Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. «Классическая» политическая антропологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая и философская антропология • Философская антропология: концептуальный анализ проблем «человеческой природы», ее отличия от других живых существ • Африканские Политические Системы (1940) Meyer Fortes и E.E. Evans-Pritchard: "Мы не нашли, что теории политических философов помогли нам понять общества, которые мы изучили, поэтому мы не рассматриваем их как научно значимые..." • Современная философская антропология - отказ от «метафизики»-антропологическая наука должна опираться на эмпирические категории • Преодоление мифа прогрессизма и «сведения человеческих существ до состояния машин» • • Гельмут Плеснер • Арнольд Гелен • Хельмут Плеснер(1892-1985) Конечной целью исследования философской антропологии должен быть не смысл бытия, а бытия человека • Телесность как важнейшее измерение человеческого бытия • • "Базисная структура" человеческого бытия • "Каковы условия возможности человеческого бытия" • • Человек как форма жизни • Тело как явление • • "Экс-центричность" человека • "Экс-центрическая позициональность • Экс-центрическая форма организации предполагает, что человек должен сам себя сделать тем, что он есть. Человек может жить только управляя своей жизнью. Эту объективную онтологическую необходимость • Функции и смысл экспрессивности. • Формы самовыражения человека, как смех и плач • • Философская биоантропология Арнольда Гелена • Гелен, Арнольд (нем. Arnold Gehlen, 29 января 1904, Лейпциг — 30 января 1976, Гамбург) • Антропобиология • Цель - преодолеть конфликт между философией и естествознанием • Эмпирически доступной и постижимой является биологическая природа человека • Три тематических направления: философская антропология, "философия институтов" и "плюралистическая этика • Не существует "естественного человека" • Человек как "специальная биологическая проблема «и особый случай • В отличие от животного человек лишен биологической специализации, то есть органической приспособленности к существованию в определенной природной среде • С помощью языка человек помещает между собой и вещами промежуточный символический мир, который позволяет ему освободиться от непосредственного давления вещей • • • Историческая антропология Историческое исследование – «изучение прошлого, живущего в настоящем» Ж. Ле Гофф. • “anthropologie historique” Историческая антропология • История ментальностей • Новая культуристория • Интеллектуальная история • Предмет исторической политической антропологии: • формы и структуры политического сознания, знания в прошлом • символические репрезентации политического сознания в прошлом • • Социология и антропология • В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропологи изучают главным образом небольшие, незападные племенные общества, в то время как социологи исследуют в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки (Н.Смелзер). • Научная антропология – результат конкретизации и обобщений • От философии к социологии и антропологии • От этнографии, этнологии к антропологии- «ступени» восхождения к обобщения: этнограф работает в поле, этнолог задумывается об общих принципах конкретных обществ, а антрополог осуществляет синтез данных различных культур в сравнительной перспективе. Антропологию - наивысший уровень анализа. • Понятия характеризующие динамику политоантропогенеза: • Власть как способ адаптации к среде • Политический процесс (политогенез) • Функционирование политических систем в потестарных обществах (от лат. potestas - сила, мощь, господство, власть) • Модернизация потестарных институтов власти • Базовые концепты политической антропологии: • • ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - наука, которая изучает человека как "политическое животное", действующее в социополитических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии • • • Тема 2. История политической антропологии ( Раздел 1.Теория и методология политической антропологии) • 2.2 Предистория политической антропологии • 2.3 Становление политической антропологии • 2.4 Развитие политической антропологии • Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» • совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов • обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества • • 2.1 Предистория ПА • Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё (1689-1755) • «О духе законов» (1748). «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) • Все институты каждого общества образуют систему взаимозависимых составляющих • Существует своего рода согласованность между одним социальным фактом и другим, так же как и между типом общества и условиями окружающей среды, в которых оно находится. • Размер популяции, а, следовательно, политической общности, зависит от способа жизнеобеспечения. • Народы, занимающиеся охотой, рассеяны на большом расстоянии друг от друга и живут компактными группами. • Более крупные объединения мы находим у пастушеских народов и еще более крупные — у земледельцев. • Характер и даже философия народа в значительной степени являются продуктом климатических условий. • «Так, например, индийцы — по натуре малодушный народ, и даже дети европейцев, рожденные в Индии, теряют смелость, присущую своим соотечественникам, будучи подвержены влиянию климата» • В Европе больше юношей, чем девушек, а в Азии больше девушек, чем юношей в Европе моногамия, а в Азии полигамия; в холодных областях Азии -много мужей», • Мари Жан Антуан Никола Карита, маркиз де Кондорсе (1743-1794) • «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» • На первой стадии люди объединяются в народы — небольшие группы семей, живущие охотой и рыболовством Обычай - зачаточная форма управления. • Вторая стадия — период от пастушества до земледелия. • Третья стадия с возникновением земледелия и длится до создания алфавитного письма, • Четвертая начинается с развитием человеческой мысли в Греции и длится до разделения наук (примерно в эпоху Александра); • Пятая — с разделения наук до их упадка - христианство, враждебное всякому духу эмпирического исследования, а также нашествие варваров; • Шестой — от упадка просвещения до его возрождения в эпоху, близкую по времени к крестовым походам; • Седьмой — от первых успехов наук