![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К концу XIX В. Все индейские племена США оказались распределенными по 160 резервациям общей площадью в 120 млн. АкровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
• • Становление ПА: конец 19 века- первая половина 20 столетия • Диффузионизм Идея - существуют эпицентры возникновения культурных моделей (очаги этногенеза) и пути их распространения • Каждый элемент культуры рассматривался как имеющий определенное географическое и этническое происхождение • Каждая культура рассматривалась с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных культурных элементов. Функционализм: • классический функционализм (Б. Малиновский) • структурный функционализм А. Рэдклиф‑Браун (1881-1955). Э. Эванс‑Притчард (1902‑ 1973)
Становление политической антропологии • Переход от описательности к сравнительному анализу • Специализация и дифференциация антропологического знания Франция: • Э.Дюркгейм - социологическое обоснование структурно-функционального подхода Америка: • Ф.Боас -партикуляризм —применении уникальных, а не общих критериев оценки. • Структурно-функциональный подход • Э. Дюркгейм: функция «система жизненных движений», связанных с удовлетворением коллективных потребностей • Рэдклифф-Браун: функциональный анализ – исследовании роли тех или иных явлений в поддержании целостности общества • Функциональный анализ в социальной антропологии • Исторический процесс непознаваем, а п опытки исследования длительной эволюции социальных элементов — бессмысленны. • • Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами. • Этнология отталкивается от концепции “социальных институций”, под которыми понимались социально установленные и признанные нормы и модели поведения • • Социальные институты служат нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (а именно, необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (а именно, потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, законах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.).
• Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше потребностей. Например, магия дает психологическую защиту от опасности, миф — придает исторический авторитет системе управления и ценностям, присущим данному обществу. Культура не имеет лишних и бесполезных элементов. • Американская культурная антропология «Руководство по языкам американских индейцев» (1911), «Ум первобытного человека» (1911), «Раса, язык и культура» (1940) и др.
• Franz Boas (July 9, 1858 – December 21, 1942) was a German-born American anthropologist • Изучал культуры эскимосов, индейцев северо-западного побережья США и др. Критиковал эволюционистские и функционалистские теории культуры • Культурный релятивизма(мультикультурализм) • статистические методы обработки данных в физической и культурной антропологии • школу исторической этнологии (лингвисты и антропологи – Э.Сепира, Р.Бенедикт, А.Крёбера, М.Мид и др. • • ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРТИКУЛЯРИЗМ – предтеча мультикультурализма • структурный-функционализм Функционализм Малиновского • «Каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей, что диктуются обменом веществ, продолжением рода, физиолоrически необходимыми условиями температуры • каждое достижение культуры, предполагающее использование артефактов и символических систем, представляет собой инструментальное расширение возможностей анатомии человека и прямо или косвенно связано с удовлетворением той или иной телесной потребности Рэдклиф Браун • социальную структуры следует понимать как нaбор социальных связей, организованных в систему • Составляющими социальной структуры или ее элементами являются индивиды, но поскольку они представляют собой живые существа, то рассматриваются в этом случае не как живые opгaнизмы, а как индивиды, занимающие некое место в социальной структуре • • Малиновский Бронислав – основатель психологического функционализма (польск. Bronisław Kasper Malinowski) • Picture of Bronislaw Malinowski with natives on Trobriand Islands in 1918. • Бронислав Малиновский - 7 апреля 1884, Краков— 16 мая 1942 Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии.
