Завершинский Константин Федорович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Завершинский Константин Федорович



Завершинский Константин Федорович

д. полит.н., проф.

Zavershinskiy200@mail.ru

Факультет политологии

Кафедра теории и философии политики

Осенний семестр четверг: 11:10-12:40 (М.З., а.217)

Санкт-Петербург, 2016

 

Вводная лекция: Содержание и оценка курса «политическая антропология»

1.Тематика курса «Политическая антропология»

2.Требования к самостоятельной работе студентов и оценка курса

• «Политика» как антропологический феномен и предмет политологических исследований

• Антропология

исследование природы человека, его происхождения, физических особенностей, учреждений, религиозных верований, социальных отношений

• К. Леви-Стросс

«Антрополоrия... находится в ситуации, сравнимой с астрономией.
Этнолог... это астроном, изучающий созвездия людей».

• Научная антропология

Антропология - исследование человека, его происхождения, физических особенностей, учреждений, религиозных верований, социальных отношений

Подразделяется на:

культурную антропологию, физическую антропологию, социальную антропологию др. и их подразделы

Политическая антропология – раздел социальной и культурной антропологии

• Человек – политическое животное…?


Объект - часть практики или научного знания с которой имеет дело исследователи

Предмет - познавательный аспект в границах объекта


Объект и предмет ПА

 

• Антропологические измерения политики

• В основе любой теории политики и политических практик лежат антропологические посылки

Чарльз Мерриам

• политики "креденды" ("во что должно верить"), официальных (формальных) и доктринальных обоснований существующего институционального порядка (принимаемых политиками решений)

• политика "миранды«(чем должно восхищаться) – производство символов, рассчитанных на выработку эмоционального восприятия политики

• Даже самые демократические страны и индивидуализируемые общества нуждаются в мифо-ритуальных практиках для поддержания коллективных представлений

• Проблема синтеза социальной антропологии и политической науки

• Роберт Даль:

Изучение публичной власти, авторитета и принципов политического управления

(“Современный политический анализ”,1963)

Изучение властных отношений и их влияния на человеческое существование

(Из дискуссии: Что мы изучаем и преподаем? 2004).

• Базовые концепты политической антропологии: авторитет, власть, господство, социополитические системы и организации, политические культуры, политическое лидерство

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - наука, которая изучает человека как "политическое животное", действующее в социополитических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии

«Классическая» политическая антропология

направление исследований в социальной антропологии и культурной антропологии, занимающееся изучением политического процесса и политических институтов в традиционных обществах

• Политологический анализ частных случаев нередко оказывался слабым местом политической науки

• В качестве анализа политической системы может преподноситься некоторый эквивалент записанной на бумаге конституции, свободный от всего наносного, не учитывающий конфликтов и не дающий серьезной оценки баланса сил. Интерпретация в этом случая неизбежно окажется неверной (М.Мид)

•. «…. в племени Бонга Бонга они делают это по-другому»

Edward Evans - Pritchard (Эванс-Притчард)

• “Африканские политические системы” (1940)

Африканские Политические Системы (1940) Meyer Fortes и E. Evans-Pritchard

«Мы не нашли, что теории политических философов помогли нам понять общества, которые мы изучили, поэтому мы не рассматриваем их как научно значимые..."

• Эволюция политической антропологии

политический процесс и политические институты в традиционных обществах

колониальное и неоколониальное влияние на культуру традиционных обществ

влияние политических процессов «современности» на «страны третьего мира»

• Политическая антропология модернизационных процессов

• политическая культура традиционных обществ и ее изменения

• Политическая антропология выясняет связь политического поведения с групповой культурой и исследует то, какими путями происходит развитие политических институтов и практики.

• Что изучает современная политическая антропология (антропология политики)?

