Тема 6. Генезис и становление государственных институтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Генезис и становление государственных институтов



Тема 4. Социобиологические и социокультурные предпосылки политических отношений

1. Социобиологические и символические предпосылки отношений власти (доминирования)

2. Социокультурные предпосылки отношений доминирования

 

Антропогенез- антропосоциогенез - культурогенез- политогенез

Антропогенез (от «антропо» и греч. génesis — происхождение) – процесс эволюционного формирования физического типа человека и первоначального развития его деятельности

Антропосоциогенез — теория происхождения (становления) социальных качеств человека и общества

Культурогенез и политогенез – измерения антропогенеза

• Дискуссии о месте и роли биологических и культурных оснований социальных качеств человека

• Высокая степень активности, адаптивности, но и конфликтности

• Связано со спецификой социальной эволюции: дифференциацией общества и институтов на основе знаково-символической деятельности

• Основания существующих в человеческом обществе различий и различений как оснований для доминирования

v Активность – агрессивность как источник конфликтов и дифференциации

v Символическое неравенство: «свой – чужой»

v Половое неравенство

v Возрастное неравенство

v Возникновение социальная стратификация (иерархия и сетевое взаимодействие) и политической власти

• Норт Дуглас Сесил (1920 г.р.)США; нобелевский лауреат, профессор университета Вашингтона в Сент-Луисе

• Норт Д. и др. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества.

• М., Издательство Института Гайдара, 2011

Политика – контроль и управление насилием

Естественные и современные государства

• «Политика развития опирается на институты, организации и убеждения, определившие успех порядков открытого доступа»

• Государство — это организация, обладающая монополией на легитимное применение насилия
Насилие выражено в физических действиях или угрозах физических действий, принуждении

• Ни одно из обществ не решило проблему устранения насилия

• Контроль за насилием:

- Управление насилиемпри помощи повторяющихся личных контактов (в малых группах) – агрессивная эгалитарность

- Организованное насилие (г осударство) - использование насилия или угроз насилия группами

Естественные государства и современные

• Обуздание произвольной активности

• Социобиологические предпосылки генезиса отношений власти (доминирования)

Псиахоаналитические гипотезы:
Юрий Мефодьевич Бородай
(22 февраля 1934 — 28 августа 2006)
Эротика, смерть, табу: трагедия человеческого сознания. / монография — М.: «Гнозис», Русское феноменологическое общество, 1996.

антропогенез:

• Табу – система классификаций

• Ритуально-магические архаичные человеческие общности, основанных на строжайшем запрете эротических проявлений внутри первичной материнской родовой группы —тотема

• Следствие "биологического тупика» чрезмерно агрессивных и постоянно возбужденных, сексуально хищных стадных существ (предгоминидов), "невротического" бунта против реальности и собственного естества – инстинктивная аскеза

• В психоанализе социальный порядок архаических обществ подвергается искажению

• «доминирующей тенденцией психической жизни, а может быть, и нервной жизни вообще, мы признали стремление к снижению, внутреннего напряжения, вызванного раздражениями — тенденцию, получающую свое выражение в принципе наслаждения, и является для нас одним из сильных мотивов, чтобы верить в существование первичных позывов смерти» («По ту сторону принципа удовольствия»).

Сильно упрощенная интерпретация смерти и убийства как вытесненной агрессии - переживания чувства вины и тревоги.

• У первобытных людей «естественной» смерти нет: любая смерть социальна, публична, коллективна, это всегда следствие чьей-то враждебной воли, которая должна быть поглощена группой (никакой сексуальной энергетики).

Ритуальные действия не имеют ничего общего с «психоаналитическим» убийством отца

Где воображаемое создает символический хаос, там инициация восстанавливает символический порядок.

• Дарить и принимать — это символический ак т

инициация - символическое признание социальности, места

• Главное, чтобы все (ценные вещи и женщины, рождение и смерть) было доступно для обмена, то есть попадало в юрисдикцию группы. В этом смысле запрет инцеста находится в солидарном и дополнительном отношении к инициации

Дарить, отдавать, обменивать — у первобытных людей все разыгрывается в ходе открытого коллективного обмена вокруг этих элементов, в ритуалах и мифах, на которые они опираются - самый главный символический акт

Взаимосвязь биологического и социального - взаимосвязь инстинктивных и социально-обусловленных способов поведения

«Не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях»

К. Лоренц (Вена, Австро-Венгрия: 7 ноября 1903- 27 февраля 1989)

«Агрессия (так называемое «зло»)»

Агрессия - не «инстинкт смерти», а служит сохранению жизни и вида

Амбивалентность агрессии

Роль агрессии в сообществе социальных животных

Межвидовая борьба и внутривидовая агрессия

• Взаимность символизирует и ритуализирует агрессию – агонистическое поведение, внутренняя сторона существования наряду с сотрудничеством и кооперацией

• Врожденная агрессия

• Агрессия – побуждение и энергия

• К. Лоренц - «врожденность»: поведение, которое не может быть устранено или же серьезно модифицировано, сколь бы значительным ни было средовое воздействие

• Агрессия как борьба за выживание и воспроизведение идет главным образом между особями одного вида

• Культурно-исторические основания агрессии

Нет ничего предопределенного – следствие реальной динамики культурного развития без ценностных суждений

• Человек – политическое животное…?

