Вопрос. Искусство лирической прозы. Зайцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Искусство лирической прозы. Зайцев



Литература конца XIX - начала XX века отмечена активизацией лирической стихии. Эта особенность явилась своеобразной реакцией на антихудожественные тенденции времени; она выражала стремление писателей защитить гуманистические ценности и значимость личности. Лирическое отражение действительности стало для ряда писателей основным принципом организации произведений. В числе них и оригинальный русский прозаик Б.Зайцев. Б.Зайцев становится одним из немногих, чье творчество испытало влияние, с одной стороны, поэзии символистов (А.Блок), с другой, - прозы Л.Андреева, И.Бунина и в особенности А.Чехова. Уже первый сборник рассказов «Тихие зори» (1906) вызвал интерес и неоднозначные отклики современников. Так, В.Брюсов писал: «Рассказы Б.Зайцева, связанные исключительно общностью настроения, - это лирика в прозе, и, как всегда в лирике, вся их жизненная сила - в верности выражений, в ясности образов»1. Заметная тяга к реализму позволила дореволюционной критике отнести Б.Зайцева к так называемым «неореалистам». Под этим термином понималось «сосуществование в прозе двух равнозначных реальностей - поверхностной стороны явлений и скрытого за ней Нечто». В дальнейшем и другие критики говорили о неореализме прозаика, подразумевая реализм, прошедший через искус модернизма и освободившийся благодаря этому от тяжеловесности и приземленное. Иногда метод писателя характеризуется как новый -углубленный и утонченный - реализм. Нельзя не отметить произведение З. «Золотой Узор». Роман Золотой узор (1926) построен в виде исповедального повествования рассказчицы о своей судьбе, вбирающей в себя дух переломной эпохи русской жизни и существования отечественной интеллигенции от рубежа веков до первых эмигрантских впечатлений начала 1920-х гг. Глазами героини явлены здесь картины столичной и провинциальной действительности периода предреволюционных ожиданий и непосредственно революции, дано символически емкое изображение природного космоса. Предметом напряженной художественной рефлексии автора и героини стали различные типы отношений человека с историческим временем, которые обозначаются на разных этапах жизненного пути самой Натальи и в системе персонажей. «Золотой Узор» - это символ человеческой жизни, в которой много и радостного и трагического, много событий, но жизни переломанной Октябрьским переворотом 1917 года. Повествование ведеться от имени молоденькой Натальи, которая мечтает стать певицей. Приезжает в Москву, поступает в консерваторию, учится пению. Она человек нового двадцатого века. Свободная, легкая, независимая. Ей кажется, что вся жизнь в ее руках и порой поступает легкомысленно, но все равно не теряет своего очарования. Она выходит за муж за человека, который ее любит, она его любит. Рождается сын Андрей, но семейная жизнь такая вот по патриархальным понятиям ее не удовлетворяет. Она уходит к художнику, который кажется ей талантливым. Уезжает с ним в Париж. Проводит дни в удовольствии, в счастье, просто купается в атмосфере Парижа. Потому художник ей надоедат, она уезжает в Рим. Она очарована красотой Рима и много страниц посвящено вот этому описанию улиц, Рима, до этого Парижского неба. Ей кажется, что она забыла мужа, ребенка, но потом возникает какая-то тоска, и она возвращается домой. У мужа есть возлюбленная, зовут ее Душа. Наташа не ревнует, потому что понимает все, даже сближается. И они плачат вдоваем, каждая говорит другой, типа «Неет, возьми его себе, нет ты себе». Каждая хочет сделать счастливой соперницу, отказываясь от любви. Конечный выбор делает Маркел, муж Наташи, возвращаясь к ней и прощая ей все. Потому что она такая прекрасная, «как птичка», ее не возможно не простить. То есть книга делится на три част:

Первая часть – это свобода, упоение жизнью, действительно Золотые узоры жизни

Вторая часть – трагическая, потому что происходит Октябрьский переворот. У них отобрали квартиру, репрессии, голод. Ей приходится самой топить печку, носить воду ведрами, но она как бы даже и не жалуется на свою жизнь, воспринимая это как заслуженное наказание за собственное легкомыслие. Потом ее арестовывают, она сидит на Любянке, моля Бога лишь о том, что бы остался в живых ее сын, который уже подросток. Но когда ее выпустили, то выяснилось, что сын погиб. Очень такой трагический, символический эпизод, когда они с мужем несут крест на кладбище, что б поставить на могилу сына. Маркел говорит: «Тебе тяжело нести крест» (а ей кажется, что очень легко, по сравнению с той болью, которая постоянно ее не упускает, боль об утраченном сыне). Но она сумела и эту трагедию в своей жизни преодолеть. Слишком она любит жизнь во всех ее проявлениях В конце повляется лучь света в ее жизни. Знакомый англичанин, который был влюблен в нее в Риме, оказавшись в Москве находит ее и помогает ей эмигрировать вместе с мужем. Последнии страницы – это вновь описание вечного города Рима и надежда на то, что все-таки все образуется и в этой жизни будут еще радости. Зайцев мастерски сумел передать мироощущение женщины, страстно любящей жизнь, желающей быть счастливой и свободной. Этот рассказ импрессионистичный, потому что ведется от имени героини и по-своему уникальный, потому что Зайцеву удалось передать психологию женщины и рассказать о его незаурядной судьбе. Последние годы научного изучения творчества Б. К. Зайцева были отмечены появлением обстоятельных монографических работ, посвященных творчеству писателя. К ним относятся монография А. В. Ярковой «Жанровое своеобразие творчества Б. К. Зайцева 1922 - 1972 годов» (2002) и исследование Т. М. Степановой «Поэзия и правда. Структура и поэтика публицистической прозы Б. Зайцева» (2002). В настоящее время внимание исследователей привлекают различные аспекты творчества писателя, как идейно-философские, историко-литературные, так и касающиеся конкретных проблем поэтики отдельных произведений Зайцева. (Произв.З: Дальний край, Анна, Путешествие Глеба, Тихие зори, Река времен итд)


 

45 вопрос. Искусство лирической прозы: Шмелев. Иван Сергеевич Шмелев родился в Москве и бесконечно любил этот город, более того, известно, что и прапрадед жил в Москве и тоже был купцом.

