Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К концу XIX В. Все индейские племена США оказались распределенными по 160 резервациям общей площадью в 120 млн. Акров
• • Становление ПА: конец 19 века- первая половина 20 столетия • Диффузионизм Идея - существуют эпицентры возникновения культурных моделей (очаги этногенеза) и пути их распространения • Каждый элемент культуры рассматривался как имеющий определенное географическое и этническое происхождение • Каждая культура рассматривалась с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных культурных элементов. Функционализм: • классический функционализм (Б. Малиновский) • структурный функционализм А. Рэдклиф‑Браун (1881-1955). Э. Эванс‑Притчард (1902‑ 1973)
Становление политической антропологии • Переход от описательности к сравнительному анализу • Специализация и дифференциация антропологического знания Франция: • Э.Дюркгейм - социологическое обоснование структурно-функционального подхода Америка: • Ф.Боас -партикуляризм —применении уникальных, а не общих критериев оценки. • Структурно-функциональный подход • Э. Дюркгейм: функция «система жизненных движений», связанных с удовлетворением коллективных потребностей • Рэдклифф-Браун: функциональный анализ – исследовании роли тех или иных явлений в поддержании целостности общества • Функциональный анализ в социальной антропологии • Исторический процесс непознаваем, а п опытки исследования длительной эволюции социальных элементов — бессмысленны. • • Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами. • Этнология отталкивается от концепции “социальных институций”, под которыми понимались социально установленные и признанные нормы и модели поведения • • Социальные институты служат нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (а именно, необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (а именно, потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, законах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.).
• Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше потребностей. Например, магия дает психологическую защиту от опасности, миф — придает исторический авторитет системе управления и ценностям, присущим данному обществу. Культура не имеет лишних и бесполезных элементов. • Американская культурная антропология «Руководство по языкам американских индейцев» (1911), «Ум первобытного человека» (1911), «Раса, язык и культура» (1940) и др.
• Franz Boas (July 9, 1858 – December 21, 1942) was a German-born American anthropologist • Изучал культуры эскимосов, индейцев северо-западного побережья США и др. Критиковал эволюционистские и функционалистские теории культуры • Культурный релятивизма(мультикультурализм) • статистические методы обработки данных в физической и культурной антропологии • школу исторической этнологии (лингвисты и антропологи – Э.Сепира, Р.Бенедикт, А.Крёбера, М.Мид и др. • • ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРТИКУЛЯРИЗМ – предтеча мультикультурализма • структурный-функционализм Функционализм Малиновского • «Каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей, что диктуются обменом веществ, продолжением рода, физиолоrически необходимыми условиями температуры • каждое достижение культуры, предполагающее использование артефактов и символических систем, представляет собой инструментальное расширение возможностей анатомии человека и прямо или косвенно связано с удовлетворением той или иной телесной потребности Рэдклиф Браун • социальную структуры следует понимать как нaбор социальных связей, организованных в систему • Составляющими социальной структуры или ее элементами являются индивиды, но поскольку они представляют собой живые существа, то рассматриваются в этом случае не как живые opгaнизмы, а как индивиды, занимающие некое место в социальной структуре • • Малиновский Бронислав – основатель психологического функционализма (польск. Bronisław Kasper Malinowski) • Picture of Bronislaw Malinowski with natives on Trobriand Islands in 1918. • Бронислав Малиновский - 7 апреля 1884, Краков— 16 мая 1942 Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии.