проблема адаптации, инкорпорации и трансформации традиционных механизмов контроля в современные политические коммуникации

изменения в политической природе человека под влиянием глобализации (антропология современной политики)

• Изменения в политической природе под влиянием символической власти

Антропология политики

• практики символической политики, связанные с активностью властных и интеллектуальных элит по управлению и контролю за доступом к публичному дискурсу других групп

• Современные политико-антропологические исследования:

• Изучение трансформации традиционных политических институтов в процессе политических модернизации и глобализационных процессов

• изучение символических структур доиндустриальных обществ и политических культур, возникающих в процессе их модернизаций

• изучение базовых, повседневных, обыденных представлений о власти и их влияния на политических процесс в современном обществе

• Исследование «внеинституциональных» измерений политической коммуникации

• Антропология рационального гражданина

• Антропология человека чувствующего

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

• Раздел 1. Теория и методология политической антропологии

Раздел 2. Политогенез: происхождение публичной власти и государства

• Раздел 3. Антропология политики в современном обществе

Раздел 1. Т Теория и методология политической антропологии

Тема 1. Предмет политической антропологии

Тема 2. История политической антропологии

Political Anthropology

• Lewellen Т. The Anthropology of Globalization: Cultural Anthropology Enters the 21st. London: BERGIN & GARVEY, 2003 – 282 р.

• Aronoff M. J., Kubik J. Anthropology and political science: a convergent approach. - New York,Oxford: Berghahn Books, 2013.- 341.

• Anthropology of Power/ Edited by Angela New York: Routledge, 2005. – 213 р.

• Kurtz D. POLITICAL ANTHROPOLOGY: Power and Paradigms. Boulder, Colorado:Weswiew Press, 2001. – 251 р.

Anthropology of Politics

• Vincent, Joan The Anthropology of Politics

Anthropology: Perspective on Humanity by Marc J. Swartz, David K. Jordan

Soares, Benjaminy Islam, Politics, Anthropology Islam, Politics, Anthropology

• Ernest, Gellner Anthropology and Politics: Revolutions in the Sacred Grove

• Shore, Cris Anthropology of Policy

• Cheater, Angela Anthropology of Power

• Schmidt, Bettina Anthropology of Violence and Conflict

Структура итоговой рейтинговой (накопительной) оценки (мин. 100 от общего количества баллов):

• Максимальное количество баллов за курс: 200 баллов

• (100 баллов - текущая аттестация + 100 баллов за экзамен).

• Минимальное количество баллов за курс: 100 баллов

Интервалы оценивания набранных баллов, полученных в процессе текущей и промежуточной аттестации:

• - интервал от 86-100 % - отлично

• - интервал от 71-85 % - хорошо

• - интервал от 50-70% - удовлетворительно

Текущая аттестация: 100 баллов (распределение в соответствии с процентами)

Академическая активность на семинарских и интерактивных занятиях - 15 занятий по 5 баллов (максимум) за каждое: до 80 баллов (80%)

• Тест знания базовых понятий по курсу в середине семестра: 5 баллов (5%) Посещение занятий: всего - 15 баллов (15%)

При пропуске свыше 60% лекций или семинарских занятий курс не засчитывается

Промежуточная аттестация (семестровая) проводится в виде письменного экзамена, без сдачи которого курс не зачитывается. Экзамен – макс. 100 баллов за 2 вопроса (100 %)

• Максимальное количество баллов за экзамен: 100 баллов (каждый вопрос в 50 баллов).

Вес экзаменационного теста в итоговой оценке: 50 %

Максимальное количество баллов за экзамен: 100 баллов

Промежуточная аттестация (семестровая) проводится в виде письменного экзамена, без сдачи которого курс не зачитывается.

Экзамен – макс. 100 баллов за 2 вопроса (100 %)

• Максимальное количество баллов за экзамен: 100 баллов (каждый вопрос в 50 баллов).

• Формат экзамена: письменная работа по двум вопросам по тематике курса без возможности использования учебной литературы во время экзамена (closed book)

Структура экзаменационного теста:

• Вопрос по теоретической части курса – 50

• Вопрос по источникам – 50

Продолжительность экзамена: 1 час 30 минут

 

Ж. Ле Гофф.

• “anthropologie historique” Историческая антропология

• История ментальностей

• Новая культуристория

• Интеллектуальная история

• Предмет исторической политической антропологии:

• формы и структуры политического сознания, знания в прошлом

• символические репрезентации политического сознания в прошлом

Социология и антропология

• В антропологии применяются многие методы, характерные для социологии, но антропологи изучают главным образом небольшие, незападные племенные общества, в то время как социологи исследуют в основном крупные современные общества Европы и Северной Америки (Н.Смелзер).

