Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетика и драматургия Лессинга.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лессинг – один из крупнейших мыслителей европейского Просвещения. Философской основой его эстетических взглядов был материализм. Наряду с Дидро он явился одним из крупнейших теоретиков реалистического ис-ва 18 века. Род. в саксонии, в семье бедного пастора, 46-поступил в лейпциг. ищет не картеры, а духовной свободы, в 1748 Лессинг переезжает в Берлин, где сближается с просветителями Мендельсоном и Николаи. Занимается переводами, сотрудничает в газете. Л. участвует в организации Гамбургского национального театра. 1 период. Студенческий (лейпцигский). Стихи в русле Рококо. Сб. «Мелочи» (50), драмы «Молодой ученый», «Вольнодумец». Эпитафия «Достойному лицу. 2 период. Берлинские годы. 48-60. 1.Против литературы Готшеда. Лессинг - за нац самобытность родной ли-ры. И если в ранних критических статьях Лессинг еще остается верен эстетике классицизма, то уже в «Письмах о новейшей литературе» он отрицает его рационалистич теорию. Лессинг заявляет, что классицистические представления отжили свое. Полемизируя с драматической формой Готшеда, Лессинг обвиняет его в том, что он создал "офранцуженный" театр, не исследовав, насколько он соответствует немецкому образцу мыслей. Проанализировав пьесы старинного немецкого театра, Лессинг приходит к выводу, что немецкий вкус ближе к Шекспиру, а не к французам. Л. тоже классицист, индивидуальный, более гибкий, нет такой рациональности. Пишет басни. Ратует за нац. дух, самобытность с усвоением европ. опыта, переводит Дидро, Вольтера. Драматургия Лессинга является подтверждением его теоретических взглядов. 1-ая серьезная пьеса- мещанская бюргерская трагедия - «Мисс Сара Самисон» (1755 г.) – первая семейно-буржуазная драма в Германии. действие - в обыденной, привычной среде (в невзрачной комнате дешевой гостиницы). 3 период. 60-65. Бреславские годы. Силезия. Пишет трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» был полемически направлен против концепции Винкельмана, изложенной в его «Мыслях по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре». В своем учении о трагедии Лессинг настаивал на мысли, что она должна изображать не эстетически прекрасную действительность, но диссонансы жизни, которые являются проявлением ее внутренней гармонии. Его теория «трагич вины» выражала мысль о том, что характер трагич героя должен быть связан с его несчастливой участью. Несчастье героя не только случайность, но и закономерное проявление естественных причин. Герой и виновен и невиновен в своей судьбе, он навлекает несчастье собственной слабостью. в основе трактата - мысль о типологическом различии поэзии и живописи как временного и пространственного видов искусства. Своеобразие живописи - в том, что она располагает воспроизводимые явления одно подле другого, давая возможность зрителю мгновенно обозреть дейст-ть; своеобразие поэзии - в том, что она может располагать данные явления одно за другим, внося т.о. в ис-во принцип длительности. Живописи и поэзии присущи противоположные качества: пространство/время, тело/действие (речь), статика/динамика, момент завершения/момент развития, обобщение/индивидуализация. «Гамбургская драматургия» (1768): книга представляет собой сб статей, посвященных вопросам театра и драмы, - своего рода лит-ный манифест на сущность драматич поэзии. Лессинг опирается на Аристотеля. Аристотель видел цель трагедии в очищении страстей путем возбуждения в зрителях сострадания и страха, а не «ужаса». «Мина фон Барнхельм»: 1 нем. самобытная комедия, хотя влияние Геллерта. Должна смещить, трогать, утв. высокие идеалы. Комедия построена на национальном, бытовом и историческом материале; имеет черты классицизма: соблюдение единства времени и места; - образ Мины, в котором сочетаются противоположные (человеческие) качества: "... мы - чудные создания. Нежные и гордые, добродетельные и суетные, сладострастные и благочестивые ". 