Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Завершинский Константин Федорович⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Завершинский Константин Федорович д. полит.н., проф. Zavershinskiy200@mail.ru Факультет политологии Кафедра теории и философии политики Осенний семестр четверг: 11:10-12:40 (М.З., а.217) Санкт-Петербург, 2016
Вводная лекция: Содержание и оценка курса «политическая антропология» 1.Тематика курса «Политическая антропология» 2.Требования к самостоятельной работе студентов и оценка курса • «Политика» как антропологический феномен и предмет политологических исследований • Антропология исследование природы человека, его происхождения, физических особенностей, учреждений, религиозных верований, социальных отношений • К. Леви-Стросс «Антрополоrия... находится в ситуации, сравнимой с астрономией. • Научная антропология Антропология - исследование человека, его происхождения, физических особенностей, учреждений, религиозных верований, социальных отношений Подразделяется на: культурную антропологию, физическую антропологию, социальную антропологию др. и их подразделы Политическая антропология – раздел социальной и культурной антропологии • Человек – политическое животное…? • • Предмет - познавательный аспект в границах объекта • Объект и предмет ПА
• Антропологические измерения политики • В основе любой теории политики и политических практик лежат антропологические посылки • • Чарльз Мерриам • политики "креденды" ("во что должно верить"), официальных (формальных) и доктринальных обоснований существующего институционального порядка (принимаемых политиками решений) • политика "миранды«(чем должно восхищаться) – производство символов, рассчитанных на выработку эмоционального восприятия политики • Даже самые демократические страны и индивидуализируемые общества нуждаются в мифо-ритуальных практиках для поддержания коллективных представлений • • Проблема синтеза социальной антропологии и политической науки • • • Роберт Даль: Изучение публичной власти, авторитета и принципов политического управления (“Современный политический анализ”,1963) Изучение властных отношений и их влияния на человеческое существование
(Из дискуссии: Что мы изучаем и преподаем? 2004). • • • Базовые концепты политической антропологии: авторитет, власть, господство, социополитические системы и организации, политические культуры, политическое лидерство • • ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - наука, которая изучает человека как "политическое животное", действующее в социополитических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии • «Классическая» политическая антропология • • направление исследований в социальной антропологии и культурной антропологии, занимающееся изучением политического процесса и политических институтов в традиционных обществах • Политологический анализ частных случаев нередко оказывался слабым местом политической науки • В качестве анализа политической системы может преподноситься некоторый эквивалент записанной на бумаге конституции, свободный от всего наносного, не учитывающий конфликтов и не дающий серьезной оценки баланса сил. Интерпретация в этом случая неизбежно окажется неверной (М.Мид) •. «…. в племени Бонга Бонга они делают это по-другому» • • • Edward Evans - Pritchard (Эванс-Притчард) • “Африканские политические системы” (1940) • Африканские Политические Системы (1940) Meyer Fortes и E. Evans-Pritchard • «Мы не нашли, что теории политических философов помогли нам понять общества, которые мы изучили, поэтому мы не рассматриваем их как научно значимые..." • • • Эволюция политической антропологии • • политический процесс и политические институты в традиционных обществах • колониальное и неоколониальное влияние на культуру традиционных обществ • влияние политических процессов «современности» на «страны третьего мира» • Политическая антропология модернизационных процессов • • политическая культура традиционных обществ и ее изменения • Политическая антропология выясняет связь политического поведения с групповой культурой и исследует то, какими путями происходит развитие политических институтов и практики. • Что изучает современная политическая антропология (антропология политики)?
