К концу XIX В. Все индейские племена США оказались распределенными по 160 резервациям общей площадью в 120 млн. Акров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К концу XIX В. Все индейские племена США оказались распределенными по 160 резервациям общей площадью в 120 млн. Акров



• Становление ПА: конец 19 века- первая половина 20 столетия

• Диффузионизм

Идея - существуют эпицентры возникновения культурных моделей (очаги этногенеза) и пути их распространения

• Каждый элемент культуры рассматривался как имеющий определенное географическое и этническое происхождение

• Каждая культура рассматривалась с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных культурных элементов.

Функционализм:

• классический функционализм (Б. Малиновский)

• структурный функционализм

А. Рэдклиф‑Браун (1881-1955).

Э. Эванс‑Притчард (1902‑ 1973)

 

Становление политической антропологии

• Переход от описательности к сравнительному анализу

• Специализация и дифференциация антропологического знания

Франция:

• Э.Дюркгейм - социологическое обоснование структурно-функционального подхода

Америка:

• Ф.Боас -партикуляризм —применении уникальных, а не общих критериев оценки.

• Структурно-функциональный подход

Э. Дюркгейм: функция «система жизненных движений», связанных с удовлетворением коллективных потребностей

Рэдклифф-Браун: функциональный анализ – исследовании роли тех или иных явлений в поддержании целостности общества

• Функциональный анализ в социальной антропологии

Исторический процесс непознаваем, а п опытки исследования длительной эволюции социальных элементов — бессмысленны.

• Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами.

• Этнология отталкивается от концепции “социальных институций”, под которыми понимались социально установленные и признанные нормы и модели поведения

Социальные институты служат нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (а именно, необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (а именно, потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, законах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.).

Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше потребностей. Например, магия дает психологическую защиту от опасности, миф — придает исторический авторитет системе управления и ценностям, присущим данному обществу. Культура не имеет лишних и бесполезных элементов.

Американская культурная антропология «Руководство по языкам американских индейцев» (1911), «Ум первобытного человека» (1911), «Раса, язык и культура» (1940) и др.

 

Franz Boas (July 9, 1858 – December 21, 1942) was a German-born American anthropologist

• Изучал культуры эскимосов, индейцев северо-западного побережья США и др. Критиковал эволюционистские и функционалистские теории культуры

• Культурный релятивизма(мультикультурализм)

• статистические методы обработки данных в физической и культурной антропологии

• школу исторической этнологии (лингвисты и антропологи – Э.Сепира, Р.Бенедикт, А.Крёбера, М.Мид и др.

• ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРТИКУЛЯРИЗМ – предтеча мультикультурализма

• структурный-функционализм

Функционализм Малиновского

• «Каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей, что диктуются обменом веществ, продолжением рода, физиолоrически необходимыми условиями температуры

• каждое достижение культуры, предполагающее использование артефактов и символических систем, представляет собой инструментальное расширение возможностей анатомии человека и прямо или косвенно связано с удовлетворением той или иной телесной потребности

Рэдклиф­ Браун

• социальную структуры следует понимать как нaбор социальных связей, организованных в систему

• Составляющими социальной структуры или ее элементами являются индивиды, но поскольку они представляют собой живые существа, то рассматриваются в этом случае не как живые opгaнизмы, а как индивиды, занимающие некое место в социальной структуре

• Малиновский Бронислав – основатель психологического функционализма (польск. Bronisław Kasper Malinowski)

• Picture of Bronislaw Malinowski with natives on Trobriand Islands in 1918.

Бронислав Малиновский - 7 апреля 1884, Краков— 16 мая 1942 Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии.

• Б. Малиновский: существование любого обычая, социального института или социальных отношений должно интерпретироваться в терминах его функции: иными словами, в аспекте его вклада в удовлетворение потребностей (как базовых физиологических и эмоциональных, так и вторичных социальных).

Включенное наблюдение

• метод антропологического исследования, введенный и обоснованный Браниславом Малиновским

• Метод предполагает долговременное проживание в изучаемом сообществе

• Магия и кула

Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (или Рэдклифф-Браун; англ. Alfred Reginald Radcliffe-Brown; 17 января 1881), Бирмингем — 24 октября 1955, Лондон)

• Британский этнограф и социальный (культурный антрополог) - основоположников структурного функционализма и современной социальной и политической антропологии

• Структурный-функционализм

Функционализм – в рассмотрение общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные задачи по отношению к обществу как целому

• Различные социальные феномены (действия, отношения, институты), должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место

Рэдклифф-Браун

все явления

либо функционально необходимы

либо дисфункциональны по отношению к обществу

 

 

Лекция 4.