• Научная антропология – результат конкретизации и обобщений

• От философии к социологии и антропологии

• От этнографии, этнологии к антропологии- «ступени» восхождения к обобщения: этнограф работает в поле, этнолог задумывается об общих принципах конкретных обществ, а антрополог осуществляет синтез данных различных культур в сравнительной перспективе. Антропологию - наивысший уровень анализа.

• Понятия характеризующие динамику политоантропогенеза:

• Власть как способ адаптации к среде

• Политический процесс (политогенез)

• Функционирование политических систем в потестарных обществах (от лат. potestas - сила, мощь, господство, власть)

• Модернизация потестарных институтов власти

Базовые концепты политической антропологии:
авторитет, власть, господство, социополитические системы и организации, политические культуры, политическое лидерство

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - наука, которая изучает человека как "политическое животное", действующее в социополитических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии

Тема 2. История политической антропологии ( Раздел 1.Теория и методология политической антропологии)

• 2.2 Предистория политической антропологии

• 2.3 Становление политической антропологии

• 2.4 Развитие политической антропологии

• Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»

• совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов

• обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества

• 2.1 Предистория ПА

Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескьё (1689-1755)

• «О духе законов» (1748). «Размышления о при­чинах величия и падения римлян» (1734)

• Все институты каждого общества образуют систему взаимозависимых составляющих

• Существует своего рода согласованность между одним социальным фактом и другим, так же как и между типом общества и условиями окружающей среды, в которых оно находится.

• Размер популяции, а, следовательно, политической общности, зависит от способа жизнеобеспечения.

• Народы, занимающиеся охотой, рассеяны на большом расстоянии друг от друга и живут компакт­ными группами.

• Более крупные объединения мы находим у пастушеских народов и еще более крупные — у земледельцев.

• Характер и даже философия народа в значительной степени являют­ся продуктом климатических условий.

• «Так, например, индийцы — по натуре малодушный народ, и даже дети европейцев, рожденные в Индии, теряют смелость, присущую своим соотечественникам, будучи подвержены влиянию климата»

• В Европе больше юношей, чем девушек, а в Азии больше девушек, чем юношей в Европе моногамия, а в Азии полигамия; в холодных областях Азии -много мужей»,

Мари Жан Антуан Никола Карита, маркиз де Кондорсе (1743-1794)

• «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»

На первой стадии люди объединяются в народы — небольшие группы семей, живущие охотой и рыболовством Обычай - зачаточная фор­ма управления.

Вторая стадия — период от пастушества до земледелия.

Третья стадия с возникновением земледелия и длится до создания алфавитного письма,

Четвертая начинается с развитием человеческой мысли в Греции и длится до разделения наук (примерно в эпоху Александра);

Пятая с разделения наук до их упадка - христианство, враждебное всякому духу эмпирического исследования, а также нашествие варваров;

Шестой — от упадка просвещения до его возрождения в эпоху, близкую по времени к крестовым походам;

Седьмой — от первых успехов наук после их возрождения на Западе до изобретения книгопечатания;

Восьмой — от изобретения книгопечатания до того времени, когда наука и философия низвергли устаревшую картину мира;

Девятый — от Декарта до Французской республики;

Десятый — этап будущего прогресса человеческого духа.

Изучение социальных фактов, по мнению Кондорсе, должно осуществляться путем непосредственного наблюдения за тем, что происходит в обществе.

Огюст KOHT (1798-1857)

• шесть томов «Курса позитивной философии» 2582 страниц….

• четыре тома «Системы позитивной политики» (С. 1851—1854), «Катехизис позитивиста» (С. 1852) и массу небольших работ

Развитие человеческого общества:

теологический тип интерпретации, метафизический или абстрактный, рациональный и экспериментальный, позитивный тип интерпретации, проявляющееся в исторической последовательности наук:

«Между различными аспектами человеческого развития существует тесная и необходимая взаимосвязь»

• Джон Фергюсон МАК-ЛЕННАН (1827-1881)

«Первобытный брак» и «Патриархальная теория»

Самые первые общества были гомогенными родственными группами с тотемными связями и обычаем кровной мести. Брак в начале был неизвестен. Затем близость детей к матерям привела к разделению групп на простые семейные ячейки и к древнейшей социальной системе, в которой воплотилась идея кровного родства, причем родства исключительно через женщин. В таких обстоятельствах, возник обычай кражи женщин, а вслед за ним — закон экзогамии.