• Б. Малиновский: существование любого обычая, социального института или социальных отношений должно интерпретироваться в терминах его функции: иными словами, в аспекте его вклада в удовлетворение потребностей (как базовых физиологических и эмоциональных, так и вторичных социальных). • Включенное наблюдение • метод антропологического исследования, введенный и обоснованный Браниславом Малиновским • Метод предполагает долговременное проживание в изучаемом сообществе • Магия и кула • Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (или Рэдклифф-Браун; англ. Alfred Reginald Radcliffe-Brown; 17 января 1881), Бирмингем — 24 октября 1955, Лондон) • Британский этнограф и социальный (культурный антрополог) - основоположников структурного функционализма и современной социальной и политической антропологии • Структурный-функционализм Функционализм – в рассмотрение общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные задачи по отношению к обществу как целому • Различные социальные феномены (действия, отношения, институты), должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место Рэдклифф-Браун все явления либо функционально необходимы либо дисфункциональны по отношению к обществу
Лекция 4. • • Тема 2. История политической антропологии (Раздел 1.Теория и методология ПА)
2.. Развитие политической антропологии • • Развитие политической антропологии: • • Political Anthropology Family Tree
процессуальный подход • Эволюционизм • Неоэволюционизм
структурно-функциональный подход • Психологический Функционализм • Структурно-функциональный подход • Структурализм • • • Political Anthropology Family Tree • • В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три книги о политических системах и институтах власти архаических обществ Африки "Африканские политические системы" под редакцией М. Фортеса и Э. Эванса Причарда Эванс Причард (1902‑ 1973) • «Политическая организация ануаков Англо‑Египетского Судана» • "Нуэры» Два типа политических систем в зависимости от систем родства • сегментарные системы - те, в которых власть была рассеяна среди многих групп; • централизованные • • Развитие методологии политической антропологии (50-е-70-е годы) Критика функционализма: конвергенция методов и школ (структурно-функционального и процессуального подхода) • Неоэволюционизм • Структурализм • Политэкономических подход
Взаимосвязь методов антропологических исследований • Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий) • Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры
Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм • Критика эволюционизма и традиционного структурного функционализма в 50-х годах Акцент на: • "процесс", "конфликт", "фракционность", «борьба» (конфликт нормален)
• Теория действий • Многовекторность эволюции • Анализ символических структур (роль ритуалов и религии)
Критика функционализма • «Вневременность» • Идеальные структуры, которые определяют деятельность • Евроцентризм колониализма и его неэффективность
Неоэволюционизм • Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White), 19 января 1900 г., Салида, штат Колорадо— 31 марта 1975 г., Лон-Пайн, штат Калифорния • Многовекторность эволюции • Культура — это способность человека создавать символы. Закон эволюции: «Культура движется вперед по мере того как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией» • Прогресс «сводится к степени, в которой человек посредством культуры может осуществлять контроль над силами природы» • «Культура — это средство сделать жизнь безопасной и продолжительной для человеческого рода. Одно средство может быть лучше другого»
Взаимосвязь методов антропологических исследований • Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий) • Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры • Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм «Политэкономический» эволюционизм (подход): • РЕЦИПРОКАЦИЯ • Редистрибуция • ОСНОВАНИЕ ПОЛИТОГЕНЕЗА • ЦИРКУЛЯЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ • РЕЦИПРОКАЦИЯ (Reziprokation; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать назад и вперед) Редистрибуция (от лат. redistributio — перераспределяю) • МАРШАЛ САЛИНС • Маршал Салинс (Evolution and Culture, 1960) • Значимость культуры в формировании структуры общества. • Критика идеи «человека экономического», роль культурной специфики экономических систем • Эволюция обусловлена различными темпами и направлениями развития, временем вхождения элемента (например, изобретения) в жизнь общества • Культуры «дикарей» равноценны европейским, но существенно отличаются от них.
Феномен «престижной экономики» - отличия экономических отношений в рамках цивилизованного и архаического общества Основная форма - дарообмен «реципрокность» (англ. reciprocity)— обмен дарами в рамках социальной сети отношений, пиры, праздники, ритуальное взаимное одаривание («потлач»), ритуальный круговой обмен («кула») РЕЦИПРОКАЦИЯ как способ формирования и поддержания иерархии • Р.—циркуляция материальных благ и услуг между людьми, которая представляет собой проявление существующих между ними взаимных обязательств и носит длящийся характер. Р. является одним из основных понятий субстантивизма (качественные отличия экономик).
M. Салинз: • генерализованная Р., при которой требование взаимности, а тем более эквивалентности дач между сторонами носит самый общий характер и реализуется лишь в конечном счете в течение длительного периода времени; • сбалансированная Р. предполагающая возмещение каждой дачи эквивалентной отдачей • негативная Р., состоящая в попытках получить что-либо, не давая ничего в обмен Редистрибуция - собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы
Структурализм в антропологии и его истоки ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) (Монтескье и Конт) «Элементарные формы религиозной жизни» (Durkheim 1912) Эволюционист: если австралийские аборигены организованы в общество, наименее развиты в технологическом смысле, то их религию (т.е. тотемизм) можно считать самой примитивной на земле.
