Лекция 3. «Классическая» политическая антропология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. «Классическая» политическая антропология



 

Политическая и философская антропология

• Философская антропология: концептуальный анализ проблем «человеческой природы», ее отличия от других живых существ

Африканские Политические Системы (1940) Meyer Fortes и E.E. Evans-Pritchard: "Мы не нашли, что теории политических философов помогли нам понять общества, которые мы изучили, поэтому мы не рассматриваем их как научно значимые..."

Современная философская антропология - отказ от «метафизики»-антропологическая наука должна опираться на эмпирические категории

• Преодоление мифа прогрессизма и «сведения человеческих существ до состояния машин»

Гельмут Плеснер

Арнольд Гелен

• Хельмут Плеснер(1892-1985) Конечной целью исследования философской антропологии должен быть не смысл бытия, а бытия человека

• Телесность как важнейшее измерение человеческого бытия

• "Базисная структура" человеческого бытия

• "Каковы условия возможности человеческого бытия"

• Человек как форма жизни

• Тело как явление

• "Экс-центричность" человека

• "Экс-центрическая позициональность

• Экс-центрическая форма организации предполагает, что человек должен сам себя сделать тем, что он есть. Человек может жить только управляя своей жизнью. Эту объективную онтологическую необходимость

• Функции и смысл экспрессивности.

• Формы самовыражения человека, как смех и плач

Философская биоантропология Арнольда Гелена

• Гелен, Арнольд (нем. Arnold Gehlen, 29 января 1904, Лейпциг — 30 января 1976, Гамбург)

• Антропобиология

• Цель - преодолеть конфликт между философией и естествознанием

• Эмпирически доступной и постижимой является биологическая природа человека

• Три тематических направления: философская антропология, "философия институтов" и "плюралистическая этика

• Не существует "естественного человека"

• Человек как "специальная биологическая проблема «и особый случай

• В отличие от животного человек лишен биологической специализации, то есть органической приспособленности к существованию в определенной природной среде

• С помощью языка человек помещает между собой и вещами промежуточный символический мир, который позволяет ему освободиться от непосредственного давления вещей

• Историческая антропология

Историческое исследование – «изучение прошлого, живущего в настоящем»

Ж. Ле Гофф.

• “anthropologie historique” Историческая антропология

• История ментальностей

• Новая культуристория

• Интеллектуальная история

• Предмет исторической политической антропологии:

• формы и структуры политического сознания, знания в прошлом

• символические репрезентации политического сознания в прошлом

Социология и антропология

• В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропологи изучают главным образом небольшие, незападные племенные общества, в то время как социологи исследуют в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки (Н.Смелзер).

• Научная антропология – результат конкретизации и обобщений

• От философии к социологии и антропологии

• От этнографии, этнологии к антропологии- «ступени» восхождения к обобщения: этнограф работает в поле, этнолог задумывается об общих принципах конкретных обществ, а антрополог осуществляет синтез данных различных культур в сравнительной перспективе. Антропологию - наивысший уровень анализа.

• Понятия характеризующие динамику политоантропогенеза:

• Власть как способ адаптации к среде

• Политический процесс (политогенез)

• Функционирование политических систем в потестарных обществах (от лат. potestas - сила, мощь, господство, власть)

• Модернизация потестарных институтов власти

Базовые концепты политической антропологии:
авторитет, власть, господство, социополитические системы и организации, политические культуры, политическое лидерство

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - наука, которая изучает человека как "политическое животное", действующее в социополитических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии

Тема 2. История политической антропологии ( Раздел 1.Теория и методология политической антропологии)

• 2.2 Предистория политической антропологии

• 2.3 Становление политической антропологии

• 2.4 Развитие политической антропологии

• Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»

• совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов

• обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества

• 2.1 Предистория ПА

Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё (1689-1755)

• «О духе законов» (1748). «Размышления о при­чинах величия и падения римлян» (1734)

• Все институты каждого общества образуют систему взаимозависимых составляющих

• Существует своего рода согласованность между одним социальным фактом и другим, так же как и между типом общества и условиями окружающей среды, в которых оно находится.

• Размер популяции, а, следовательно, политической общности, зависит от способа жизнеобеспечения.

• Народы, занимающиеся охотой, рассеяны на большом расстоянии друг от друга и живут компакт­ными группами.

• Более крупные объединения мы находим у пастушеских народов и еще более крупные — у земледельцев.

• Характер и даже философия народа в значительной степени являют­ся продуктом климатических условий.

• «Так, например, индийцы — по натуре малодушный народ, и даже дети европейцев, рожденные в Индии, теряют смелость, присущую своим соотечественникам, будучи подвержены влиянию климата»

• В Европе больше юношей, чем девушек, а в Азии больше девушек, чем юношей в Европе моногамия, а в Азии полигамия; в холодных областях Азии -много мужей»,

Мари Жан Антуан Никола Карита, маркиз де Кондорсе (1743-1794)

• «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»

На первой стадии люди объединяются в народы — небольшие группы семей, живущие охотой и рыболовством Обычай - зачаточная фор­ма управления.

Вторая стадия — период от пастушества до земледелия.

Третья стадия с возникновением земледелия и длится до создания алфавитного письма,

Четвертая начинается с развитием человеческой мысли в Греции и длится до разделения наук (примерно в эпоху Александра);

Пятая с разделения наук до их упадка - христианство, враждебное всякому духу эмпирического исследования, а также нашествие варваров;

Шестой — от упадка просвещения до его возрождения в эпоху, близкую по времени к крестовым походам;

Седьмой — от первых успехов наук после их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания;

Восьмой — от изобретения книгопечатания до того времени, когда наука и философия низвергли устаревшую картину мира;

Девятый — от Декарта до Французской республики;

Десятый — этап будущего прогресса человеческого духа.