Генри МЭН (1822-1888)

Мэн: в первобытных обществах элементарной группой является семья, совокупность семей образует род или клан, совокупность родов образует племя, а совокупность племен — государственное объединение

Проблема Patria potestas (отцовская власть). Семья - группа, основанная на общем подчинении власти патриарха или же семья как группа, объединенная фактом общего происхождения

Становление предметной области и методологии политической антропологии

Ранний эволюционизм

Эволюционизм – превалировавшая в естественных и общественных науках девятнадцатого века теория, согласно которой общество и природа развиваются однолинейно и поступательно, от простых форм к более сложным

Человеческая культура как процессы адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению

Психическое единство человечества

• Люис Генри Морган (1818‑1881): "Лига ходеносауни или ирокезов" (1851; рус. пер. 1983) и "Древнее общество" (1877; рус. пер. 1934)

Эволюционизм (ранний эволюционизм)

• превалировавшая в естественных и общественных науках девятнадцатого века теория, согласно которой общество и природа развиваются однолинейно и поступательно, от простых форм к более сложным

• Дискуссии о матриархате и патриархате как источнике социальной дифференциации

• Европоцентризм и доминанта на прогрессе христиаской и «арийской» цивилизации

• Эдвард ТАЙЛОР (1832-1917)

• профессором антропологии в Оксфорде.

• «Исследования по ранней истории человечества» (Tylor 1865) и «Первобытная культура» (Tylor 1871).

• Антропология должна представлять свои находки в цифрах, т.е. статистически.

Экзогамия, по его представлениям, выполняет политическую функцию, или функцию усиления и расширения политической общности посредством установления брачных уз и, следовательно, установления связей между кланами.

«Снова и снова в истории человечества перед сознанием первобытных народов во всей его прямоте вставал практический выбор: либо пережениться, либо перебить друг друга»

Джеймс Фрэзер ( 1 января 1854, Глазго, Шотландия — 7 мая 1941, Кембридж)

• «Золотая ветвь» посвященная вопросам первобытных суеверий (магия и религия)

различные нормы социального поведения должны отражать разные стадии исторического развития, пытаясь проследить историческое развитие магии и науки в отдельных обществах

Political Anthropology Family Tree (схема)

Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis-Henri Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора штата Нью-Йорк — 17 декабря 1881, Рочестер штата Нью-Йорк)

Эволюционизм:

Э.Тейлор, Дж. Фрэзер, Дж. Мак-Леннан

Существуют общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса и закономерности в истории

• Марксистский формационный подход

• Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877)

• Классификация систем родства (отталкивался от Дж. Мак-Леннана и Мэна: от промискуитета к групповому браку и моногамии)

• Эволюция в связи развитием способа производства полезных продуктов и приспособлением к окружающей среде:

• Переход от собирательства, садоводства к развитому сельскому хозяйству

• Дикость, варварство и цивилизация

Общественная организация описывается как временная последовательности усложняющихся форм

• Общественная организация начала с разнородной орды, которая развивалась на основе семьи:

• Вступление в брак и установление родства братьев и родных сестер (родословные) – начало формирования социальных групп

• Появление сложных систем родства

• Экзогамия привела к формированию кланов (совокупность семей) –ослабление родства

• От равноправия к излишкам собственности и территориальным общностям

• Ирокезская конфедерация как объединение кланов и племен

Л.Г. Морган «если пленника усыновляли, то его верность и привязанность принадлежали отныне принявшей его нации»

система адаптации давала союзу пяти племен политическое преимущество над остальными этническими общностями востока Северной Америки

Индейские «колонии»

• «Бобровые войны»
«Лига пяти наций»

• Ирокезские войны конца XVI — XVII веков

• территории нынешних штатов Нью-Йорк, Делавэр, Мэриленд, Нью-Джерси, Пенсильвания, Северная и западная часть Виржинии, Огайо, Кентукки, север Теннисси, Иллинойс, Индиану и Мичиган, часть штатов Новой Англии и основную часть Верхней Канады.

