Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 1. Предмет философии.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УТВЕРЖДАЮ по учебно-методической работе и качеству образования д.э.н., профессор ___________ В.И. Малюк
«31»марта 2011 г.
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей и направлений подготовки
Санкт-Петербург 2011
Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания
Составители канд. филос. наук, доц. Е.А. Дядина канд. филос. наук, доц. Т.И. Маркова
Рецензент д-р ист. наук, проф. Л.Н. Гончаренко Подготовлено на кафедре философии Одобрено научно-методическим советом СПбГИЭУ
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями
ãСПбГИЭУ, 2011
Содержание 1. Общие положения...................................................................................4 2. Методические указания к изучению дисциплины…..........................5 Раздел 1. Место и роль философии в культуре …………………….…. 5 Тема 1.1. Предмет философии………….................................................. 5 Тема 1.2. Структура философского знания …………………………....15 Раздел 2. Этапы исторического развития философии…………………25 Тема 2.1. Философия Древнего Востока……………………………….25 Тема 2.2. Античная философия ………………………………………...35 Тема 2.3. Философия средневековья………………………………….. 48 Тема 2.4. Философия Возрождения…………………………………… 59 Тема 2.5. Философия Нового времени…………………………………69 Тема 2.6. Современная философия …………………………………….81 Тема 2.7. Русская философия……………………………………...........95 Раздел 3. Основные проблемы философии…………………………...107 Тема 3.1. Проблема бытия……………………………………………..107 Тема 3.2. Проблемы познания. Философия и методология науки….122 Тема 3.3. Проблема человека в философии…………………………..132 Тема 3.4. Социальная философия……………………………………..146 3. Методические указания к выполнению контрольной работы…………………………………………………….......................157 4. Требования к выполнению контрольной работы............................157 5. Список литературы.............................................................................158 Приложение 1. Содержание дисциплины…………………………….161 Приложение 2. Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы……………………………….163 Приложение 3. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине…………………..…………………..164
Общие положения 1. Цель и задачи дисциплины Современная система высшего образования ставит задачу формирования специалиста высокого уровня и зрелой личности, способной решать сложные профессиональные и социальные проблемы. Философия, наряду с другими гуманитарными дисциплинами, способствует успешному выполнению социальной миссии системы высшего образования. Цель преподавания дисциплины «Философия» заключается в подготовке студентов к пониманию и осмыслению особенностей и проблем окружающего мира и осознанию места человека в нем. Изучение дисциплины способствует формированию высокообразованного и эрудированного специалиста, с широким культурным кругозором, умеющего аргументировать свои взгляды, развивает навыки свободного творческого критического мышления. Овладение этими навыками способствует успешному осуществлению профессиональной деятельности и помогает студенту в решении жизненных и профессиональных задач. Задачи изучения дисциплины: - освоить содержание классических и современных философских систем; - раскрыть закономерности историко-философского процесса; - понять связь философии с духовной культурой, социальной практикой, житейской повседневностью; - приобрести практические навыки философского анализа и философской дискуссии; - способствовать формированию целостного и логически последовательного мировоззрения. 2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - проблематику главных разделов философского знания; - содержание и смысл классических философских концепций; - смысл основных философских категорий; - закономерности историко-философского процесса и его связь с социальной и культурной реальностью. владеть первичными навыками: - самостоятельного анализа различных вопросов мировоззрения; - участия в дискуссиях философского и теоретического характе ра. ТЕМА 1.1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. Вопросы для изучения 1. Понятие мировоззрения, его структура и виды. 2. Предмет философии и его изменение в ходе исторического развития. 3. Специфика философского познания. 4. Методы философии.
Методические указания к изучению темы Методы философии Метод – это способ осуществления исследования. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Диалектика – метод философского исследования, при котором мир рассматривается с позиций системности, внутренней противоречивости, изменчивости, развития. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, статично, однозначно. Догматизм – исследование мира через призму раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единой основы фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но кажущиеся достоверными выводы. Софистика – метод, основанный на выведении нового суждения из ложных, но искусно поданных как истинные, суждений. Софистика имеет целью не получение истины, а победу в споре, и используется как приём ораторского искусства. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования текстов. М атериализм – метод, при котором материя трактуется как первичная субстанция, а сознание – как функция материи. Идеализм означает признание духовного первоначала мира, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм – метод и направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного восприятия мира. Рационализм – метод и направление в гносеологии, согласно которому истина может быть достигнута только с помощью разума без влияния чувственного опыта.