2) новый источник комического: если у Мольера таким источником были пороки, то у Лессинга слабости человека, происходящие от его хороших качеств. 3) в основе совершенно некомедийный конфликт - столкновение честного чел-а и несправедливой власти, но он благополучно разрешается, благод вере в мировой разум и предустановленную гармонию. 4 период. Гамбургский. Проект создания нац. театра. Но проект не сбылся. Не хватило денег. Единств. результат:- богатая гамб. драматургия. Труд по теории театра: о разных жанрах, драматург имеет право на 2 характера: средний (узнаваемые, способный на слабость) и перегруженный (абсолютная типизация, воплощенные идеи, апогей обобщенности.) 5 период. годы в Вольфенбюттеле. Заведует библиотекой. Умирает жена, тяжело психологически. Пьеса «Эмилия Галотти» (1772 г.) в ней конфликт свободной личности и феод-го общества принял трагич ха-р. Психологически сложен образ самой Эмилии. Лессинг рисует ее чистой, самоотверженной и в то же время наделяет внутренней слабостью, неуверенностью в себе. Больше смерти Эмилия боится соблазна. Типическим является образ фаворита Маринелли, готового на любую подлость в своем стремлении угодить принцу. Драматург намеренно изобразил его обычным чел-м, а не исчадьем ада. Он не лишен обаяния, тонко чувствует иск-во, уважает и ценит порядочность. И тем страшнее последствия его поступков. Трагедия подводила к мысли, что неограниченная, деспотическая власть искажает, уродует душу чел-а. Она была исполнена протеста против тирана, узурпации естественных прав личности и именно так воспринималась молодым поколением. Антич. основа- история о девушке Вергини, по римской легенде принимает смерть от отца, чтобы не стать наложницей. Э.Г. приглянулась принцу Гонзаго Маринелли- образец фаворитизма, хотя и деспотичны. Сама гибель Э.- протест против насилия. Гонзаго- живой чел-к, ко-ый умеет любить. Потенциально хороший чел. Власть уродует душу чела. Э. сомневается, боится соблазна. Соблазн- вот настоящее насилие, боится себя самой, предпочитает смерть. «Натан Мудрый» 79. (перегр. хар-ры) важны сами идем, а не психологизм. важное место-евр. тема. 1-ый положительный евр. образ. Путешественник спас дочь барона, все влюблены в него. Барон узнает, что его спаситель еврей, все рухнуло.
Гете (1749-1832) Родился в Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. Отец его был имперский советник, мать— дочь городского старшины. Гёте получил хорошее домашнее образование. В 1765 отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбурге, где защитил диссертацию на звание доктора права. Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной и литературой. Писать начал рано. Его ранние произведения подражание. Стихотворение «Hollenfahrt Christi» (1765) примыкает к духовным стихотворениям Крамера (круг Клопштока). Комедия «Die Mitschuldigen» (Совиновники), пастораль «Die Laune des Verliebten» (Каприз влюбленного), стихотворения «К луне», «Невинность» и др. входят в круг литературы рококо. Как и у поэтов рококо, любовь у него — чувственная забава, природа — мастерски выполненная декорация. Перелом намечается в Страсбурге, где Гёте встречается с Гердером, знакомящим его со своими взглядами на поэзию и культуру. Открывает новое: истор подход к иск-ву; нельзя рассматривать, что-то, что позже – лучше (не действует закон отрицания); яз чел-ва- поэзия, надо изучать не только античных авторов, но и народные песни; своя идея самобытного гения- он не терпит никаких канонов; открывает идеи Руссо- протест против сосл. неравенства. Пишет статью о нем. зодчестве, под впечатлением от Страсбургского сабора- это гимн творч свободы гения- манифест штюрмеров. В Страсбурге Гёте находит себя как поэта. Он знакомится с писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска» (Ленц, Вагнер). Заинтересовывается народной поэзией, Оссианом, Гомером, Шекспиром (речь о Шекспире — 1772). Ближайшие годы -интенсивная литературная работа, чему не может помешать юридическая практика, которой Гёте вынужден заниматься из уважения к отцу. 1. Ранний штюрмерский период. 