Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 1. Философия Древнего востокаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для изучения 1. Философия древней Индии. 2. Философия Древнего Китая.
Методические указания к изучению темы Философия древней Индии. Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, создававшиеся после XVв. до н.э. Включали в себя: - самхиты– «священное писание», религиозные гимны; - брахманы – описание ритуалов, совершаемых брахманами (жрецами) при отправлении религиозных культов; - араньяки – книги лесных отшельников; - упанишады – философские комментарии к Ведам. Даршаны – традиционные философские школы, развивавшие ведическое учение: йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья. Учения, оппозиционные Ведам, нетрадиционные: буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята. Онтология индийской философии опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие – это выдох и вдох Брахмы-Космоса. Любое событие, поступок человека, явление природы влияют на жизнь Космоса. Цель эволюции – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Г носеология исследовала процессы, происходящие в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Т ри вида сознания: - пракрити– материальное сознание; - пуруша – чистое сознание, первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); - майя – сознание сновидения, мираж. Антропология. Атман – внутреннее начало, выражение сущности человека, в противоположность внешнему и случайному. Атман одновременно и духовен, и материален, хотя духовное начало в нем преобладает. Брахман – причина всего сущего, он находится везде, в любом явлении мира. Цель познания – полное осознание единства Атмана и Брахмана. Атман, как индивидуальное начало в человеке, является частью мира, неразрывно с ним связан. Конечное назначение человека заключается в преодолении кажущегося различия многого и единого, т.е. в освобождении от пут майи и возвращении в первоначальное единство (Атман должен раствориться в Брахмане). Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Он постоянно изменяется, совершенствуется или деградирует в зависимости от поступков человека. Реинкарнация– переселение души в другое тело после смерти предыдущего. Сансара – цепь перевоплощений души в соответствии с кармической деятельностью. Карма – цепь причин и следствий, формирующаяся в процессе жизни человека. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Мокша – высшая цель души в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных воплощений и становятся Махатмами – Великими Душами. П ринцип ахимсы – непричинение вреда всему живому. Буддизм – религиозно-философское учение, возникло в VIв. до н.э. Основоположник – Сиддхардха Гаутама (563 - 483 гг. до н.э.), получивший имя Будда, т.е. «Просветлённый». Идея «среднего пути» жизни между двумя крайними – «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана. Ч етыре благородные истины буддизма: - земная жизнь полна страданий; - страдания имеют причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; - от страданий можно избавиться; - существует путь освобождения от страданий – отказ от земных желаний, просветление, нирвана. Восьмеричный путь – путь духовного совершенствования: - правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни; - правильная мысль: жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; - правильная речь: воздержание от лжи, клеветы, злословия и праздной болтовни; - правильное действие – действие, свободное от зависти, ненависти, эгоизма; - правильная жизнь – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; - правильное умение– усердие и трудолюбие; - правильное мышление – контроль над мыслями, т.к. мысли равносильны поступкам и влияют на карму; - правильное сосредоточение – медитация, устанавливающая связь с космосом. Основные направления буддизма: 1. Махаяна исходит из возможности спасения для всех людей через активную проповедническую деятельность и участие в общественной и государственной жизни. 2. Хинаяна:спасение достижимо только через уход от мира, монашество. Философия Древнего Китая. Основатель даосизма – Лао Цзы ( кон.VI-нач.V вв. до н.э.). Основные понятия: Дао и Дэ. Два значения Дао: это универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; и субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало мира. Дэ – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир. Всё в мире взаимосвязано. Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («всё происходит из земли и уходит в землю»). Мировой порядок, законы природы, ход истории не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние. Путь к счастью, познанию истины лежит через освобождение от желаний и страстей. Основоположник конфуцианства – Конфуций (Кун-Фу-Цзы, 551-479 гг. до н.э.). рассматривал человека прежде всего как члена общества. Центральное понятие – «цзюнь цзы» (благородный муж). Пять добродетелей благородного мужа: - вэнь – знание, мудрость, стремление к знаниям; - жэнь – гуманность, человеколюбие, милосердие; - и – чувство долга, справедливость; - ли –знание и соблюдение древних ритуалов; - сяо – сыновняя почтительность, уважение к старшим по возрасту и статусу; З олотое правило морали: не делай другим того, чего не желаешь себе. Принцип мягкого управление обществом. П ример подобного управления – власть отца над сыновьями, а главное условие – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Обязанности правителя: - управлять на основе добродетели; - обладать необходимыми знаниями; - верно служить стране, быть патриотом; - обладать большими амбициями, ставить высокие цели; - быть благородным и справедливым; - делать только добро государству и окружающим; - предпочитать убеждение и личный пример принуждению; - заботиться о благосостоянии подчиненных и страны в целом. Подданные должны: - быть лояльным по отношению к правителю; - проявлять старание в работе; - постоянно учиться и самосовершенствоваться. Основоположникилегизма – Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н.э.). Управление обществом должно опираться на справедливые законы. Основные постулаты легизма: Человек обладает изначально злой природой. Движущая сила поступков – личные интересы. Интересы отдельных индивидов, социальных групп противоположны. Государственное вмешательство в общественные отношения позволяет избегать произвола и всеобщей вражды. Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся. Основной стимул правомерного поведения большинства людей – страх перед наказанием. Основной критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения и применения наказания – законы. Законы одинаковы для всех, и наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы. Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов. Темы контрольных работ 1. Философские основы буддизма. 2. Социально-этическое учение Конфуция. 3. Философские идеи даосизма. 4. Мо-цзы против конфуцианства 5. Философская школа йоги: традиции и современность. 6. Философия и нравственные заповеди джайнизма. 7. Упанишады о Брахмане и Атмане. 8. «Книга перемен» и ее значение для формирования древнекитайской философии. 9. Влияние Вед на философскую традицию древней Индии. 10. Основные школы древнеиндийской философии. 11. Веды: история создания, структура. 12. Учение о природе в древнеиндийской философии. 13. Своеобразие восточного менталитета и его влияние на философию Востока. 14. Буддизм и джайнизм как оппозиция брахманизму. 15. Специфика древневосточной философии. 16. Эстетические идеи в чань-буддизме. 17. Легизм: философия сильной государственной власти. Тесты. 1. Буддизм формировался как оппозиция а) брахманизму б) даосизму в) джайнизму г) йоге
2. Даосизм возник в а) II вв. до н.э. б) VI вв. до н.э. в) VIII вв. до н.э.