Символические предпосылки отношений господства

 

Неоэволюционизм.

Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White, 19 января 1900 г., Салида, штат Колорадо — 31 марта 1975 г., Лон-Пайн, штат Калифорния)

• Не следует «отдавать культуру психологам», «овеществлять ее» или сводить к абстрактным идеям

• Культура, цивилизованность – форма организации энергии (экстрасоматический механизм приспособления к окружающей среде, связанный с символизацией)

• Символические процессы -это процессы сигнификации
.

Символизация обеспечивает особый уровень контроля за поведением, координации по использованию ресурсов

Cимволизация дает индивиду возможность продолжать жить в обществе «после смерти» значимых других и смягчает ужас от ожидания собственной смерти, чтобы он не парализовал привычный порядок повседневной жизни

Cимволический универсум упорядочивает также историю, связывает коллективные события в единое целое, включающее прошлое, настоящее и будущее (“память”)


Символизация

Символическое оформление – это знаковая фиксация представлений о социальной реальности

Специфика символизации - косвенное, условное («архивированное») отображение социальной реальности (стирание образности - схематизация). Подобная процедура обеспечивает понимание в процессе обмена знаниями при сложных взаимодействиях


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИОГЕНЕЗУ И ПОЛИТОГЕНЕЗУ

• Использование потоков энергии (преодоление энтропии) – упорядочение и разнообразие одновременно

• Эволюция форм культуры и власти как последовательное увеличение контроля над энергией

• Разнообразие и неравенство, порождает различия в доступе к власти, богатству, престижу, образованию

• Возникновение неравенство по вертикали и горизонтали (статусов)

государство - результат урегулирования конфликтов и необходимости адаптации (контроля за энергией) при сегментации и стратификации общества

Возникновение политической организации
(White L. The State-Church: its forms and functions//The evolution of Culture. The Development of Civilization to the Fall of Rome. N.Y.; Toronto; L. 1959 (.V 13).

• С ростом племен и кланов, узы родства ослабевают и возникает тенденция к распаду кровнородственной организации, теряющей свое прежнее значение

• Возрастает роль территориального фактора и вырабатывается особый координационный, интеграционный и административный механизм

• Кровное родство как основа политической организации вытесняется отношениями собственности, а место кровнородственной группы как принципа политической организации занимает территориальная единица

• Аристотель «Политика»:

• «...когда одни властвуют другие находятся в подчинении... является стремление провести различие между теми и другими в их внешнем облике, в их речах и знаках почета»

Социокультурные основания власти

Власть — способ координации, интеграции и контроля за социокультурной системой

• Распад родоплеменного общества сопровождался усобицами и насилиями. Разгоралась борьба за естественные ресурсы (особенно за плодородные земли) и за присвоение богатств, созданных чужим трудом. В атмосфере общественного хаоса и конкурентной борьбы к власти приходят военно-политические лидеры и жрецы: одни — благодаря физической силе, другие — используя свое религиозное влияние. Результатом этого процесса стало социальное расслоение и возникновение такого общества, где правящий класс имел монополию контроля над естественными ресурсами и средствами производства и монополию военно-политической власти, а на долю подчиненного класса оставался нескончаемый производительный труд, лишения и политическое бесправие.

Реципрокность - Круг кула

РЕЦИПРОКАЦИЯ (Reziprokation; Reciprocity; Recipro-cite; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать взад и вперед)

Реципрокность – обмен дарами или услугами с расчете на ответные дары или услуги

• впервые описанный Бр. Малиновским обмен церемониальными объектами между народами группы островов северной части Новой Гвинеи

Обмен и перераспределение и как источник возникновения
социополитической организации общества

Источник обмена в церемониальном обмене: между родами, престижной экономике, обмене с богами – возникновение статусов и их конвертации во власть.

Обмен:

• Вещей (престижная экономика)

• Взаимность и контроль за поведением поколений и гендерных различий

• Взаимность в отношениях с богами

• Малиновский Бронислав (польск. Bronisław Kasper Malinowski)

• Picture of Bronislaw Malinowski with natives on Trobriand Islands in 1918.

• К.Леви-Строс

• В основе самых элементарных форм власти решающий элемент - согласие

Круг Кула (Kula ring)

• Система взаимного церемониального обмена в Новой Гвинеее (включая Тробрианские острова).