Поселения и политическое устройство Миссиссипи

• Кахокиа — самое большое поселение своего времени к северу от Мексики. На его территории находилось как минимум 104 кургана, самый большой из которых — курган Монкс, имеющий стороны 291 и 236 метров в длину, и высоту около 28-30 метров

 

Кахокиа был одним из крупнеших городов своего времени (13 век), с н аселением около 10,000 — 20,000 жителей (некоторые считают — 30,000). Это был крупнейший религиозный и политический центр культуры Миссиссипи.

Функционализм Малиновского

• «Каждая культура должна удовлетворять систему биологических потребностей, что диктуются обменом веществ, продолжением рода, физиолоrически необходимыми условиями температуры

• каждое достижение культуры, предполагающее использование артефактов и символических систем, представляет собой инструментальное расширение возможностей анатомии человека и прямо или косвенно связано с удовлетворением той или иной телесной потребности

Рэдклиф­ Браун

• социальную структуры следует понимать как нaбор социальных связей, организованных в систему

• Составляющими социальной структуры или ее элементами являются индивиды, но поскольку они представляют собой живые существа, то рассматриваются в этом случае не как живые opгaнизмы, а как индивиды, занимающие некое место в социальной структуре

• Малиновский Бронислав – основатель психологического функционализма (польск. Bronisław Kasper Malinowski)

• Picture of Bronislaw Malinowski with natives on Trobriand Islands in 1918.

Бронислав Малиновский - 7 апреля 1884, Краков— 16 мая 1942 Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии.

• Б. Малиновский: существование любого обычая, социального института или социальных отношений должно интерпретироваться в терминах его функции: иными словами, в аспекте его вклада в удовлетворение потребностей (как базовых физиологических и эмоциональных, так и вторичных социальных).

Включенное наблюдение

• метод антропологического исследования, введенный и обоснованный Браниславом Малиновским

• Метод предполагает долговременное проживание в изучаемом сообществе

• Магия и кула

Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (или Рэдклифф-Браун; англ. Alfred Reginald Radcliffe-Brown; 17 января 1881), Бирмингем — 24 октября 1955, Лондон)

• Британский этнограф и социальный (культурный антрополог) - основоположников структурного функционализма и современной социальной и политической антропологии

• Структурный-функционализм

Функционализм – в рассмотрение общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные задачи по отношению к обществу как целому

• Различные социальные феномены (действия, отношения, институты), должны объясняться через функции, выполняемые ими в социокультурной системе вообще или в тех или иных социальных или культурных общностях, в которых они имеют место

Рэдклифф-Браун

все явления

либо функционально необходимы

либо дисфункциональны по отношению к обществу

 

 

Лекция 4.

Тема 2. История политической антропологии (Раздел 1.Теория и методология ПА)

 

2.. Развитие политической антропологии

Развитие политической антропологии:

Political Anthropology Family Tree

 

процессуальный подход

• Эволюционизм

• Неоэволюционизм

 

структурно-функциональный подход

• Психологический Функционализм

• Структурно-функциональный подход

• Структурализм

Political Anthropology Family Tree

• В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три книги о политических системах и институтах власти архаических обществ Африки

"Африканские политические системы" под редакцией М. Фортеса и Э. Эванса Причарда

Эванс Причард (1902‑ 1973)

• «Политическая организация ануаков Англо‑Египетского Судана»

• "Нуэры»

Два типа политических систем в зависимости от систем родства

сегментарные системы - те, в которых власть была рассеяна среди многих групп;

централизованные

• Развитие методологии политической антропологии (50-е-70-е годы)

Критика функционализма: конвергенция методов и школ (структурно-функционального и процессуального подхода)

• Неоэволюционизм

• Структурализм

• Политэкономических подход

 

Взаимосвязь методов антропологических исследований

• Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий)

• Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры

 

Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм

• Критика эволюционизма и традиционного структурного функционализма в 50-х годах

Акцент на:

• "процесс", "конфликт", "фракционность", «борьба» (конфликт нормален)

• Теория действий

• Многовекторность эволюции

• Анализ символических структур (роль ритуалов и религии)

 

Критика функционализма

• «Вневременность»