• проблема адаптации, инкорпорации и трансформации традиционных механизмов контроля в современные политические коммуникации • изменения в политической природе человека под влиянием глобализации (антропология современной политики) • Изменения в политической природе под влиянием символической власти Антропология политики • практики символической политики, связанные с активностью властных и интеллектуальных элит по управлению и контролю за доступом к публичному дискурсу других групп • Современные политико-антропологические исследования: • Изучение трансформации традиционных политических институтов в процессе политических модернизации и глобализационных процессов • изучение символических структур доиндустриальных обществ и политических культур, возникающих в процессе их модернизаций • изучение базовых, повседневных, обыденных представлений о власти и их влияния на политических процесс в современном обществе • Исследование «внеинституциональных» измерений политической коммуникации • Антропология рационального гражданина • Антропология человека чувствующего • • • ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ • Раздел 1. Теория и методология политической антропологии • Раздел 2. Политогенез: происхождение публичной власти и государства • Раздел 3. Антропология политики в современном обществе • • Раздел 1. Т Теория и методология политической антропологии • Тема 1. Предмет политической антропологии • Тема 2. История политической антропологии • Political Anthropology • Lewellen Т. The Anthropology of Globalization: Cultural Anthropology Enters the 21st. London: BERGIN & GARVEY, 2003 – 282 р. • Aronoff M. J., Kubik J. Anthropology and political science: a convergent approach. - New York,Oxford: Berghahn Books, 2013.- 341. • Anthropology of Power/ Edited by Angela New York: Routledge, 2005. – 213 р. • Kurtz D. POLITICAL ANTHROPOLOGY: Power and Paradigms. Boulder, Colorado:Weswiew Press, 2001. – 251 р. Anthropology of Politics • Vincent, Joan The Anthropology of Politics • Anthropology: Perspective on Humanity by Marc J. Swartz, David K. Jordan • Soares, Benjaminy Islam, Politics, Anthropology Islam, Politics, Anthropology • Ernest, Gellner Anthropology and Politics: Revolutions in the Sacred Grove • Shore, Cris Anthropology of Policy • Cheater, Angela Anthropology of Power • Schmidt, Bettina Anthropology of Violence and Conflict • • Структура итоговой рейтинговой (накопительной) оценки (мин. 100 от общего количества баллов): • Максимальное количество баллов за курс: 200 баллов • (100 баллов - текущая аттестация + 100 баллов за экзамен). • Минимальное количество баллов за курс: 100 баллов • • Интервалы оценивания набранных баллов, полученных в процессе текущей и промежуточной аттестации: • - интервал от 86-100 % - отлично • - интервал от 71-85 % - хорошо • - интервал от 50-70% - удовлетворительно • • • Текущая аттестация: 100 баллов (распределение в соответствии с процентами) Академическая активность на семинарских и интерактивных занятиях - 15 занятий по 5 баллов (максимум) за каждое: до 80 баллов (80%) • Тест знания базовых понятий по курсу в середине семестра: 5 баллов (5%) Посещение занятий: всего - 15 баллов (15%) • При пропуске свыше 60% лекций или семинарских занятий курс не засчитывается • Промежуточная аттестация (семестровая) проводится в виде письменного экзамена, без сдачи которого курс не зачитывается. Экзамен – макс. 100 баллов за 2 вопроса (100 %) • Максимальное количество баллов за экзамен: 100 баллов (каждый вопрос в 50 баллов).