• Все предметы, циркулирующие

по кругу Кула, не подлежат личному использованию, а обмениваются с целью повышения социального статуса и престижа. «Однажды в Кула-навсегда в Кула».

• Круг Кула-процесс укрепления различий в статусе и авторитете (в процессе кула наследственные вожди берут на себя ответственность по организации и управлению морским плаваниями, накапливают символический капитал)

• Роль взаимности: развитие «взаимности» в процессе эволюции родства

• Взаимность прав и обязанностей возникает в процессе эволюции систем родства и обмена людьми «вещами» и символами

• В основе обмен женщинами, отречение от кровного родства (Л.-С.)

Животные живут группами, что позволяет осуществлять обмен самками, но в основе -инстинктивный запрет на кровосмешение.

Люди живут группами на основе символического обмена

К. Леви-Строс: «В явлениях культуры необходимо выявить структурные элементы, образующие бессознательную структуру человеческого разума»

Первоначальный образ мира затемняется по мере развития человечества, все больше загромождается различного рода символическими структурами, однако он сохраняется в сфере бессознательного

Структуры родства тождественны структурам языка и структуре социальных институтов

«Обмен имуществом, обмен женщинами и обмен словами» составляющими одного и тoгo же процесса.

Инцест не связан с сексуальностью, а с – расширением связей. «Что даст брак с сестрой?»

• Обмен дает коллективное преимущества и регулирование конфликтов, брать жену из рода с которыми воевал

Запрет на инцест - от взаимности и любой отказ от взаимности будет носить инцестуальный характер.

Женщина выступает как знак и инструмент союза, акта взаимноrо обмена и он связан со всеми прочими актами обмена, со всеми формами дарения/отдаривания, со всеми предметами, которые рассматриваются как драrоценные, но которые нельзя присвоить себе частным образом

В этом обмене первоначально нет ничего от морального и сексуального: в обмен на любую женщину, уступаемую ее сородичами, можно получить следующую, которая будет предоставлена другой rруппой сородичей

 

• При заключении брачных союзов от другой rpуппы требуется не мужчина, а женщина, потому, что через женщину осуществляется продолжение биолоrическоrо рода

Гендерные различия: Антропологические основания гендерного доминирования

• женщины достигают настоящего социального статуса лишь после того, как их отдадут и возьмут замуж, а не будут больше держать у отца или братьев для их собственных нужд. «Кто ничего не дает, хотя бы свою дочь или сестру, — тот мертв»


Легитимация социополитического порядка на основе родства

• «Родство может в любой момент быть преобразовано в идеологическую конструкцию (М.Годелье)

• «Родство» позволяет считать родственниками не только по биологической и физической природе

• Родство стягивает людей в «мегаобщину» с иерархическими связями

Системы родственных обменов и брачный обмен как источник возникновения и присвоения социальных функций и статусов

• Рост адаптивности и независимости от среды: контроль над пространством, временем и вещами

• Возникновение системы различий и санкций, контроля за поведением

• Статусное неравенство: по вертикали и горизонтали (статусов)

• Поколенческое неравенство (Статус старца является самым почетным. «Годы» образуют реальное богатство, которое обменивается на авторитет и власть)

• "иерархия" (от греч. hieros - священный и arche - власть) пирамидальная социальная организация

• Социальная стратификация (от лат. stratum - слой) - это иерархическая система неравенства, разделение совокупности людей на страты (сословия, классы, ранги)

• Потомство и род основаны на социобиологических родственных связях

• Род – потомки реально умершего предка (родство по материнской, отцовской, смешанные)

• Семья — группа людей, связанных родством.

• Система брачных обменов между семьями - Супружеские союзы

• Родовая община из семей

• Соседская община

• Племя и племенные объединения

• Линидж - «группа агентов, живых и умерших, родство между которыми можно проследить генеалогически»

Линидж (англ. lineage — происхождение; род)

Клан - экзогамная система линиджей

• Объединение кланов – фратрия

Система родства и связанная с этим система обменов – основа для оформления отношений доминирования

• Социализация сексуальности и контроль за размножением привели к сложным ритуалам обмена и оформлению публичной власти

Виктор Уиттер Тёрнер (Victor Witter Turner, 28 мая 1920, Глазго — 18 декабря 1983, Шарлотсвилл, Виргиния, США) — английский и американский антрополог
Символы включены в действие (обычай, ритуал, церемониал, социальный конфликт, социальное движение) и должны быть поняты в их реальной работе, в «исполнении», в драматургии как «ритуальный процесс»

• концепции коммунитарности – коммунитас (эмоциональное единение в пиковый момент)

Лиминальность – процесс перехода

• Ритуалы перехода включают в себя три стадии:

• (i)отделение (separation) - выбор и изоляция индивида от некоторой социальной целостности, лишение индивида статусных характеристик принадлежности к этой целостности;

• (ii)собственно переход (margo, limen, threshold, transfer, passage) - период некоего переходного состояния;

• (iii)реагрегация (reaggregation, reconstruction) - воссоздание некоей новой целостности.