Роман «Лето Господне» имеет полное название: «Лето господне: Праздники, радости скорби». Написана книга была уже в эмиграции. Первое издание 1803 года, поэтому к описанию московской жизни примешивается ностальгия и печаль, связанная с тем, что это ушло навсегда. Написана эта книга очень поэтично. Много пейзажных зарисовок и не только. Столь же поэтично описываются такие будничные занятия, как засолка капусты, христианские праздники. Не случайно «Лето Господне», то есть, два года из жизни маленького мальчика начинается с Великого Поста, который в семье соблюдали очень строго: никаких книг кроме Евангелие не читали. А заканчивается через два года смертью и похронами отца по всем христианским законам на кануне Пасхи. Надо сказать, что отец для ребенка значил очень много. Это для него был идеал жизни. Мать была достаточно жестокой женщиной, и одна из знакомых Шмелева вспоминала, что он рассказывал, как его пороли до того, что веник превращался в мелкие кусочки, поэтому он и изобразил мать героя так. Отец был труженником, строителем. Никогда не брал за свой труд лишнюю копейку. При строительстве памятника Пушкину вообще работал бесплатно. Любовь к отцу рождала какую-то особую радость общения. Даже когда в баню ходил, садился за постный стол во время Великого Поста. Шмелев передает ощущение гармонии и покоя, которые рождаются у ребенка в мире, где все правильно, гармонично и традиционно. Календарь семейства соединяется с христианским календарем и с календарем самой природы. Великий пост – это радость прихода весны, которая описана очень поэтична, и радость скорого прихода пасхи с ее подарками и Христосованием (целуются три раза). Этот мир очень гуманный. Например, ребенок описывает лошадь Кривую (прозвише),которая уже старая, ни на что не годная, но все равно ее любят и берегут. Это свидетельствует о доброте семьи мальчика. Эта книга – памятник тем московским традициям, которые уже ушли в небытье. Шмелев их и оплакивает, и описывает. Любимый цвет мальчика – это белый, золотой, сияющий. К радости цвета примешивается радость колокольного звона «благовест». Трудный пост завершается по-немногу. Сперва идет благовещение, когда можно есть рыбу. И тут же он описывает, как пахнут рыбные пироги с луком, с семгой, с печенкой, с икрой. То есть он пишет такие живописные, насыщенные натюрморты. Событий особенных нет, время расчисляется по христианскому календарю: Троицын день, Успенье Пресвятой Богородицы, Святки с обязательным посещением театра, с елками, подарками. События текут обычно до тех пор, пока не случилась трагедия, меняющая жизнь ребенка. Любимый отец, глава семьи, упал с повозки и, хоть и не убился на смерть, нотяжело заболел. И вот его болезнь меняет мир ощущений и мальчика. Он начинает задумываться о смерти. Интересно то, что предместием этой трагедии идет глава «Радуница» в книге – это святой праздник, когда все идут на кладбище поминать ушедших. Отец болел долго, и у мальчика много раз приходила надежда, что отец выздоровиет. Каждый раз, когда отцу становилось лучше, окружающий мир вновь становился золотисто-розовым (это любимый цвет Шмелева, обязательно надо запомнить «золотисто-розовый», потому что радость – это золото»). Надежды с каждым разом все больше и больше угасали, хотя его лечили и парилкой, и живой водой. Некоторое время отцу полегчало. Проходит месяц и наступают «Горькие дни», как называется целая глава, когда ему уже ничего не помогает. Отец худеет, слабеет и, параллельно, уходит из описания золотые цвета, остаются желтые, темные. Радости больше нет. Даже вновь приходят эти христианские праздники традиции, но все уже живет в пол жизни. Холодный диван. Цвет золота заменяется тусклым серебром. Так незаметно проходит лето. Оно уже не такое радостное, в каком-то страхе, печали. Маленький мальчик понимает, что значит смерть, что значит готовится к смерти. И вот где-то уже в конце сентября все дети приходят к отцу, и он благословляет всю семью на долгую счастливую жизнь, вызывает священника, исповедуется. Пишет завещание. И грустно молвит, что жизнь прошла, а он ее и не видал. 30-35 лет было отцу. Умирает он в день своих иминин. И радостный праздник иминин тоже становится печальным и грустным. Завершается книга похоронами отца. Завершается цикл природный – осень, и цикл целовеческой жизни. Все до мельчайщих подробностей осталось в сердце писателя, и он все это востановил через много лет, находят уже в эмиграции. Завершается все молитвой «Вечная память», которая как бы снимает ощущение безысходности. Можно сказать, что «Лето Господне» - это произведение, написанное как симфония с определенными мотивами, темами. И одновременно это произведение живописное, особенно при описании Москвы с ее золотыми куполами, постые ярморки с ее дарами природы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.007 с.)