Темы контрольных работ 1. Типы мировоззрения: мифология, религия, философия. 2. Мифы в современной культуре. 3. Трансформация мифологического сознания и возникновение философского мышления. 4. Философия и идеология. 5. Философия и наука как способы познания: их сходство и различие. 6. Философская и научная картины мира. 7. Связь философии и искусства. 8. Трактовки предмета философии и ее назначения в античной философии. 9. Сократ, киники: философия как образ жизни. 10. Понимание предмета философии и ее назначения в средневековой философии. 11. Соотношение веры и разума как проблема средневековой философии. 12. Высокая миссия философии в понимании мыслителей эпохи Возрождения. 13. Новое время: сближение философии с наукой. 14. Значение философии в духовной культуре общества. 15. Роль философии в кризисные периоды развития общества. 16. Связь философии и экономики. 17. Влияние индивидуальности мыслителя на характер созданного им учения. 18. Философия и личность. Роль философии в духовной жизни человека. 19. Нужна ли философия современному специалисту? 20. Место философии в системе гуманитарного знания. 21. Восточная и западная традиции в философии. 22. Особенности религиозного мировоззрения. 23. Философия и обыденное сознание. 24. Предпосылки возникновения философии. 25. Мировоззрение и его структура. Тесты 1. Философия представляет собой … а) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы б) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей в) систему взглядов на мир в целом и положение человека в нем г) сложившуюся картину мира, принятую специалистами в области частных наук
2. Вопрос о сущности сознания, его отношения к бытию традиционно именуют основным вопросом а) мировоззрения б) философии в) этики г) культуры
3. Какие из перечисленных отношений отражают связь философии и науки? а) философия – это методология науки. б) наука – источник нового знания для философии. в) философия обобщает и интегрирует знания конкретных наук. г) философия – это одна из наук.
4. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть а) мироотношение б) самосознание в) миропонимание г) суждение
5. Термин «философия» впервые ввёл в научный обиход античный философ… а) Пифагор б) Платон в) Декарт г) Демокрит
6. «Особая, профессионально организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания и обладающая следующими характеристиками: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, проверяемость, объективная истинность, полезность» - называется … а) религией б) философией в) искусством г) наукой
7. Готовые, неподвластные времени, ответы на мировоззренческие вопросы характерны для __________ картины мира. а) научной б) религиозной в) обыденной г) философской
8. Триада «Вера, Надежда, Любовь» впервые сформулирована в а) светской культуре и философии б) искусстве в) христианской философии г) науке
9. В каком мировоззрении естественное не отличается от сверхъестественного? а) научном б) мифологическом в) философском г) религиозном
10. Науку о сущем, причинах и началах называл первой философией крупнейший мыслитель античности, основатель перипатетической школы … а) Сократ б) Платон в) Аристотель г) Диоген
11. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает? а) стремление к красоте б) любовь к мудрости в) учение об обществе г) стремление к счастью
12. Что означает философский термин «интерпретация»? а) преобразование б) истолкование в) развитие г) изображение
13. Какие из перечисленных вопросов являются философскими? а) В чем смысл существования человека? б) Возможно ли создание искусственного интеллекта? в) Расширяется ли Вселенная? г) Что такое истина?