• • Вес экзаменационного теста в итоговой оценке: 50 % • Максимальное количество баллов за экзамен: 100 баллов • Промежуточная аттестация (семестровая) проводится в виде письменного экзамена, без сдачи которого курс не зачитывается. • • Экзамен – макс. 100 баллов за 2 вопроса (100 %) • Максимальное количество баллов за экзамен: 100 баллов (каждый вопрос в 50 баллов). • • Формат экзамена: письменная работа по двум вопросам по тематике курса без возможности использования учебной литературы во время экзамена (closed book) Структура экзаменационного теста: • Вопрос по теоретической части курса – 50 • Вопрос по источникам – 50 • Продолжительность экзамена: 1 час 30 минут • •
Ж. Ле Гофф. • “anthropologie historique” Историческая антропология • История ментальностей • Новая культуристория • Интеллектуальная история • Предмет исторической политической антропологии: • формы и структуры политического сознания, знания в прошлом • символические репрезентации политического сознания в прошлом • • Социология и антропология • В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропологи изучают главным образом небольшие, незападные племенные общества, в то время как социологи исследуют в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки (Н.Смелзер). • Научная антропология – результат конкретизации и обобщений • От философии к социологии и антропологии • От этнографии, этнологии к антропологии- «ступени» восхождения к обобщения: этнограф работает в поле, этнолог задумывается об общих принципах конкретных обществ, а антрополог осуществляет синтез данных различных культур в сравнительной перспективе. Антропологию - наивысший уровень анализа. • Понятия характеризующие динамику политоантропогенеза: • Власть как способ адаптации к среде • Политический процесс (политогенез) • Функционирование политических систем в потестарных обществах (от лат. potestas - сила, мощь, господство, власть) • Модернизация потестарных институтов власти • Базовые концепты политической антропологии: • • ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - наука, которая изучает человека как "политическое животное", действующее в социополитических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии
• • • Тема 2. История политической антропологии ( Раздел 1.Теория и методология политической антропологии) • 2.2 Предистория политической антропологии • 2.3 Становление политической антропологии • 2.4 Развитие политической антропологии • Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» • совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов • обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества • • 2.1 Предистория ПА • Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё (1689-1755) • «О духе законов» (1748). «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) • Все институты каждого общества образуют систему взаимозависимых составляющих • Существует своего рода согласованность между одним социальным фактом и другим, так же как и между типом общества и условиями окружающей среды, в которых оно находится. • Размер популяции, а, следовательно, политической общности, зависит от способа жизнеобеспечения. • Народы, занимающиеся охотой, рассеяны на большом расстоянии друг от друга и живут компактными группами. • Более крупные объединения мы находим у пастушеских народов и еще более крупные — у земледельцев. • Характер и даже философия народа в значительной степени являются продуктом климатических условий. • «Так, например, индийцы — по натуре малодушный народ, и даже дети европейцев, рожденные в Индии, теряют смелость, присущую своим соотечественникам, будучи подвержены влиянию климата» • В Европе больше юношей, чем девушек, а в Азии больше девушек, чем юношей в Европе моногамия, а в Азии полигамия; в холодных областях Азии -много мужей», • Мари Жан Антуан Никола Карита, маркиз де Кондорсе (1743-1794) • «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» • На первой стадии люди объединяются в народы — небольшие группы семей, живущие охотой и рыболовством Обычай - зачаточная форма управления. • Вторая стадия — период от пастушества до земледелия. • Третья стадия с возникновением земледелия и длится до создания алфавитного письма, • Четвертая начинается с развитием человеческой мысли в Греции и длится до разделения наук (примерно в эпоху Александра); • Пятая — с разделения наук до их упадка - христианство, враждебное всякому духу эмпирического исследования, а также нашествие варваров; • Шестой — от упадка просвещения до его возрождения в эпоху, близкую по времени к крестовым походам; • Седьмой — от первых успехов наук после их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания; • Восьмой — от изобретения книгопечатания до того времени, когда наука и философия низвергли устаревшую картину мира; • Девятый — от Декарта до Французской республики; • Десятый — этап будущего прогресса человеческого духа. • • Изучение социальных фактов, по мнению Кондорсе, должно осуществляться путем непосредственного наблюдения за тем, что происходит в обществе.
