Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия психоанализа: проблема человека и культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного в жизни человека и общества. Основатель – австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Структура личности: - «Оно» – уровень врождённого бессознательного, доставшегося человеку от его животных предков. Оно неизменно и одинаково у всех людей. - «Я» – сознание, посредник между «Оно» и реальностью. - «Сверх-Я» – высшее бессознательное, формирующееся в психике человека на протяжении его жизни; это сфера авторитетов, моральных ценностей. Г лавные факторы, управляющие психикой: удовольствие и сублимация. Общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае оно будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру. Общество создает заменитель подавленной энергии – ритуалы. По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше, что приводит к массовым неврозам, опасным как для человека, так и для существования самой культуры. Возникает необходимость конструирования все более сложных, изощренных ритуалов и других способов самосохранения культуры, таких, как художественное творчество. Карл Густав Юнг (1875-1961) критиковал Фрейда за гиперболизацию сексуального начала. Теория коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – это следы памяти всех прошлых поколений, психическая матрица, которая обусловлена коллективным опытом человечества. Это психические формы и идеи, которые повторялись бесчисленное количество раз, осели в виде бессознательных представлений и лишены специфического содержания. Коллективное бессознательное – это пограничное состояние между инстинктами животного и сознательной деятельностью людей. Оно проявляется в виде архетипов, передающиеся через традиции. Архетип – универсальный образ, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, в бреде душевнобольных. Специфическое содержание архетипов проявляется, когда индивидуальный опыт накладывается на эти готовые формы. Цель философии – помочь человеку расшифровать архетипы, понять их смысл, а через них – себя и окружающую действительность. Два типа людей: западный (экстраверты) и восточный (интроверты). Экстраверт ориентирован на внешний мир, на других людей, интроверт – на свой внутренний мир.
Философская эволюция позитивизма. Позитивизм возник в 30-е–40-е гг. XIX в. Основные идеи: Истинное, положительное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат исследования специальных наук или их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Основатель позитивизма – О.Конт (1798-1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Другие крупные представители: Дж.Милль (1806-1873) и Г.Спенсер (1820-1903). Четыре стадии позитивизма: 1. классический позитивизм: О. Конт, Г. Спенсер; 2. махизм; 3. неопозитивизм; 4. постпозитивизм. Огюст Конт Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Задача философии – синтез научного знания, формулирование общих выводов из естественных и общественных наук. Пережитки метафизики, т.е. претензии философии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука должна не объяснять, а лишь описывать явления и отвечать не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?» Философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным. Для этого философия должна использовать научный метод и опираться на достижения других наук. Основной путь для получения достоверного знания в философии – эмпирическое наблюдение. Философия должна освободиться от ценностного подхода при исследовании Махизм называют «второй формой позитивизма». Основоположники: Э.Мах (1836-1916) и Р.Авенариус (1843-1896). Основная идея: в основе философии лежит критически осмысленный опыт (поэтому данное направление имеет и еще одно название – эмпириокритицизм). Все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. Философия должна стать: - интегративной, всеобщей наукой; - достоверной наукой об ощущениях человека; философам следует перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает как массу, размер). Неопозитивизм (первая пол. XX в.). Представители: Б.Рассел (1872-1970), Л.Витгенштейн (1889-1951). Г лавная идея: философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык – главное средство позитивного, достоверного познания окружающего мира. П ринцип верификации: сопоставление всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет научный смысл, когда его можно верифицировать, подвергнуть опытной проверке фактами. Постпозитивизм (вторая половина XX в.). Представители: К.Поппер (1902-1994), Т.Кун (р.1992). Главная цель – не исследование структуры научного знания (языка, понятий), а его развитие. Наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Фальсифици́руемость–критерий научности теории, сформулированный К.Поппером. Теория является фальсифицируемой, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Экзистенциализм. В центре философии – человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Основные проблемы: - уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; - противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; - отчуждение человека: общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»; - одиночество, заброшенность человека: он одинок в окружающем мире, у него ощущения собственной ненужности; - поиски и осознание смысла жизни; - внутреннее обоснование экзистенциального выбора. Основатель – Сёрен Кьеркегор (1813-1855). Философия должна повернуться к человеку, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я». Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь, как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания. Подлинное существование ( экзистенция) – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя. Т ри ступени восхождения к подлинному существованию: - эстетическая – жизнь человека определяется внешним миром; человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию; - этическая – человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг; - религиозная – человек глубоко осознает свое призвание; внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути самореализации. Жан-Поль Сартр (1905-1980): Проблема свободы. Центральное понятие – «для-себя-бытие», приоритетность для человека его собственного внутреннего мира. Полностью осознать себя возможно только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с другими людьми. Важнейшее условие жизни человека, основание активности – свобода, т.е. возможность выбора, но не простого (например, какую одежду надеть сегодня), а жизненно важного, судьбоносного, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Это экзистенциальный выбор, с делав который, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Жизнь – это цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» – экзистенциональными решениями (выбор профессии, спутника жизни, места работы, решение принять участие в борьбе, пойти или не пойти на войну и т.д.). Свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Он обречен на свободу. Даже полное подчинение внешней реальности – это тоже выбор. П роблема ответственности: ч еловек ответственен за все, что он совершает, за самого себя. Единственное, за что человек не может отвечать, – это его рождение. Но во всем остальном он абсолютно свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном выборе. Альбер Камю (1913-1960). Главная проблема – проблема смысла жизни. Ж изнь человека в сущности абсурдна. Д ва доказательства абсурдности, безосновательности жизни: - соприкосновение со смертью, особенно близкой и внезапной: при этом многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и становится бессмысленным, не стоящим самого бытия; - соприкосновение с окружающим миром, природой: человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой. Смысл жизни –не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. Будущее человечества. Научное осмысление будущего и возникновение сценариев перспективы человечества возникают в середине ХХ в. Международная общественная организация «Римский клуб» призвана обсуждать и стимулировать исследования глобальных проблем, возникших в результате научно-технической революции и угрожающих в будущем существованию людей. Аргументы в пользу возможности предсказания будущего: - онтологический: предвидение возможно из самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей; - гносеологический: возможности познания безграничны, прогнозирование – один из видов познания; - логический: законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем; - нейрофизиологический: сознание способно на опережающее отражение действительности; - социальный: человечество стремится моделировать будущее, исходя из собственного опыта развития. В 40-е годы XX в. немецкий ученый Флехтхайм создал новую дисциплину – футурологию, цель которой – выявление возможных сценариев будущего. Другое направление – прогностика. Отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее всего человечества).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.007 с.) |