14. Мифологией называется … а) мировоззрение древнего общества б) реалистическое восприятие действительности в) религиозное сознание г) систематизированное знание о мире
15. Для мифа характерны следующие черты: а) логичность б) очеловечивание природы в) совмещение фантазии и реальности г) наличие фантастических богов
16. Для искусства характерно: а) символичность б) отождествление фантазии с реальностью в) объективность г) рациональность
17. Какое из перечисленных понятий соответствует данному определению: «Сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая систематизация объективных данных о действительности»? а) наука б) религия в) философия г) искусство
18. Какое философское направление рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия? а) рационализм б) материализм в) волюнтаризм г) дуализм
19. Философский принцип превращения человека в центр мироздания, космоса называется … а) догматизмом б) теоцентризмом в) антропоцентризмом г) плюрализмом
20. Отрицание существования бога и утверждение самоценности бытия мира и человека называется … а) догматизмом б) атеизмом в) плюрализмом г) антропоцентризмом
21. Правильная последовательность этапов формирования мировоззрения: а) философия б) наука в) мифология г) религия
22. К какому понятию относится определение: «Одна из форм общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей; опирается на общественное мнение и воздействие, на убеждения, традиции и привычки»? а) религия б) мораль в) право г) искусство
23. Для какого типа мировоззрения характерен синкретизм объективного и субъективного миров? а) мифологического б) религиозного в) философского г) научного
24. Принцип «Философия есть служанка теологии» был сформулирован в эпоху а) античности б) средневековья в) Возрождения г) Просвещения
25. Как называется философский принцип, утверждающий человека как высшую ценность? а) гуманизм б) интернационализм в) релятивизм г) субъективизм
26. Какому мировоззрению свойственна антропоморфизация окружающего мира? а) мифологическому б) религиозному в) философскому г) научному
27. В развитии философии нет а) преемственности б) научных достижений в) ценностной составляющей г) устаревших идей
28. Философские решения не могут быть а) гипотетическими б) окончательными в) неоднозначными г) сложными
29. Ответы на философские вопросы ищут в а) религиозных верованиях б) мифологических представлениях в) научных исследованиях г) доводах и заключениях разума
30. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются а) природных явлений б) объективного мира в целом в) социальной жизни г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека Темы контрольных работ 1.Структура философского знания. 2. Функции философии в культуре. 3. Этическая проблематика философии и ее связь с жизнью отдельного человека и общества в целом. 4. Проблемы нравственности в русской литературе (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). 5. Теории возникновения морали. 6. Эстетические ценности и их роль в формировании личности. 7. Онтология: основные проблемы. 8. Материализм и идеализм. 9. Гносеология: основные проблемы. 10. Аксиология как учение о ценностях. 11. Калокагатия как эстетический идеал эпохи античности. 12. Эстетика: основные проблемы. 13. Этика: основные проблемы. 14. Этика гедонизма. 15. Аскетизм как этическое учение. 16. Утилитаризм как этическое учение. 17. Солипсизм и его особенности. 18. Исторические формы диалектики. 19. Исторические формы метафизики. 20. Материализм и его основные формы. 21. Объективный и субъективный идеализм. 22. Методологическая функция философии. 23. Мировоззренческая функция философии. 24. Эстетические представления в эпоху средневековья. 25. Теория разумного эгоизма. 26. Профессиональная этика: происхождение и сущность. 27. Корпоративная этика, ее сущность. Тесты 1. Исследование познавательных, эстетических, религиозных и других ценностей осуществляет _______ функция философии. а) критическая б) мировоззренческая в) аксиологическая г) методологическая
2. Познание – это отражение объективной реальности в сознании человека, это субъективный образ объективного мира, – утверждает а) неопозитивизм б) прагматизм в) марксизм г) атомизм
3. Какие из перечисленных категорий являются этическими? а) добро б) заблуждение в) долг г) душа
4. Какие из перечисленных категорий являются эстетическими? а) трагическое и комическое б) возвышенное и низменное в) материальное и идеальное г) реальное и фантастическое
5. Укажите соответствие между элементами групп: 1) аксиология 2) логика 3) футурология 4) гносеология 5) онтология
а) учение о бытии б) учение о познании в) учение о будущем г) учение о ценностях д) учение о мышлении
6. Путь познания от общего к частному называется… а) индукцией б) дедукцией в) диалектикой
7. Какие из перечисленных функций свойственны морали? а) познавательная б) мотивационная в) координационная
8. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется … а) аксиологией б) теологией в) онтологией г) гносеологией
9. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем – это… а) методика б) метод в) методология г) механизм
10. Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира выступает … а) этика б) философия в) антропология г) гносеология