• • Огюст KOHT (1798-1857) • шесть томов «Курса позитивной философии» 2582 страниц…. • четыре тома «Системы позитивной политики» (С. 1851—1854), «Катехизис позитивиста» (С. 1852) и массу небольших работ Развитие человеческого общества: • теологический тип интерпретации, метафизический или абстрактный, рациональный и экспериментальный, позитивный тип интерпретации, проявляющееся в исторической последовательности наук: • «Между различными аспектами человеческого развития существует тесная и необходимая взаимосвязь» • • Джон Фергюсон МАК-ЛЕННАН (1827-1881) • «Первобытный брак» и «Патриархальная теория» • Самые первые общества были гомогенными родственными группами с тотемными связями и обычаем кровной мести. Брак в начале был неизвестен. Затем близость детей к матерям привела к разделению групп на простые семейные ячейки и к древнейшей социальной системе, в которой воплотилась идея кровного родства, причем родства исключительно через женщин. В таких обстоятельствах, возник обычай кражи женщин, а вслед за ним — закон экзогамии. Генри МЭН (1822-1888) • Мэн: в первобытных обществах элементарной группой является семья, совокупность семей образует род или клан, совокупность родов образует племя, а совокупность племен — государственное объединение • Проблема Patria potestas (отцовская власть). Семья - группа, основанная на общем подчинении власти патриарха или же семья как группа, объединенная фактом общего происхождения • Становление предметной области и методологии политической антропологии Ранний эволюционизм Эволюционизм – превалировавшая в естественных и общественных науках девятнадцатого века теория, согласно которой общество и природа развиваются однолинейно и поступательно, от простых форм к более сложным Человеческая культура как процессы адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению Психическое единство человечества • Люис Генри Морган (1818‑1881): "Лига ходеносауни или ирокезов" (1851; рус. пер. 1983) и "Древнее общество" (1877; рус. пер. 1934) • • Эволюционизм (ранний эволюционизм) • превалировавшая в естественных и общественных науках девятнадцатого века теория, согласно которой общество и природа развиваются однолинейно и поступательно, от простых форм к более сложным • Дискуссии о матриархате и патриархате как источнике социальной дифференциации • Европоцентризм и доминанта на прогрессе христиаской и «арийской» цивилизации • Эдвард ТАЙЛОР (1832-1917) • профессором антропологии в Оксфорде. • «Исследования по ранней истории человечества» (Tylor 1865) и «Первобытная культура» (Tylor 1871). • Антропология должна представлять свои находки в цифрах, т.е. статистически. • Экзогамия, по его представлениям, выполняет политическую функцию, или функцию усиления и расширения политической общности посредством установления брачных уз и, следовательно, установления связей между кланами. • «Снова и снова в истории человечества перед сознанием первобытных народов во всей его прямоте вставал практический выбор: либо пережениться, либо перебить друг друга» • • Джеймс Фрэзер ( 1 января 1854, Глазго, Шотландия — 7 мая 1941, Кембридж) • «Золотая ветвь» посвященная вопросам первобытных суеверий (магия и религия) • различные нормы социального поведения должны отражать разные стадии исторического развития, пытаясь проследить историческое развитие магии и науки в отдельных обществах • • Political Anthropology Family Tree (схема) • • Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis-Henri Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора штата Нью-Йорк — 17 декабря 1881, Рочестер штата Нью-Йорк) • • Эволюционизм: • Э.Тейлор, Дж. Фрэзер, Дж. Мак-Леннан • Существуют общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса и закономерности в истории • Марксистский формационный подход • Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877) • Классификация систем родства (отталкивался от Дж. Мак-Леннана и Мэна: от промискуитета к групповому браку и моногамии) • Эволюция в связи развитием способа производства полезных продуктов и приспособлением к окружающей среде: • Переход от собирательства, садоводства к развитому сельскому хозяйству • Дикость, варварство и цивилизация • • Общественная организация описывается как временная последовательности усложняющихся форм • Общественная организация начала с разнородной орды, которая развивалась на основе семьи: • Вступление в брак и установление родства братьев и родных сестер (родословные) – начало формирования социальных групп • Появление сложных систем родства • Экзогамия привела к формированию кланов (совокупность семей) –ослабление родства • От равноправия к излишкам собственности и территориальным общностям • Ирокезская конфедерация как объединение кланов и племен • • Л.