• Б. Малиновский: существование любого обычая, социального института или социальных отношений должно интерпретироваться в терминах его функции: иными словами, в аспекте его вклада в удовлетворение потребностей (как базовых физиологических и эмоциональных, так и вторичных социальных). • Включенное наблюдение • метод антропологического исследования, введенный и обоснованный Браниславом Малиновским • Метод предполагает долговременное проживание в изучаемом сообществе • Магия и кула • Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (или Рэдклифф-Браун; англ. Alfred Reginald Radcliffe-Brown; 17 января 1881), Бирмингем — 24 октября 1955, Лондон) • Британский этнограф и социальный (культурный антрополог) - основоположников структурного функционализма и современной социальной и политической антропологии • Структурный-функционализм Функционализм – в рассмотрение общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные задачи по отношению к обществу как целому • Различные социальные феномены (действия, отношения, институты), должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место Рэдклифф-Браун все явления либо функционально необходимы либо дисфункциональны по отношению к обществу
Лекция 4. • • Тема 2. История политической антропологии (Раздел 1.Теория и методология ПА)
2.. Развитие политической антропологии • • Развитие политической антропологии: • • Political Anthropology Family Tree
процессуальный подход • Эволюционизм • Неоэволюционизм
структурно-функциональный подход • Психологический Функционализм • Структурно-функциональный подход • Структурализм • • • Political Anthropology Family Tree • • В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три книги о политических системах и институтах власти архаических обществ Африки "Африканские политические системы" под редакцией М. Фортеса и Э. Эванса Причарда Эванс Причард (1902‑ 1973) • «Политическая организация ануаков Англо‑Египетского Судана» • "Нуэры» Два типа политических систем в зависимости от систем родства • сегментарные системы - те, в которых власть была рассеяна среди многих групп; • централизованные • • Развитие методологии политической антропологии (50-е-70-е годы) Критика функционализма: конвергенция методов и школ (структурно-функционального и процессуального подхода) • Неоэволюционизм • Структурализм • Политэкономических подход
Взаимосвязь методов антропологических исследований • Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий) • Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры
Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм • Критика эволюционизма и традиционного структурного функционализма в 50-х годах Акцент на: • "процесс", "конфликт", "фракционность", «борьба» (конфликт нормален) • Теория действий • Многовекторность эволюции • Анализ символических структур (роль ритуалов и религии)
Критика функционализма • «Вневременность» • Идеальные структуры, которые определяют деятельность
• Евроцентризм колониализма и его неэффективность
Неоэволюционизм • Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White), 19 января 1900 г., Салида, штат Колорадо— 31 марта 1975 г., Лон-Пайн, штат Калифорния • Многовекторность эволюции • Культура — это способность человека создавать символы. Закон эволюции: «Культура движется вперед по мере того как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией» • Прогресс «сводится к степени, в которой человек посредством культуры может осуществлять контроль над силами природы» • «Культура — это средство сделать жизнь безопасной и продолжительной для человеческого рода. Одно средство может быть лучше другого»
Взаимосвязь методов антропологических исследований • Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий) • Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры • Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм «Политэкономический» эволюционизм (подход): • РЕЦИПРОКАЦИЯ • Редистрибуция • ОСНОВАНИЕ ПОЛИТОГЕНЕЗА • ЦИРКУЛЯЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ • РЕЦИПРОКАЦИЯ (Reziprokation; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать назад и вперед) Редистрибуция (от лат. redistributio — перераспределяю) • МАРШАЛ САЛИНС • Маршал Салинс (Evolution and Culture, 1960) • Значимость культуры в формировании структуры общества. • Критика идеи «человека экономического», роль культурной специфики экономических систем • Эволюция обусловлена различными темпами и направлениями развития, временем вхождения элемента (например, изобретения) в жизнь общества • Культуры «дикарей» равноценны европейским, но существенно отличаются от них.
Феномен «престижной экономики» - отличия экономических отношений в рамках цивилизованного и архаического общества Основная форма - дарообмен «реципрокность» (англ. reciprocity)— обмен дарами в рамках социальной сети отношений, пиры, праздники, ритуальное взаимное одаривание («потлач»), ритуальный круговой обмен («кула») РЕЦИПРОКАЦИЯ как способ формирования и поддержания иерархии • Р.—циркуляция материальных благ и услуг между людьми, которая представляет собой проявление существующих между ними взаимных обязательств и носит длящийся характер. Р. является одним из основных понятий субстантивизма (качественные отличия экономик). M. Салинз: • генерализованная Р., при которой требование взаимности, а тем более эквивалентности дач между сторонами носит самый общий характер и реализуется лишь в конечном счете в течение длительного периода времени;
• сбалансированная Р. предполагающая возмещение каждой дачи эквивалентной отдачей • негативная Р., состоящая в попытках получить что-либо, не давая ничего в обмен Редистрибуция - собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы
Структурализм в антропологии и его истоки ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) (Монтескье и Конт) «Элементарные формы религиозной жизни» (Durkheim 1912) Эволюционист: если австралийские аборигены организованы в общество, наименее развиты в технологическом смысле, то их религию (т.е. тотемизм) можно считать самой примитивной на земле.