11. Признание возможности достижения истины утверждает а) гносеологический оптимизм б) агностицизм в) релятивизм
12. Выберите из списка названия разделов философского знания: а) онтология б) этика в) психология г) математика
13. Какой раздел философии изучает нравственность человека и общества? а) гносеология б) онтология в) этика г) социальная философия 14. Выберите правильное определение понятия «эстетика»: а) учение об искусстве б) учение о канонах прекрасного в) учение о категориях культуры г) учение о ценностях, свойственных определенной культуре
15. Субъектом познания является а) человек и общество б) общество в) человек г) природа
16. Как называется раздел философии, в котором природа объясняется либо непосредственно, либо с помощью основных знаний из области естественных наук а) онтология б) аксиология в) натурфилософия г) гносеология
17. Как называется философское учение о человеке? а) логика б) антропология в) гносеология г) диалектика
18. Какие элементы включает в себя чувственное познание? а) восприятие б) ощущение в) понятие г) представление
19. Чему из перечисленного присуща познавательная функция? а) мораль б) право в) религия г) искусство
20. Установите соответствие между следующими понятиями: 1) скептицизм 2) познавательный оптимизм 3) агностицизм
а) отрицание возможности познания мира б) признание возможности познания мира в) сомнение в достоверности нашего знания
21. Направление в философии, рассматривающее любые образования сознания как обусловленные реальными формами жизнедеятельности людей – это … а) диалектический материализм б) субъективный идеализм в) объективный идеализм г) метафизический материализм
22. Нравственный принцип, заключающийся в готовности жертвовать для блага других личными интересами, в бескорыстном служении людям: а) альтруизм б) гуманизм в) морализм г) коллективизм
23. Какие из перечисленных принципов классификации ценностей возможны? а) ценности-цели и ценности-средства б) абсолютные и относительные ценности в) материальные и духовные ценности г) все ответы – верны
24. Учение о наиболее общих принципах развития природы, общества, мышления – это … а) метафизика б) диалектика в) солипсизм г) креационизм
25. Отрицает существующие ценности … а) волюнтаризм б) нигилизм в) имморализм г) атеизм
26. Какие законы относятся к законам диалектики? а) единства и борьбы противоположности б) отрицания отрицания в) соответствия базиса и надстройки г) тождества мышления и бытия
27. Какие из перечисленных функций выполняет философия? а) мифологические б) методологические в) мировоззренческие г) метафизические
28. Какие проблемы относятся к этическим? а) проблема бессознательного б) проблема смысла жизни в) проблема свободы г) проблема структуры психики
29. Какие проблемы относятся к онтологическим? а) проблема субстанции б) проблема движения в) проблема свободы воли г) проблема метода
30. Немецкий философ, автор категорического императива («поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»), это … а) И.Кант б) Г.Гегель в) А.Шопенгауэр г) Ф.Ницше Вопросы для изучения 1. Философия древней Индии. 2. Философия Древнего Китая.
Философия древней Индии. Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, создававшиеся после XVв. до н.э. Включали в себя: - самхиты– «священное писание», религиозные гимны; - брахманы – описание ритуалов, совершаемых брахманами (жрецами) при отправлении религиозных культов; - араньяки – книги лесных отшельников; - упанишады – философские комментарии к Ведам. Даршаны – традиционные философские школы, развивавшие ведическое учение: йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья. Учения, оппозиционные Ведам, нетрадиционные: буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята. Онтология индийской философии опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие – это выдох и вдох Брахмы-Космоса. Любое событие, поступок человека, явление природы влияют на жизнь Космоса. Цель эволюции – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Г носеология исследовала процессы, происходящие в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Т ри вида сознания: - пракрити– материальное сознание; - пуруша – чистое сознание, первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); - майя – сознание сновидения, мираж. Антропология. Атман – внутреннее начало, выражение сущности человека, в противоположность внешнему и случайному. Атман одновременно и духовен, и материален, хотя духовное начало в нем преобладает. Брахман – причина всего сущего, он находится везде, в любом явлении мира. Цель познания – полное осознание единства Атмана и Брахмана. Атман, как индивидуальное начало в человеке, является частью мира, неразрывно с ним связан. Конечное назначение человека заключается в преодолении кажущегося различия многого и единого, т.е. в освобождении от пут майи и возвращении в первоначальное единство (Атман должен раствориться в Брахмане). Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Он постоянно изменяется, совершенствуется или деградирует в зависимости от поступков человека. Реинкарнация– переселение души в другое тело после смерти предыдущего. Сансара – цепь перевоплощений души в соответствии с кармической деятельностью. Карма – цепь причин и следствий, формирующаяся в процессе жизни человека. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Мокша – высшая цель души в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных воплощений и становятся Махатмами – Великими Душами. П ринцип ахимсы – непричинение вреда всему живому. Буддизм – религиозно-философское учение, возникло в VIв. до н.э. Основоположник – Сиддхардха Гаутама (563 - 483 гг. до н.э.), получивший имя Будда, т.е. «Просветлённый». Идея «среднего пути» жизни между двумя крайними – «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана. Ч етыре благородные истины буддизма: - земная жизнь полна страданий; - страдания имеют причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; - от страданий можно избавиться; - существует путь освобождения от страданий – отказ от земных желаний, просветление, нирвана. Восьмеричный путь – путь духовного совершенствования: - правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни; - правильная мысль: жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; - правильная речь: воздержание от лжи, клеветы, злословия и праздной болтовни; - правильное действие – действие, свободное от зависти, ненависти, эгоизма; - правильная жизнь – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; - правильное умение– усердие и трудолюбие; - правильное мышление – контроль над мыслями, т.к. мысли равносильны поступкам и влияют на карму; - правильное сосредоточение – медитация, устанавливающая связь с космосом. Основные направления буддизма: 1. Махаяна исходит из возможности спасения для всех людей через активную проповедническую деятельность и участие в общественной и государственной жизни. 2. Хинаяна:спасение достижимо только через уход от мира, монашество. Философия Древнего Китая. Основатель даосизма – Лао Цзы ( кон.VI-нач.V вв. до н.э.). Основные понятия: Дао и Дэ. Два значения Дао: это универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; и субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало мира. Дэ – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир. Всё в мире взаимосвязано. Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («всё происходит из земли и уходит в землю»). Мировой порядок, законы природы, ход истории не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние. Путь к счастью, познанию истины лежит через освобождение от желаний и страстей. Основоположник конфуцианства – Конфуций (Кун-Фу-Цзы, 551-479 гг. до н.э.). рассматривал человека прежде всего как члена общества. Центральное понятие – «цзюнь цзы» (благородный муж). Пять добродетелей благородного мужа: - вэнь – знание, мудрость, стремление к знаниям; - жэнь – гуманность, человеколюбие, милосердие; - и – чувство долга, справедливость; - ли –знание и соблюдение древних ритуалов; - сяо – сыновняя почтительность, уважение к старшим по возрасту и статусу; З олотое правило морали: не делай другим того, чего не желаешь себе. Принцип мягкого управление обществом. П ример подобного управления – власть отца над сыновьями, а главное условие – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Обязанности правителя: - управлять на основе добродетели; - обладать необходимыми знаниями; - верно служить стране, быть патриотом; - обладать большими амбициями, ставить высокие цели; - быть благородным и справедливым; - делать только добро государству и окружающим; - предпочитать убеждение и личный пример принуждению; - заботиться о благосостоянии подчиненных и страны в целом. Подданные должны: - быть лояльным по отношению к правителю; - проявлять старание в работе; - постоянно учиться и самосовершенствоваться. Основоположникилегизма – Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н.э.). Управление обществом должно опираться на справедливые законы. Основные постулаты легизма: Человек обладает изначально злой природой. Движущая сила поступков – личные интересы. Интересы отдельных индивидов, социальных групп противоположны. Государственное вмешательство в общественные отношения позволяет избегать произвола и всеобщей вражды. Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся. Основной стимул правомерного поведения большинства людей – страх перед наказанием. Основной критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения и применения наказания – законы. Законы одинаковы для всех, и наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы. Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов. Темы контрольных работ 1. Философские основы буддизма. 2. Социально-этическое учение Конфуция. 3. Философские идеи даосизма. 4. Мо-цзы против конфуцианства 5. Философская школа йоги: традиции и современность. 6. Философия и нравственные заповеди джайнизма. 7. Упанишады о Брахмане и Атмане. 8. «Книга перемен» и ее значение для формирования древнекитайской философии. 9. Влияние Вед на философскую традицию древней Индии. 10. Основные школы древнеиндийской философии. 11. Веды: история создания, структура. 12. Учение о природе в древнеиндийской философии. 13. Своеобразие восточного менталитета и его влияние на философию Востока. 14. Буддизм и джайнизм как оппозиция брахманизму. 15. Специфика древневосточной философии. 16. Эстетические идеи в чань-буддизме. 17. Легизм: философия сильной государственной власти. Тесты. 1. Буддизм формировался как оппозиция а) брахманизму б) даосизму в) джайнизму г) йоге
2. Даосизм возник в а) II вв. до н.э. б) VI вв. до н.э. в) VIII вв. до н.э.