Тема 2. История политической антропологии (Раздел 1.Теория и методология ПА)

 

2.. Развитие политической антропологии

Развитие политической антропологии:

Political Anthropology Family Tree

 

процессуальный подход

• Эволюционизм

• Неоэволюционизм

 

структурно-функциональный подход

• Психологический Функционализм

• Структурно-функциональный подход

• Структурализм

Political Anthropology Family Tree

• В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три книги о политических системах и институтах власти архаических обществ Африки

"Африканские политические системы" под редакцией М. Фортеса и Э. Эванса Причарда

Эванс Причард (1902‑ 1973)

• «Политическая организация ануаков Англо‑Египетского Судана»

• "Нуэры»

Два типа политических систем в зависимости от систем родства

сегментарные системы - те, в которых власть была рассеяна среди многих групп;

централизованные

• Развитие методологии политической антропологии (50-е-70-е годы)

Критика функционализма: конвергенция методов и школ (структурно-функционального и процессуального подхода)

• Неоэволюционизм

• Структурализм

• Политэкономических подход

 

Взаимосвязь методов антропологических исследований

• Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий)

• Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры

 

Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм

• Критика эволюционизма и традиционного структурного функционализма в 50-х годах

Акцент на:

• "процесс", "конфликт", "фракционность", «борьба» (конфликт нормален)

• Теория действий

• Многовекторность эволюции

• Анализ символических структур (роль ритуалов и религии)

 

Критика функционализма

• «Вневременность»

• Идеальные структуры, которые определяют деятельность

• Евроцентризм колониализма и его неэффективность

 

Неоэволюционизм

Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White), 19 января 1900 г., Салида, штат Колорадо— 31 марта 1975 г., Лон-Пайн, штат Калифорния

• Многовекторность эволюции

• Культура — это способность человека создавать символы. Закон эволюции: «Культура движется вперед по мере того как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией»

• Прогресс «сводится к степени, в которой человек посредством культуры может осуществлять контроль над силами природы»

• «Культура — это средство сделать жизнь безопасной и продолжительной для человеческого рода. Одно средство может быть лучше другого»

 

Взаимосвязь методов антропологических исследований

• Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий)

• Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры

• Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм

«Политэкономический» эволюционизм (подход):

РЕЦИПРОКАЦИЯ

• Редистрибуция

ОСНОВАНИЕ ПОЛИТОГЕНЕЗА

• ЦИРКУЛЯЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ

РЕЦИПРОКАЦИЯ (Reziprokation; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать назад и вперед)

Редистрибуция (от лат. redistributioперераспределяю)

• МАРШАЛ САЛИНС

• Маршал Салинс (Evolution and Culture, 1960)

• Значимость культуры в формировании структуры общества.

• Критика идеи «человека экономического», роль культурной специфики экономических систем

• Эволюция обусловлена различными темпами и направлениями развития, временем вхождения элемента (например, изобретения) в жизнь общества

• Культуры «дикарей» равноценны европейским, но существенно отличаются от них.

 

Феномен «престижной экономики» - отличия экономических отношений в рамках цивилизованного и архаического общества

Основная форма - дарообмен «реципрокность» (англ. reciprocity)— обмен дарами в рамках социальной сети отношений, пиры, праздники, ритуальное взаимное одаривание («потлач»), ритуальный круговой обмен («кула»)

РЕЦИПРОКАЦИЯ как способ формирования и поддержания иерархии

• Р.—циркуляция материальных благ и услуг между людьми, которая представляет собой проявление существующих между ними взаимных обязательств и носит длящийся характер. Р. является одним из основных понятий субстантивизма (качественные отличия экономик).

M. Салинз:

генерализованная Р., при которой требование взаимности, а тем более эквивалентности дач между сторонами носит самый общий характер и реализуется лишь в конечном счете в течение длительного периода времени;

сбалансированная Р. предполагающая возмещение каждой дачи эквивалентной отдачей

• негативная Р., состоящая в попытках получить что-либо, не давая ничего в обмен

Редистрибуция - собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы

 

Структурализм в антропологии и его истоки

ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)

(Монтескье и Конт)

«Элементарные формы религиозной жизни» (Durkheim 1912)

Эволюционист: если австралийские аборигены организованы в общество, наименее развиты в технологическом смысле, то их религию (т.е. тотемизм) можно считать самой примитивной на земле.

 

Марсель МОСС (1872-1950)

ВАН ГЕННЕП (1873-1957)

• Наличие однотипной символической структуры в ритуалах перехода, проводимых в ознаменование перехода человека или группы людей из одного социального состояния в другое (т.е. в ритуалах, связанных с беременностью, родами, достижением зрелости, браком, смертью и т.д.).