Г. Морган «если пленника усыновляли, то его верность и привязанность принадлежали отныне принявшей его нации» • система адаптации давала союзу пяти племен политическое преимущество над остальными этническими общностями востока Северной Америки • Индейские «колонии» • «Бобровые войны» • Ирокезские войны конца XVI — XVII веков • территории нынешних штатов Нью-Йорк, Делавэр, Мэриленд, Нью-Джерси, Пенсильвания, Северная и западная часть Виржинии, Огайо, Кентукки, север Теннисси, Иллинойс, Индиану и Мичиган, часть штатов Новой Англии и основную часть Верхней Канады. • Поселения и политическое устройство Миссиссипи • Кахокиа — самое большое поселение своего времени к северу от Мексики. На его территории находилось как минимум 104 кургана, самый большой из которых — курган Монкс, имеющий стороны 291 и 236 метров в длину, и высоту около 28-30 метров
• Кахокиа был одним из крупнеших городов своего времени (13 век), с н аселением около 10,000 — 20,000 жителей (некоторые считают — 30,000). Это был крупнейший религиозный и политический центр культуры Миссиссипи. Функционализм Малиновского • «Каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей, что диктуются обменом веществ, продолжением рода, физиолоrически необходимыми условиями температуры • каждое достижение культуры, предполагающее использование артефактов и символических систем, представляет собой инструментальное расширение возможностей анатомии человека и прямо или косвенно связано с удовлетворением той или иной телесной потребности Рэдклиф Браун • социальную структуры следует понимать как нaбор социальных связей, организованных в систему • Составляющими социальной структуры или ее элементами являются индивиды, но поскольку они представляют собой живые существа, то рассматриваются в этом случае не как живые opгaнизмы, а как индивиды, занимающие некое место в социальной структуре • • Малиновский Бронислав – основатель психологического функционализма (польск. Bronisław Kasper Malinowski) • Picture of Bronislaw Malinowski with natives on Trobriand Islands in 1918. • Бронислав Малиновский - 7 апреля 1884, Краков— 16 мая 1942 Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии. • Б. Малиновский: существование любого обычая, социального института или социальных отношений должно интерпретироваться в терминах его функции: иными словами, в аспекте его вклада в удовлетворение потребностей (как базовых физиологических и эмоциональных, так и вторичных социальных). • Включенное наблюдение • метод антропологического исследования, введенный и обоснованный Браниславом Малиновским • Метод предполагает долговременное проживание в изучаемом сообществе • Магия и кула • Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (или Рэдклифф-Браун; англ. Alfred Reginald Radcliffe-Brown; 17 января 1881), Бирмингем — 24 октября 1955, Лондон) • Британский этнограф и социальный (культурный антрополог) - основоположников структурного функционализма и современной социальной и политической антропологии • Структурный-функционализм Функционализм – в рассмотрение общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные задачи по отношению к обществу как целому • Различные социальные феномены (действия, отношения, институты), должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место Рэдклифф-Браун все явления либо функционально необходимы либо дисфункциональны по отношению к обществу
Лекция 4. • • Тема 2. История политической антропологии (Раздел 1.Теория и методология ПА)
2.. Развитие политической антропологии • • Развитие политической антропологии: • • Political Anthropology Family Tree
процессуальный подход • Эволюционизм • Неоэволюционизм
структурно-функциональный подход • Психологический Функционализм • Структурно-функциональный подход • Структурализм • • • Political Anthropology Family Tree • • В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три книги о политических системах и институтах власти архаических обществ Африки "Африканские политические системы" под редакцией М. Фортеса и Э. Эванса Причарда Эванс Причард (1902‑ 1973) • «Политическая организация ануаков Англо‑Египетского Судана» • "Нуэры» Два типа политических систем в зависимости от систем родства • сегментарные системы - те, в которых власть была рассеяна среди многих групп; • централизованные • • Развитие методологии политической антропологии (50-е-70-е годы) Критика функционализма: конвергенция методов и школ (структурно-функционального и процессуального подхода) • Неоэволюционизм • Структурализм • Политэкономических подход
Взаимосвязь методов антропологических исследований • Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий) • Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры
Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм • Критика эволюционизма и традиционного структурного функционализма в 50-х годах Акцент на: • "процесс", "конфликт", "фракционность", «борьба» (конфликт нормален) • Теория действий • Многовекторность эволюции • Анализ символических структур (роль ритуалов и религии)
Критика функционализма • «Вневременность» • Идеальные структуры, которые определяют деятельность • Евроцентризм колониализма и его неэффективность
Неоэволюционизм • Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White), 19 января 1900 г., Салида, штат Колорадо— 31 марта 1975 г., Лон-Пайн, штат Калифорния • Многовекторность эволюции • Культура — это способность человека создавать символы. Закон эволюции: «Культура движется вперед по мере того как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией» • Прогресс «сводится к степени, в которой человек посредством культуры может осуществлять контроль над силами природы» • «Культура — это средство сделать жизнь безопасной и продолжительной для человеческого рода. Одно средство может быть лучше другого»
Взаимосвязь методов антропологических исследований • Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий) • Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры • Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм «Политэкономический» эволюционизм (подход): • РЕЦИПРОКАЦИЯ • Редистрибуция • ОСНОВАНИЕ ПОЛИТОГЕНЕЗА • ЦИРКУЛЯЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ • РЕЦИПРОКАЦИЯ (Reziprokation; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать назад и вперед) Редистрибуция (от лат. redistributio — перераспределяю) • МАРШАЛ САЛИНС • Маршал Салинс (Evolution and Culture, 1960) • Значимость культуры в формировании структуры общества. • Критика идеи «человека экономического», роль культурной специфики экономических систем • Эволюция обусловлена различными темпами и направлениями развития, временем вхождения элемента (например, изобретения) в жизнь общества • Культуры «дикарей» равноценны европейским, но существенно отличаются от них.
Феномен «престижной экономики» - отличия экономических отношений в рамках цивилизованного и архаического общества Основная форма - дарообмен «реципрокность» (англ. reciprocity)— обмен дарами в рамках социальной сети отношений, пиры, праздники, ритуальное взаимное одаривание («потлач»), ритуальный круговой обмен («кула») РЕЦИПРОКАЦИЯ как способ формирования и поддержания иерархии • Р.—циркуляция материальных благ и услуг между людьми, которая представляет собой проявление существующих между ними взаимных обязательств и носит длящийся характер. Р. является одним из основных понятий субстантивизма (качественные отличия экономик). M. Салинз: • генерализованная Р., при которой требование взаимности, а тем более эквивалентности дач между сторонами носит самый общий характер и реализуется лишь в конечном счете в течение длительного периода времени; • сбалансированная Р. предполагающая возмещение каждой дачи эквивалентной отдачей • негативная Р., состоящая в попытках получить что-либо, не давая ничего в обмен Редистрибуция - собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы
Структурализм в антропологии и его истоки ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) (Монтескье и Конт) «Элементарные формы религиозной жизни» (Durkheim 1912) Эволюционист: если австралийские аборигены организованы в общество, наименее развиты в технологическом смысле, то их религию (т.е. тотемизм) можно считать самой примитивной на земле.
Марсель МОСС (1872-1950) ВАН ГЕННЕП (1873-1957) • Наличие однотипной символической структуры в ритуалах перехода, проводимых в ознаменование перехода человека или группы людей из одного социального состояния в другое (т.е. в ритуалах, связанных с беременностью, родами, достижением зрелости, браком, смертью и т.д.). • Ван Геннепа интересовали не физиологические процессы как таковые, а изменения в социальном статусе человека. • Связь между физическими и социальными существует, но социальная зрелость не всегда совпадает с физической зрелостью, моментом физического разрушения тела и смерть с социальной точки зрения не обязательно совпадает. • Ритуалы, проводимые в таких случаях, по мнению ван Геннепа, были неправильно поняты Тэйлором, Фрэзером и авторами их круга, поскольку рассматривались изолированно, а не как последовательные и составляющие единое целое события. Ритуалы перехода состоят из трех тесно связанных фаз, представленных самостоятельными ритуалами отделения, переходными ритуалами и ритуалами включения: - Сначала человек (или группа людей) отделяется от привычного социального окружения - Затем проходит период изоляции - После чего человек включается либо в новое социальное окружение, либо в старое, но в каком-то ином качестве.