70-75.участник движения бури и натиска. В эти годы пишется «Фауст», к 72 создал законченный текст- «Urfaust»- 1-ая версия. Лирика этого периода- сентименталист. 2 тенденции: традиция интимного стих-ия, стилизованное под народ песню; филос. гимн, написанный верлибром (все держится на анжабемане) 70-71гг.- ранний цикл «Зазенгеймские песни», деревня под Страсбургом, некотрые стих. стали популярными, народными: «Дикая розочка», «Фульский король», «Свидание и разлука», «Майская песня»- о любви, о творце, мироздании, вознесение духа человека. Философские гимны- «Ганимед», много спинозизма. «Прометей» - манифест штюр-го движения- выраж бунт-ий дух, вызов диктату, тирании, вызов судьбе. Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является « Гёц фон Берлихинген ». Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере историч хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует наци-ую старину, драматизируя историю рыцаря XVI в., сколько в том, что эта драма, возникая за пределами лит-ры рококо, вступает также в противореч с ли-ой Просвещ. Образ борца за социальную справедливость — типичнейший образ ли-ры Просвещ — получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавл крестьянское восстание; когда последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революц движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии «с матерью-природой». Значение символа имеет заключ сцена пьесы: выходит из темницы в сад, видит безгранич небо, его окружает оживающая природа. «Страдания юного Вертера» «Страдания юного Вертера» (1774) — роман в письмах, самое совершенное создание Гёте периода «Бури и натиска». «Вертер» дал автору мировую славу. В романе изображён конфликт м/у чел-м и миром, принявший форму любовной истории. Книга о любви, концентрация мысли и чувств. В.- образ того, что можно сказать о любви. Глубокий филос-ий смысл. Проблема личности и общ-ва, роли худ-а, иск-ва и жизни, как трудно выжить художнику. Соц-псих. роман в эпистолярной форме. В. открывает галерею лишних людей, не находит место в этом мире. Истинный образец сентиментального штюрмерского героя. Гл. гений- способность чувствовать. Идеал В.- руссоист. идеал. Огромную роль играет ландшафт, действие начинается весной+ спинозизм (концепция панентеизма- Бог во всем). Сопоставлены 2 взгляда на мир: тонкий ранимый В. и твердо стоящий на ногах, рационалист. Альберт. Веймарский период 75-1832 Веймарский классицизм (ВК) - это новая эстетическая программа, сформированная Гете и Шиллером под воздействием кризиса движения «Буря и Натиск» в 80-е годы. ВК - последний этап в развитии немецкого просвещения. Общая идея ВК: программа просветительского гуманизма. Воспитание личности худ-ми средствами. Философская основа: Гете - стихийный материализм, отдаленно связанный со Спинозой, освоенным ч/з Гердера, Винкельман (теоретик Просвещения); Шиллер - «критический метод» Канта. Выделяют два периода ВК: Если в период «Бури и Натиска» Гете утверждал необходимость непосредственного единства ис-ва и природы, то теперь он их резко разграничивает. Художественное произведение - не копия природы, он стоит над природой. Художник, проникая вглубь вещей, стремится к художественной правде. «Ифигения». Ифигения — героиня одноимённой драмы — спасает своего брата Ореста и его друга Пилада, ко-ых как чужестранцев ждёт смерть на берегах Тавриды, тем, что предаёт свою и их судьбу в руки Тоанта — царя Тавриды, отказываясь от иных, предложенных Пиладом, путей спасения. Этим поступком она снимает с рода Тантала тяготеющее над ним проклятие. Своеволие Тантала искуплено Ифигенией, отрекающейся от своеволия. Наряду с Ифигенией Орест — глубоко знаменательная фигура. В начале драмы он, гонимый фуриями, объят зловещим беспокойством. конец драмы приносит ему исцеление. В его душе, обновленной Ифигенией, Орест, подобно Вертеру, надеялся найти освобож-е в смерти; подобно Прометею, он видел в олимпийцах существ, враждебных чел-у; подобно многим