• Идеальные структуры, которые определяют деятельность

• Евроцентризм колониализма и его неэффективность

 

Неоэволюционизм

Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White), 19 января 1900 г., Салида, штат Колорадо— 31 марта 1975 г., Лон-Пайн, штат Калифорния

• Многовекторность эволюции

• Культура — это способность человека создавать символы. Закон эволюции: «Культура движется вперед по мере того как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией»

• Прогресс «сводится к степени, в которой человек посредством культуры может осуществлять контроль над силами природы»

• «Культура — это средство сделать жизнь безопасной и продолжительной для человеческого рода. Одно средство может быть лучше другого»

 

Взаимосвязь методов антропологических исследований

• Исторический подход исследует временные процессы (последовательность уникальных событий)

• Функциональный анализ изучает формальный процесс — структурные и функциональные аспекты развития культуры

• Интерпретация явлений в виде временной последовательности форм занимается эволюционизм

«Политэкономический» эволюционизм (подход):

РЕЦИПРОКАЦИЯ

• Редистрибуция

ОСНОВАНИЕ ПОЛИТОГЕНЕЗА

• ЦИРКУЛЯЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ

РЕЦИПРОКАЦИЯ (Reziprokation; от лат. reciproco—возвращать назад, двигать назад и вперед)

Редистрибуция (от лат. redistributioперераспределяю)

• МАРШАЛ САЛИНС

• Маршал Салинс (Evolution and Culture, 1960)

• Значимость культуры в формировании структуры общества.

• Критика идеи «человека экономического», роль культурной специфики экономических систем

• Эволюция обусловлена различными темпами и направлениями развития, временем вхождения элемента (например, изобретения) в жизнь общества

• Культуры «дикарей» равноценны европейским, но существенно отличаются от них.

 

Феномен «престижной экономики» - отличия экономических отношений в рамках цивилизованного и архаического общества

Основная форма - дарообмен «реципрокность» (англ. reciprocity)— обмен дарами в рамках социальной сети отношений, пиры, праздники, ритуальное взаимное одаривание («потлач»), ритуальный круговой обмен («кула»)

РЕЦИПРОКАЦИЯ как способ формирования и поддержания иерархии

• Р.—циркуляция материальных благ и услуг между людьми, которая представляет собой проявление существующих между ними взаимных обязательств и носит длящийся характер. Р. является одним из основных понятий субстантивизма (качественные отличия экономик).

M. Салинз:

генерализованная Р., при которой требование взаимности, а тем более эквивалентности дач между сторонами носит самый общий характер и реализуется лишь в конечном счете в течение длительного периода времени;

сбалансированная Р. предполагающая возмещение каждой дачи эквивалентной отдачей

• негативная Р., состоящая в попытках получить что-либо, не давая ничего в обмен

Редистрибуция - собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы

 

Структурализм в антропологии и его истоки

ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)

(Монтескье и Конт)

«Элементарные формы религиозной жизни» (Durkheim 1912)

Эволюционист: если австралийские аборигены организованы в общество, наименее развиты в технологическом смысле, то их религию (т.е. тотемизм) можно считать самой примитивной на земле.

 

Марсель МОСС (1872-1950)

ВАН ГЕННЕП (1873-1957)

• Наличие однотипной символической структуры в ритуалах перехода, проводимых в ознаменование перехода человека или группы людей из одного социального состояния в другое (т.е. в ритуалах, связанных с беременностью, родами, достижением зрелости, браком, смертью и т.д.).

• Ван Геннепа интересовали не физиологические процессы как таковые, а изменения в социальном статусе человека.

• Связь между физическими и социальными существует, но социальная зрелость не всегда совпадает с физической зрелостью, моментом физического разрушения тела и смерть с социальной точки зрения не обязательно совпадает.

• Ритуалы, проводимые в таких случаях, по мнению ван Геннепа, были неправильно поняты Тэйлором, Фрэзером и авторами их круга, поскольку рассматривались изолированно, а не как последовательные и составляющие единое целое события. Ритуалы перехода состоят из трех тесно связанных фаз, представленных самостоятельными ритуалами отделения, переходными ритуалами и ритуалами включения:

- Сначала человек (или группа людей) отделяется от привычного социального окружения

- Затем проходит период изоляции

- После чего человек включается либо в новое социальное окружение, либо в старое, но в каком-то ином качестве.