Структурализм в антропологии и его истоки: Э. ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) ВАН ГЕННЕП (1873-1957) • Через взаимное признание происходит переход от естественной природной необходимости к правилам социального сосуществования (от биологической группы к обществу) Марсель МОСС (1872-1950) • Взаимность - это унuверсальная данность для человеческих обществ (если нет союза, то мы имеем дело с животными) • • Взаимность - регyлирующий принцип, логические проявления кoтоpoгo учитывают во всех своих аспектах формы брачных союзов и формах родства • обмен в архаических обществах представляет собой социальное явление тотального характера. и заключает в себе феномен экономический, правовой, моральный, эстетический, религиозный, мифологический • Структурализм Claude Lévi-Strauss (pronounced [klod levi stros]; born November 28, 1908- died October 30, 2009) В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist»
Новый гуманизм: Ж.-Ж. Руссо и К.Леви-Стросс «Как стать человеком» Антрополоrия... находится в ситуации, сравнимой с астрономией. Этнолог... это астроном, изучающий созвездия людей К. Леви-Строс • Печальные тропики. М., 1984. • Предисловие к трудам Марселя Мосса / / М. Мосс. Социальные функции священного. СПб., 2000. • Структурная антрополоrия. М., 1985. • Неприрученная мысль / / К. Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994. • Тотемизм сеrодня / / К. Леви-Строе. Первобытное мышление. М., 1994. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 1. Сырое и приrотовленное. М.; СПб., 1999. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 2. От меда к пеплу: М.; СПб., 2000. • Мифолоrики: В 4 т. Т. 3. Происхождение застольных обычаев. М.; СПб.: Университетская книrа, 2000. • Путь масок / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000. • Ревнивая rоршечница / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000. Социальные факты не представляют собой ни вещи, ни идеи, это структуры.
М. Мерло- Понти. Знаки • Социальные отношения являются основным материалом для построения моделей, выявляющих саму социальную структуру (Леви-Строс) • • Структурная антропология Леви-Стросса • • Claude Lévi-Strauss (28 ноября 1908, Брюссель — 30 октября 2009, Париж) • запрет инцеста (кровосмешения) - исходный социальный факт в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства • Для реализации запрета инцеста создаются внутри родовой общины специальные органы насильственного пресечения кровосмешения внутри рода • Развитие связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами стало прообразом будущей государственной структуры • Цель - объяснить, как данные социальные институты, которые могут быть выявлены в рамках структурного анализа, делают возможным человеческий опыт. • Структурализм - социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. • Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением • • Символическое - замещение множества событий - их презентация • • Посредством символизации д ействующие сами создают социально-политический мир, в котором они действуют, отбирая одни практики в качестве коллективно-значимых и вынося за скобки — другие. • Развитие «взаимности» в процессе эволюции родства • Взаимность прав и обязанностей возникает в процессе эволюции систем родства и обмена людьми «вещами» и символами • В основе обмен женщинами, отречение от кровного родства (Л.-С.) Благодаря таким действиям, как украшение жилища, покупка товаров культуры, управление ритуалами и церемониями, демонстрирующими социальный статус семьи, женщины играют определяющую роль в производства и присвоения различий, выступающей двигателем всей культурной жизни. Животные живут группами и им тоже свойственен обмен самками, но в основе -инстинктивный запрет на кровосмешение Маргарет Мид (1901-1978) Рут Бенедикт • Patterns of Culture (Boston and New York, 1934)
• Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. — М.: Университетская книга, 1997. — Т. 1. • Бенедикт Р. Хризантема и меч Модели японской культуры / Пер. с англ. М. Н. Корнилова, Е. М. Лазаревой и В. Г. Николаева. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. Этнопсихология • Модели культур • Наличие у каждой культуры интегрир
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.287 с.) |