3. Неклассическая философская школа в Древней Индии: а) веданта б) вайшешика в) локаята г) миманса
4. Буддизм возник в: а) II –I вв. до н.э. б) VI-V вв. до н.э. в) VIII вв. до н.э. г) XI-X вв. до н.э.
5. В философии Востока, по сравнению с западной философией, больше внимания уделяется … а) научно-техническому прогрессу б) познанию внешнего мира в) духовному миру человека г) модернизации общества
6. Согласно конфуцианству, идеалом государства является ___________ государство а) демократическое б) авторитарное в) патриархальное г) феодальное
7. В состав Вед не входит: а) Махабхарата б) Араньяки в) Брахманы г) Упанишады
8. Атомистическое учение: а) санкхья б) ньяя в) миманса. г) веданта
9. В буддизме разрабатывается понятие … а) нирвана б) история в) рок г) познание
10. Основоположник буддизма а) Лао-цзы б) Махавира в) Макхали Госал г) Сиддхартха Гаутама Шакьямуни
11. Для древнекитайской философии наиболее характерны _____________ проблемы. а) этические б) социальные в) онтологические г) эстетические
12. Дхарма в буддизме означает … а) гибельную цепь перерождений б) совокупность моральных норм в) воздаяние за совершенное в предыдущей жизни
13. Непрерывный круг превращений из одного состояния в другое в буддизме обозначается термином а) майя б) Дао в) сансара г) джива
14. В восьмеричный путь спасения в буддизме НЕ входит а) речь б) поведение в) воспитание г) усилие
15. Принцип «Ли» – основа социальной организации в конфуцианстве, – означает… а) установленный порядок вещей, правило б) постоянную модернизацию в) объединение всех сословий, интеграцию г) единство нации
16. Принцип социальной активности утверждается в а) даосизме б) конфуцианстве в) буддизме г) джайнизме
17. Основные направления буддизма: а) хинаяна б) махаяна в) шиваизм г) вишнуизм д) суннизм е) шиизм
18. Идеал «благородного мужа» в конфуцианстве прежде всего предусматривает: а) знатность б) невозмутимость в) образованность г) чувство долга
19. Нирвана в буддизме соотносится с философской категорией а) сознания б) материи в) бытия г) небытия
20. Родиной буддизма является: а) Япония б) Китай в) Индия
21. Принцип ахимсы в буддизме означает… а) непричинение вреда живому б) равную доброту ко всему живому в) непротивление злу насилием г) отсутствие зла в мире
22. Йога является: а) философской даршаной б) направлением в буддизме в) учением о конце мира г) совокупностью физических упражнений
23. «Жизнь есть страдание», - утверждается в… а) джайнизме б) буддизме в) конфуцианстве г) даосизме
24. К какому типу древнеиндийских философских школ относится джайнизм? а) традиционному б) нетрадиционному в) специфическому г) индивидуалистическому
25. Согласно буддизму желание, привязывающее человека к земной жизни, является причиной а) деятельности б) счастья в) страдания г) изменения
26. Какое из перечисленных учений возникло в Древнем Китае? а) брахманизм б) джайнизм в) даосизм г) ламаизм
27. Принцип недеяния в даосизме обозначает… а) невмешательство в естественный ход вещей б) пассивное состояние в) отказ от политической деятельности г) отказ от мирской жизни
28. Термином «Дао» в конфуцианстве и даосизме обозначает: а) действие б) судьба в) путь г) предназначение
29. В даосизме достижение бессмертия предполагает а) самоуглубление и духовное очищение б) чувство любви к ближнему в) точное выполнение ритуалов г) покаяние 30. Понятием «Атман» в буддизме обозначается а) бытие б) небытие в) существование человека Вопросы для изучения 1. О собенности античной философии. 2.Античная натурфилософия: основные проблемы, способы их постановки и решения. 3. Проблема познания: софисты и Сократ. 4. Платон и Аристотель: основные онтологические теории. 5. Философия эпохи эллинизма. Философия атомистов. Атомизм – материалистическая школа. Представители: Левкипп, Демокрит, Эпикур. Первооснова всего сущего – атомы. Атом неделим. Существует бесчисленное множество атомов. Они различаются по величине (от мельчайших до кру
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.014 с.) |