Марсель МОСС (1872-1950) ВАН ГЕННЕП (1873-1957) • Наличие однотипной символической структуры в ритуалах перехода, проводимых в ознаменование перехода человека или группы людей из одного социального состояния в другое (т.е. в ритуалах, связанных с беременностью, родами, достижением зрелости, браком, смертью и т.д.). • Ван Геннепа интересовали не физиологические процессы как таковые, а изменения в социальном статусе человека. • Связь между физическими и социальными существует, но социальная зрелость не всегда совпадает с физической зрелостью, моментом физического разрушения тела и смерть с социальной точки зрения не обязательно совпадает. • Ритуалы, проводимые в таких случаях, по мнению ван Геннепа, были неправильно поняты Тэйлором, Фрэзером и авторами их круга, поскольку рассматривались изолированно, а не как последовательные и составляющие единое целое события. Ритуалы перехода состоят из трех тесно связанных фаз, представленных самостоятельными ритуалами отделения, переходными ритуалами и ритуалами включения: - Сначала человек (или группа людей) отделяется от привычного социального окружения - Затем проходит период изоляции - После чего человек включается либо в новое социальное окружение, либо в старое, но в каком-то ином качестве.
Структурализм в антропологии и его истоки: Э. ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) ВАН ГЕННЕП (1873-1957) • Через взаимное признание происходит переход от естественной природной необходимости к правилам социального сосуществования (от биологической группы к обществу) Марсель МОСС (1872-1950) • Взаимность - это унuверсальная данность для человеческих обществ (если нет союза, то мы имеем дело с животными) • • Взаимность - регyлирующий принцип, логические проявления кoтоpoгo учитывают во всех своих аспектах формы брачных союзов и формах родства
• обмен в архаических обществах представляет собой социальное явление тотального характера. и заключает в себе феномен экономический, правовой, моральный, эстетический, религиозный, мифологический • Структурализм Claude Lévi-Strauss (pronounced [klod levi stros]; born November 28, 1908- died October 30, 2009) В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist»
Новый гуманизм: Ж.-Ж. Руссо и К.Леви-Стросс «Как стать человеком» Антрополоrия... находится в ситуации, сравнимой с астрономией. Этнолог... это астроном, изучающий созвездия людей К. Леви-Строс • Печальные тропики. М., 1984. • Предисловие к трудам Марселя Мосса / / М. Мосс. Социальные функции священного. СПб., 2000. • Структурная антрополоrия. М., 1985. • Неприрученная мысль / / К. Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994. • Тотемизм сеrодня / / К. Леви-Строе. Первобытное мышление. М., 1994. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 1. Сырое и приrотовленное. М.; СПб., 1999. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 2. От меда к пеплу: М.; СПб., 2000. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 3. Происхождение застольных обычаев. М.; СПб.: Университетская книrа, 2000. • Путь масок / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000. • Ревнивая rоршечница / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000. Социальные факты не представляют собой ни вещи, ни идеи, это структуры.
М. Мерло- Понти. Знаки • Социальные отношения являются основным материалом для построения моделей, выявляющих саму социальную структуру (Леви-Строс) • • Структурная антропология Леви-Стросса • • Claude Lévi-Strauss (28 ноября 1908, Брюссель — 30 октября 2009, Париж) • запрет инцеста (кровосмешения) - исходный социальный факт в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства • Для реализации запрета инцеста создаются внутри родовой общины специальные органы насильственного пресечения кровосмешения внутри рода • Развитие связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами стало прообразом будущей государственной структуры • Цель - объяснить, как данные социальные институты, которые могут быть выявлены в рамках структурного анализа, делают возможным человеческий опыт. • Структурализм - социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. • Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением • • Символическое - замещение множества событий - их презентация • • Посредством символизации д ействующие сами создают социально-политический мир, в котором они действуют, отбирая одни практики в качестве коллективно-значимых и вынося за скобки — другие. • Развитие «взаимности» в процессе эволюции родства • Взаимность прав и обязанностей возникает в процессе эволюции систем родства и обмена людьми «вещами» и символами • В основе обмен женщинами, отречение от кровного родства (Л.-С.) Благодаря таким действиям, как украшение жилища, покупка товаров культуры, управление ритуалами и церемониями, демонстрирующими социальный статус семьи, женщины играют определяющую роль в производства и присвоения различий, выступающей двигателем всей культурной жизни. Животные живут группами и им тоже свойственен обмен самками, но в основе -инстинктивный запрет на кровосмешение
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.091 с.) |