персонажам эпохи «Бури и натиска», он не в силах был нигде обрести «отдыха и покоя». Ифигения исцеляет его. В финале пьесы он действует как ей подобный. Орест — двойник Гёте, преодолевающего «Бурю и натиск». Римские элегии. Центр образ «Элегий» — поэт (Гёте), преиспол-ый языч рад-ю жизни, приобщающ к миру антич ку-ры, видящ мир глазом скуль-ра. Он отдаётся радостям чувств-ой л-ви, но л-вь теперь истолков-ся не как сила, сближающ чел-а со смертью, но как явл-е, свидетельст-ее о прочности земных связей. Герой «Элегий» берёт у жизни всё, что она может ему дать, не порывается к недоступному. «Эгмонт». Фоном для трагедии «Эгмонт» служит борьба Нидерландов с испанским господством. Однако Эгмонт, поставленный в положение борца за нац-ую независимость. Живя мгновением, он отрекается от посягательства на волю судьбы, на волю истории. Такова эволюция образа борца за лучшую действ-ть в тво-ве Гёте. На смену умеющему бороться и ненавидеть Гёцу является Эгмонт, предоставляющ жизни идти своим установл путем и погибающий в результате своей беспечности. «Торквато Тассо». В 1790 Гёте заканчивает драму «Торквато Тассо», в которой показано столкновение двух натур: поэта Тассо, не умеющего подчинить себя законам окруж-ей среды, и придворного Антонио, добровольно след-го этим законам, нашедшего душевный мир в отказе от посягательств на нормы придвор быта. Попытки Тассо противопост воле двора волю своего независимого «я» оканч-ся неудачей, ко-ая вынуждает его в финале пьесы признать житейскую мудрость Антонио. Драма вводит нас в психич мир самого Гёте — бывшего штюрмера, подчин-ся законам веймарского двора. - «Ночная песнь путника», баллада «Лесной царь», На озере, Природа, Морское плавание. О, зачем твоей высокой властью (отношения с Шарлоттой фон Штейн) «Годы учения Вильгельма Мейстера» Сын зажиточных бюргеров Вильгельм Мейстер отказывается от актёрской карьеры, ко-ую он было избрал как единственно позволяющую бюргеру развить все его физич и дух дарования, стать независ-м в условиях феод-го окруж-я, даже играть заметную роль в жизни страны. Он отказывается от своей мечты и кончает тем, что, преодолев свою бюргерскую гордость, отдаёт себя всецело в распоряжение некоего тайного двор-го союза, ко-ый стремится сплотить вокруг себя людей, имеющих основания бояться революц-го переворота. ВМ не только не посягает на феод-ую действит-ть, но даже готов рассматр свой сценический путь как некоторое «своеволие» по отношению к ней, поскольку он пришёл к театру, окрыленный стремлением возвыситься над этой действительностью, развить в себе желающего господства бюргера. Характерен подзаголовок романа «Годы странствований Вильгельма Мейстера» — «Отрекающиеся», намекающий на «союз отрекающихся», к ко-му принадлежит основная масса действующих лиц романа (Мейстер, Ленардо, Ярно-Монтан и др.). Члены союза обязуются отречься от посягательств на существующий полит строй, они учатся обуздывать свои порывы, добровольно принимая на себя выполнение различных обетов. Немецкий «Роман воспитания». И. В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (ВМ)(подробнее) - роман большой дороги: множество внешних событий и приключений, нередко опасных для героя; воспитательный р; р о художнике; элементы нравоучит семейно-бытового р; автобиографический р; философский роман >получается универсальный р. Чувствуется биографич основа: Вильгельм - Гете, увлечение кукольным театром, открытие Шекспира под влиянием Гердера, тоска по Италии, воплощенная в Миньоне, занятие театром. Тема романа - юноша, вступающий в жизнь. Он не способен перевоплощи играет только те роли, ко-ые ему нравятся. Постановка «Гамлета» - поворотный пункт в жизни Вильгельма; открытие того, что образ героя не соответствует его личности, убивает в нем актерский жар. > исцеление от прекраснодушия. Начинает видеть в актерах простых, мелких людей. Аврелия тоже играет только себя. Ее смерть совпадает с концом его театр призвания. «Признания прекрасной души» - это тоже бегство от жизни, но к религии. > критич взгляд на свою жизнь > оценивает значимость практич деят-ти. «От жизни для ис-ва к ис-ву жизни, к жизни как ис-ву - таков путь Вильгельма». К концу романа Вильгельм понимает, что он не актер и должен избрать себе практич деят-сть, чтобы сделать из самой жизни произвед ис-ва. Во 2-ой части Вильгельм путешествует в поисках своего призвания и находит его в хирургии. 