• У символов есть три особенно значительных параметра:

экзегетический

операционный

позиционный

Экзегетический – объяснение действий и их взаимосвязи

Операционный – связь знания с действием, значения символа с его использованием посредством жестов, выражения и других невербальных аспектов поведения, открывая ценности -— горе, радость, гнев, триумф, скромность

В позиционном параметре - взаимосвязь между символами - сложная система ритуалов в связи с мифами

символ становится фиксированной точкой связи

между животным, растительным и минеральным царствами,

которые сами по себе рассматриваются как части космического порядка

• Центральным моментом символической операции является инициация (молодых людей, проходящих инициацию) «пожирают предки», и они «символически» умирают, чтобы затем возродиться

Ритуал (от лат. ritualis — обрядовый) форма сложного символического поведения

• кодифицированная система действий (в том числе речевых) для выражения социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.).

• Синхронизация представлений и действий в процессе соучастия в символическом воссоздании порядка

• Воспроизведение совместного знания в повседневности

Рене Жирар (1923) о природе символического контроля за насилием

• «Насилие и священное», Новое литературное обозрение, 2000, 2-е издание, исправленное: 2010

• Коллективное насилие не объяснимо сексуальностью

• Критика утилитарной или психоаналитической функциональности ритуала как способа интеграции

• первобытные формы религии основаны на обряде жертвоприношения.

• Кризис жертвоприношений – утрата различий – хаос насилия – заражение насилием - страх к близнецам

• Ритуал жертвоприношения - сакрализация коллективной агрессии по отношению к индивиду

• Человек или животное объявляется «козлом отпущения»

• Маски и праздники

 

• Антропологические основания «фигур власти»

• Фигура двойника, тесно связанная с фигурами смерти и магии, концентрирует в себе всю проблематику психологической или психоаналитической интерпретации.

• Двойник, как и мертвец (мертвец — это двойник живого, а двойник — живой и интимно близкий образ смерти), является партнером, с которым у первобытного человека есть конкретно-личностное отношение. Первобытный человек поддерживает дуальное, а не отчужденное отношение со своим двойником. Он может реально (что навсегда заповедано нам) общаться со своей тенью

Мэри Дуглас (англ. Mary Douglas, 1921 — 2007) — британский антрополог
Предметная область: исследование культуры и религиозного символизма, сторонницей структурного анализа архаических культур

Возможность проклинать и благословлять - это атрибут власти

• «дискурс в понятиях греха и табу нацелен на консервацию традиционной солидарности»

• В ритуалах признаются потенциальные возможности беспорядка

• Политико-антропологические
основания культуры:

• В ритуалах признаются потенциальные возможности беспорядка

• «дискурс в понятиях греха и табу нацелен на консервацию традиционной солидарности, тогда как дискурс вокруг риска имеет в виду ее рассредоточение и исчезновение социальных разделений»

• Ритуал и табу – символизация границ опасности

• «общей чертой многих сегментированных конкурентных политических систем оказывается то, что вожди силовых структур наделяются в них гораздо меньшей спиритуальной силой, чем какие-то другие люди, находящиеся в разрывах политической структуры»

• РЕЦИПРОКАЦИЯ и Редистрибуция

• ОСНОВАНИЕ ПОЛИТОГЕНЕЗА

• ЦИРКУЛЯЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ

• РЕЦИПРОКАЦИИ (Reziprokation; Reciprocity; Recipro-cite; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать взад и вперед)

Редистрибуция (от лат. redistributioперераспределяю)

• МАРШАЛ САЛИНЗ

• Экономическая рационализация обменов (рынок) — это социальная форма, которая производит дефицит (Маршалл Салинз, «Stone Age Economics», «Первобытное общество изобилия»)

• РЕЦИПРОКАЦИЯ как способ формирования и поддержания иерархии

• Р.—циркуляция материальных благ и услуг между людьми, которая представляет собой проявление существующих между ними взаимных обязательств и носит длящийся характер. Р. является одним из основных понятий субстантивизма.

• M. Салинз:

• генерализованная Р., при которой требование взаимности, а тем более эквивалентности дач между сторонами носит самый общий характер и реализуется лишь в конечном счете в течение длительного периода времени;

• сбалансированная Р. предполагающая возмещение каждой дачи эквивалентной отдачей

• негативная Р., состоящая в попытках получить что-либо, не давая ничего в обмен

Редистрибуция - собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы

• Политогенез – зарождение и развитие социополитической подсистемы общества и ее трансформации в государство или его аналогов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.132 с.)