 

Структурализм в антропологии и его истоки:

Э. ДЮРКГЕЙМ (1858-1917) ВАН ГЕННЕП (1873-1957)

Через взаимное признание происходит переход от естественной природной необходимости к правилам социального сосуществования (от биологической группы к обществу)

Марсель МОСС (1872-1950)

Взаимность - это унuверсальная данность для человеческих обществ (если нет союза, то мы имеем дело с животными)

• Взаимность - регyлирующий принцип, логические проявления кoтоpoгo учитывают во всех своих аспектах формы брачных союзов и формах родства

• обмен в архаических обществах представляет собой социальное явление тотального характера. и заключает в себе феномен экономический, правовой, моральный, эстетический, религиозный, мифологический

Структурализм

Claude Lévi-Strauss (pronounced [klod levi stros]; born November 28, 1908- died October 30, 2009)

В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist»

 

Новый гуманизм: Ж.-Ж. Руссо и К.Леви-Стросс «Как стать человеком»

Антрополоrия... находится в ситуации, сравнимой с астрономией.

Этнолог... это астроном, изучающий созвездия людей

К. Леви-Строс

Печальные тропики. М., 1984.

• Предисловие к трудам Марселя Мосса / / М. Мосс. Социальные функции священного. СПб., 2000.

Структурная антрополоrия. М., 1985.

Неприрученная мысль / / К. Леви­-Строс. Первобытное мышление. М., 1994.

Тотемизм сеrодня / / К. Леви-Строе. Первобытное мышление. М., 1994.

Мифолоrики: В 4 т. Т. 1. Сырое и приrотовленное. М.; СПб., 1999.

Мифолоrики: В 4 т. Т. 2. От меда к пеплу: М.; СПб., 2000.

Мифолоrики: В 4 т. Т. 3. Происхождение застольных обычаев. М.; СПб.: Университетская книrа, 2000.

Путь масок / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000.

• Ревнивая rоршечница / / К. Леви-Строс. Путь масок. М., 2000.

Социальные факты не представляют собой ни вещи, ни идеи, это структуры.

 

М. Мерло- Понти. Знаки

• Социальные отношения ­ являются основным материалом для построения моделей, выявляющих саму социальную структуру

(Леви-Строс)

• Структурная антропология Леви-Стросса

Claude Lévi-Strauss (28 ноября 1908, Брюссель — 30 октября 2009, Париж)

• запрет инцеста (кровосмешения) - исходный социальный факт в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства

• Для реализации запрета инцеста создаются внутри родовой общины специальные органы насильственного пресечения кровосмешения внутри рода

• Развитие связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами стало прообразом будущей государственной структуры

• Цель - объяснить, как данные социальные институты, которые могут быть выявлены в рамках структурного анализа, делают возможным человеческий опыт.

Структурализм - социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах.

• Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением

Символическое - замещение множества событий - их презентация

Посредством символизации д ействующие сами создают социально-политический мир, в котором они действуют, отбирая одни практики в качестве коллективно-значимых и вынося за скобки — другие.

• Развитие «взаимности» в процессе эволюции родства

• Взаимность прав и обязанностей возникает в процессе эволюции систем родства и обмена людьми «вещами» и символами

• В основе обмен женщинами, отречение от кровного родства (Л.-С.)

Благодаря таким действиям, как украшение жилища, покупка товаров культуры, управление ритуалами и церемониями, демонстрирующими социальный статус семьи, женщины играют определяющую роль в производства и присвоения различий, выступающей двигателем всей культурной жизни.

Животные живут группами и им тоже свойственен обмен самками, но в основе -инстинктивный запрет на кровосмешение

Маргарет Мид (1901-1978)

Рут Бенедикт

• Patterns of Culture (Boston and New York, 1934)

 

Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США // Антология исследований культуры. — М.: Университетская книга, 1997. — Т. 1.

Бенедикт Р. Хризантема и меч Модели японской культуры / Пер. с англ. М. Н. Корнилова, Е. М. Лазаревой и В. Г. Николаева. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

Этнопсихология

• Модели культур

• Наличие у каждой культуры интегрир



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.287 с.)