3-я часть должна была изображать эту деят-сть. Вся трилогия должна была показать, как человек нашел себя, как Вильгельм стал «мастером». Теория аббата о воспитании: свои ошибки предпочтительнее, чем чужие истины, истина приобретается только ценой собственных исканий. Нужно верить в человеческую природу и предоставить человеку право на заблуждение. > Мораль, направленная против всякой морали. В рамках своей теории аббат помогает Мейстеру в его театральной деятельности. Специфика романа: Поэтизация самих исканий, мысль о необходимости блужданий. ВМ - прославление годов учения, они в любом случае приносят пользу. Ис-во, в дан случае теат-ое, формирует жизнь, подготавливает чел-а к практич деят-сти. Ирония над «бюргерским сынком», над его штюрмерскими чертами, когда Вильгельм свои прихоти выдает за нечто роковое, говорит о судьбе, инстинкте (ко-ый его обманывает - Фридриха он принимает за Марианну). иронически показан театральный путь Мейстера, т. к. он не актер. Система образов. «Весь роман- это утверждение необходимости случайного», также и в образах. Случайные встречи обусло-ны внутр необходимостью. Герои показаны объективно, но при всей своей самостоят-сти, они тяготеют к центру, к герою. С худ-ой т. з. они нужны для полного раскрытия образа героя. Все герои учат Вильгельма, сознательно или бессознательно. Миньона - отчуждена от мира, воплощенная «прекрасная душа», ей свойственна «неправильность», наличие инстинкта, в практической жизни беспомощна. Ее образ романтичен, но воплощение романтического начала имеет реалистические обоснования, а не ореол загадочности, как у романтиков. Филина - воплощенная женственность, воплощение обаяния светского общества 18 в., устремлена вовне, в общество, противостоит «прекрасным душам», которые только могут расстроить общество. труппа распадается, когда ее покидает Филина. Легкомысленна, противопоставлена типу Hausfrau. В Миньоне воплощены соредоточенность Вильгельма в самом себе, его покорность внутренним влечениям. Но в нем есть и интерес к людям. В ходе своего развития Вильгельм отделяется от Миньоны и приходит к Филине, Миньона чахнет, когда Вильгельм изменяет своей романтич сущности и умирает. когда он обручается с Терезой. Наличие одного центра в романе и является характерным признаком воспитательного романа. - это история образования героя, морального обретения себя. Герой в начале - существо с богатыми, но смутными задатками. семья изображается только в начале романа (как у Филдинга) - принцип композиции: «семейные встречи»: в 1-й ч герой проходит ч/з мир близкий ему, но холодный, но уже со 2-й ч он окружен на своем жизн-ом пути своими близкими друзьями. Черты фр-го филос-го р. В нем человек выступает по отношению к обществу, как полит целому, а не просто маленькому кружку действующих лиц. Эпизод «башни» - спорный и «искусственный» - вырастает из концепции семейного романа. « Здесь - максимальное выражение того, что весь мир вокруг героя повернут к нему». Любимая тема романа 18 в. - внутренняя гармония частного и общего интересов (начиная с «Робинзона Крузо») наиболее ярко выражена в ВМ. «Естественное влечение души Вильгельма приводит его к «миру с миром», а самого Гете - к кл-му, к «Ифигении», к гармонии м/у стихийным и разумным». ВМ - роман, переходный к роману 19 в. Форма его архаична: обстоятельность, замедленность. Гете приходит к осознанию гибельности исключ-го индивид-ма (арфист), поэтому изображение внутр-го принимает у него роковой хар-р. Так, ВМ приближается к романтич роману, где тема зависимости личности от роковых сил становится главной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.017 с.) |