3. Неклассическая философская школа в Древней Индии: а) веданта б) вайшешика в) локаята г) миманса
4. Буддизм возник в: а) II –I вв. до н.э. б) VI-V вв. до н.э. в) VIII вв. до н.э. г) XI-X вв. до н.э.
5. В философии Востока, по сравнению с западной философией, больше внимания уделяется … а) научно-техническому прогрессу б) познанию внешнего мира в) духовному миру человека г) модернизации общества
6. Согласно конфуцианству, идеалом государства является ___________ государство а) демократическое б) авторитарное в) патриархальное г) феодальное
7. В состав Вед не входит: а) Махабхарата б) Араньяки в) Брахманы г) Упанишады
8. Атомистическое учение: а) санкхья б) ньяя в) миманса. г) веданта
9. В буддизме разрабатывается понятие … а) нирвана б) история в) рок г) познание
10. Основоположник буддизма а) Лао-цзы б) Махавира в) Макхали Госал г) Сиддхартха Гаутама Шакьямуни
11. Для древнекитайской философии наиболее характерны _____________ проблемы. а) этические б) социальные в) онтологические г) эстетические
12. Дхарма в буддизме означает … а) гибельную цепь перерождений б) совокупность моральных норм в) воздаяние за совершенное в предыдущей жизни
13. Непрерывный круг превращений из одного состояния в другое в буддизме обозначается термином а) майя б) Дао в) сансара г) джива
14. В восьмеричный путь спасения в буддизме НЕ входит а) речь б) поведение в) воспитание г) усилие
15. Принцип «Ли» – основа социальной организации в конфуцианстве, – означает… а) установленный порядок вещей, правило б) постоянную модернизацию в) объединение всех сословий, интеграцию г) единство нации
16. Принцип социальной активности утверждается в а) даосизме б) конфуцианстве в) буддизме г) джайнизме
17. Основные направления буддизма: а) хинаяна б) махаяна в) шиваизм г) вишнуизм д) суннизм е) шиизм
18. Идеал «благородного мужа» в конфуцианстве прежде всего предусматривает: а) знатность б) невозмутимость в) образованность г) чувство долга
19. Нирвана в буддизме соотносится с философской категорией а) сознания б) материи в) бытия г) небытия
20. Родиной буддизма является: а) Япония б) Китай в) Индия
21. Принцип ахимсы в буддизме означает… а) непричинение вреда живому б) равную доброту ко всему живому в) непротивление злу насилием г) отсутствие зла в мире
22. Йога является: а) философской даршаной б) направлением в буддизме в) учением о конце мира г) совокупностью физических упражнений
23. «Жизнь есть страдание», - утверждается в… а) джайнизме б) буддизме в) конфуцианстве г) даосизме
24. К какому типу древнеиндийских философских школ относится джайнизм? а) традиционному б) нетрадиционному в) специфическому г) индивидуалистическому
25. Согласно буддизму желание, привязывающее человека к земной жизни, является причиной а) деятельности б) счастья в) страдания г) изменения
26. Какое из перечисленных учений возникло в Древнем Китае? а) брахманизм б) джайнизм в) даосизм г) ламаизм
27. Принцип недеяния в даосизме обозначает… а) невмешательство в естественный ход вещей б) пассивное состояние в) отказ от политической деятельности г) отказ от мирской жизни
28. Термином «Дао» в конфуцианстве и даосизме обозначает: а) действие б) судьба в) путь г) предназначение
29. В даосизме достижение бессмертия предполагает а) самоуглубление и духовное очищение б) чувство любви к ближнему в) точное выполнение ритуалов г) покаяние 30. Понятием «Атман» в буддизме обозначается а) бытие б) небытие в) существование человека
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.014 с.) |