Изучение социальных фактов, по мнению Кондорсе, должно осуществляться путем непосредственного наблюдения за тем, что происходит в обществе.

Огюст KOHT (1798-1857)

• шесть томов «Курса позитивной философии» 2582 страниц….

• четыре тома «Системы позитивной политики» (С. 1851—1854), «Катехизис позитивиста» (С. 1852) и массу небольших работ

Развитие человеческого общества:

теологический тип интерпретации, метафизический или абстрактный, рациональный и экспериментальный, позитивный тип интерпретации, проявляющееся в исторической последовательности наук:

«Между различными аспектами человеческого развития существует тесная и необходимая взаимосвязь»

• Джон Фергюсон МАК-ЛЕННАН (1827-1881)

«Первобытный брак» и «Патриархальная теория»

Самые первые общества были гомогенными родственными группами с тотемными связями и обычаем кровной мести. Брак в начале был неизвестен. Затем близость детей к матерям привела к разделению групп на простые семейные ячейки и к древнейшей социальной системе, в которой воплотилась идея кровного родства, причем родства исключительно через женщин. В таких обстоятельствах, возник обычай кражи женщин, а вслед за ним — закон экзогамии.

Генри МЭН (1822-1888)

Мэн: в первобытных обществах элементарной группой является семья, совокупность семей образует род или клан, совокупность родов образует племя, а совокупность племен — государственное объединение

Проблема Patria potestas (отцовская власть). Семья - группа, основанная на общем подчинении власти патриарха или же семья как группа, объединенная фактом общего происхождения

Становление предметной области и методологии политической антропологии

Ранний эволюционизм

Эволюционизм – превалировавшая в естественных и общественных науках девятнадцатого века теория, согласно которой общество и природа развиваются однолинейно и поступательно, от простых форм к более сложным

Человеческая культура как процессы адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению

Психическое единство человечества

• Люис Генри Морган (1818‑1881): "Лига ходеносауни или ирокезов" (1851; рус. пер. 1983) и "Древнее общество" (1877; рус. пер. 1934)

Эволюционизм (ранний эволюционизм)

• превалировавшая в естественных и общественных науках девятнадцатого века теория, согласно которой общество и природа развиваются однолинейно и поступательно, от простых форм к более сложным

• Дискуссии о матриархате и патриархате как источнике социальной дифференциации

• Европоцентризм и доминанта на прогрессе христиаской и «арийской» цивилизации

• Эдвард ТАЙЛОР (1832-1917)

• профессором антропологии в Оксфорде.

• «Исследования по ранней истории человечества» (Tylor 1865) и «Первобытная культура» (Tylor 1871).

• Антропология должна представлять свои находки в цифрах, т.е. статистически.

Экзогамия, по его представлениям, выполняет политическую функцию, или функцию усиления и расширения политической общности посредством установления брачных уз и, следовательно, установления связей между кланами.

«Снова и снова в истории человечества перед сознанием первобытных народов во всей его прямоте вставал практический выбор: либо пережениться, либо перебить друг друга»

Джеймс Фрэзер ( 1 января 1854, Глазго, Шотландия — 7 мая 1941, Кембридж)

• «Золотая ветвь» посвященная вопросам первобытных суеверий (магия и религия)

различные нормы социального поведения должны отражать разные стадии исторического развития, пытаясь проследить историческое развитие магии и науки в отдельных обществах

Political Anthropology Family Tree (схема)

Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis-Henri Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора штата Нью-Йорк — 17 декабря 1881, Рочестер штата Нью-Йорк)

Эволюционизм:

Э.Тейлор, Дж. Фрэзер, Дж. Мак-Леннан

Существуют общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса и закономерности в истории

• Марксистский формационный подход

• Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877)

• Классификация систем родства (отталкивался от Дж. Мак-Леннана и Мэна: от промискуитета к групповому браку и моногамии)

• Эволюция в связи развитием способа производства полезных продуктов и приспособлением к окружающей среде:

• Переход от собирательства, садоводства к развитому сельскому хозяйству

• Дикость, варварство и цивилизация

Общественная организация описывается как временная последовательности усложняющихся форм

• Общественная организация начала с разнородной орды, которая развивалась на основе семьи:

• Вступление в брак и установление родства братьев и родных сестер (родословные) – начало формирования социальных групп

• Появление сложных систем родства

• Экзогамия привела к формированию кланов (совокупность семей) –ослабление родства

• От равноправия к излишкам собственности и территориальным общностям

• Ирокезская конфедерация как объединение кланов и племен

Л.Г. Морган «если пленника усыновляли, то его верность и привязанность принадлежали отныне принявшей его нации»

система адаптации давала союзу пяти племен политическое преимущество над остальными этническими общностями востока Северной Америки

Индейские «колонии»

• «Бобровые войны»
«Лига пяти наций»

• Ирокезские войны конца XVI — XVII веков

• территории нынешних штатов Нью-Йорк, Делавэр, Мэриленд, Нью-Джерси, Пенсильвания, Северная и западная часть Виржинии, Огайо, Кентукки, север Теннисси, Иллинойс, Индиану и Мичиган, часть штатов Новой Англии и основную часть Верхней Канады.

Поселения и политическое устройство Миссиссипи

• Кахокиа — самое большое поселение своего времени к северу от Мексики. На его территории находилось как минимум 104 кургана, самый большой из которых — курган Монкс, имеющий стороны 291 и 236 метров в длину, и высоту около 28-30 метров

 

Кахокиа был одним из крупнеших городов своего времени (13 век), с н аселением около 10,000 — 20,000 жителей (некоторые считают — 30,000). Это был крупнейший религиозный и политический центр культуры Миссиссипи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.039 с.)