• Ван Геннепа интересовали не физиологические процессы как таковые, а изменения в социальном статусе человека.

• Связь между физическими и социальными существует, но социальная зрелость не всегда совпадает с физической зрелостью, моментом физического разрушения тела и смерть с социальной точки зрения не обязательно совпадает.

• Ритуалы, проводимые в таких случаях, по мнению ван Геннепа, были неправильно поняты Тэйлором, Фрэзером и авторами их круга, поскольку рассматривались изолированно, а не как последовательные и составляющие единое целое события. Ритуалы перехода состоят из трех тесно связанных фаз, представленных самостоятельными ритуалами отделения, переходными ритуалами и ритуалами включения:

- Сначала человек (или группа людей) отделяется от привычного социального окружения

- Затем проходит период изоляции

- После чего человек включается либо в новое социальное окружение, либо в старое, но в каком-то ином качестве.

 

Структурализм в антропологии и его истоки:

Э. ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) ВАН ГЕННЕП (1873-1957)

Через взаимное признание происходит переход от естественной природной необходимости к правилам социального сосуществования (от биологической группы к обществу)

Марсель МОСС (1872-1950)

Взаимность - это унuверсальная данность для человеческих обществ (если нет союза, то мы имеем дело с животными)

• Взаимность - регyлирующий принцип, логические проявления кoтоpoгo учитывают во всех своих аспектах формы брачных союзов и формах родства

• обмен в архаических обществах представляет собой социальное явление тотального характера. и заключает в себе феномен экономический, правовой, моральный, эстетический, религиозный, мифологический

Структурализм

Claude Lévi-Strauss (pronounced [klod levi stros]; born November 28, 1908- died October 30, 2009)

В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist»

 

Новый гуманизм: Ж.-Ж. Руссо и К.Леви-Стросс «Как стать человеком»

Антрополоrия... находится в ситуации, сравнимой с астрономией.

Этнолог... это астроном, изучающий созвездия людей

К. Леви-Строс

Печальные тропики. М., 1984.

• Предисловие к трудам Марселя Мосса / / М. Мосс. Социальные функции священного. СПб., 2000.

Структурная антрополоrия. М., 1985.

Неприрученная мысль / / К. Леви­-Строс. Первобытное мышление. М., 1994.

Тотемизм сеrодня / / К. Леви-Строе. Первобытное мышление. М., 1994.

Мифолоrики: В 4 т. Т. 1. Сырое и приrотовленное. М.; СПб., 1999.

Мифолоrики: В 4 т. Т. 2. От меда к пеплу: М.; СПб., 2000.

Мифолоrики: В 4 т. Т. 3. Происхождение застольных обычаев. М.; СПб.: Университетская книrа, 2000.

Путь масок / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000.

• Ревнивая rоршечница / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000.

Социальные факты не представляют собой ни вещи, ни идеи, это структуры.

 

М. Мерло- Понти. Знаки

• Социальные отношения ­ являются основным материалом для построения моделей, выявляющих саму социальную структуру

(Леви-Строс)

• Структурная антропология Леви-Стросса

Claude Lévi-Strauss (28 ноября 1908, Брюссель — 30 октября 2009, Париж)

• запрет инцеста (кровосмешения) - исходный социальный факт в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства

• Для реализации запрета инцеста создаются внутри родовой общины специальные органы насильственного пресечения кровосмешения внутри рода

• Развитие связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами стало прообразом будущей государственной структуры

• Цель - объяснить, как данные социальные институты, которые могут быть выявлены в рамках структурного анализа, делают возможным человеческий опыт.

Структурализм - социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах.

• Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением

Символическое - замещение множества событий - их презентация

Посредством символизации д ействующие сами создают социально-политический мир, в котором они действуют, отбирая одни практики в качестве коллективно-значимых и вынося за скобки — другие.

• Развитие «взаимности» в процессе эволюции родства

• Взаимность прав и обязанностей возникает в процессе эволюции систем родства и обмена людьми «вещами» и символами

• В основе обмен женщинами, отречение от кровного родства (Л.-С.)

Благодаря таким действиям, как украшение жилища, покупка товаров культуры, управление ритуалами и церемониями, демонстрирующими социальный статус семьи, женщины играют определяющую роль в производства и присвоения различий, выступающей двигателем всей культурной жизни.

Животные живут группами и им тоже свойственен обмен самками, но в основе -инстинктивный запрет на кровосмешение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.091 с.)