв. до н.э.

б) VI вв. до н.э.

в) VIII вв. до н.э.

 

3. Неклассическая философская школа в Древней Индии:

а) веданта

б) вайшешика

в) локаята

г) миманса

 

4. Буддизм возник в:

а) II –I вв. до н.э.

б) VI-V вв. до н.э.

в) VIII вв. до н.э.

г) XI-X вв. до н.э.

 

5. В философии Востока, по сравнению с западной философией, больше внимания уделяется …

а) научно-техническому прогрессу

б) познанию внешнего мира

в) духовному миру человека

г) модернизации общества

 

6. Согласно конфуцианству, идеалом государства является ___________ государство

а) демократическое

б) авторитарное

в) патриархальное

г) феодальное

 

7. В состав Вед не входит:

а) Махабхарата

б) Араньяки

в) Брахманы

г) Упанишады

 

8. Атомистическое учение:

а) санкхья

б) ньяя

в) миманса.

г) веданта

 

9. В буддизме разрабатывается понятие …

а) нирвана

б) история

в) рок

г) познание

 

10. Основоположник буддизма

а) Лао-цзы

б) Махавира

в) Макхали Госал

г) Сиддхартха Гаутама Шакьямуни

 

11. Для древнекитайской философии наиболее характерны _____________ проблемы.

а) этические

б) социальные

в) онтологические

г) эстетические

 

12. Дхарма в буддизме означает …

а) гибельную цепь перерождений

б) совокупность моральных норм

в) воздаяние за совершенное в предыдущей жизни

 

13. Непрерывный круг превращений из одного состояния в другое в буддизме обозначается термином

а) майя

б) Дао

в) сансара

г) джива

 

14. В восьмеричный путь спасения в буддизме НЕ входит

а) речь

б) поведение

в) воспитание

г) усилие

 

15. Принцип «Ли» – основа социальной организации в конфуцианстве, – означает…

а) установленный порядок вещей, правило

б) постоянную модернизацию

в) объединение всех сословий, интеграцию

г) единство нации

 

16. Принцип социальной активности утверждается в

а) даосизме

б) конфуцианстве

в) буддизме

г) джайнизме

 

17. Основные направления буддизма:

а) хинаяна

б) махаяна

в) шиваизм

г) вишнуизм

д) суннизм

е) шиизм

 

18. Идеал «благородного мужа» в конфуцианстве прежде всего предусматривает:

а) знатность

б) невозмутимость

в) образованность

г) чувство долга

 

19. Нирвана в буддизме соотносится с философской категорией

а) сознания

б) материи

в) бытия

г) небытия

 

20. Родиной буддизма является:

а) Япония

б) Китай

в) Индия

 

21. Принцип ахимсы в буддизме означает…

а) непричинение вреда живому

б) равную доброту ко всему живому

в) непротивление злу насилием

г) отсутствие зла в мире

 

22. Йога является:

а) философской даршаной

б) направлением в буддизме

в) учением о конце мира

г) совокупностью физических упражнений

 

23. «Жизнь есть страдание», - утверждается в…

а) джайнизме

б) буддизме

в) конфуцианстве

г) даосизме

 

24. К какому типу древнеиндийских философских школ относится джайнизм?

а) традиционному

б) нетрадиционному

в) специфическому

г) индивидуалистическому

 

25. Согласно буддизму желание, привязывающее человека к земной жизни, является причиной

а) деятельности

б) счастья

в) страдания

г) изменения

 

26. Какое из перечисленных учений возникло в Древнем Китае?

а) брахманизм

б) джайнизм

в) даосизм

г) ламаизм

 

27. Принцип недеяния в даосизме обозначает…

а) невмешательство в естественный ход вещей

б) пассивное состояние

в) отказ от политической деятельности

г) отказ от мирской жизни

 

28. Термином «Дао» в конфуцианстве и даосизме обозначает:

а) действие

б) судьба

в) путь

г) предназначение

 

29. В даосизме достижение бессмертия предполагает

а) самоуглубление и духовное очищение

б) чувство любви к ближнему

в) точное выполнение ритуалов

г) покаяние

30. Понятием «Атман» в буддизме обозначается

а) бытие

б) небытие

в) существование человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.014 с.)