после их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания; • Восьмой — от изобретения книгопечатания до того времени, когда наука и философия низвергли устаревшую картину мира; • Девятый — от Декарта до Французской республики; • Десятый — этап будущего прогресса человеческого духа. • • Изучение социальных фактов, по мнению Кондорсе, должно осуществляться путем непосредственного наблюдения за тем, что происходит в обществе. • • Огюст KOHT (1798-1857) • шесть томов «Курса позитивной философии» 2582 страниц…. • четыре тома «Системы позитивной политики» (С. 1851—1854), «Катехизис позитивиста» (С. 1852) и массу небольших работ Развитие человеческого общества: • теологический тип интерпретации, метафизический или абстрактный, рациональный и экспериментальный, позитивный тип интерпретации, проявляющееся в исторической последовательности наук: • «Между различными аспектами человеческого развития существует тесная и необходимая взаимосвязь» • • Джон Фергюсон МАК-ЛЕННАН (1827-1881) • «Первобытный брак» и «Патриархальная теория» • Самые первые общества были гомогенными родственными группами с тотемными связями и обычаем кровной мести. Брак в начале был неизвестен. Затем близость детей к матерям привела к разделению групп на простые семейные ячейки и к древнейшей социальной системе, в которой воплотилась идея кровного родства, причем родства исключительно через женщин. В таких обстоятельствах, возник обычай кражи женщин, а вслед за ним — закон экзогамии. Генри МЭН (1822-1888) • Мэн: в первобытных обществах элементарной группой является семья, совокупность семей образует род или клан, совокупность родов образует племя, а совокупность племен — государственное объединение • Проблема Patria potestas (отцовская власть). Семья - группа, основанная на общем подчинении власти патриарха или же семья как группа, объединенная фактом общего происхождения • Становление предметной области и методологии политической антропологии Ранний эволюционизм Эволюционизм – превалировавшая в естественных и общественных науках девятнадцатого века теория, согласно которой общество и природа развиваются однолинейно и поступательно, от простых форм к более сложным Человеческая культура как процессы адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению Психическое единство человечества • Люис Генри Морган (1818‑1881): "Лига ходеносауни или ирокезов" (1851; рус. пер. 1983) и "Древнее общество" (1877; рус. пер. 1934) • • Эволюционизм (ранний эволюционизм) • превалировавшая в естественных и общественных науках девятнадцатого века теория, согласно которой общество и природа развиваются однолинейно и поступательно, от простых форм к более сложным • Дискуссии о матриархате и патриархате как источнике социальной дифференциации • Европоцентризм и доминанта на прогрессе христиаской и «арийской» цивилизации • Эдвард ТАЙЛОР (1832-1917) • профессором антропологии в Оксфорде. • «Исследования по ранней истории человечества» (Tylor 1865) и «Первобытная культура» (Tylor 1871). • Антропология должна представлять свои находки в цифрах, т.е. статистически. • Экзогамия, по его представлениям, выполняет политическую функцию, или функцию усиления и расширения политической общности посредством установления брачных уз и, следовательно, установления связей между кланами. • «Снова и снова в истории человечества перед сознанием первобытных народов во всей его прямоте вставал практический выбор: либо пережениться, либо перебить друг друга» • • Джеймс Фрэзер ( 1 января 1854, Глазго, Шотландия — 7 мая 1941, Кембридж) • «Золотая ветвь» посвященная вопросам первобытных суеверий (магия и религия) • различные нормы социального поведения должны отражать разные стадии исторического развития, пытаясь проследить историческое развитие магии и науки в отдельных обществах • • Political Anthropology Family Tree (схема) • • Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis-Henri Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора штата Нью-Йорк — 17 декабря 1881, Рочестер штата Нью-Йорк) • • Эволюционизм: • Э.Тейлор, Дж. Фрэзер, Дж. Мак-Леннан • Существуют общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса и закономерности в истории • Марксистский формационный подход • Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877) • Классификация систем родства (отталкивался от Дж. Мак-Леннана и Мэна: от промискуитета к групповому браку и моногамии) • Эволюция в связи развитием способа производства полезных продуктов и приспособлением к окружающей среде: • Переход от собирательства, садоводства к развитому сельскому хозяйству • Дикость, варварство и цивилизация • • Общественная организация описывается как временная последовательности усложняющихся форм • Общественная организация начала с разнородной орды, которая развивалась на основе семьи: • Вступление в брак и установление родства братьев и родных сестер (родословные) – начало формирования социальных групп • Появление сложных систем родства • Экзогамия привела к формированию кланов (совокупность семей) –ослабление родства • От равноправия к излишкам собственности и территориальным общностям • Ирокезская конфедерация как объединение кланов и племен • • Л.Г. Морган «если пленника усыновляли, то его верность и привязанность принадлежали отныне принявшей его нации» • система адаптации давала союзу пяти племен политическое преимущество над остальными этническими общностями востока Северной Америки • Индейские «колонии» • «Бобровые войны» • Ирокезские войны конца XVI — XVII веков • территории нынешних штатов Нью-Йорк, Делавэр, Мэриленд, Нью-Джерси, Пенсильвания, Северная и западная часть Виржинии, Огайо, Кентукки, север Теннисси, Иллинойс, Индиану и Мичиган, часть штатов Новой Англии и основную часть Верхней Канады. • Поселения и политическое устройство Миссиссипи • Кахокиа — самое большое поселение своего времени к северу от Мексики. На его территории находилось как минимум 104 кургана, самый большой из которых — курган Монкс, имеющий стороны 291 и 236 метров в длину, и высоту около 28-30 метров
• Кахокиа был одним из крупнеших городов своего времени (13 век), с н аселением около 10,000 — 20,000 жителей (некоторые считают — 30,000). Это был крупнейший религиозный и политический центр культуры Миссиссипи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.99.80 (0.009 с.) |