Марсель МОСС (1872-1950) ВАН ГЕННЕП (1873-1957) • Наличие однотипной символической структуры в ритуалах перехода, проводимых в ознаменование перехода человека или группы людей из одного социального состояния в другое (т.е. в ритуалах, связанных с беременностью, родами, достижением зрелости, браком, смертью и т.д.). • Ван Геннепа интересовали не физиологические процессы как таковые, а изменения в социальном статусе человека. • Связь между физическими и социальными существует, но социальная зрелость не всегда совпадает с физической зрелостью, моментом физического разрушения тела и смерть с социальной точки зрения не обязательно совпадает. • Ритуалы, проводимые в таких случаях, по мнению ван Геннепа, были неправильно поняты Тэйлором, Фрэзером и авторами их круга, поскольку рассматривались изолированно, а не как последовательные и составляющие единое целое события. Ритуалы перехода состоят из трех тесно связанных фаз, представленных самостоятельными ритуалами отделения, переходными ритуалами и ритуалами включения: - Сначала человек (или группа людей) отделяется от привычного социального окружения - Затем проходит период изоляции - После чего человек включается либо в новое социальное окружение, либо в старое, но в каком-то ином качестве.
Структурализм в антропологии и его истоки: Э. ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) ВАН ГЕННЕП (1873-1957) • Через взаимное признание происходит переход от естественной природной необходимости к правилам социального сосуществования (от биологической группы к обществу) Марсель МОСС (1872-1950) • Взаимность - это унuверсальная данность для человеческих обществ (если нет союза, то мы имеем дело с животными) • • Взаимность - регyлирующий принцип, логические проявления кoтоpoгo учитывают во всех своих аспектах формы брачных союзов и формах родства • обмен в архаических обществах представляет собой социальное явление тотального характера. и заключает в себе феномен экономический, правовой, моральный, эстетический, религиозный, мифологический • Структурализм Claude Lévi-Strauss (pronounced [klod levi stros]; born November 28, 1908- died October 30, 2009) В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist»
Новый гуманизм: Ж.-Ж. Руссо и К.Леви-Стросс «Как стать человеком» Антрополоrия... находится в ситуации, сравнимой с астрономией. Этнолог... это астроном, изучающий созвездия людей К. Леви-Строс • Печальные тропики. М., 1984. • Предисловие к трудам Марселя Мосса / / М. Мосс. Социальные функции священного. СПб., 2000. • Структурная антрополоrия. М., 1985. • Неприрученная мысль / / К. Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994. • Тотемизм сеrодня / / К. Леви-Строе. Первобытное мышление. М., 1994. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 1. Сырое и приrотовленное. М.; СПб., 1999. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 2. От меда к пеплу: М.; СПб., 2000. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 3. Происхождение застольных обычаев. М.; СПб.: Университетская книrа, 2000. • Путь масок / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000. • Ревнивая rоршечница / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000. Социальные факты не представляют собой ни вещи, ни идеи, это структуры.
М. Мерло- Понти. Знаки • Социальные отношения являются основным материалом для построения моделей, выявляющих саму социальную структуру (Леви-Строс) • • Структурная антропология Леви-Стросса • • Claude Lévi-Strauss (28 ноября 1908, Брюссель — 30 октября 2009, Париж) • запрет инцеста (кровосмешения) - исходный социальный факт в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства • Для реализации запрета инцеста создаются внутри родовой общины специальные органы насильственного пресечения кровосмешения внутри рода • Развитие связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами стало прообразом будущей государственной структуры • Цель - объяснить, как данные социальные институты, которые могут быть выявлены в рамках структурного анализа, делают возможным человеческий опыт. • Структурализм - социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. • Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением • • Символическое - замещение множества событий - их презентация • • Посредством символизации д ействующие сами создают социально-политический мир, в котором они действуют, отбирая одни практики в качестве коллективно-значимых и вынося за скобки — другие. • Развитие «взаимности» в процессе эволюции родства • Взаимность прав и обязанностей возникает в процессе эволюции систем родства и обмена людьми «вещами» и символами • В основе обмен женщинами, отречение от кровного родства (Л.-С.) Благодаря таким действиям, как украшение жилища, покупка товаров культуры, управление ритуалами и церемониями, демонстрирующими социальный статус семьи, женщины играют определяющую роль в производства и присвоения различий, выступающей двигателем всей культурной жизни. Животные живут группами и им тоже свойственен обмен самками, но в основе -инстинктивный запрет на кровосмешение
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.144.73 (0.013 с.) |